Конспект педсовета «Новые подходы к ознакомлению дошкольников с художественной литературой»
методическая разработка по художественной литературе

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Повысить профессионально-деятельную компетентность педагогов  в системе педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pedsoveta.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педсовета №2 «Новые подходы к ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Цель: Повысить профессионально-деятельную компетентность педагогов  в системе педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении.

Форма проведения: деловая игра

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области речевого развития у детей;

2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах при ознакомлении детей с художественной литературой.

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Повестка педагогического совета:

       1.Сообщение «Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного, эстетического развития детей» -  ответственный заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.

       2.Итоги тематического контроля   «Эффективность организации работы ДОУ по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы» - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.

       4. Домашнее задание «Педагогические инновации, идеи и подходы по приобщению дошкольников к художественной литературе»:

      - Педагогическая гостиная «Делимся опытом» - педагоги возрастных групп; 

      - Презентация проекта в группе раннего возраста «Волшебный мир книги» - ответственные воспитатели Крученкова С.Г., Иваненко Е.Л.

       5. Деловая игра  «Знатоки детской литературы»  - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.

       6. Решение педсовета - ответственный заведующий Лисицкая Т.В.

Ход педагогического совета:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас второй в этом учебном году педагогический совет. Давайте познакомимся с повесткой. Есть ли дополнительные вопросы для внесения в повестку совета?

1 вопрос повестки педагогического совета: Сообщение «Художественная литература – действенное средство умственного, нравственного, эстетического развития детей» -  ответственный заведующий МАДОУ №10 Лисицкая Т.В.

   Одним из очень действенных средств нравственно-эстетического развития детей считают художественную литературу. Многие беды в сегодняшнем воспитании происходят оттого, что книга перестала быть для ребят лучшим другом. Получить книгу в подарок считается сегодня чуть ли не оскорблением.

Незнание образцов русской классической литературы, отсутствие положительных ориентиров ведет ребят к бездуховности, нравственной нищете. Падение интереса к чтению снижает кругозор, обедняет словарный запас, правильная речь становится недоступной, порождает эмоциональную скудость.

Литература оказывает огромное влияние на развитие личности, становление характера ребенка, учит думать и анализировать, отстаивать свои интересы, развивает воображение, обогащает речь, открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам А.В. Запорожца «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

2 вопрос повестки педагогического совета: Итоги тематического контроля   «Эффективность организации работы ДОУ по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы» - ответственный ст.восп-ль Бикбулатова Н.С.

Цель контроля: выяснить эффективность организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

(Справка по контролю прилагается)

3 вопрос повестки педагогического совета: Домашнее задание «Педагогические инновации, идеи и подходы по приобщению дошкольников к художественной литературе»:

      - Педагогическая гостиная «Делимся опытом» - педагоги возрастных групп; 

      - Презентация проекта в группе раннего возраста «Волшебный мир книги» - ответственные воспитатели С.Г. Крученкова, Иваненко Е.Л.

4 вопрос повестки педагогического совета: Деловая игра «Знатоки детской литературы»

Сейчас нам с вами нужно разделиться на 2 команды. У нас есть волшебная шкатулка, в которой лежат эмблемы наших команд. Каждый из вас достает эмблему, и становится участником определенной команды.

И так у нас 2 команды: читатели и книголюбы.

Состав жюри: специалисты

   Вводная часть:

   Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве. 

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. Затем все садятся за столы. 

Задание №1  «Блиц-опрос»

Я приглашаю по одному представителю от команды по-очереди назвать одним словом то выражение, которое вами будет выбрано.

• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

• устное народное творчество. Песня-сказание, основанная на реальных событиях (былина)

• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

• короткий, веселый мини-рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

• устное народное творчество (фольклор)

• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

• короткая из 2-х или 4-х строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка)

Задание №2   - «Мозговой штурм»

В КАКОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАННА ДАННАЯ ПРОГРАММНАЯ ЗАДАЧА?

- Воспитатель приучает детей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов (группа раннего возраста)

- Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка) (группа раннего возраста)

- Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок (младшая группа)

- Объяснять детям (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений (старшая группа)

- Формирование навыка нравственной оценки произведения, поступков героев (средняя группа)

- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов). Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова (подготовительная группа)

Задание №3 «К КАКОМУ ВИДУ УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ОТНОСИТСЯ?»

  •  «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)
  • «На дворе трава, на траве – дрова…». (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота». (Небылица)
  • «Андрей-воробей, не гоняй голубей…». (Потешка//дразнилка//попевка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…». (Сказка)
  • «Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» (Былина)

  • «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
  • «Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С». (Считалочка)

Задание №4 «НАЗОВИТЕ АВТОРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Отвечает поочередно представитель каждой команды (задание на слайде)

     «Приключение Чипполино» (Д.Родари)

     «Приключение незнайки и его друзей» (Н.Носов)

     «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

     «Цветик-семицветик» (В. Катаев)

Физическая разминка:

Представитель от каждой команды проводит по одной стихотворной физминутке с нашими участниками.

Задание №5 «НАПИШИТЕ ЗА 1 МИНУТУ ДЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ К.И.ЧУКОВСКИМ»

 («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр»,  «Федорино горе», «Краденное солнце», «Айболит», «Бармалей», «Крокодил», «Одолеем Бармалея», «Приключения Бибигона», «Путаница», «Собачье царство», «Телефон», «Топтыгин и Лиса», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Котауси и Мауси», «Закаляка», «Чукоккала», «Айболит и воробей», «Муха в бане», «Бутерброд», «Барабек», «Черепаха», «Обжора», «Скрюченная песня», «Цыпленок», «Радость» и др.).

Задание №6 «ОПРЕДЕЛИТЕ НАЗВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО АВТОРА»

Зачитать по-очереди командам

А) Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь
. (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

Б) «… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…» (В Драгунский «Тайное становится явным»)

В) «…Как услышал царь-отец,

    Что донес ему гонец,

    В гневе начал он чудесить

    И гонца хотел повесить;

    Но, смягчившись на сей раз,

   Дал гонцу такой приказ…»

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

Г)   «У меня растут года,

     Будет и семнадцать.

     Где работать мне тогда,

     Чем заниматься?

     Нужные работники –

     Столяры и плотники!» (В.Маяковский «Кем быть?»)

Д) Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н. Носов. «Живая шляпа»)

Е) Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

( «Лев и собачка» Толстой Л. Н.)

Задание 7Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой.

1 группа – словесные,

2 группа – наглядные,

3 группа – практические.

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность. Инсценирование.

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

 

Задание 8 «Составь слово из слогов и отгадай сказку (финворды)»

(в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашеровхач  («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд («Дюймовочка»)

2 команда

Дыродйом («Мойдодыр»)

Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

А сейчас слово предоставляется членам жюри. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой? (объявляются результаты конкурсов).

И так, решение педагогического совета:

  1. Продолжать работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, используя современные подходы и методы. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
  2. Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, оформление выставок рисунков к прочитанным произведениям, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.) (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
  3. Воспитателям внимательно планировать работу по ознакомлению с художественной литературой на каждый день: литературные произведения и индивидуальная работа должны соответствовать возрастной категории, использовать в работе разные жанры литературы. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
  4. Продолжать учить детей умению непринужденно участвовать в беседе после прочтения произведения, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года);
  5. Пополнить методическую копилку групп новыми книгами, иллюстрациями, портретами детских авторов (ответственные: администрация; сроки: в течение года);
  6. Грамотно вести информативную  работу с родителями в направлении ознакомления детей с художественной литературой.  Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг. Организовывать выставки для родителей, использовать такие методы в работе с семьей, как акции «Буккроссинг», «Моя любимая домашняя книжка», «Книжный уголок у нас в доме», «Читаем всей семьей» и т.д. Привлекать родителей к участию в театрализованных представлениях для детей, в рамках Недели книги, театра. (ответственные: педагоги; сроки: в течение года)

Подведение итога.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной  времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

  А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...