Конспект занятия в подготовительной группе Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Цель   -- Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг посредством     знакомства с произведением Н.Носова «Заплатка»

 

Задачи - Познакомить детей с автором произведения, рассказать о жизни и творчестве Н.Носова

           -уточнить представление детей об особенностях рассказа, его отличии от других литературных жанров.

            -обогащать словарный запас (заплатка, материя, наново)

            -развивать интерес к художественной литературе (обращать внимание на выразительные средства: «Сумел порвать – сумей и зашить»)

            -развивать умение отвечать на вопросы по содержанию: умение отвечать полным предложением, вступать, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая

            -учить образовывать новые слова (глаголы с приставками: -шить (вышивать, сшить, ушить, пришить, зашить и т.д.)

          --формировать у детей умение делить слова на слоги (за-плат-ка)

          - приучать детей с интересом рассматривать иллюстрации в книгах, активизировать речь детей

           -дать детям представление о книжной графике, о труде художника- иллюстратора

         -воспитывать интерес к художественной литературе

          -воспитывать бережное отношение к одежде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной группе

Воспитатель 1 категории Пугачева О.П.

МОАУ «СОШ № 11 г.Орска»

Доминирующая образовательная область - Речевая

Вид деятельности детей    -   Организованная деятельность, речевая, коммуникативная.               Познавательная

Тема образовательной деятельности - Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка»

Методы и приемы реализации содержания занятия   -   Знакомство с писателем

Беседа после прочтения произведения «Заплатка» Н. Носова

Повторное прослушивание рассказа в аудиозаписи

Интеграция образовательных областей    -    Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое

Возрастная группа   - Подготовительная группа

Цель   -- Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг посредством     знакомства с произведением Н.Носова «Заплатка»

Задачи - Познакомить детей с автором произведения, рассказать о жизни и творчестве Н.Носова

           -уточнить представление детей об особенностях рассказа, его отличии от других литературных жанров.

            -обогащать словарный запас (заплатка, материя, наново)

            -развивать интерес к художественной литературе (обращать внимание на выразительные средства: «Сумел порвать – сумей и зашить»)

            -развивать умение отвечать на вопросы по содержанию: умение отвечать полным предложением, вступать, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая

            -учить образовывать новые слова (глаголы с приставками: -шить (вышивать, сшить, ушить, пришить, зашить и т.д.)

          --формировать у детей умение делить слова на слоги (за-плат-ка)

          - приучать детей с интересом рассматривать иллюстрации в книгах, активизировать речь детей

           -дать детям представление о книжной графике, о труде художника- иллюстратора

         -воспитывать интерес к художественной литературе

          -воспитывать бережное отношение к одежде.

   Планируемые результаты   -   Дети знакомы с произведением Н. Носова «Заплатка», дана оценка поступка героя, раскрыт смысл произведения, у детей появилось осознание того, что нужно беречь одежду, а если испортится, то должен сам её починить, не торопясь

Организация среды для проведения ОД - Портрет писателя Н. Носова, выставка книг писателя: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Мишкина каша», и др.

Экран, ноутбук, текст рассказа «Заплатка», иллюстрации к рассказу «Заплатка», предметные картинки по тексту (мама, мальчик, штаны, забор, …)

Подготовка к образовательной деятельности

  на занятии в режимные моменты    -   Рисование предметов одежды, знакомство с     пословицами «Поспешишь-людей насмешишь», «Умел ошибиться – умей и поправить», «Где спех- там и смех», сюжетно-ролевая игра «Ателье», чтение Б. Заходер «Портниха», рассматривание: виды ткани в центре науки.

Ход

Воспитатель – Дети, отгадайте загадку: не дерево, а с листочками

                                                                           Не рубашка, а сшита

                                                                           Не человек, а рассказывает (книга)

Воспитатель – Правильно, это книга. Книга с давних времен считается лучшим другом человека. А почему? Как вы думаете?

Дети (ответы) - из книг можно узнать что-то новое, интересное…)

Воспитатель – давайте вспомним пословицы о книге

Дети – Книга мала, а ума придала

              Книга – лучший подарок

               Кто много читает- тот много знает…

Воспитатель - Что печатают в книгах?

Дети – рассказы, стихи, сказки…

Воспитатель – Как отличить сказку от рассказа?

(ответы детей)

Воспитатель – (показывает портрет писателя Н. Носова). Вы знаете, кто это? Кто изображен на портрете?

                            Какие произведения этого автора мы уже читали?

Дети –«Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша».  

Воспитатель - Они вам понравились?  Чем? (ответы детей)

Воспитатель - Сегодня я вам прочитаю другое произведение Николая Носова, но сначала расскажу о нем.

Рассказ воспитателя: Николай Носов – талантливый писатель, необыкновенный человек, его книги с удовольствием читают взрослые и дети. Родился он в городе Киеве, рос послушным мальчиком и очень любознательным. В школе хорошо учился, любил много читать и знал наизусть много стихов. Он мечтал стать писателем. Николая Носова считают «веселым писателем», потому что его рассказы смешные и веселые. Назовите их?

Дети называют –«Живая шляпа», «Фантазеры», «Мишкина каша»

Воспитатель -Чем отличатся эти рассказы? Чем похожи?

Воспитатель – итак хотите услышать еще один рассказ? (да)

Работа над произведением

Словарная работа

Воспитатель – Дети, сегодня я прочитаю вам рассказ Н. Носова «Заплатка». В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Давайте их разберем.

«Заплатка» - что это? (это кусок ткани, нашитый на порванное место)

«Хвастается» - хвалится

«Материя» -ткань, из которой можно что-то сшить

Воспитатель выразительно читает произведение

Рассказ Носова Заплатка

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась: - Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? - Я больше не буду! Зашей, мама! - Сам зашей. - Так я же ведь не умею! - Сумел порвать, сумей и зашить. - Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться. - Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны? А Бобка оправдывается: - Я просил маму зашить, а она не хочет. - Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить. Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой. - Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться. Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче. - Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать. Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его. - Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал. А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил: - Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Воспитатель -Понравился рассказ? Устали? Давайте поиграем.

Физминутка

Как живете? — вот так! (выставляют большой палец вперед)

Как идете?  — вот так! (идут на месте)

Как плывете? – вот так! (имитируют плавание)

Как бежите? – вот так! (бег на месте)

Как грустите? – вот так! (трут кулачками глазки)

А шалите? – вот так! (кривляются)

 А грозите? – вот так! (грозят друг другу пальчиком)

Беседа по содержанию:

-Понравился рассказ? Как звали главного героя?

-Почему все завидовали Бобке?

-Как он порвал свои штаны?

-К кому он обратился за помощью?

-почему мама отказалась помочь сыну?

-Почему дети смеялись над мальчиком?

-За что Бобка испытывал чувство стыда?

-Как мальчик пришил заплатку первый раз?

-почему он решил переделать работу?

-Как мальчик работал во второй раз?

-понравился ли результат друзьям Бобки?

-Чему захотел научиться Бобка во следующий раз?

Повторное чтение (прослушивание в записи)

Интонационное упражнение

Воспитатель – Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа?

Дети – (ответы) хвастался

Воспитатель – кто попробует показать, как он хвастался своими штанами перед другими детьми? Что он говорил? Каким голосом? С какой интонацией?

Дети – пробуют

Воспитатель – Каким стал Бобка в конце рассказа?

Дети - (терпеливым, аккуратным, настойчивым)

Воспитатель – Кто попробует передать его состояние с помощью интонации?

Дети – пробуют.

Игра «придумай слово»

Воспитатель – Ребята, сейчас мы поиграем со словом «шить»

Слово – шить -, от него можно образовать много похожих слов при помощи частичек, стоящих впереди слова. Попробуем?

Если надо две детали соединить – сшить

Если одежда велика – ушить

Чтоб край одежды не лохматился -обшить

Если дырка на одежде – зашить

Если подол у платья – подшить

Если платье украсить вышивкой -вышить

Вот сколько слов-действий мы подобрали к слову -шить-

Игра «Раздели слово на слоги»

Воспитатель – Ребята, давайте попробуем разделить слово «заплатка» на слоги

Как мы это сделаем? (прохлопаем или прошагаем или протопаем)

Дети пробуют – за-плат-ка

Воспитатель – Сколько слогов в слове? Назовите первый слог? Второй? Третий?

Вывод – в слове заплатка – три части (три слога)

Работа с книгой и с иллюстрациями

Воспитатель – Ребята, в книгах есть иллюстрации, как вы думает. Кто их рисует?

Дети – Художники!

Воспитатель – да, художники – иллюстраторы

Воспитатель – А зачем в книгах иллюстрации?

Дети – ответы

Воспитатель – правильно, чтоб она была красивой. Красочная книга привлекает внимание, ее хочется взять, рассмотреть, прочитать.

Воспитатель – А можно по иллюстрациям догадаться, о чем книга?

Дети – ответы

Сейчас я вам предлагаю разделится на две группы. Каждая группа получит книгу «Заплатка» и рассмотрите ее, а потом сравним., назвать разных иллюстраторов: Е. Мигунов, И. Семенов.

Пересказ

Воспитатель – Ребята, так как рассказ большой, будем его пересказывать по цепочке, то есть один начал, другой продолжает и так далее. Чтобы вам было легче пересказывать я вам приготовила картинки, вы должны их расставить в определенной последовательности.

Перед детьми картинки (мальчик, штаны, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш, штаны с заплаткой, пуговица))

Дети пересказывают

Итог Ребята, вам мальчик понравился?

         С каким автором мы сегодня познакомились?

 Ребята дома обязательно расскажите его. Я тоже очень люблю рассказы Н. Носова, ведь в них обычные жизненные ситуации становятся поучительными и смешными. Я знаю, что вы тоже очень любите книг, поэтому наш книжный уголок пополнится новыми книгами. Вы сможете в свободное время рассмотреть их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"

Подробный конспект по ознакомлению  детей с конструированием...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с творчеством Николая Носова"

Конспект заняти в старшей группе "Знакомство с творчеством Н.Носова."Очень хотелось познакомить своих ребят с прекрасным поэтом Н.Носовым, который написал замечательные произведения для детей....

Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"

Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"...

Конспект занятия в подготовительной группе по чтению рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры»

Конспект занятияв подготовительной группе по чтению рассказа Н.Н.Носова«Фантазеры»Автор разработчик Феничева Людмила АнатольевнаЦель: создание условий для формирования у дошкольников интер...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект занятия в подготовительной группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского«Тайное становится явным»  Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Та...