методическая разработка
методическая разработка по художественной литературе
Знакомство детей с народными традициями и праздниками в возрасте от 1,5 до 7 лет через произведения устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii_i_prazdniki._selyutina_m.l.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, к своей Родине.
Актуальность Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо как можно раньше, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывать в детях любовь к Родине, к национальным традициям и праздникам. Потому что уже в младшем дошкольном возрасте формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Поэтому познание детьми дошкольного возраста народной культуры, традиций и праздников русского народа должно осуществляться через знакомство с народным фольклором, так как фольклор находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Ведь русский народный фольклор, во всех её проявлениях, обладает огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способным формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Задачи 1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору. 2. Познакомить с произведениями русского народного фольклора: потешки, заклички, песенки, попевки, загадки, сказки, игры. 3. Создать взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее приобщению к истокам русской народной культуры. 4. Формировать у детей любовь к народным традициям и праздникам через познавательное развитие.
Методы работы - наглядный метод; -словесный метод; -игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры). - практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками Знакомство с потешками, прибаутками, закличками Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта. Беседы, вопросы, разъяснения.
Формы образовательной работы с детьми Организованные занятия Совместная деятельность Праздники и развлечения Наблюдения в быту и природе Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, слушание музыки Встреча с интересными людьми
Потешка – жанр устного народного творчества, она не только развивает речь, но и учит движениям, воспитывает, вводит ребенка в окружающий мир.
Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего.
Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.
Ска́зка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – многогранное понятие. Она означает занятия, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
Беседа-это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися.
Тради́ция ( — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта, система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.
Народный традиционный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
Методические рекомендации для педагогов 1. Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов. 2. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок. 3. При планировании работы по приобщению дошкольников к традиция и праздникам необходимо: - равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года; - заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию; - своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей; - яснее видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастом детей. 4. Важно, чтобы занятия по ознакомлению с фольклором были необычны, интересны детям, чтобы на них царил дух народности. 5. В процессе ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя. 6. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы, разъяснения. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста.
Диагностические методики «Картинки». Материал: Картинки «дети красят яйца на пасху», «блины», «катания с горы», «колядования». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....