Конспект урока по литературному чтению И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
план-конспект урока по художественной литературе (подготовительная группа)

Завидюк Елена Викторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx805.86 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования информатики и права

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Конспект урока по литературному чтению:

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Абакан, 2021

Предмет: литературное чтение.

Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова; познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни «Лебедь, Рак Щука»

Планируемые результаты:

Личностные: формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Предметные: формировать правильный тип читательской деятельности; формировать умение аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступках героев, понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;

Метапредметные:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение вести небольшой диалог по теме урока, формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Регулятивные: определять с помощью учителя цель и тему урока, оценивать и корректировать свою деятельность.

Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение находить ответы на вопросы в тексте и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оборудование: учебник, м/м презентация, видеозапись басни.

Оформление доски:  -                          

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Подготовка к первичному чтению. Целеполагание. (10 мин)
  3. Первичное восприятие текста (2 мин)
  4. Проверка первичного восприятия (3 мин)
  5. Повторное чтение с анализом (10 мин)
  6. Вторичный синтез (10 мин)
  7. Итог урока (2 мин)
  8. Рефлексия (2 мин)
  9. Домашнее задание (1 мин)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг момент

Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Развитие познавательной активности

Подготовка к первичному чтению.

Целеполагание

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением. А его название вы узнаете, если отгадаете загадки.

В воде купался,

А сух остался

(лебедь)

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет –

Задом наперед.

(рак)

У нее во рту пила.

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала.

А теперь в котел попала.

(щука)

- Кто, написал это произведение? ( Иван Андреевич Крылов)

- Кто может сформулировать тему урока? ( Басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»)

А цель?  (Учиться выразительно читать басню, знакомиться с новыми героями-животными в

этой басне, будем учиться находить мораль в басне, думать, чему она учит)

Что вам известно об Иване Андреевиче Крылове?

Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной.

- Кто, чаще всего является героями «басни»? (животные, предметы)

- А кто подразумеваются под ними? (люди)

- Каковы же особенности «басни»? (Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль - нравоучение, поучение, вывод).

- Кто был родоначальником басен? (древнегреческий баснописец Эзоп)

- С какими баснями  вы уже познакомились?

– Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

-Что делают животные? (пытаются сдвинуть повозку)

-Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет?

А вот что рассказал об этом И.А. Крылов сейчас мы узнаем.

Разгадывают загадки

Определяют тему и цель урока

Слушают биографию автора

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку

Рассматривают иллюстрации к басне и отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Коммуникативные: формировать умение отвечать на вопросы учителя

Регулятивные: определять с помощью учителя цель и тему урока, оценивать и корректировать свою деятельность

Коммуникативные: формировать умение отвечать на вопросы учителя

Личностные: формировать умение работать с текстом

Первичное восприятие текста

- Сейчас мы послушаем как артист театра и кино  Игорь Ильинский читает данное

произведение.  

- Перед слушанием я хочу выяснить, знаете ли вы значение некоторых слови выражений (на слайде)

 Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Лад – действовать совместно, не расходясь.

 Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

 Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

 Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил

Хорошо, теперь вы готовы к прослушиванию

Объясняют значение непонятных слов.

Слушают басню.

Предметные: понимать замысел автора

Проверка первичного восприятия

Вы слушали очень внимательно и  я уверена, что вы с лёгкостью справитесь с игрой «Верно – Неверно, для того чтобы проверить кто внимательнее слушал

  • Верно ли, что басня о дружбе? (да)
  • Верно ли, что в конце басни удалось сдвинуть воз? (нет)
  • Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука за воз взялись? (да)
  • Верно ли, что каждый из героев хотел достичь своей цели? (да)
  • Верно ли, что И Крылов своих героев наделил характерами людей? (да)
  • Верно ли, что без согласия любое дело бессмысленно?  (да)

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Личностные: формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

Физминутка

  • Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо-тихо на воду садятся.

Выполняют физминутку, повторяя за учителем

Повторное чтение с анализом

- Прочитайте басню самостоятельно про себя, для дальнейшего анализа

Проведем блиц-опрос, для того, чтобы узнать, кто был самым внимательным:

- Найдите, как в басне описан Лебедь, какие действия он совершает?«Лебедь рвётся в облака».)

Какие действия совершает Рак? («Рак пятится назад».)

- А какие же действия совершает Щука? ( «Щука тянет в воду».)

  • Обратите внимание, как точно передаёт Крылов характер каждого героя.
  • Какие слова говорят о том, что они всё-таки очень стараются? («Из кожи лезут вон»).
  • А есть ли результат? (нет)

Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз?(Они не смогли договориться, делали всё врозь. Нет согласия, единства).).

  • Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)

Сейчас я предлагаю прочитать басню выразительно на отметку, соблюдая интонация (5-6 учеников)

Читают басню самостоятельно.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют басню.

Читают басню с выражением на отметку

Умение работать с текстом

Вторичный синтез

Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)

  • На что они похожи? (На пословицу).
  • Чем? (Эти слова учат, наставляют.) Это мораль басни (поучение).

Ваша задача собрать из слов пословицу и определить соответствует ли она басне.

 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (О труде)

2. Много захочешь - последнее потеряешь. (О жадности)

3. Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. (О дружбе) –

 Каждый из вас прочитал и представил героев басни по-разному. Сейчас я предлагаю посмотреть, как понял и представил себе эту басню режиссер-аниматор 
Александр Шаповал, который к 200- летию этого произведения создал мультфильм.

 - Скажите, почему мы с таким интересом послушали, прочитали и посмотрели эту басню, ведь она была написана еще в начале 19 века, а сегодня у нас уже 21 век, более 2 веков назад( -Да потому, что недостатки людей, их пороки остаются прежними)

- А вы всегда умеете договариваться?

-А у нас сегодня получилось сдвинуть наш «ВОЗ» на уроке? (да)  Мы сегодня не просто научились читать басню, но и учились вместе работать.

Собирают пословицу из слов в группах

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку

Предметные: формировать правильный тип читательской деятельности

Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились? («Лебедь, рак и щука»)

- Кто автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов)

- Кто в этой басне вам нравится?

-Поведение героев вызывает осуждение?

- Что высмеивает автор в басне?

- К какому выводу мы можем прийти после прочтения данной басни?

 Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Рефлексия

Продолжите предложение:

- Я узнал …

- Я повторил…

- Я удивился…

- Я научился…

- Я запомнил…

Продолжают фразы, оценивают вою деятельность.

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука».

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"

Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина....

НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.

Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб...

Конспект урока по литературному чтению на тему «Р.Гамзатов «Мой дедушка».

Гляди вперед, вперед стремись.И все ж когда-нибудьОстановись и оглянисьНа свой пройденный путь.Расул Гамзатов....

Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука".

Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука"....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний". Тема: басня И.А. Крылова "Лисица и виноград"

Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...