НОД по ОО " Речевое развитие" приобщение к художественной литературе в средней группе " Чтение рассказа Н.Носова " Живая шляпа"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Захарова Анна Михайловна

Возрастная группа: средняя (4-5 лет ).

Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:

Образовательная: формировать умение детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.

Развивающая: развивать диалогическую и монологическую речь детей; развитие чувства юмора, творческого воображения; развития коммуникативных навыков: умение отвечать полными предложениями, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других не перебивая.

Воспитательная: воспитание интереса к произведениям художественной литературы; воспитывать эстетические чувства через художественное произведение; помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Оборудование: Рассказ Н. Носова «Живая шляпа», портрет Н.Носова.

Словарная работа: активизация словаря- кабинет, шляпа; обогащение словаря – комод, кочерга, клюшка, треснуть, плюхнуть,

Предварительная работа: знакомство с творчеством Н. Носова

 

 

 

 

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Воспитатель приветствует детей.

-Здравствуйте!

 Давайте для начало поздороваемся друг с другом.

-Я предлагаю поиграть в интересную игу. Игра называется «Давайте поздороваемся». Воспитатель объясняет правила игры: Здороваться надо определенным образом:

один хлопок – здороваемся за руку;  два хлопка- здороваемся плечиками; три хлопка -здороваемся спинками.

-Какие все молодцы! Все умеют друг с другом здороваться.

 

 

_ теперь я вам предлагаю пройти на стулья , сесть поудобнее,  послушать что я вам  скажу.

 

Дети приветствуют воспитателя и присаживаются на стулья на паласе.

 

Да, давайте!

 

 

 

дети  по сигналу воспитателя двигаются по ковру  в рассыпную и здороваются  со всеми, кто встречается на их пути ( возможно, что кто - то будет специально  здороваться с тем, кто  обычно не обращает на него внимания). Для полноты тактильных ощущений желательно вести запрет на разговоры).

Дети проходят на стулья.

  1. Основная часть

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
- Молодцы, правильно! -это  книжная полка или книжный шкаф.
- Как вы догадались?

-У нас в группе тоже есть книжная полка.

-Какие книги есть на нашей полке?
- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов?
-Молодцы!

 

- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет.(на экране портрет Н. Носова) Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
- Ребята, а вы знаете, что такое зависть, ложь, грубость?
-  Сегодня я вам предлагаю послушать рассказать Николая Носова «Живая шляпа». Хотите?

- Но перед тем как начнем слушать, я вам предлагаю немного размяться! Готовы?
 Физминутка:

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беде, что места мало.

Разомнемся для начало:

Два хлопка над головой,

Два хлопка пред собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

 И сначала еще раз ( повтор с ускорением).

- Молодцы! Вот мы немного и размялись. Ну что продолжим?

 

(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». На экране постепенно появляются картинки из рассказа).


- Вам понравился этот рассказ?
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Назовите героев рассказа

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?
- Как узнали мальчики секрет шляпы?

 

- Оцените поведение мальчиков, какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным?
- Какими мы их видим в конце рассказа?
- Смешная это история или печальная?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ?
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. 

- Я вам предлагаю придумать дома свою историю и нарисовать  рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
 

 

Слушают воспитателя

 

 

Книжная полка, книжный шкаф.

 

Ответы детей.

Сказки, рассказы, стихи.

Ответы детей( в рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей
 


Да

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

Да

Нет

Володя, Владик

Шляпа поползла

Мальчики испугались

 

 

Картошку

Вовке

Мальчики кидали картошкой в шляпу , а она подскочила к  вверу

Ответы

Ответы

 

Доброжелательно

Они обрадовались

смешная

Ответы детей

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

  1. Заключительная часть

- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
- Чем мы занимались сегодня на занятии?
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
- Какие чувства вы испытывали, при чтении рассказа? - Сегодня вы молодцы! Занятие наше подошло к концу. Можете поиграть.

 

 

 

Читали

Живая шляпа, Николай Носов

Ответы детей.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение рассказа И. Смольникова «Что принёс?» Д/и «Кто заботится о нас?».

Учить правильно выстраивать предложения, отвечая на вопросы.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, взаимоуважению, заботе друг о друге.Развивать интер...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой  в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"...

Презентация по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"

Презентация по ознакомлению с художественной литературой  в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"...

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение Н.Н.Носова "Живая шляпа"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»...

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»». Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Жив...