Конспект педсовета «Новые подходы к ознакомлению дошкольников с художественной литературой»
методическая разработка по художественной литературе
Повысить профессионально-деятельную компетентность педагогов в системе педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pedsoveta.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект педсовета №2 «Новые подходы к ознакомлению дошкольников с художественной литературой»
Цель: Повысить профессионально-деятельную компетентность педагогов в системе педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.
Форма проведения: деловая игра
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области речевого развития у детей;
2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах при ознакомлении детей с художественной литературой.
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Повестка педагогического совета:
1.Сообщение «Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного, эстетического развития детей» - ответственный заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.
2.Итоги тематического контроля «Эффективность организации работы ДОУ по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы» - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.
4. Домашнее задание «Педагогические инновации, идеи и подходы по приобщению дошкольников к художественной литературе»:
- Педагогическая гостиная «Делимся опытом» - педагоги возрастных групп;
- Презентация проекта в группе раннего возраста «Волшебный мир книги» - ответственные воспитатели Крученкова С.Г., Иваненко Е.Л.
5. Деловая игра «Знатоки детской литературы» - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.
6. Решение педсовета - ответственный заведующий Лисицкая Т.В.
Ход педагогического совета:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас второй в этом учебном году педагогический совет. Давайте познакомимся с повесткой. Есть ли дополнительные вопросы для внесения в повестку совета?
1 вопрос повестки педагогического совета: Сообщение «Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного, эстетического развития детей» - ответственный заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.
Одним из очень действенных средств нравственно-эстетического развития детей считают художественную литературу. Многие беды в сегодняшнем воспитании происходят оттого, что книга перестала быть для ребят лучшим другом. Получить книгу в подарок считается сегодня чуть ли не оскорблением.
Незнание образцов русской классической литературы, отсутствие положительных ориентиров ведет ребят к бездуховности, нравственной нищете. Падение интереса к чтению снижает кругозор, обедняет словарный запас, правильная речь становится недоступной, порождает эмоциональную скудость.
Литература оказывает огромное влияние на развитие личности, становление характера ребенка, учит думать и анализировать, отстаивать свои интересы, развивает воображение, обогащает речь, открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам А.В. Запорожца «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
2 вопрос повестки педагогического совета: Итоги тематического контроля «Эффективность организации работы ДОУ по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы» - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.
Цель контроля: выяснить эффективность организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
(Справка по контролю прилагается)
3 вопрос повестки педагогического совета: Домашнее задание «Педагогические инновации, идеи и подходы по приобщению дошкольников к художественной литературе»:
- Педагогическая гостиная «Делимся опытом» - педагоги возрастных групп;
- Презентация проекта в группе раннего возраста «Волшебный мир книги» - ответственные воспитатели С.Г. Крученкова, Иваненко Е.Л.
4 вопрос повестки педагогического совета: Деловая игра «Знатоки детской литературы»
Сейчас нам с вами нужно разделиться на 2 команды. У нас есть волшебная шкатулка, в которой лежат эмблемы наших команд. Каждый из вас достает эмблему, и становится участником определенной команды.
И так у нас 2 команды: читатели и книголюбы.
Состав жюри: специалисты
Вводная часть:
Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.
Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. Затем все садятся за столы.
Задание №1 «Блиц-опрос»
Я приглашаю по одному представителю от команды по-очереди назвать одним словом то выражение, которое вами будет выбрано.
• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
• устное народное творчество. Песня-сказание, основанная на реальных событиях (былина)
• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
• короткий, веселый мини-рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
• устное народное творчество (фольклор)
• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
• короткая из 2-х или 4-х строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка)
Задание №2 - «Мозговой штурм»
В КАКОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАННА ДАННАЯ ПРОГРАММНАЯ ЗАДАЧА?
- Воспитатель приучает детей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов (группа раннего возраста)
- Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка) (группа раннего возраста)
- Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок (младшая группа)
- Объяснять детям (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений (старшая группа)
- Формирование навыка нравственной оценки произведения, поступков героев (средняя группа)
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов). Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова (подготовительная группа)
Задание №3 «К КАКОМУ ВИДУ УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ОТНОСИТСЯ?»
- «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)
- «На дворе трава, на траве – дрова…». (Скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота». (Небылица)
- «Андрей-воробей, не гоняй голубей…». (Потешка//дразнилка//попевка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…». (Сказка)
- «Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина)
- «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
- «Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С». (Считалочка)
Задание №4 «НАЗОВИТЕ АВТОРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Отвечает поочередно представитель каждой команды (задание на слайде)
«Приключение Чипполино» (Д.Родари)
«Приключение незнайки и его друзей» (Н.Носов)
«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
«Цветик-семицветик» (В. Катаев)
Физическая разминка:
Представитель от каждой команды проводит по одной стихотворной физминутке с нашими участниками.
Задание №5 «НАПИШИТЕ ЗА 1 МИНУТУ ДЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ К.И.ЧУКОВСКИМ»
(«Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденное солнце», «Айболит», «Бармалей», «Крокодил», «Одолеем Бармалея», «Приключения Бибигона», «Путаница», «Собачье царство», «Телефон», «Топтыгин и Лиса», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Котауси и Мауси», «Закаляка», «Чукоккала», «Айболит и воробей», «Муха в бане», «Бутерброд», «Барабек», «Черепаха», «Обжора», «Скрюченная песня», «Цыпленок», «Радость» и др.).
Задание №6 «ОПРЕДЕЛИТЕ НАЗВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО АВТОРА»
Зачитать по-очереди командам
А) Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь. (В.Драгунский «Заколдованная буква»)
Б) «… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…» (В Драгунский «Тайное становится явным»)
В) «…Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ…»
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
Г) «У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
Столяры и плотники!» (В.Маяковский «Кем быть?»)
Д) Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята
Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н. Носов. «Живая шляпа»)
Е) Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
( «Лев и собачка» Толстой Л. Н.)
Задание 7: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой.
1 группа – словесные,
2 группа – наглядные,
3 группа – практические.
Метод | Приемы |
Словесный | Чтение произведений. Чтение с продолжением. Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению, о книге, после чтения Прослушивание грамзаписи |
Практический | Элементы инсценировки. Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность. Инсценирование. |
Наглядный | Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов. Оформление выставки |
Задание 8 «Составь слово из слогов и отгадай сказку (финворды)»
(в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда
Кашеровхач («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд («Дюймовочка»)
2 команда
Дыродйом («Мойдодыр»)
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
А сейчас слово предоставляется членам жюри. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой? (объявляются результаты конкурсов).
И так, решение педагогического совета:
- Продолжать работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, используя современные подходы и методы. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
- Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, оформление выставок рисунков к прочитанным произведениям, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.) (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
- Воспитателям внимательно планировать работу по ознакомлению с художественной литературой на каждый день: литературные произведения и индивидуальная работа должны соответствовать возрастной категории, использовать в работе разные жанры литературы. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
- Продолжать учить детей умению непринужденно участвовать в беседе после прочтения произведения, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
- Пополнить методическую копилку групп новыми книгами, иллюстрациями, портретами детских авторов (ответственные: администрация; сроки: в течение года);
- Грамотно вести информативную работу с родителями в направлении ознакомления детей с художественной литературой. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг. Организовывать выставки для родителей, использовать такие методы в работе с семьей, как акции «Буккроссинг», «Моя любимая домашняя книжка», «Книжный уголок у нас в доме», «Читаем всей семьей» и т.д. Привлекать родителей к участию в театрализованных представлениях для детей, в рамках Недели книги, театра. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года)
Подведение итога.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...
круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...
Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...
Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
"Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"...
Конспект образовательной деятельности по теме: «Новые подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой». «Сказка в гости к нам пришла».
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....