Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей группе «Знатоки сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
викторина | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по русским народным сказкам
в старшей группе
«Знатоки сказок»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2. Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.
3. Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.
4.Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость, воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, торжество над злом.
3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Материал и оборудование:
Открытки с изображением различных эпизодов из русских народных сказок, картинки к двум русским народным сказкам (3-4), картинки героев сказок, медали, фишки, выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок.
Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию, рассматривание иллюстраций;
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би-ба-бо, настольного театра.
4.Инсценировка сказок.
5.Настольные игры, пазлы.
6.Изготовление фишек, эмблемы для команд.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познание","Социально-коммуникативное развитие","Физическое развитие","Художественно эстетическое развитие"
Ход ООД:
Воспитатель: Россия - великая страна, в которой живет много талантливых людей, мастеров (Русские мастера делают очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и др.; русские люди придумывают разные игры; сочиняют интересные сказки).
Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.
Воспитатель помогает детям разделиться на две команды. Дети выбирают капитанов команд, название для своей команды.
Воспитатель: И так в нашей викторине принимают участие две команды: "Теремок" и "Колобок".
Воспитатель:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
- Ребята, а вы любите сказки? (да)
- А вы знаете сказки? (да)
- Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести викторину по русским народным сказкам». Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по русским народным сказкам.
Воспитатель: Итак, в нашей викторине участвуют две команды «Теремок» и «Колобок»)
Задание № 1.
Воспитатель: В первом конкурсе нашей викторины нужно будет вспомнить и назвать русские народные сказки. Сказки вы будете называть по очереди. За каждое название вы будите получать по одной фишке. У какой команды будет больше фишек, та получит 2 балла, у кого меньше -один балл.
Задание № 2.
«Угадай сказку».
Воспитатель: Следующее задание для наших команд называется «Угадай сказку».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»)
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»).
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут. («Пузырь, соломинка и лапоть»).
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? («Семеро козлят»)
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный? («Три поросёнка»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. («Бычок – смоляной бочок»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три. («Три медведя»)
Воспитатель: Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.
Вы все вместе молодцы! Команды считают фишки за правильные ответы (воспитатель выставляет баллы каждой команде).
Задание № 3. «Волшебные предметы».
Воспитатель: А теперь второе задание. Надо, ребята, нам быстро смекнуть и вещи героям скорее вернуть!
Посмотрите на героев русских народных сказок героев сказок ,им надо «вернуть» его вещи (за каждый правильный ответ – 1 фишка).
Ведра, щука («По щучьему велению»), сундук ,яйцо («Кощей Бессмертный»), стрела («Царевна -Лягушка»), короб, пирожки («Маша и Медведь»), золотое яйцо, курочка («Курочка Ряба»), теремок («Теремок»).
Воспитатель: Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное правило игры - не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите балл.
Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила» («Кот и петух»)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…(«Лиса и волк»)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего —приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» («Зимовье зверей»)
Молодцы ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Физминутка "Герои волшебных сказок" под музыку.
В сказку нас ведёт дорога
Эй, ребята не зевать,
Что ведущая покажет,
То и будем выполнять.
Как из моря выходили 33 богатыря,
Как скакал Иван Царевич 3 года и 3 дня,
Белоснежка танцевала с гномами в саду,
А кощей над златом чахнет в сказочном лесу,
Мышка хвостиком разбила ценное яйцо,
Буратино залез носом прямо в полотно,
А как съела колобка хитрая лиса,
Как варила в котелке снадобье яга,
А как золушка спешила поскорей домой,
Как летает Змей Горыныч тёмною порой,
Как рыдает Несмеяна, затопив дворец,
Как считает звёзды в небе сказочный мудрец
Задание № 4. «Угадай сказку по картинке».
Воспитатель: В этом конкурсе вы должны будете узнать сказку по картинкам. У меня есть картинки к разным русским народным сказкам. Я раздам каждому члену команды по картинке.
Вы должны отгадать название сказки, затем найти в своей команде картинку, на которой изображен эпизод из такой же сказки. Та команда, которая быстрее построится парами, получит 3 балла, а другая, которая сделает позже получит-2 балла.
Задание № 5. «Собери все части вместе». Конкурс капитанов.
Воспитатель: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Капитаны получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют картинку из 10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и определит название, тот победил.
Воспитатель: А теперь снова пришло время передышки« Волшебная избушка»
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Задание № 6. «Моя любимая сказка».
Воспитатель: Задание шестое. «Моя любимая сказка». (Драматизация.)
А теперь, командам предлагается драматизировать небольшую сценку из любимой сказки (каждая команда получает по фишке).
Ведущий объявляет выход одной из команд:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
Дети показывают небольшую сценку из любимой сказки.
Задание № 7. «Угадай героя из песни».
А сейчас послушайте песни, и угадай героя и сказку.
За каждый правильный ответ получают фишку. Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, - точёная,
Ручка золочёная, -
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются дипломы об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы (например, медали).
Воспитатель: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!
Литература.
1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001.
2.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
3.Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.
4.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
5.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007.
6. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ.
7.Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. - М., 2012.
8.Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. - М., 2006.
9.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью (старшая и подготовительная группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"
Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...
Литературная викторина "Помощь сказочным жителям" (старшая группа)
Непосредственно-образовательная деятельность (развитие речи через художественную литературу)Литературная викторина «Помощь сказочным жителям» для детей старшей группы...
Викторина по экологии для старшей группы "Знатоки Природы"
Систиматизировать знания детей о природе....
Литературная викторина по сказкам для старшей группы детского сада
цель мероприятия: закрепить знания детей о сказках ,изучаемых в старшем дошкольном возрасте. Используется ТРИЗ....
Литературная викторина “Путешествия по сказкам” (старшая группа)
Литературная викторина “Путешествия по сказкам”Задачи: 1. доставить детям удовольствие от общения со сверстниками и воспитателем;2. развивать коммуникативные способности, умение работать в...
Литературная викторина по сказкам для старшей группы детского сада
цель мероприятия: закрепить знания детей о сказках ,изучаемых в старшем дошкольном возрасте. Используется ТРИЗ....
Презентация к образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Знатоки сказок"
В презентации размещены все задания по организации мероприятия...