методическая разработка
методическая разработка по художественной литературе

Селютина  Марина Леонидовна

Знакомство детей с народными традициями и праздниками в возрасте  от 1,5  до 7 лет через произведения устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narodnye_traditsii_i_prazdniki._selyutina_m.l.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство детей с народными традициями и праздниками в возрасте от 1,5 до 7 лет через произведения устного народного творчества» Подготовила : воспитатель Селютина М.Л. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Октябрьский детский сад № 7» Челябинская область, село Октябрьское. 2023г.

Слайд 2

Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, к своей Родине.

Слайд 3

Актуальность Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо как можно раньше, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывать в детях любовь к Родине, к национальным традициям и праздникам. Потому что уже в младшем дошкольном возрасте формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Поэтому познание детьми дошкольного возраста народной культуры, традиций и праздников русского народа должно осуществляться через знакомство с народным фольклором, так как фольклор находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Ведь русский народный фольклор, во всех её проявлениях, обладает огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способным формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Слайд 4

Задачи 1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору. 2. Познакомить с произведениями русского народного фольклора: потешки, заклички, песенки, попевки, загадки, сказки, игры. 3. Создать взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее приобщению к истокам русской народной культуры. 4. Формировать у детей любовь к народным традициям и праздникам через познавательное развитие.

Слайд 5

Методы работы - наглядный метод; -словесный метод; -игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры). - практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Слайд 6

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками Знакомство с потешками, прибаутками, закличками Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта. Беседы, вопросы, разъяснения.

Слайд 7

Формы образовательной работы с детьми Организованные занятия Совместная деятельность Праздники и развлечения Наблюдения в быту и природе Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, слушание музыки Встреча с интересными людьми

Слайд 8

Потешка – жанр устного народного творчества, она не только развивает речь, но и учит движениям, воспитывает, вводит ребенка в окружающий мир.

Слайд 9

Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего.

Слайд 10

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Слайд 11

Ска́зка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Слайд 12

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – многогранное понятие. Она означает занятия, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Слайд 13

Беседа-это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися.

Слайд 14

Тради́ция ( — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта, система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.

Слайд 15

Народный традиционный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Слайд 16

Методические рекомендации для педагогов 1. Эффективность обучения дошкольников на идеях народной педагогики зависит от внимания воспитателя, специалистов ДОУ, родителей к фольклору, от умения педагогов грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Начиная с групп раннего возраста и до школы детей необходимо знакомить с фольклорными произведениями в процессе организации различных видов детской деятельности с помощью различных методов и приемов. 2. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок. 3. При планировании работы по приобщению дошкольников к традиция и праздникам необходимо: - равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года; - заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию; - своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей; - яснее видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастом детей. 4. Важно, чтобы занятия по ознакомлению с фольклором были необычны, интересны детям, чтобы на них царил дух народности. 5. В процессе ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя. 6. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы, разъяснения. Все это поможет ребенку не только освоить лучшие образцы устного народного творчества, но и обеспечить его личностное развитие уже с раннего возраста.

Слайд 17

Диагностические методики «Картинки». Материал: Картинки «дети красят яйца на пасху», «блины», «катания с горы», «колядования». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...