Конспект образовательной деятельности.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект О.Д. | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками
в форме образовательной ситуации
(на основе восприятия детьми
произведения художественной литературы)
Тема:«Чтение рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок» возраст детей 6-7 лет
Тема комплексно-тематического плана «Неделя книги»
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».
Цель: становление способности ребенка разбираться в человеческих
отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование самоосознанности и самообладания
Задачи:
ОТНОШЕНИЕ (желания, интересы, отношение, гуманистические чувства)
1) Учить понимать и уважать чувства персонажей рассказа, понимать мотивы поступков героя, чувств и эмоций, которые он при этом испытывал
2) Продолжать развивать эмоциональную сферу ребенка, его способность к рефлексии.
ЗНАНИЯ (нравственные представления)
1) Формирование образов должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе.
2) Воспитание начал ответственности
ДЕЙСТВИЯ (умения эмоционально-практического опыта)
1) Формировать способность различать базовые эмоции, выражать их через мимику
2) Учить управлять эмоциями и чувствами
3) Развивать умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали.
Методы и приемы:
Практические: игра,физминутка, театрализованная игра.
Словесные: беседа-диалог, вопросы, чтение рассказа
Наглядные: подарки( монетки, игрушки, пирожные); книга с текстом,
иллюстрации к рассказу , монетки по 10 копеек на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
двигательная | физминутка |
игровая | Игра «Собери настроение» театрализованная игра по мотивам рассказа |
коммуникативная | беседа-диалог по содержанию рассказа, вопросы |
восприятие художественной литературы и фольклора | чтение рассказа |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Предлагает детям подойти к столу и посмотреть, что на нём лежит. -Хотите посмотреть, что там? Открывает оба подарка: один подарок игрушка, а другой монетки в коробочке. Спрашивает детей, понравились ли им оба подарка, почему? А какой подарок они выбрали бы? И почему? Уточняет, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое – то время. Привлекает детей к тому, что такой подарок, как монетки, однажды привёл к не очень приятной истории. -Хотите её послушать? -Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам её расскажу, она называется «Бабушкин подарок». | Дети подходят к столику и обращают внимание на 2 подарка в упаковке. Рассматривают подарки, выбирают понравившийся подарок. | Дети заинтересованы предстоящей деятельностью, настроены общаться.) | |
2. | Присаживайтесь на стульчики, приготовьтесь слушать рассказ М. Зощенко «Бабушкин подарок». Попробуйте определить какие эмоции переживали дети, как часто менялось их состояние, эмоции. Воспитатель читает рассказ. | Дети располагаются на стульчиках, слушают рассказ. | Дети эмоционально воспринимают содержание литературного произведения |
3. | Беседа- диалог по содержанию. 1. Назовите главных героев рассказа? (Лёля, Минька). Кто из них был старше? (Лёля) 2. Какие подарки привозила бабушка внукам? (пирожные и игрушки) 3. Какой подарок получил Минька, но не получила Лёля? (десять новых монет по десять копеек) 4. Вы бы могли тоже обидеться, когда с вами так поступили бы? (ответы детей) 5. По какой причине Лёля с силой ударила Миньку по руке? (от злости) Зависть заставляет человека совершать дурные поступки. 6. Почему папа причислил Миньку к «не лучшим» мальчикам на свете? (потому что лучший мальчик поделился бы с сестренкой монетками и такой ситуации не произошло) 7. Сколько всего монеток выделил Минька для своей сестры Лёли? (три) 8. Сколько монет в итоге стало у Лёли, и на что она их потратила? (4, на мороженое) 9. Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого можно назвать «лучшим мальчиком на свете»? (он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) Меняется в конце рассказа отношение Миньки к сестре? Понял ли он, что вызвало раздражение Лёли? (да, ему стало стыдно и жалко Лёльку) 10. Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно). | Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. | Дети понимают и уважают чувства персонажей рассказа, понимают мотивы поступков героя, чувств и эмоций, которые он при этом испытывал. У детей сформированы образы должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе. |
4. | Физминутка «Эмоциональная зарядка» (воспитатель читает стихотворение, показывает движения) Улыбнемся мы вот так, Застесняемся вот так, Рассмеемся, разозлимся, Топнем ножкой, удивимся, хмурим брови, расправляем, Хорошо все чувства знаем! | дети выполняют «эмоциональную зарядку» по показу педагога. | |
5. | Ребята, давайте, пройдем за столы. Посмотрите, на столах у вас лежат игровые наборы «Собери настроение» (на силуэте лица выкладываются карточки с глазами, носами, губами, передающие настроение человека или смайлика) Давайте с их помощью покажем эмоции мальчика и девочки, что они испытывали в начале рассказа, в конце? Подберите необходимые выражения глаз и губ. | Дети садятся за столы, рассматривают игровые наборы. С помощью карточек с изображением частей лица, передающих разнообразные эмоции, дети показывают, как выглядит, по их мнению, та или иная эмоция. | Дети различают базовые эмоции, выражают их через мимику |
6. | Воспитатель предлагает детям обыграть этот рассказ. Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. (демонстрирует коробки с подарками (с монетами, пирожными и игрушками) Правильно, это подарки, а вы хотите на время превратится в семью Лёли и Миньки, и поиграть? | Дети распределяют роли, подготавливают нужные атрибуты обыгрывают рассказ, передавая эмоции героев через мимику и жесты. | Развита способность рефлексии, дети могут управлять эмоциями и чувствами, сформировано умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали |
Михаил Михайлович Зощенко «Бабушкин подарок»
У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.
И из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестрёнку Лёлю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Лёля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.
В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой сумочка.
И мы с Лёлей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.
И тогда моя сестрёнка Лёля сказала бабушке:
— Бабушка, а, кроме пирожных, ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лёлю и так ей ответила:
— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.
И вот я стою, как дурачок, и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Лёля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. И только глазёнки у неё сердито сверкают.
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Лёля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монетки подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лёльке ни одной монеты. Вот она какая завистливая особа, если думает: не мне, так и не ему. Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?
Чтобы избежать трёпки, Лёля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.
Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лёльку из рогатки, но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Лёля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на всех нас, и на бабушку в том числе, и издали стрельнул в неё из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз буду дарить ему подарки.
Папа сказал:
— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку. Конечно, Лёля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нету. И этим не довёл бы свою сестру до зависти и злобы. Вот как ему надо было поступить, чтобы назваться лучшим мальчиком на свете.
Сидя на своём дереве, Лёля сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке. Минька по своей глупости всё время молчит, и поэтому он получает от бабушки подарки и лучшие пирожные.
Бабушка не пожелала оставаться больше в саду. И все взрослые ушли на балкон пить чай.
Тогда я сказал Лёле:
— Лёля, слезь с дерева, я подарю тебе две монетки.
Лёля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Лёле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после об этом не будет хвастаться.
И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестрёнку и дал ей ещё одну монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.
Итого, у Лёли стало три монетки. И четвёртую она нашла в траве, там, где она меня ударила по руке. И на все эти четыре монетки Лёля купила себе мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось. А к вечеру у неё заболел живот, и она три дня пролежала в кровати.
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Но папины слова я до сих пор великолепно помню.
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"
«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...