Конспект игрового занятия по обучению плаванию на спине для детей старшей группы
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
В данной статье описаны положительные аспекты необходимого обучения плаванию на спине и конспект игрового занятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игрового занятия по обучению плаванию на спине для детей старшей группы
Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений. Для детей дошкольного возраста особенно актуально обучение плаванию, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
При организации и проведении начального обучения детей плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет. В этом периоде у детей интенсивно развиваются системы и функции организма. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё не завершено (скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура).
Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств.
Дыхание у детей часто и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Все это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека
Т.И Осокина в своей методике обучения плаванию детей выделяет четыре этапа: первый этап- ознакомление со свойствами воды; второй этап – приобретение детьми умений и навыков погружении, всплывании, скольжении, лежании, осуществляя выдохи в воду, третий этап – обучение навыку плавания до 10-15 м определенным способом и простым прыжкам на мелкой воде; четвертый этап – обучение навыкам плавания определенным способам и простым прыжкам на глубокой в воде.
В своей работе я предпочитаю использовать плавание на спине для начинающих пловцов. Это можно объяснить тем, что ученик может не задумываться на дыхании, а сосредоточиться на технике выполнения. Техника выполнения кроля на спине похожа на технику кроля на груди. В обоих случаях движения ног и рук являются попеременными.
Положительные аспекты зачем учить детей плавать на спине, какие функции в организме
- Закаливание, укрепление иммунитета, профилактика респираторных заболеваний
- Укрепление и развитие внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной систем
- Плавание на спине вносит самый большой вклад в формирование правильной осанки, укрепление широчайших мышц спины, корректирует уже имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата. Плавание на спине особенно актуально для детей дошкольного возраста, кому скоро придется много времени проводить за партой
- Более полное развитие координационных движений
- Это менее энергозатратный вид плавания, что позволяет юному пловцу отдохнуть и восстановить дыхание.
- Ребенок принимает правильное горизонтальное положение тела на воде и расслабляется, что является базой для обучения другим стилем
- Плавая на спине, можно отработать правильную технику работы ног, что в дальнейшем так же поможет освоению остальных способов плавания
Страхи детей, самый большой страх плавания лежать на спине
Очень важный аспект, который необходимо учитывать в начальный период обучения, это использование упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у детей негативных ощущений, связанных с воздействием воды, чувства страха и водобоязни. Зачастую дети боятся лежать на спине в воде, так как это самое уязвимое положение. Даже если ребенок уже ныряет и может проплыть под водой, опустить уши под воду и лечь на спине, бывает действительно трудно, так как не понимает, как перевернуться и встать, ощутить опору. Если ребенок еще не ныряет, то ему страшно, что любое движение- и он окажется под водой.
Для быстрого и эффективного обучения, избавления от страхов лежания на спине, я использую такую методику проведения занятия.
Тема: "Звёздное путешествие"
Цель: Обучение элементам плавания на спине, развитие навыков движения в воде, воспитание смелости и уверенности в себе.
Задачи:
- Обучающие: Обучить лежать на спине, держать равновесие, работать ногами кролем на спине, координировать движения рук и ног.
- Развивающие: Развивать координацию движений, гибкость, выносливость, ориентировку в воде.
- Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, взаимопомощь, интерес к занятиям плаванием и уверенность себе.
- Образовательные: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде
- Оздоровительные: способствовать укреплению костно-мышечного и связочного аппарата.
Место проведения: Бассейн.
Оборудование: Плавательные доски, нудлы (палки для аквааэробики), надувные игрушки, "звездочки" (вырезанные из яркого материала), мячики.
Ход занятия:
1. Вводная часть (5 минут):
- Построение на бортике бассейна.
- Приветствие, краткая беседа о правилах поведения в бассейне и теме занятия – "Звёздное путешествие".
- Разминка на суше: ходьба, бег, прыжки, наклоны, круговые движения руками (имитация гребков на спине) и ногами.
2. Основная часть (20 минут):
- Игра "Вход в космический корабль": Вход в воду, привыкание к температуре воды.
- Упражнение "Звездочка": Лежа на спине, руки и ноги раскинуты, расслабление, удержание тела на поверхности воды. Инструктор помогает детям найти удобное положение. При необходимости детям предлагается выполнить упражнение с нудлом.
- Игра "Собери звезды": Инструктор разбрасывает "звездочки" под воду, дети, ныряя, собирают их.
- Упражнение "Катание на луне" (с доской): Лежа на спине на доске, работа ногами кролем на спине. Детей со страхом воды инструктор поддерживает под шею и затылок, проводит по воде скользящим движением.
- Упражнение "Вращение планеты" (с нудлом): Держась за нудл двумя руками, лежа на спине, вращение вокруг своей оси с помощью движений ног.
- Игра "Космический дождь": Инструктор создает брызги, дети, лежа на спине, стараются удержать равновесие.
- Упражнение "Звездный скользящий": Скольжение на спине с отталкиванием от бортика, руки вдоль туловища.
- Игра "Проплыви через звездные ворота": Проплывание на спине через обручи, установленные на поверхности воды.
3. Заключительная часть (5 минут):
- Игра "Свободное плавание в космосе": Свободное плавание на спине или любым другим способом.
- Построение на бортике.
- Подведение итогов занятия, похвала активных детей.
- Выход из бассейна.
Методические указания:
- Занятие проводится в игровой форме, что способствует повышению интереса детей к плаванию.
- Инструктор должен следить за правильным выполнением упражнений, оказывать индивидуальную помощь детям.
- Необходимо соблюдать меры безопасности в бассейне.
- Занятие должно проходить в доброжелательной атмосфере.
- Важно поощрять детей, хвалить их за успехи.
- Игры и упражнения можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности детей.
- Использовать наглядные пособия, например, картинки с изображением звездного неба, космических кораблей и т.д.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся лежать на спине, держать равновесие, работать ногами на спине.
- Дети познакомятся с элементами плавания на спине.
- У детей повысится уровень физической подготовленности и интерес к занятиям плаванием.
- Появится больше уверенности в себе, после преодоления страха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по математике «Мы играем, мы считаем» в старшей группе
В представленном занятии решаются следующие задачи: Учить детей отгадывать логико-математические загадки. Формировать навыки порядкового и обратного счёта в пределах 10. ...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема: «Цветик- семицветик»
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема: «Цветик- семицветик»...

Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»
Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»...
Конспект открытого занятия по обучению плаванию в бассейне для детей средней группы: "Маленькие дельфинчики"
Конспект открытого занятия по обучению плаванию в бассейне...
Конспект открытого занятия по обучению плаванию в бассейне для детей младшей группы: "Весёлые капельки"
Конспект открытого занятия по обучению плаванию в бассейне...

Конспект игрового занятия на развитие познавательных способностей и речи в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект интегрированного игрового занятия (учитель-логопед и воспитатель) в старшей группеОбразовательная область – познавательное развитиеВозрастная группа детей от 5 - 6 летТип деятельности: ...

Конспект открытого занятия по обучению плаванию в бассейне для детей средней группы: "Маленькие дельфинчики"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зн...