Мы знаем сказки Маршака
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Путилина Марина Зилимовна

Увлекательная квест-викторина для детей и родителей по произведениям Самуила Яковлевича Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_marshaku_2.docx81.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш»

города Балашова Саратовской области»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Я. МАРШАКА

«МЫ ЗНАЕМ СКАЗКИ  МАРШАКА»

                                                                                                           Подготовили:

                                                                           Новичкова М.З. воспитатель,

                                                                Вилякина Е.Е.воспитатель первой

     квалификационной категории,

Шаркова И.А. педагог-психолог

Балашов 2023


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание раздела

Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Содержание игры-соревнования

5

Пояснительная записка

«Детская книга должна быть «открытием мира» для ребёнка,

должна расширить его знания о земле и людях,

воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства,

прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии».

 С. Я. Маршак.

Конспект игры – соревнования «Мы знаем сказки Маршака» разработан в соответствии с календарным планом воспитательной работы МДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова, составленным на основе примерного плана воспитательной работы,  рекомендованного  Министерством Просвещения РФ, в который  включены мероприятия, приуроченные к юбилею известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.

           В подготовке к мероприятию и непосредственное участие в нём принимают родители (законные представители) воспитанников.

Конспект досугового мероприятия разработан для группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. В основу легли программные произведения Самуила Яковлевича Маршака.

Цель:

Приобщение детей и родителей к творчеству детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания детей о писателе и его произведениях.
    Вызвать у детей и взрослых положительные эмоции от произведений С. Я. Маршака.
  • Активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас.
  • Приобщать детей к восприятию художественной литературы Воспитательные:
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату.
  • Продолжать сплачивать детско-родительский коллектив.

Развивающие:

  • Развивать воображение и творческие способности.
  • Развивать положительную мотивацию к чтению на основе игровой деятельности.
  • Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами, родителями  и  сверстниками.      

Участники:

Воспитанники групп дошкольного возраста 4-5 лет;

Родители (законные представители воспитанников)

Ведущий -  воспитатель;

Дама (персонаж из стихотворения С.Я.Маршака «Багаж»)- мама воспитанника группы

Оборудование: 

  • портрет С.Я. Маршака;
  • выставка книг С.Я. Маршака;
  • музыкальная колонка;
  • флеш – носитель;
  • мольберты-2 шт;
  •  разрезная картинка  собачки (шесть частей, рекомендуем сделать на основе иллюстрации к произведению С.Я. Маршака «Багаж»);
  • игрушка – собака;
  •  колокольчики;
  • жетоны;  
  • предметные  картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (рекомендуем сделать на основе иллюстрации к произведению С.Я. Маршака «Багаж»);
  • мяч;
  • иллюстрации из произведений С.Я.Маршака: («Багаж», «Усатый полосатый», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Тигрёнок»);
  • аудиосказка «Багаж» С.Я.Маршака;
  • коробочки с геометрическими фигурами (квадраты, треугольники, круги);
  •  медали на каждого участника;
  • книги – раскраски к произведениям С.Я.Маршака.

Предварительная работа:

  • чтение и заучивание стихов и сказок С.Я. Маршака. Загадывание загадок;
  • оформление выставки книг по произведениям С.Я. Маршака (совместно с  родителями (приносят из дома книги своего детства));
  • Умный мышонок (ребенок из старшей группы) приносит письмо с пригласительными билетами на имя каждого ребёнка с предложением вместе с папой или мамой принять участие в игре-соревновании «Мы знаем сказки Маршака»;
  • до начала мероприятия дети и родители  группы делятся на три команды ( команда состоит из детей и родителей), придумывают название, эмблему и девиз (приветствуется, чтобы визитная карточка команды-название, символика, девиз отражали содержание произведений С.Я. Маршака).  

Содержание игры-соревнования

Команды (дети и родители) приглашаются в музыкальный зал

 Ведущий:

- Уважаемые ребята и родители, на прошлой неделе вы получили приглашение  от Умного мышонка стать участниками игры-соревнования «Мы знаем сказки Маршака» ?  Дети, а вы знаете, кто такой С.Я. Маршак? (отвечают дети, родители дополняют рассказ детей)

Ведущий: Молодцы, вы правильно ответили, потому что произведения С.Я. Маршака знают и любят не только дети, но и мамы, папы, и даже бабушки и дедушки. И сегодня мы узнаем:

 Какая команда знает  произведения С.Я. Маршака лучше всех?

Какая команда будет самой внимательной, выполняя задания?

Какая команда будет самой дружной?

 - А теперь давайте познакомимся с участниками наших команд.

 ( Парад участников: команды по очереди ( в соответствии с предвартельной жеребьевкой) озвучивают название, представляют эмблему,  произносят девиз).

- Ну что? Готовы? Тогда начинаем!!!

(С флеш – носителя включается фонограмма стука колёс поезда) Входит Дама из произведения «Багаж»)

Дама: Добрый день! Ребята, вы себе даже представить не можете! У меня проблемы с моим багажом! Вы, наверное, все помните, что я сдавала в багаж. Я до сих пор не могу получить его назад!

Ведущий: Я думаю, что сейчас мы сможем вам помочь. Давайте все вместе вспомним, что сдавала в багаж Дама?

Игра «Багаж» (на столах перед каждой командой лежат картинки предметов, участники  должны отобрать только те, которые Дама сдавала в багаж. Все предметы на месте, кроме изображения маленькой собачонки).

Дама: Ну что? Все справились? А давайте проверим содержимое, прослушав отрывок аудиозаписи этого стихотворения. (Включается аудио, Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции»).

Дама: Ой-ой-ой! Караул! Моя любимица пропала! Сдала в багаж маленькую собачонку, а мне её не вернули! Как же я теперь без неё? Кто же мне поможет? (осматривается вокруг).

-Ребята, а вы мне поможете вернуть мою собачонку?

Дети: Да

Дама:В моем саквояже лежат задания. Одна я с ними никак не справлюсь. Мне нужны помощники. Я на вас очень надеюсь. Чтобы найти мою собачку нужно собрать её портрет. За каждое выполненное задание будет открываться часть портрета. Открывать будут те участники, которые за данное задание наберут большее количество жетонов. А чтобы узнать кто готов дать ответ первым, каждой команде я дам колокольчик. Та команда, которая знает ответ на вопрос задания, звенит в колокольчик, и в случае верного ответа получает жетон.

Задание 1 « РАЗГАДАЙ ЗАГАДКИ»

Дама: Вы умеете отгадывать загадки? Их для вас тоже придумал С.Я.Маршак. (Загадывает загадки. За отгаданную загадку командам даётся по жетону)

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас!  (Часы)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

 А ночью под кроватью. (Тапки)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!  (Мяч)

В Полотняной стране,

 По реке Простыне

 Плывет пароход

То назад, то вперед.

 А за ним такая гладь –

 Ни морщинки не видать. (Утюг)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

Держусь я только на ходу,

А если встану – упаду. (Велосипед)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб. (Пила)

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

Его весной и летом

мы видели одетым,

а осенью с бедняжки

сорвали все рубашки,

но зимние метели

в меха его одели (Дерево)

Дама: Молодцы, справились с заданием (подсчитывает количество жетонов, победитель открывает одну часть портрета, жетоны каждая команда складывает в свою коробку).  

Задание 2 «УЗНАЙ ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Дама:А теперь давайте с вами поиграем в игру «Узнай героя произведения»

(Командам даются отрывки из произведения, в завершении награждаются жетонами)

1.Кто пел «Нет, твой голос не хорош,

Слишком громко ты поёшь (Глупый мышонок)

2. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать

В рукава просунул руки

Оказались, это брюки (Рассеянный) 

3. Кто совсем не хочет мыться

Убегает от корытца

А в углу за сундуком

Моет лапу языком (Усатый полосатый кот)

Дама: Молодцы, хорошо знаете героев  произведений С. Я. Маршака. (победитель открывает вторую часть портрета).

 Задание 3  «ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ»

Дама:(показывает мяч) Ребята, что это? (Ответы детей: мяч) А знаете ли вы произведение Самуила Яковлевича  Маршака про мяч? Может кто-то сможет рассказать? ( в случае затруднения помогают взрослые).

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал

Ты скакал и звонко топал.

Дама: А теперь Давайте поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч»

(дети и взрослые встают в круг, передают мяч из рук в руки по кругу, говорят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Раз, два, три-беги»!

У кого мяч остался на последних словах предложения, разворачивается и держит мяч на вытянутых руках перед собой. Дети, стоящие справа и слева от мяча, встают спине к спине и по команде обегают круг и стараются взять мяч первым. Игра продолжается 3-4 раза.

Дама: Молодцы, хорошо поиграли. Справились и с этим заданиемКаждая команда заработала жетон.(открывает третью часть портрета)

 Задание 4 «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Дама- А теперь давайте вспомним, какими словами заканчиваются строчки знаменитых стихов С.Я. Маршака? Ребята отгадывают концовку стихотворения, а взрослые озвучивают название стихотворения. Будьте внимательны!

1.

Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком) («Усатый - полосатый»)

2.

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не… (киска)! («Детки в клетке»)

3.

Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей) («Где обедал воробей?»)

4.

У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах… (серёжки) («Кошкин дом»)

5.

Сел он утром на (кровать,

Стал рубашку надевать

В рукава просунул (руки)

Оказалось, это (брюки). («Человек рассеянный»)

6.

Стала петь мышонку утка

ГА- ГА –ГА, усни (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду). («Глупый мышонок»)

Дама: Молодцы, уважаемые участники. (награждает команды жетонами, победитель открывает четвёртую часть портрета).

Задание 5 «ВЫБЕРИ, ЧТО НУЖНО»

Дама: Уважаемые гости, в следующем задании вам необходимо будет из предложенных вариантов выбрать нужный ответ.

1. Что обещала дать мышонку мама мышь, чтобы тот заснул? (кусочек сыра; хлебную корку; конфету на палочке).
2. Что пообещала дать мышонку тётя жаба, когда тот проснется? 
(улитку; пиявку; комара).
3. Кто не приходил укладывать мышонка спать? 
(лошадь; корова; свинья)
4. Чья песенка понравилась мышонку больше всего? 
(кошки; утки; мышки).

Дама:Вы поняли о каком произведении шла речь? (Ответы - «Сказка о глупом мышонке») Вы помните, чем закончилась эта сказка? (Ответы - Кошка унесла мышонка к себе домой) Но есть продолжение этой истории…

Унесла мышонка кошка
И поёт: - Не бойся крошка.
Поиграем час-другой
Мы с тобою, дорогой!

 - Вы узнали строчки из этого произведения? (Ответы – «Сказка об умном мышонке»)

Теперь , внимание, вопросы:

1.В какую игру играл мышонок с кошкой? (кошки-мышки; жмурки; салочки)
2. В какую игру сыграл мышонок с совой? 
(догонялки; жмурки; прятки)

Дама: А сейчас вспомним цикл стихотворений «Детки в клетке»

1. Кому  нужно было не две, а четыре туфельки, и желательно пошире? (медведь; носорог; слон)
2. Кому нелегко рвать цветы?
 (кенгуру; жирафу; верблюду)
3. О чём предупреждает тигренок посетителей? 
(чтобы не стояли близко к клетке; чтобы не мусорили; чтобы не кормили зверей)
4. Какая птица умеет быстро бегать, но не умеет летать? 
(ворона; страус; колибри)
5. Кто из питомцев зоопарка похож на большой мешок? 
(кенгуру; бегемот;пингвин)

6. У каких зверят папа с большой косматой головой и большими тяжелыми лапами? (у медвежат; у львят; у тигрят)

Дама: Молодцы, и ребята, и взрослые. Все постарались. ( Лучших игроков награждает жетонами, и те открывают пятую часть портрета).

  Задание 6 «ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТА ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Дама: демонстрирует на мольбертах  иллюстрации из известных произведений С.Я.Маршака («Багаж», «Усатый полосатый», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Тигрёнок»).

 - Молодцы!( вручает жетоны командам и открывает шестую часть портрета)

Открыта вся картинка. Появляется изображение маленькой собачки. 

Дама: А вот и портрет моей любимицы. Правда, красивая? Спасибо, ребята и взрослые! Но где же сама собачка? Нужно выполнить последнее задание. Перед вами на столах находятся коробочки с геометрическими фигурами

( квадраты, треугольники, круги). Давайте  соберём собачку.

Задание 7 «СОБЕРИ СОБАЧКУ»

(Задание выполнено и звучит фонограмма лая собачки, и ребята идут искать собачку, которая находится на обратной стороне мольберта. Дама подсказывает: влево, вправо, вперёд, назад) (Ребята находят игрушечную собачку и отдают её Даме)

Дама: Друзья,Вы мне очень помогли! Спасибо вам большое! Теперь весь мой багаж на месте! А в благодарность, всем ребятам я дарю книги – раскраски к произведениям С.Я. Маршака. До свиданья!

Воспитатель Дорогие друзья,давайте подведём итоги нашего конкурса и посчитаем количество жетонов у каждой команды. (после подсчёта вручают медали победителей  командам по номинациям «Самые знающие», «Самые внимательные», «Самые дружные»).

Уважаемые гости, мы сегодня помогли Даме отыскать собачку,  как мы это сделали? (вспомнили произведения С.Я. Маршака и выполнили все задания); Ведущий : уважаемые мамы и папы а кто же сегодня стал победителем?

Ведущий: Конечно же все, потому что мы – самые умные, самые внимательные и самые дружные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект- викторина " Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Систематизирование знания детей о литературных произведениях, прочитанных ранее, об особенностях сказочного жанра. Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать об...

Положение о проведении конкурса художественного творчества «По сказкам Маршака»

Конкурс проводится  в целях выявления, поддержки и развития детского художественного творчества....

Любимые Сказки Маршака .

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность...

Любимые сказки Маршака.

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность...