Методические основы обучения плаванию
методическая разработка по физкультуре
Плавание имеет огромное оздоровительное, спортивное и прикладное значение, являясь испытанным средством физической культуры. В последнее время видна прогрессивная тенденция в развитии его как вида спорта. Об этом говорят растущие спортивные результаты, расширение возможности применения в прикладных и оздоровительных целях; появляющиеся новейшие разновидности плавания, развитие уже ставших традиционными видов плавания, так же увеличение массовости и популярности посещения бассейнов. Таким образом, плавание, в системе физического воспитания характеризуется как:
1. жизненно необходимый навык, которому должен научиться каждый человек с детских лет;
2. средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
3. средство закаливания, активного отдыха, оздоровления населения;
4. вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические основы обучения плаванию
Методика начального обучения плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.
При обучении детей плаванию следует обратить внимание на ряд факторов. Длительность занятий, во время которых ребенок может выполнить определенные нормативы и овладеть основой плавания, зависит от трех главных факторов: от уровня развития юных спортсменов, от их профессиональной подготовки и педагогического мастерства преподавателя. Инструктор (тренер) изначально, должен подготовить определённый комплекс упражнений и в определённой последовательности, чтобы развить навыки плавания, стимулировать рост спортивных достижений ребёнка и способствовать развитию детской моторики.
Следует всегда тщательно продумывать, как построить урок с психологической, физической точек зрения, как пробудить у детей интерес к занятиям и как с ними разговаривать. Все задания должны чётко формулироваться, объяснения необходимо делать краткими, простыми и доступными для ребенка. При этом необходимо воздерживаться от жаргонных слов, затрудняющих последующую работу с детьми, всякий раз применять спортивную терминологию.
Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.
Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.
Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.
Обучение плаванию начинается с подготовительных упражнений на суше. Благодаря этому дети быстрее и правильнее осваивают движения в воде. Только при строгом учете состояния здоровья, возраста, уровня физического развития, подверженности простудным заболеваниям, половой принадлежности, привычки к воде, индивидуальных реакций на физические нагрузки, и изменениям температурных условий, можно найти наиболее подходящие приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию младших школьников имеет воспитывающий и развивающий характер и опирается на общедидактические требования педагогики.
Основные принципы при обучении детей плаванию.
- Систематичность. Важно знать: постоянные занятия плаванием дают намного больший эффект, чем нерегулярные.
- Доступность. Физическая нагрузка, объяснения инструктора, показ и выполнение упражнений, должны быть понятны детям. При проведении занятий необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному, от легкого к трудному, от главного к второстепенному, от известного к неизвестному».
- Активность. Основной формой деятельности младших школьников является игра. Из этого следует, что в занятия важно включать больше игр и игровых упражнений. Это делает детей более активными и учиться плавать им становиться интересно.
- Наглядность. Наиболее успешным обучение происходит, если использовать метод показа: детям легче воспринять наглядное изображение действия, нежели его словесное описание.
- Последовательность и постепенность. В самом начале обучения плаванию для детей нужно выбирать более лёгкие упражнения, затем можно усложнять, добавляя движения. Сначала разучивается небольшое количество упражнений, затем упражнения повторяются с движений предыдущих занятий.
Методы обучения плаванию - это способы и приемы работы педагога, которых обеспечивает качественное и быстрое поставленной задачи - освоение навыка плавания. Во время занятии по плаванию используются такие методы проведения урока: групповой, индивидуальный и фронтальный. Фронтальный метод рассчитан на то, чтобы выполнялось единовременно упражнений всеми учениками. Он применяется при проведении упражнений на суше, а также при разучивании упражнений в воде в безопорном и опорном положениях. Достоинство этого метода заключается в том, что при его применении учитель будет вести занятие одновременно с большим количеством обучающихся, в конце занятия плотность урока становится выше и постепенно увеличивается физическая нагрузка. Групповой метод. Обучающиеся распределяются на несколько групп и от подготовленности или изучаемого материала. Каждая группа под руководством педагога или его помощников (из актива хороших пловцов) занимается на своей дорожке (в части бассейна). Индивидуальный метод чаще всего используется в работе с отставшими или отличниками. Он применяется также на зачётах. В этом случае обучающийся выполняет упражнение, а педагог объясняет процесс его выполнения, отмечая плюсы и минусы в технике движений.
Средства обучения плаванию - подготовительные, специальные и общеразвивающие физические упражнения. Подготовительные упражнения развивают те физические качества, необходимые для совершенствования в отдельных элементах техники и изучения навыка плавания. Подготовительные упражнения делятся на три группы:
1. для изучения спортивных способов плавания;
2. для освоения с водой;
3. для изучения облегченных способов плавания.
Они учат принимать горизонтальное положение в воде, выполнять простейшие движения, преодолевать чувство страха перед водой. Они необходимы для изучения техники спортивных способов плавания, включают упражнения в воде, имитацию и упражнения на суше. К подготовительным упражнениям на суше относят для развития гибкости и силы: упражнения с набивными мячами, гантелями, упражнения с амортизаторами, упражнения на блочных аппаратах, на гимнастической стенке и растягивание суставов. Упражнения для имитации применяют для ознакомления обучающихся с формой движений. Их выполняют на суше, и они не похожи по ощущениям, с упражнениями, которые занимающийся испытывает, когда находится в воде, поэтому делать повторно их не желательно, так как они тормозят освоение движений в воде. Общеразвивающие упражнения помогают развить основные двигательные качества: гибкость, быстроту, силу, ловкость и выносливость. Они воздействуют на развитие отдельных групп мышц, прекрасно подходят, в качестве средств лечебной физической культуры, способных исправлять развитие грудной клетки, конечностей, позвоночника, осанки, и т. д. Помимо этого, общеразвивающие упражнения расширяют круг умений и двигательных навыков, совершенствуют функциональные возможности и подготавливают учащихся к наиболее эффективному освоению движений в плавании. Общеразвивающие упражнения также выполняются в форме гимнастических упражнений: бег, ходьба, элементы художественной гимнастики, упражнения без предметов прыжки, с предметами, упражнения на снарядах, на местности, и др. Специальные упражнения применяют для совершенствования в техники способов плавания устраняя ошибки и осваивая наилучшие варианты техники, которые соответствуют индивидуальным особенностям занимающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.Предмет исследования: методические основы обучения дете...
Методические основы обучения дыханию при плавании кролем на груди детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы обучения дыханию при плавании кролем на груди содержит подборку упражнений и игр для детей-дошкольников в возрасте 4-6 лет....

Методические основы обучения правильному звукопроизношению у детей старшего дошкольного возраста.
Методики изучения правильного произношения детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: "Обучение плаванию в детском саду"
В данной методической разработке вы узнаете: об общей характеристике и значении плавания для детей дошкольного возраста, задачах обучения детей плаванию, технике и способах плавания, увидите упражнени...

Методические указания обучения плаванию
Формирование правильного навыка плавания возможно лишь в случае применения научно обоснованной и апробированной методики обучения.Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спорти...
Методические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ
В материале представлены необходимые методические основы для системного подхода к обучению игре на музыкальных инструментах в ДОУ...

Методическое пособие "Обучение плаванию детей в ДОУ"
Методическое пособие "Обучение плаванию детей в ДОУ"...