Картотека пальчиковых игр для детей 5-7 лет
картотека по физкультуре (старшая группа)

Семенова Татьяна Владимировна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека пальчиковых игр91.22 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА                                                  ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР                                                 ДЛЯ ДЕТЕЙ                                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С 3-5 ЛЕТ

https://www.madamteacher.com/wp-content/uploads/2017/04/okul-oncesi-anneler-gunu-boyama-sayfasi-8-1.jpg                                 

Инструктор по физической культуре

Семенова Т.В.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцах», – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии.  С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.                                                                                    Польза пальчиковых игр                                                                   -Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.                                                                                                    Развивают мелкую моторику.                                                        Помогают формированию четкой, ритмичной речи.            Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.                                                                                        Снимают излишнее нервное напряжение.                                  Улучшают память.                                                                  Способствуют овладению навыками письма, рисования.                             Развивают фантазию, воображение.                                        Инструктор по физической культуре

Семенова Т.В.

Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.                                                                                                           В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.                                                                              Выступают отдельным видом игрового занятия.                               Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

4 вида пальчиковых упражнений

Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.

1. Упражнения для кистей рук

Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

2. Динамические упражнения

Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

3. Статические игры

Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

4. Массаж

Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

                                       

Пальчиковые игры для детей 3-5 лет.

СОДЕРЖАНИЕ:

Игрушки: №1 П/и «Шарик».  №2 П/и «Мои игрушки» №3 П/и «Юла»

Части тела: №1 П/и «Это я».

Одежда: №1 П/и «Я перчатку надеваю»

Осень: №1 П/и «Листопад». №2 П/и «Осенью».

Обувь: № 1П/и «Новые кроссовки» №2 Упражнение с пробками.

Фрукты: №1 П/и «Яблоки».№ 2 П/и «Компот».№3 П/и «Сливы»                      

Овощи: №1 П/и Капустка». №2 П/и «Репка»                                                                        

Зима: №1 П/и «Снегири» №2 П/и «Снежинки»

Новый год: №1 П/и «Ёлочка» №2 П/и «Домашние птицы»                           №3 П/и «Петушок»

Домашние животные: №1 П/и «Повстречались». №2 П/и «Кот на печку пошёл»

Дикие животные: №1 П/и «Есть у каждого свой дом»             №2 П/и «Белочка»

Посуда: №1 П/и «Помощник»

Весна: №1 П/и «Жаворонок» №2 П/и «К нам весна пришла»

Семья: №1 П/и «Радуются взрослые и дети» №2 П/и «Цветочек для мамочки» №3 П/и «Семья»

Мебель: №1 П/и «Мебель» №2 П/и «Много мебели в квартире»                                     №3 П/и «Стул»

Транспорт: №1 П/и «Транспорт» №2 П/и «Пароходик»

Насекомые: №1 П/и «Насекомые» №2 П/и «Бабочка»

Лето: №1 П/и «Колокольчики» №2 П/и «Что делать после дождика?»

Игрушки

 1.«Шарик».  Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

 

2. «Мои игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.                                                                   Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

3.«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Части тела.

  1.«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Одежда.

  1.«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

Осень.

 1. «Листопад».

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 2. «Осенью».

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.                                                                         Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Обувь.

  1.«Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

2. Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Фрукты.

  1.«Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

 

2.«Компот».

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

 

 3.«Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Разгибаем мизинец.

Овощи.

 1. «Капустка».

                   Мы капустку рубим-рубим,

                   Мы капустку солим-солим,

                   Мы капустку трём-трём,

                   Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

 2. «Репка»

                  Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

                  Из земли большую репку:

                  Вот пришла бы наша внучка,

                  Помогла б собачка Жучка.

                  Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

                  Хоть держалась крепко, вытянута репка.

                                               Зима.

 1. «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

                     Вращательные движения кистями рук.

  2.« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Новый год.

  1.«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Домашние птицы.

  1.«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок, а у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши, все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

 

 2.«Петушок»

Наш красивый петушок   (Обе руки сжаты  в кулачки.)

Кверху поднял гребешок.   (Разжать ладони.)

Крылышками машет.   (Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет, крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

Домашние животные.

 

 1.«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».                             Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

 

 2.«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,          Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.       «Горшок из ладошек».

На печи калачи,                 Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.             Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

 3. «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Дикие животные.

  1.«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

         Есть нора – надёжный дом.

       Не страшны зимой метели

  Белочке в дупле на ели.

     Под кустами ёж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, травы

                                 Хатки делают бобры.        

      Спит в берлоге косолапый,

  До весны сосёт там лапу.

   Есть у каждого свой дом,

  Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

 

 2.«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Посуда.

  1.«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Весна.

  1.«Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

 

2. «К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Семья.

 1. «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

 

2. «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

 

 3.«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Мебель.

 1. «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

 

2.«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое                                          название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок

3. «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Транспорт.

1.«Транспорт»                                                                                                             

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,                                                                         Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

 

 

2.«Пароходик»

Пароходик в море был.

                       Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.

             Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

          Одновременно пошевелить большими пальцами.

Насекомые.

  1.«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

 

2. «Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони                тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые.                             «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Лето.

  1.«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки, распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются, низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой поклонился, повернулся к нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

 2.«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими. Да просто улыбаться!

КАРТОТЕКА                                                  ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР                                                 ДЛЯ ДЕТЕЙ                                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С 5-7ЛЕТ

https://www.madamteacher.com/wp-content/uploads/2017/04/okul-oncesi-anneler-gunu-boyama-sayfasi-8-1.jpg   

Инструктор по физической культуре

Шерстобитова М.В.

                             

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцах», – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии.  С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.                                                                                    Польза пальчиковых игр                                                                   -Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.                                                                                                    Развивают мелкую моторику.                                                        Помогают формированию четкой, ритмичной речи.            Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.                                                                                        Снимают излишнее нервное напряжение.                                  Улучшают память.                                                                  Способствуют овладению навыками письма, рисования.                             Развивают фантазию, воображение.                                        Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.                                                                                                           В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации.                                                                              Выступают отдельным видом игрового занятия.                               Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

4 вида пальчиковых упражнений

Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста.

1. Упражнения для кистей рук

Помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

2. Динамические упражнения

Учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

3. Статические игры

Помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

4. Массаж

Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

                                 

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.

СОДЕРЖАНИЕ:

Игрушки: №1 П/и «Пять домовых».  №2 П/и «Шарик и подружки» №3 П/и «Гномик » №4 П/и «Стойкий солдатик»

№5 П/и «Игра в бубен»                                                            Части тела: №1 П/и «Наши пальцы». №2 П/и «Ручки».          №3 П/и «Пальчики уснули».№4 П/и «Человек на прогулке».№5 П/и «Шел один я..» №6 П/и «Потягушки».

Одежда: №1 П/и «Большая стирка» №2 П/и «Прачки гномики» №3 П/и «Растеряши»

Осень: №1 П/и «Листопад». №2 П/и «Осенью».

Фрукты: №1 П/и «Вишня».№ 2 П/и «На базар за фруктами».№3 П/и «Кошки-мышки»                    

Овощи: №1 П/и. «Огород.»  №2 П/и «Овощи»                                                                        

Зима: №1 П/и . «Наша прогулка» №2 П/и «Снежок»

Новый год: №1 П/и «На елке»

 №2 П/и «Зимние забавы» №3 П/и «Снеговик»

Домашние животные: №1 П/и «Фома на курице, Тимошка на кошке». №2 П/и «Свинка Ненила» .№3 П/и «Кошки-мышки»

Дикие животные: №1 П/и «Иголки» №2 П/и «Теремок»            №3 П/и «Терем – теремок»

Гости. Посуда: №1 П/и «Оладушки» №2 П/и «Пирожки»                                     №3 П/и «В гостях у гномиков» №4 П/и  «Идем в гости»

№5 П/и «Пироги» №6 П/и «Кашка»

Весна: №1 П/и «Весна» №2 П/и «На лужке весной» №3 П/и «Утро настало»

Семья: №1 П/и «Семью на пирог позову» №2 П/и «Для женушки – Подсолнушки!»  №3 П/и «Подарок для мамочки» №4 П/и «Помощники»

Дом. Мебель: №1 П/и «Дом» №2 П/и «Наша квартира»

  №3 П/и «Стенка, стенка, потолок»

Транспорт: №1 П/и «Ехали-ехали» №2 П/и «Лодочка» №3 П/и «Транспорт»

Насекомые: №1 П/и «Червячки»  №2 П/и «Паучок»

№3 П/и «Летит комар» №4 П/и «Гусеница»                             №5 П/и «Две сороконожки»

Лето. Море: №1 П/и «Цветок» №2 П/и «Дельфины»             №3 П/и «Солнышко» №4 П/и «Морской ветер»

Игрушки

1. «Пять домовых»

Пять весёлых домовых

Праздничною ночью                                                                           Показать ладошки, пальцы растопырить

Разгулялись через чур,

Расшалились очень.                                                                           Перебор пальчиков волнами

Встав на цыпочки один

Закружился в вальсе.                                                                        «Фонарики»

А второй споткнулся,

Нос себе расквасил.                                                                          Правым кулаком ударить в левую ладонь

Третий прыгал до небес,

С неба звёзды цапал,                                                                        Прыгать, сжимая ладони – «цапать»

А четвёртый топал,

Как мишка косолапый.                                                                    Постукивать пальцами по коленям

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песенкой.                                                                             Четыре пальца сжать.                                                               Делать движение, как бы открывая рот

Этой ночью домовым

Было очень весело!        Хлопать в ладоши

2. «Шарик и подружки»

Шар надутый две подружки  

Отнимали друг у дружки  

 – Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели, нет игрушки,

                 Сели и заплакали…                                        Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками.

В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.

 Воздух «Выходит», и пальчики принимают исходное положение.

3. «Гномик»

Кто живет под потолком? Гном.                                                                У него есть борода? Да.

Поднять ручку, чтобы ладошка смотрела вверх.  Кивок.

А манишка и жилет? Нет. Помотать головой.   Выставить указательный пальчик.

И давно он там живет? Год.

Кто с ним утром кофе пьет? Кот.

Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

Как же гномика зовут? Пайк.                                                      Средний, безымянный и большой пальчики поджать, указательный и мизинец немного округлить.

Он капризничает, да? Никогда. Выполняется так же, как «кошка», только указательный палец и мизинец согнуты и немного приподняты вверх.

4. «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.                                                Стоять на одной ноге, руки на пояс.

Ну, смелее подними,

Да гляди, не упади.                                                                           Стоять на правой ноге.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.                                                    Выпрямить левую ногу, руки в стороны.

5. «Игра в бубен»

Если в бубен бьет медведь,                                                Хлопать в ладоши.

Бубну как не зареветь?

А комар забьет в него,

Не услышишь ничего.

Стучать большим и указательным                                              пальцами друг о друга.

Части тела

  1. «Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд,

Десять крепеньких ребят.                                                               Показать ладони.

Сжать пальцы в кулак

Эти два – всему указки,

           Всё покажут без подсказки.                                       Показать 2 указательных пальца

        Пальцы – два середничка,

            Два здоровых бодрячка.                                     Касаются средними пальцами друг друга

   Ну, а эти безымянны,

                  Молчуны всегда упрямы.                                 Показать безымянные

Два мизинца - коротышки,

Непоседы, шалунишки.                                                                         Показать два мизинца

Пальцы главные средь них –

Два больших и удалых                                                                 Показывают два больших, остальные сжать в кулак.

  1. «Ручки»

У меня пропали ручки.                                                                   Убрать ручки за спину.

Где вы, рученьки мои?                                                              Оглядеться. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!        .  

 Показать ручки.

  1. «Пальчики уснули»

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.                                                                           Сжать пальцы обеих рук в кулачки 

1, 2, 3, 4, 5 – захотели поиграть!                                                     Поочерёдно разогнуть пальцы правой руки

Разбудили дом соседей!                                                          Постучать кулаком о кулак

Там проснулись 6 и 7,

8, 9, 10 – веселятся все!                                                                                        Поочерёдно разогнуть пальцы левой руки

Но пора обратно всем:

10, 9, 8, 7.

Шесть – калачиком свернулся,

Пять – зевнул и отвернулся.

4, 3, 2, 1 –                                                                                             Поочередно сгибаем пальцы в кулики, начиная с левой руки

Снова в домике мы спим.                                                             Показать два кулачка           

  1. «Человечек на прогулке»

 Шел человечек по улице.

Скучно стало человечку просто идти, и решил он попрыгать на правой ножке.

А потом и на левой ножке решил попрыгать.

 Вот такой веселый человечек!        

Человечек «идет» на двух пальчиках: среднем и указательном.

Указательный палец загнуть и стучать по столу средним.  

 Стучать указательным пальцем.

                     

                                                       

5. «Шел один я…»

Шел один я по дорожке,

Ребенок показывает один пальчик.

Шли со мной мои две ножки.

Ребенок показывает два пальчика.

Вдруг навстречу три мышонка, Ребенок показывает три пальчика.

Ой, мы видели котенка! Ребенок прикладывает ладошки к щекам и качает головой.

У него четыре лапки,

На лапках острые царапки. Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок «царапает» поверхность стола.

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать. На каждый счет ребенок показывает соответствующее число пальчиков. Ребенок двумя пальчиками «убегает» по поверхности стола.

   6. «Потягушки»

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

         И встряхнулись…                                                     Ребенок выполняет указанные движения

По ладошке побежали,

Побежали, побежали,                                                                           Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот

Поскакали, поскакали

Сели отдыхать.                                                                                        Ребенок выполняет указанные движения.

Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени.

Одежда

  1. «Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,                                                          Ребенок трет один кулачок о другой.

В речке вместе полоскали.

Ребенок водит раскрытыми ладонями                                        вправо-влево, имитируя полоскание белья

Выжали, повесили, то-то стало весело!                                                         Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья. Ребенок выполняет круговые                      движения кистями рук, ладони вверх, пальцы                       разведены в стороны.

  1. «Прачки гномики»

Жили-были в домике

Маленькие гномики: Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.                                                                                                                                                    Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки,

Лики – штанишки, чики – носочки,

Мики умница был, всем водичку он носил.

Ребенок трет кулачки друг о друга.

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

  1. «Растеряши»                                                                                                Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этот маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.

Этот маленький котенок отморозил себе нос.

Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи!

Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки.

Начинать лучше с мизинчика.

Осень

1. «Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 2. «Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.                                                                         Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Фрукты

  1. «Вишня»

Большой пальчик вишенку трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

2. «На базар за фруктами»

На базар ходили мы,

(соединение пальцев подушечками,                                                 начиная с мизинцев)

Много груш там и хурмы,

(по одной паре пальцев на каждую                                        стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины,

(при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины,

(пальцы сжимаются в кулак, а большой                                    отводится вверх)

Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!

Овощи

1. «Огород

Мы имеем огород

Дети хлопают в свои ладошки

И растим на нем укроп,

Помидоры и салат..

Огород наш – просто клад!

Есть петрушка и фасоль,

Огурцы, редис, морковь,

Кабачки и патиссоны,

Свекла, редька, лук зеленый,

И, конечно же, цуккини,

И арбуз, и даже дыни.

Все, что можно, посадили?

развести руки в стороны

Ничего не пропустили.

2. «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох.

Петрушку

И свеклу. Ох.

Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.

Ребенок поднимает руки над головой  и хлопает в ладоши.

Зима

1. «Наша прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.

Мы во двор вышли гулять.

Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.

Бабу снежную лепили,

Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.

Птичек крошками кормили.

Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Ребенок водит указательным пальцем                                             правой руки по ладони левой.

Съели суп и спать легли.

Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.

2. «Снежок» 

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.

(снежок «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони,                                             гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.(грозят пальчиком)

Раз — подбросим,(«подбрасывают»)

Два — поймаем,(«ловят»)

Три — уроним(«роняют»)

И… сломаем.(хлопают по столу).

Новый год

1. «На елке»

Мы на елке веселились,

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принес.

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Дал огромные пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.

2. «Зимние забавы»

Лепим мы из снега дом

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить.

Дети сжимают и разжимают кисти рук,                              соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят                            ладони в стороны, хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок».

3. «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок.

Кати по снегу свой снежок.

Имитация лепки снежка

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Соединить попарно пальцы правой и левой руки, образуя сферу

Его улыбка так светла!

Стучать сверху кулачком по кулачку

Два глаза, шляпа, нос,

Показать руками 2 глаза, голову, нос

Метла!

Растопырить пальцы обоих рук

Домашние животные

1. «Фома на курице, Тимошка на кошке»

Стучит бренчит по улице

– Фома едет на курице.

Стучат кулачком о кулачок.

Локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок.

Тимошка на кошке

– По кривой дорожке.

Локоть правой руки опирается на стол, указательный                    и мизинец образуют ушки, средний и безымянный                        плотно прижаты к ладони. Ребром ладони                           изображают движение по кривой по столу.

2. «Свинка Ненила»

Свинка Ненила

Хлопают в ладоши.

Сыночка хвалила:

-То-то хорошенький!

-То-то пригоженький!

Поглаживают себя по голове.

Поглаживают кисти правой руки. Поглаживают кисти левой руки.

Ходит бочком, хвостик крючком,

Нос пятачком.

Ребром ведущей руки ведут по столу. Показывают указательные пальцы обеих рук.

Ставят кулачок на кулачок и на нос.

3. «Кошки-мышки»

Мягко кошка, посмотри,

Пальчики ребенка на обеих руках сжаты в кулак

 и лежат на столе ладонями вниз;

Выпускает коготки.;

ребенок медленно разжимает кулачки, разводя пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает коготки.

И легонько их сжимает

– Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Ладошки рук ребенка лежат на столе.

Только мышка не зевает,

Кошка (правая рука) крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по столу вперед.

Вмиг от кошки убегает.

Мышка (левая рука) убегает: пальчики правой руки быстро движутся назад.

Дикие животные

1. «Иголки»

Ежик колкий,

Пальчики сцеплены в замок.

Где твои иголки?

Вот они!

Расцепить пальчики, но ладошки не разъединять.

2. «Теремок»

Стоит в поле теремок.

Сделать «крышу» из ладоней

На дверях висит замок.

Скрестить пальцы и крепко сжать

Как бы нам замок открыть?

В теремок зверей пустить?

Пружинистые движения руками, пытаясь разжать сплетенные пальцы

Слева зайка, справа мишка.

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладоней

Отодвинте-ка задвижку.

Зацепить пальцами правой руки, пальцы левой руки и пытаться разогнуть их

Слева ёжик, справа волк,

Нажимайте на замок.

Поменять руки местами

Зайка, мишка, ёжик, волк

Поочерёдно соединить подушечки пальцев двух рук

Открывают теремок.        Снова сделать крышу

3. «Терем – теремок»

Из пальцев, дружок, сложи теремок.

Соединить ладони в «домик»

Вот это – ворота,        Переплести пальцы рук

Вот это – замок!        Сложить руки в замок

Вот серенький зайчик,

Поднять средний и указательный палец

Вот мышка – норушка,

Все пальцы прижать к большому пальцу

Лисичка – сестричка,

Поочерёдно плавные движения руками вперёд

Лягушка – квакушка.

Ладони вперёд, пальцы растопырить

Но вот в теремок забрался медведь.

Покачивание рук из стороны в сторону

Домик сломался,

Прижать ладошки друг к другу

Народ разбежался!

Перебирая пальцами, провести от бедра до колена

Медведь косолапый ходит,

Места себе не находит!

Прошагать пальцами, переваливаясь

Теремок я построю большой!

Будут жить там вместе со мной:

Ладони сложить домиком

Серенький зайчик,

Мышка – норушка,

Лисичка – сестричка,

Лягушка – квакушка.

Показать руками движения из первой части

Гости. Посуда

1.«Оладушки»

Ладушки, ладушки,

Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая.

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки.
Детишкам раздавала.

Ребенок вытягивает перед собой обе руки.

Маше – два,

Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.

И Саше – два,

Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.

Ванне – два,

Ребенок показывает средний и указательный пальцы на правой руке.

И Тане – два.

Ребенок показывает средний и указательный пальцы на левой руке.

Всем детишкам раздала. Ребенок вытягивает руки вперед и в стороны и слегка кланяется.

2.«Пирожки»                                  

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку,

Всех друзей я в гости жду.

Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках, перечисляя продукты.

Ребенок имитирует лепку пирожков.

Ребенок имитирует движения, созывающие гостей

3. «В гостях у гномиков» 

Перед началом игры ребенок сжимает                                         кулачки на обеих руках.

Гномы гостей приглашали.

Гномы гостей угощали.

Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило то угощение,

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Гости не могу взять даже ложки!

Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев. Ребенок плотно соединяет ладошки.

4. «Идем в гости»

К (имя ребенка) гости прибежали,

Пальчики ребенка «бегут» по столу.

Все друг дружке руки жали.

Здравствуй, Жора! Здравствуй, Жанна! Рад, Сережа!                    Рад, Снежана!

Ребенок делает несколько рукопожатий. Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко.

Не хотите ль пирожок?

Ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальцев и мизинчиков. Соединяет ладошки в виде пирожка.

Может, коржик? Иль рожок?

Вот драже вам на дорожку,

Все берите понемножку!

Ребенок показывает раскрытые ладони. Ребенок сжимает ладошки в кулачки. Раскрывает ладошки, а взрослый, стучит по ним, изображая сыплющееся драже.

С ручек все стряхнули крошки

Ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже.

           И захлопали в ладошки.                                                     Ребенок энергично трясет кистями рук. Ребенок хлопает в ладоши.

5. «Пироги»

Мы печём отличные

Пироги пшеничные.

«Пекут пироги», меняя ладошки местами

Кто придёт к нам продавать

Пироги отличные.

Трут ладони друг о друга

Папа, мама, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого

И другие, все кто может,

Пусть приходит с ними тоже.

Сжимают и разжимают пальцы

6. «Кашка»

В поле каша росла,

Ребенок поднимает руки вверх и шевелит пальчиками.

К нам в тарелочку пришла.

Ребенок «идет» пальчиками по столу.

Всех друзей мы угостим,

Ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки.

По тарелке всем дадим.

Ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Всем дадим по ложке!

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Весна

1.«Весна»

Весенний день!

Хлопки в ладоши

Во дворе звенит капель,

Встряхнуть кисти рук

По полям бегут ручьи,

Волнообразные движения руками

На дорогах лужи.

Соединяют руки в чашу

Выползают муравьи

После зимней стужи.

«Пробегают» пальчиками по бёдрам к колену

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

«Переступают» по бёдрам большим и указательным пальцем

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

Складывают ладошки в бутон и раскрывают его

2. «На лужке весной»

На лужок весной пришли зайчата,

Медвежата и лисята,

Лягушата и волчок.

При перечислении поочерёдно сгибать пальцы в кулак

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок.

Хлопки в ладоши

Повторить с другой рукой

3. «Утро настало»

Утро настало,

Солнышко встало.

Скрестить ладони, раздвинуть пальцы, поднять руки вверх

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

Кулак правой руки сжат, сгибать и разгибать большой палец

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Серёдка!

Вставай, Сиротка!

И крошка Митрошка!

Большим пальцем правой руки поочерёдно разгибать пальцы левой руки

(Можно заменить щелчками)

Здравствуй ладошка!

Сжимать и разжимать кулак

Повторить с пальцами правой руки

Семья

1. «Семью на пирог позову»

Тесто ручками помну,

Пирог я сладкий испеку.

Ребенок сжимает и разжимает пальчики.

Серединку смажу джемом,

А верхушку сладким кремом,

Ребенок выполняет круговые движения ладошками.

Ребенок водит ладошками по плоскости стола.

И кокосовою крошкой

Я присыплю пирог немножко,

А потом чай заварю,

В гости семью большую соберу.                                                                                                                                                                        Имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.

2.«Для женушки – Подсолнушки!»

На базаре   Выставляют кулак.

Спозаранок   Ставят ладонь на ребро.

Накупил Баран Баранок. Показывают ладонь.

Для барашков,   Кулак.

Для овечек         Ребро.

Десять маковых колечек,

Пальцы левой руки «играют».

Девять сушек, восемь плюшек,

Пальцы правой руки «играют».

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Показывают 10 пальцев.

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил.

Про себя не позабыл,

А для женушки – Подсолнушки!

Показывают соответствующее количество пальцев.

Отрицательное движение головой.

Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу.

3.«Подарок для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики,

будто лепестки.

От ветерка качается,

                         Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую и цветочек подарю ей!

                                   Мимика, жесты.

4. «Помощники»

Мои пальчики расскажут,

Что умеют – все покажут.

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.

Их пять на каждой руке.

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.

Все сделать смогут, всегда помогут.

Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают, Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают

– Пять и пять моих ловких пальчиков.

Здесь и далее движения соответствуют тексту.

Показывают пальцы обеих рук.

Дом. Мебель

1. « Дом»

Я хочу построить дом,

Кончики пальцев сомкнуты под углом,

Чтоб окошко было в нем,

Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально.

Чтоб у дома дверь была,

Ребра ладоней прижаты друг к другу.

Рядом чтоб сосна росла,

Пальчики растопырены и смотрят вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.

Пес ворота охранял,

Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз.

Солнце было,

Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.

Дождик шел,

Потрясти кистями.

И тюльпан в саду расцвел.

Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.

        

2. «Наша квартира»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в нашей квартире.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

В шкаф я вешаю рубашку,

А в буфет я ставлю чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Ребенок на каждую строчку загибает пальчики, начиная с большого.

Я сижу всегда на стуле,

На кровати я лежу.

А потом я с котом

Посижу за столом.

Чай с вареньем я попью.

Вот как я сейчас живу

Ребенок попеременно хлопает в ладоши и стучит кулачками по столу.

3. «Стенка, стенка, потолок»

Стенка.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до правой щеки.

Стенка.

Указательным пальцем ребенок дотрагивается до левой щеки.

Потолок.

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до лба.

Два окошка.

Ребенок указательным пальцем указывает сначала на правый, а потом на левый глаз.

Дверь.

Ребенок указательным пальцем указывает на рот.

Звонок: «Дзи-и-инь!»

Ребенок указательным пальцем дотрагивается до кончика носа.

Транспорт

1.«Ехали-ехали»

На лошадке ехали, до горы доехали.

Ручки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз.

На машине ехали, в город все приехали.

Пальчики сжаты в кулачки, наклоняем ручки их стороны в сторону.

В паровозе ехали,

И домой приехали!

Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.

2.«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки друзья –это лодочка моя.

Две ладошки соединить «лодочкой», большой палец внутрь.

Волнообразные движения руками

Паруса подниму

И морем поплыву.

Попеременно руки вверх, сжимая пальцы в кулак

А по бурным волнам

Пляшут рыбки тут и там.

Волнообразные движения руками

3.«Транспорт»                                                                                                             

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,                                                                         Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Насекомые

1.«Червячки»

Ладони ребенка лежат на коленях или столе

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Ребенок медленно сгибает пальцы, подтягивает ладонь, имитируя движения ползущей гусеницы или червячка.

Вдруг ворона подбегает,

Ребенок «идет» по столу средним и указательным пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.

Головой она кивает,

 Складывает пальцы щепоткой и качает ими вверх-вниз.

Каркает: «Вот и обед!»

Ребенок раскрывает ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Глядь – А червячков уж нет!

Ребенок сжимает кулачки и прижимает их к груди.

2.«Паучок»

На изогнутый сучок,

Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку.

Сломанный, осенний

Ребенок скрещивает указательные пальчики.

Опустился паучок

Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой».

С крестиком на спинке.

Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя.

Свил уютный гамачок,

Сам в сторонку и молчок.

Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам.

3. «Летит комар»

Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж».

Водить пальцем вокруг ушка.

Летят осы вокруг носа, «с-с-с».

Водить вокруг носа.

Летит комар, на лоб – оп!

Дотронуться пальчиком до лба.

А мы его – хлоп!

Слегка шлепнуть ладошкой по лбу.

4. «Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Сложить руки домиком над головой

Сложить ладони «бутоном»

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Вращательные движения                                                    указательными пальцами

Спит без просыпа всю зиму.

Сложить ладони «бутоном»

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна.

Сжать руку в кулак.

Разгибать пальцы, начиная с мизинца

Гусенице не до сна –

Стала бабочкой она.

Скрестить кисти рук, сделать                                                      маховые движения

5. «Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали,

Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали…

Положить кисти рук на плечи крест-накрест.

То же самое, только поменять ручки.                                       Пальчики сцепить в замок.

Еле-еле их разняли

Разомкнуть пальчики.

Лето. Море.

1.«Цветок»

Словно в бутончик

Собрав лепестки.

В горстку собрать пальцы правой и левой руки

Солнце свои

Посылает лучи.

Раскрыть пальцы правой руки

Утром на солнце

Цветы распускаются.

Раскрыть пальцы левой руки

Солнышко село,

Сумрак сгустился

Опустить руки

И до утра

Мой цветочек закрылся.

Собрать пальцы в горстку

2.«Дельфины»

В море бурном, в море синем

«Волны» двумя руками

Быстро плавают дельфины.

Волнообразные движения руками вперёд

Не пугает их волна, рядом плещется она.

Маленькие волны правой, а потом левой рукой

Проплывает в море кит и дельфинам говорит:

Сложить две руки в бутон, правая лежит на левой

«Вы дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите!

Открыть «рот кита»

1, 2, 3, 4, 5 – надо рыбкам уплывать.

Поочерёдно сжать пальцы в кулаки

Разогнуть большие пальцы,

Указательный и средний,

Разогнуть пальцы

Безымянный и последний        Ребро ладони вниз. Волнообразные движения

3.«Солнышко»

Раз, два, раз, два!

Сложим мы из букв слова.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Солнышко – слово лучистое,

Скрестить ладони, раздвинуть пальцы, поднять руки вверх

Козочка – слово пушистое,

Сделать рожки – придержать большим пальцем средний и безымянный, а указательный и мизинец поднять вверх

Слово корова – рогатое,

Выпрямляют указательный и средний, остальные держать большим

Слово арбуз – полосатое.

Соединить попарно пальцы правой и левой руки, образуя сферу

4.«Морской ветер»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает,

Локти стоят на столе, кисти соединены у основания, ладони смотрят в разные стороны.

Качать руками из стороны в сторону.

А под пальмой краб сидит

Ладони лежат на столе, пальчики согнуты.

И клешнями шевелит.

Пошевелить пальчиками

Чайка над водой летает

Кисти перекрещены; помахать ими.

И за рыбками ныряет.

Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения.

Под водой на глубине .

Кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты.

Крокодил лежит на дне.

Открывать и закрывать «пасть крокодила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей 4-6 лет

В материале представлена картотека пальчиковых игр из книги Желобкович "Физкультурные занятия в детском саду"...

Картотека Пальчиковых игр для детей (2-3 лет)

Уважаемые родители очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....