Консультация для родителей " Как беседовать с детьми о книгах"
консультация по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Данна консультация предназначена для родителей (законных представителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_besedovat_s_detmi_o_knigahh.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ
Младенец еще не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но вот ваш ребёнок начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут то беседы о книгах — бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.
Но чтобы разговаривать о книге, ребёнку надо понимать ее смысл, что бывает не всегда и не сразу. Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора.
Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребёнка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?и т. д.
Дети сильно «переживают книги», бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. Непринуждённость и создаёт близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.
Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.
Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.
Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил, и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.
Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен: плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удаётся, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.
Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ.
Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребёнка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).
Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что то новое, не замеченное прежде.
Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.
Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребёнка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию.
В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребёнка.
Произведения, пережитые ребёнком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать.
С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдёт в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастёт интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.
Из книги И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Читайте детям не нотации, а книги» ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ
ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразитель...
Консультация для родителей. Картотека: "Беседы и игры с детьми о здоровом образе жизни".
В материале представлены темы бесед и игры о здоровом образе жизни и как их можно провести дома с детьми....
консультация для родителей на тему "Как правильно читать книги с детьми"
Консультация для родителей на тему "Как правильно читать книги с детьми"...
Консультация для родителей "Профилактика пожарной безопасности. Советы родителям при беседе с детьми."
Большинство детских пожаров случаются в дошкольное возросте. Именно по этому, основы безопасности и первые знакомства с огнём - закладывает родители и воспитатели. ...
Тема: «Как беседовать с детьми о книгах»
Алгоритм ознакомления дошкольника с художественным произведением...
Тема: «Как беседовать с детьми о книгах»
Тема: «Как беседовать с детьми о книгах»...