Формирование здорового образа жизни и двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, как средство укрепления здоровья.
статья (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Формирование здорового образа жизни и двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, как средство укрепления здоровья.
Слайд 2
Здоровье — бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Всемирная организация здравоохранения подчеркивает: «Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Слайд 3
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как это сделать. А ведь за этим стоит здоровый образ жизни. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 %зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни.
Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Поэтому, в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей дошкольного возраста отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Поэтому в детском саду надо создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни каждого ребенка, прививать детям интерес к занятиям физкультурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм, создавая тем самым, крепкую базу здоровья.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"- так сказал Василий Сухомлинский, педагог новатор, детский писатель и кандидат педагогических наук.
Слайд 4
Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление нашей работы по формированию ЗОЖ у детей.
Следует воспитывать у ребёнка следующие качества:
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку
- основы культурно-гигиенических навыков
- самоконтроль во время двигательной активности
- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека
- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в группе осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей
Слайд 5
Режим дня – это грамотное распределение времени, отпущенного под занятия. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Составлять режим нужно с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма, чередуя работу с отдыхом. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища, игра и прогулка) и вовлекать детей в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки. Продуманный распорядок дня способствует восстановлению сил, укрепляет иммунитет, повышает тонус, воспитывает здоровые привычки, ответственность и дисциплину.
Правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Слайд 6
Лучший способ уберечься от простуд и сделать свой организм сильнее – закаливание.
ЗАКАЛИВАНИЕ- это система мероприятий, повышающих выносливость организма к влияниям внешней среды Мощное оздоровительное средство, которое в 2-4 раза снижает число простудных заболеваний. Оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
ЦЕЛЬ ЗАКАЛИВАНИЯ: укрепление здоровья детей, тренировка защитных сил организма выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой многократное воздействие того или иного фактора (тепло, холод и т. д.) и постепенное увеличение дозировки такого воздействия появление положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ. Прием детей на улице в теплый период года. Утренняя гимнастика ежедневно в проветренном помещении в облегченной одежде под музыку. В теплое время года на улице. Облегченная одежда в группе. Температура воздуха в группе +21+22 (соблюдение графика проветривания!) Умывание прохладной водой: руки до локтей, лицо. Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Физкультминутки на занятиях. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду, в одежде по сезону, с соблюдением двигательного режима.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ Пробуждение и гимнастика после сна под спокойную музыку. Ходьба по дорожке здоровья. Босохождение в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Хождение по мокрым дорожкам (полотенце с соленой водой, мокрое полотенце, сухое полотенце) Обширное умывание: руки до локтей, лицо и шея, растирание мокрой рукой груди. Растирание полотенцем до легкого покраснения. Элементы точечного массажа. Элементы дыхательных упражнений. Полоскание рта (горла) солевым раствором (на 1 литр воды 1столовая ложка соли). Прогулка на свежем воздухе с соблюдением двигательного режима в одежде по сезону
ОРГАНИЗАЦИЯ СНА Сквозное проветривание спальни в отсутствии детей до +18 градусов. Раздевание и одевание детей в группе. Сон без маек, под теплыми одеялами. Обеспечение спокойной обстановки перед сном. Сон при открытой фрамуге с одной стороны. Сквозное проветривание группы во время тихого часа и закрытие окон за 30 минут до подъема детей.
ГИМНАСТКА ПРОБУЖДЕНИЯ Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей Задачи: повысить жизненный тонус, совершенствовать и развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат, воспитывать привычку к здоровому образу жизни
БОСОХОЖДЕНИЕ Закаливание путем хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты.
Правильно организованная система закаливания поддержит температурный баланс тела , нормализует поведенческие реакции ребенка, снизит инфекционно-воспалительные заболевания, улучшит показатели физического развития, повысит уровень физической подготовленности
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью.
Слайд 7
От физического развития детей, особенно в дошкольном возрасте, во многом зависит их здоровье и даже в какой-то степени умственные способности. Среди видов спорта, рекомендуемых ребенку, одно из первых мест занимает детская гимнастика.
Гимнастика представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, выполнение которых способствует гармоничному развитию всех групп мышц и общему укреплению здоровья. Регулярные занятия этим видом спорта приносят большую пользу.
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:
Слайд 8
Утренняя зарядка по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.
Слайд 9
Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. Детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей.
Слайд 10
В работе воспитателя логопедической группы не обойтись без артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика включена как в НОД, так и в режимные моменты. Даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывает благотворное влияние на активизацию мыслительной деятельности, четкость произношения звуков, координацию движений. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широкое открывание рта и удерживание этого положения – трудная задача. Это упражнение вызывает у детей интерес, устойчивость внимания: «рыбка открывает рот и ловит корм», «крокодил широко открыл рот», «бегемот разинул рот, булки просит бегемот»
Слайд 11
Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Важнейшие условия правильной речи - это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.
Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.
Правильное речевое дыхание :
-обеспечивает нормальное звукообразование;
-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
- предохраняет голосовой аппарат о переутомления.
Слайд 12
Пальчиковая гимнастика- это развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания. Пальчиковая гимнастика - веселое, увлекательное занятие. Пальчиковая гимнастика развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка, как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. И у нас с малолетства учили детей играть в "Ладушки", "Сороку – Белобоку", "Козу рогатую". Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковой гимнастике можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данной гимнастики состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика – хороший помощник для того, чтобы подготовить руку к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развилась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Слайд 13
Точечный массаж– массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями. Самомассаж стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону
Слайд 14
Одним из видов гимнастики является гимнастика пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем дети переходят на «Тропу здоровья» босиком и в трусиках. Там они выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части также 2-3 минуты
Слайд 15
В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач области «Здоровье» мы интегрировали с областями:
- «Познание» (расширяя у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ),
- «Коммуникация» (способствуя развитию свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека),
- «Труд» (накапливали опыт здоровьесберегающего поведения в труде, осваивали культуру здорового труда),
- «Чтение художественной литературы» (используя чтение художе-ственных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культу-ре еды. Читали детям литературные произведения соответствующей тематики.
Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.
Слайд 16
В приобщении детей к здоровому образу жизни огромное значение имеют прогулки детей на свежем воздухе.
Движение - это жизненная необходимость каждого человека, ведь благодаря движению формируются все функции и системы организма человека. Ребенок без движения не может вырасти здоровым. Неподвижность для детей утомительна. На прогулках, особенно летом, развивается двигательная активность детей. Нужно стремиться упражнять детей на каждой прогулке во всех видах основных движений, используя все оборудование на территории детского сада. И очень важно, чтобы этот процесс доставлял детям радость и искреннее удовольствие, не подавляя инициативу ребенка. Во время прогулок у детей расширяется двигательный опыт, развиваются ловкость, быстрота, выносливость; воспитываются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения, взаимопомощь.
Слайд 17
Пища для детей - это не только источник энергии, она необходима для их роста и развития. Поэтому в продуктах, потребляемых ребенком, в достаточном количестве должны содержаться различные витамины.
Слайд 18
Сон, в том числе дневной, необходим для сохранения здоровья и нормального функционирования организма.
Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
Слайд 19
Для детей проводятся спортивные досуги.
Досуговая деятельность доступна и привлекательна для детей дошкольного возраста. Самую важную роль в формировании представлений о здоровом образе жизни играют спортивные праздники и досуги. Активные движения под музыку повышают устойчивость организма к заболеваниям, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности. Были проведены два праздника для детей:
1. День знаний
2. Спортивно-музыкальный праздник «Осенины»
Слайд 20.
Провели НОД на тему: «Лучики здоровья»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в физическом совершенствовании, понимания сущности ЗОЖ.
Разговаривали с детьми о личной гигиене, правильном питании, пользе витаминов, закрепляли знания детей о влиянии двигательной активности, свежего воздуха и настроения на здоровье человека. Формировали потребность в выполнении физических упражнений. Доводили до сознания ребенка важность соблюдения гигиенических процедур, занятий спортом, ведения ЗОЖ.
Слайд 21
Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, лепбуки, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Слайд 22
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Слайд 23
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»
В. А. Сухомлинский
- Стендовые консультации: «Босиком от простуды и других болезней», «Активный детский отдых зимой», «Вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей», «Оказание себе первой помощи при …»
- Индивидуальные консультации по поводу посещения спортивных секций, о формировании полезных и вредных привычек.
- Для родительского уголка приобретение (изготовление)буклетов: «Закаливание», «Режим дня ребенка», «Гигиена сна», «Стоматологическая профилактика», «Профилактика гриппа», «Правильное питание», «Личная гигиена»
- Конкурс «Коврик здоровья», «ЗОЖ в кадре»
Слайд 24
Основная цель воспитателя в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-544957-1417968148.jpg)
Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-598527-1445051118.jpg)
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, э...
Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-750629-1454838095.jpg)
Презентация "Здоровый образ жизни, это как?" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни.Задачи:Образовательные:-Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, свежего воздуха.-Дов...
Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)
Особенности развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через мотивацию на здоровый образ жизни: игры – упражнения, которые лечат (опыт работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-124445-1357578675.jpg)
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553023-1418910344.jpg)
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...