Конспект образовательной деятельности.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект О.Д. | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками
в форме образовательной ситуации
(на основе восприятия детьми
произведения художественной литературы)
Тема:«Чтение рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок» возраст детей 6-7 лет
Тема комплексно-тематического плана «Неделя книги»
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».
Цель: становление способности ребенка разбираться в человеческих
отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование самоосознанности и самообладания
Задачи:
ОТНОШЕНИЕ (желания, интересы, отношение, гуманистические чувства)
1) Учить понимать и уважать чувства персонажей рассказа, понимать мотивы поступков героя, чувств и эмоций, которые он при этом испытывал
2) Продолжать развивать эмоциональную сферу ребенка, его способность к рефлексии.
ЗНАНИЯ (нравственные представления)
1) Формирование образов должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе.
2) Воспитание начал ответственности
ДЕЙСТВИЯ (умения эмоционально-практического опыта)
1) Формировать способность различать базовые эмоции, выражать их через мимику
2) Учить управлять эмоциями и чувствами
3) Развивать умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали.
Методы и приемы:
Практические: игра,физминутка, театрализованная игра.
Словесные: беседа-диалог, вопросы, чтение рассказа
Наглядные: подарки( монетки, игрушки, пирожные); книга с текстом,
иллюстрации к рассказу , монетки по 10 копеек на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
двигательная | физминутка |
игровая | Игра «Собери настроение» театрализованная игра по мотивам рассказа |
коммуникативная | беседа-диалог по содержанию рассказа, вопросы |
восприятие художественной литературы и фольклора | чтение рассказа |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Предлагает детям подойти к столу и посмотреть, что на нём лежит. -Хотите посмотреть, что там? Открывает оба подарка: один подарок игрушка, а другой монетки в коробочке. Спрашивает детей, понравились ли им оба подарка, почему? А какой подарок они выбрали бы? И почему? Уточняет, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое – то время. Привлекает детей к тому, что такой подарок, как монетки, однажды привёл к не очень приятной истории. -Хотите её послушать? -Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам её расскажу, она называется «Бабушкин подарок». | Дети подходят к столику и обращают внимание на 2 подарка в упаковке. Рассматривают подарки, выбирают понравившийся подарок. | Дети заинтересованы предстоящей деятельностью, настроены общаться.) | |
2. | Присаживайтесь на стульчики, приготовьтесь слушать рассказ М. Зощенко «Бабушкин подарок». Попробуйте определить какие эмоции переживали дети, как часто менялось их состояние, эмоции. Воспитатель читает рассказ. | Дети располагаются на стульчиках, слушают рассказ. | Дети эмоционально воспринимают содержание литературного произведения |
3. | Беседа- диалог по содержанию. 1. Назовите главных героев рассказа? (Лёля, Минька). Кто из них был старше? (Лёля) 2. Какие подарки привозила бабушка внукам? (пирожные и игрушки) 3. Какой подарок получил Минька, но не получила Лёля? (десять новых монет по десять копеек) 4. Вы бы могли тоже обидеться, когда с вами так поступили бы? (ответы детей) 5. По какой причине Лёля с силой ударила Миньку по руке? (от злости) Зависть заставляет человека совершать дурные поступки. 6. Почему папа причислил Миньку к «не лучшим» мальчикам на свете? (потому что лучший мальчик поделился бы с сестренкой монетками и такой ситуации не произошло) 7. Сколько всего монеток выделил Минька для своей сестры Лёли? (три) 8. Сколько монет в итоге стало у Лёли, и на что она их потратила? (4, на мороженое) 9. Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого можно назвать «лучшим мальчиком на свете»? (он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) Меняется в конце рассказа отношение Миньки к сестре? Понял ли он, что вызвало раздражение Лёли? (да, ему стало стыдно и жалко Лёльку) 10. Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно). | Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. | Дети понимают и уважают чувства персонажей рассказа, понимают мотивы поступков героя, чувств и эмоций, которые он при этом испытывал. У детей сформированы образы должного регулирования поведения в ситуации описанной в рассказе. |
4. | Физминутка «Эмоциональная зарядка» (воспитатель читает стихотворение, показывает движения) Улыбнемся мы вот так, Застесняемся вот так, Рассмеемся, разозлимся, Топнем ножкой, удивимся, хмурим брови, расправляем, Хорошо все чувства знаем! | дети выполняют «эмоциональную зарядку» по показу педагога. | |
5. | Ребята, давайте, пройдем за столы. Посмотрите, на столах у вас лежат игровые наборы «Собери настроение» (на силуэте лица выкладываются карточки с глазами, носами, губами, передающие настроение человека или смайлика) Давайте с их помощью покажем эмоции мальчика и девочки, что они испытывали в начале рассказа, в конце? Подберите необходимые выражения глаз и губ. | Дети садятся за столы, рассматривают игровые наборы. С помощью карточек с изображением частей лица, передающих разнообразные эмоции, дети показывают, как выглядит, по их мнению, та или иная эмоция. | Дети различают базовые эмоции, выражают их через мимику |
6. | Воспитатель предлагает детям обыграть этот рассказ. Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. (демонстрирует коробки с подарками (с монетами, пирожными и игрушками) Правильно, это подарки, а вы хотите на время превратится в семью Лёли и Миньки, и поиграть? | Дети распределяют роли, подготавливают нужные атрибуты обыгрывают рассказ, передавая эмоции героев через мимику и жесты. | Развита способность рефлексии, дети могут управлять эмоциями и чувствами, сформировано умение руководствоваться в своем поведении нравственными представлениями, мотивами морали |
Михаил Михайлович Зощенко «Бабушкин подарок»
У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.
И из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестрёнку Лёлю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Лёля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.
В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой сумочка.
И мы с Лёлей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.
И тогда моя сестрёнка Лёля сказала бабушке:
— Бабушка, а, кроме пирожных, ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лёлю и так ей ответила:
— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.
И вот я стою, как дурачок, и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Лёля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. И только глазёнки у неё сердито сверкают.
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Лёля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монетки подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лёльке ни одной монеты. Вот она какая завистливая особа, если думает: не мне, так и не ему. Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?
Чтобы избежать трёпки, Лёля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.
Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лёльку из рогатки, но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Лёля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на всех нас, и на бабушку в том числе, и издали стрельнул в неё из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз буду дарить ему подарки.
Папа сказал:
— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку. Конечно, Лёля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нету. И этим не довёл бы свою сестру до зависти и злобы. Вот как ему надо было поступить, чтобы назваться лучшим мальчиком на свете.
Сидя на своём дереве, Лёля сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке. Минька по своей глупости всё время молчит, и поэтому он получает от бабушки подарки и лучшие пирожные.
Бабушка не пожелала оставаться больше в саду. И все взрослые ушли на балкон пить чай.
Тогда я сказал Лёле:
— Лёля, слезь с дерева, я подарю тебе две монетки.
Лёля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Лёле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после об этом не будет хвастаться.
И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестрёнку и дал ей ещё одну монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.
Итого, у Лёли стало три монетки. И четвёртую она нашла в траве, там, где она меня ударила по руке. И на все эти четыре монетки Лёля купила себе мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось. А к вечеру у неё заболел живот, и она три дня пролежала в кровати.
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Но папины слова я до сих пор великолепно помню.
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...