ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Цейко Анастасия Яковлевна

В данной статье рассматриваются вопросы влияния физической активности на психоэмоциональное состояние ребенка. Исследуется взаимосвязь физиологического и ментального здоровья. Описывается важность интеграции физического и психологического развития в дошкольном возрасте. Анализируются положительные стороны организации занятий по физической культуре с учетом регуляции психоэмоционального состояния детей. Приводятся примеры форм и видов организации занятий по физической активности, позволяющих развивать психологические навыки детей и сохранять их ментальное здоровье на должном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы влияния физической активности на психоэмоциональное состояние ребенка. Исследуется взаимосвязь физиологического и ментального здоровья. Описывается важность интеграции физического и психологического развития в дошкольном возрасте. Анализируются положительные стороны организации занятий по физической культуре с учетом регуляции психоэмоционального состояния детей. Приводятся примеры форм и видов организации занятий по физической активности, позволяющих развивать психологические навыки детей и сохранять их ментальное здоровье на должном уровне.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольное образовательное учреждение, здоровьесбережение, физическое здоровье, психоэмоциональное состояние, ментальное здоровье.

Abstract. This article discusses the impact of physical activity on the psychoemotional state of a child. The interrelation of physiological and mental health is investigated. The importance of integrating physical and psychological development in preschool age is described. The positive aspects of the organization of physical education classes are analyzed, taking into account the regulation of the psychoemotional state of children. Examples of forms and types of organization of physical activity classes are given, which allow developing children's psychological skills and maintaining their mental health at the proper level.

Keywords: preschooler, preschool educational institution, health care, physical health, psycho-emotional state, mental health.

Здоровьесберегающие практики, нацеленные на поддержание физического и морального состояния детей дошкольного возраста, являются одним из ключевых элементов воспитательной и образовательной системы в дошкольной среде. Полноценное физическое развитие подрастающей личности в дошкольном образовательном учреждении является залогом не только соблюдения основ здорового образа жизни, но и гарантом удовлетворительного состояния здоровья в ходе дальнейшего взросления, так как дошкольный возраст представляет собой базис для физиологического развития индивида.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022)) утверждает, что физическое развитие ребенка в детском саду должно затрагивать такие аспекты, как координация и гибкость детей, способность выполнять физические действия, связанные с применением ловкости и силы, умения в области безопасного выполнения упражнений, понимание основ здорового образа жизни, знание стандартов гигиены и общих правил сохранения собственного здоровья. При этом, физическое развитие детей должно развивать здоровье в комплексном ключе, затрагивая все его компоненты [4].

Согласно О.В. Петрову, выделяют несколько видов здоровья, как такового: физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное [5].

Физическое здоровье заключает в себе благополучие человека, связанное с психофизиологическими процессами развития личности на разных этапах жизни, телесное благосостояние и общий функционал формирования телесных навыков.

Психическое (ментальное) здоровье отличается возможностью личности воспринимать окружающую реальность объективно и реагировать на нее в логичном соответствии с местными раздражителями, наличие критического мышления и развитых познавательных навыков.

Эмоциональное здоровье заключается в наличии эмоционального интеллекта, развитых навыков эмпатии и умении понимать и выражать собственные эмоции и чувства соответственно ситуации.

Интеллектуальное здоровье предполагает, что индивид способен генерировать умственную деятельность, справляться с задачами повседневной жизни и быть способным к самосознанию относительно самого себя и социума.

В методическом аспекте дошкольное образование начало больше стремиться к соблюдению баланса между всеми видами сохранения здоровья детей относительно недавно. Если ранее, все компоненты здоровья развивались по отдельности, посредством различных видов деятельности, то в современном мире уделяется все большее внимание тому, как интегрировать технологии здоровьесбережения и физической культуры в область актуализации всех видов здоровья ребенка в совокупности.

По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и ментального, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже др.) [6].

Физиологическое состояние тела, особенно в детском возрасте, связано с психоэмоциональным состоянием индивида, что подтверждается большинством исследований. Человеческий организм является системой, способной к саморегуляции со стойкой взаимосвязью всех процессов, что подтверждается тем, что большинство импульсов центральной нервной системы зависят от общего состояния и физической активности мышц. По мнению исследователя О. Бина, физическое развитие ребенка позволяет ему наладить механизмы саморегуляции и рефлексии, ведет к повышению уровня самоконтроля и осознания собственной внутренней свободы. Спортивные занятия также ведут к активному самовыражению и позволяют ребенку осознавать себя, как отдельную личность, так и часть общества [2].

Исследования Р.Г. Оганова, Е.И. Чазова, Л.Б. Адашкявичене доказывают, что регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка [1].

В условиях дошкольного образовательного учреждения, преподавателям физкультуры важно обеспечивать такие виды и формы занятий, в ходе которых ребенок развивается с точки зрения собственных индивидуальных характеристик, но также имеет возможность получать эмоциональное удовлетворение и воспринимать спортивную деятельность в качестве радостного и увлекательного процесса. Понимание физической культуры, как возможности получить психоэмоциональную разрядку и выразить себя позволяет ребенку дошкольного возраста обрести привычку к спортивным занятиям и закрепить ассоциативную составляющую между спортом и положительными эмоциями.

Рассмотрим некоторые виды активности в дошкольном образовательном учреждении, позволяющие преподавателям физической культуры совместить технологии физического и ментального здоровьесбережения.

Игровые формы занятий. Игровая деятельность является основной деятельностью ребенка по мере его взросления. Проведение физических занятий в формате игр обеспечивает не только необходимую норму подвижности, но и учит воспитанников работать в команде, проявлять уважительную и здоровую соревновательность, принимать поражения и победы и использовать навыки собственного тела для достижения цели. Примерами такой деятельности в условиях детского сада могут стать всевозможные эстафеты, зарницы, командные игры на свежем воздухе, игры на проявление ловкости и скорости. Такой подход формирует у ребенка доверие к миру и к самому себе за счет высокой степени обеспечения ситуации успеха.

Релаксационные упражнения. Данный вид упражнений позволяет развивать навыки саморегуляции и прислушиваться к собственному физическому состоянию для обеспечения превентивных мер по устранению физических повреждений. Понимание собственного физического состояния позволяет детям дошкольного возраста более внимательно относиться к собственным эмоциям, распознавать деструктивные психические состояния, такие как тревожность и волнение и контейнировать их своими силами. К примерам таких упражнений относятся некоторые простейшие практики йоги, дыхательные упражнения, гимнастика и упражнения на растяжку и координацию.

Танцевальные и ритмические упражнения. Подобные упражнения и организация занятий с ними развивает у детей не только ритмические навыки, но и учит соотносить собственные эмоции с движениями тела, выражать психологическое и эмоциональное состояние посредством телодвижений и управлять собственным телом в ходе выстраивания танцевальных позиций. В ходе разучивания танца или ритмических движений, дети имеют возможность подражать друг другу или проявлять взаимопомощью, что развивает в них чувство сопричастности и взаимопонимания.

Закаливание. Закаливание – это комплекс процедур, направленных на адаптацию организма к воздействию внешней среды. Оно не только укрепляет иммунитет, но и развивает выносливость и уверенность в себе. Контрастные обтирания, хождение босиком, воздушные и солнечные ванны помогают детям привыкать к изменению температур и не бояться природных факторов.

Закаливание дает детям уверенность в своих силах и учит их справляться с новыми ощущениями и изменениями. Этот метод особенно полезен для робких и застенчивых детей, которым нужно больше времени для привыкания к новым условиям [3].

Артикуляционные упражнения. Несмотря на то, что данный вид упражнений больше относится к области логопедии, тем не менее, он все равно затрагивает развитие физических навыков и артикуляционных органов ребенка. Упражнения на развитие челюстно-лицевого аппарата позволяют детям развивать концентрацию, способствуют межполушарному взаимодействию внутри мозга, развивают волю, а также дикцию, в ходе чего ребенок учиться лучше и четче вербально выражать собственные мысли, что позволяет ему чувствовать себя понятным и полноценно принимаемым в социальной группе.

Так, физиологическое здоровье ребенка включает в себя комплексное развитие компонентов физического и психоэмоционального состояния. В условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо уделять внимание не только полноценному физическому развитию, но и создавать условия для спортивных занятий, в ходе которых психоэмоциональное состояние ребенка будет благоприятным и удовлетворяющим его самого.


Список использованной литературы и источников

  1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
  2. Алямовская, В.Г. Организация гибкого режима в дошкольном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская. – Н. Новгород, 1998. – 60 с.
  3. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019).
  5. Патрикеев, А.М. Физкультура в вопросах и ответах. [Текст] / А. М. Патрикеев. М.: Издательские решения, 2015. — 510 с.
  6. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. – Елец., 2011. – 213 с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...

Физические упражнения - ведущее средство предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста

В статье говорится о физических упражнениях как ведущем средстве успешной профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для воспитателей и родителей (в соответствии с ФГОС) «Психоэмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения доступными для детей дошкольного возраста средствами и освоение их на практике....

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Подобранные игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать сво...