Конспект урока по литературному чтению И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
план-конспект урока по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)
Институт непрерывного педагогического образования
Колледж педагогического образования информатики и права
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Конспект урока по литературному чтению:
И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Абакан, 2021
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова; познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни «Лебедь, Рак Щука»
Планируемые результаты:
Личностные: формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.
Предметные: формировать правильный тип читательской деятельности; формировать умение аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступках героев, понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;
Метапредметные:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение вести небольшой диалог по теме урока, формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Регулятивные: определять с помощью учителя цель и тему урока, оценивать и корректировать свою деятельность.
Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение находить ответы на вопросы в тексте и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Оборудование: учебник, м/м презентация, видеозапись басни.
Оформление доски: -
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Подготовка к первичному чтению. Целеполагание. (10 мин)
- Первичное восприятие текста (2 мин)
- Проверка первичного восприятия (3 мин)
- Повторное чтение с анализом (10 мин)
- Вторичный синтез (10 мин)
- Итог урока (2 мин)
- Рефлексия (2 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Орг момент | Прозвенел звонок, начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Здравствуйте. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя | Развитие познавательной активности |
Подготовка к первичному чтению. Целеполагание | - Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, познакомимся с новым произведением. А его название вы узнаете, если отгадаете загадки. В воде купался, А сух остался (лебедь) На мели сидит, Усами шевелит, А гулять пойдет – Задом наперед. (рак) У нее во рту пила. Под водой она жила Всех пугала, всех глотала. А теперь в котел попала. (щука) - Кто, написал это произведение? ( Иван Андреевич Крылов) - Кто может сформулировать тему урока? ( Басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука») А цель? (Учиться выразительно читать басню, знакомиться с новыми героями-животными в этой басне, будем учиться находить мораль в басне, думать, чему она учит) Что вам известно об Иване Андреевиче Крылове? Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной. - Кто, чаще всего является героями «басни»? (животные, предметы) - А кто подразумеваются под ними? (люди) - Каковы же особенности «басни»? (Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит мораль - нравоучение, поучение, вывод). - Кто был родоначальником басен? (древнегреческий баснописец Эзоп) - С какими баснями вы уже познакомились? – Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». -Что делают животные? (пытаются сдвинуть повозку) -Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет? А вот что рассказал об этом И.А. Крылов сейчас мы узнаем. | Разгадывают загадки Определяют тему и цель урока Слушают биографию автора Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку Рассматривают иллюстрации к басне и отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. | Коммуникативные: формировать умение отвечать на вопросы учителя Регулятивные: определять с помощью учителя цель и тему урока, оценивать и корректировать свою деятельность Коммуникативные: формировать умение отвечать на вопросы учителя Личностные: формировать умение работать с текстом |
Первичное восприятие текста | - Сейчас мы послушаем как артист театра и кино Игорь Ильинский читает данное произведение. - Перед слушанием я хочу выяснить, знаете ли вы значение некоторых слови выражений (на слайде) Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил. Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил Хорошо, теперь вы готовы к прослушиванию | Объясняют значение непонятных слов. Слушают басню. | Предметные: понимать замысел автора |
Проверка первичного восприятия | Вы слушали очень внимательно и я уверена, что вы с лёгкостью справитесь с игрой «Верно – Неверно, для того чтобы проверить кто внимательнее слушал
| Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. | Личностные: формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; |
Физминутка |
Лебеди летят, | Выполняют физминутку, повторяя за учителем | |
Повторное чтение с анализом | - Прочитайте басню самостоятельно про себя, для дальнейшего анализа Проведем блиц-опрос, для того, чтобы узнать, кто был самым внимательным: - Найдите, как в басне описан Лебедь, какие действия он совершает?( «Лебедь рвётся в облака».) Какие действия совершает Рак? («Рак пятится назад».) - А какие же действия совершает Щука? ( «Щука тянет в воду».)
Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз?(Они не смогли договориться, делали всё врозь. Нет согласия, единства).).
Сейчас я предлагаю прочитать басню выразительно на отметку, соблюдая интонация (5-6 учеников) | Читают басню самостоятельно. Отвечают на вопросы учителя, анализируют басню. Читают басню с выражением на отметку | Умение работать с текстом |
Вторичный синтез | Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
Ваша задача собрать из слов пословицу и определить соответствует ли она басне. 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (О труде) 2. Много захочешь - последнее потеряешь. (О жадности) 3. Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. (О дружбе) – Каждый из вас прочитал и представил героев басни по-разному. Сейчас я предлагаю посмотреть, как понял и представил себе эту басню режиссер-аниматор - Скажите, почему мы с таким интересом послушали, прочитали и посмотрели эту басню, ведь она была написана еще в начале 19 века, а сегодня у нас уже 21 век, более 2 веков назад( -Да потому, что недостатки людей, их пороки остаются прежними) - А вы всегда умеете договариваться? -А у нас сегодня получилось сдвинуть наш «ВОЗ» на уроке? (да) Мы сегодня не просто научились читать басню, но и учились вместе работать. | Собирают пословицу из слов в группах Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку | Предметные: формировать правильный тип читательской деятельности |
Итог урока | - С каким произведением мы сегодня познакомились? («Лебедь, рак и щука») - Кто автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов) - Кто в этой басне вам нравится? -Поведение героев вызывает осуждение? - Что высмеивает автор в басне? - К какому выводу мы можем прийти после прочтения данной басни? | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока | Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Рефлексия | Продолжите предложение: - Я узнал … - Я повторил… - Я удивился… - Я научился… - Я запомнил… | Продолжают фразы, оценивают вою деятельность. | |
Домашнее задание | Откройте дневники и запишите домашнее задание: Подготовить выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Басня-Лебедь, рак и щука"
Изучение с детьми подготовительной группы творчество Ивана Андреевича Бунина....
НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.
Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб...
Конспект урока по литературному чтению на тему «Р.Гамзатов «Мой дедушка».
Гляди вперед, вперед стремись.И все ж когда-нибудьОстановись и оглянисьНа свой пройденный путь.Расул Гамзатов....
Конспект НОД по коммуникативному развитию «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
для воспитанников 6-7 лет...
Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука".
Презентация к занятию по развитию речи "И.Крылов. Басня "Лебедь, рак и щука"....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний". Тема: басня И.А. Крылова "Лисица и виноград"
Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...