Картотека игр по плаванию
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Байрак Яна Викторовна

При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и экономит время. Все игры взяты из книги для воспитателей детского сада и родителей "Обучение плаванию в детском саду". Авторы: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavvnie.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

           

Картотека

Игры вырабатывающие и закрепляющие

плавательные движения

        

Инструктор ФК (плавание)

Байрак Я.В.

"Хрустальные шары"

Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде

находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) - это

"хрустальные шары" Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. "Хрустальный шар" не разобьется, если играющий проплыл под

ним, на задев его.        

Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

___________________________________________________________________________

"Фонтан"

Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта). По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и

начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для

чего руководитель дает команды: "больше брызг!", "меньше брызг", "без брызг".

Ноги должны работать почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного

разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются

движения ногами на спине – колени высовываться на поверхность воды не

должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда

даже пальцы ног могут появиться над                                                                                  

Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо,

закрывать глаза.

Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к.

дети смогут видеть свой фонтан.

Продолжительность игры полторы-две

минуты.

Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений вносить своевременные исправления.

"Мотор"

Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на

пенопластовой доске). Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх- вниз, поднимая брызги (как от мотора        катера). Надо следить, чтобы дети

оттягивали носочки и работали почти прямыми ногами, стопы должны быть

развернуты немного вовнутрь – большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки

на расстоянии 5-10см друг от друга. У        

лучшего "мотора" должно быть не только много брызг, но и правильное положение "лопастей" (ног).

Игры, обучающие дыханию

"Горячий чай"

        Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

        По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя, что это горячий чай. Надо стараться делать как можно более продолжительный выдох, следить чтобы вода вокруг сильно бурлила.

        Правила: не закрывать глаза, даже если от воды будут отлетать брызги. Выигрывает тот, у кого на воде будет больше волн и других колебаний поверхности.

        

"Эстафета с бегущей игрушкой"

        Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой резиновой игрушке.

        По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив перед собой, игрок должен дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам ребёнок осторожно плывет (или идет) за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию, игрок подгоняет игрушку к следующему участнику и уходит в конец строя.

        Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившей эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.

"Пузыри"

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

        По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.

        Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхатьпо-разному:

        - сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно

        - сложить губы трубочкой и выдыхать обычно

- выдыхать через рот, губы в любом положении, медленно или быстро

- погрузиться с закрытым ртов, открыть рот как буква "о", выдох быстрый и сильный, сразу после выдоха рот в воде закрыть

        - прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот сделать небольшой выдох, закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т.д. За одно погружение сделать 4-8 выдохов

        Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри. Выигрывает тот, у кого больше пузырей.

        

Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.

"Морская звездочка"

        Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс.

        Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед так, чтобы живот и плечи легли на воду, руки в стороны, голова погружена в воду. Оторвать одну ногу от дна и поднять к поверхности воды, плавно поднять вторую ногу, ноги разведены в стороны. Лежать в таком положении от 5 до 15 счетов (секунд).

Правила: открывать под водой глаза; выигрывает тот, кто дольше пролежит на воде.

"Осьминог"

        Дети стоят на дне бассейна.

        Занимающиеся, приняв положение "медуза", начинают шевелить руками и ногами, как "щупальцами", постепенно стараясь поднять руки и ноги к поверхности воды, а затем возвратиться в исходное положение "медуза".

        Правила: движения должны быть мягкими и плавными.

"Медуза"

        Дети стоят на дне бассейна, разделившись на пары.

        Один из игроков выполняет задание, другой смотрит и помогает. Сначала выполняется упражнение "поплавок", как только спина показалась на поверхности воды, наблюдающий постукивает по ней, после чего первый игрок отпускает колени, опускает расслабленные руки и ноги вниз (руки и ноги - это щупальца медузы). В таком положении ребенок находится на плаву до тех пор, пока может задерживать дыхание, затем надо встать на дно и выпрямиться. Потом игроки меняются местами.

        Правила: руки и ноги ("щупальца") расслаблены, голова в воде должна быть опущена вниз.

        Вариант: из положения "медуза" плавный переход в положение "морская звездочка".

____________________________________________________________________________

Игры по ознакомлению со свойствами воды

"Морской бой"

        Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство. Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета.

        Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.

"Волны на море"

        Дети стоят на дне бассейна на расстоянии вытянутых рук, уровень воды по грудь.

        Руки в стороны. По команде начать выполнять движения руками вперед и назад, образуя волны.

        Правила: не закрывать глаза, не толкать соседей. Выигрывает тот, у кого больше волн.

Игры, способствующие

выработке навыка скольжения.

"Кто дальше?"

        Игра для детей, освоивших "скольжение" и "спад в воду" (см. раздел обучения прыжкам).

        Играющие сидят на борту бассейна на корточках. После выполнения спада (учебного прыжка) играющие скользят в воде в положении "стрелочка". Дальность - скольжения определяется первыми плавательными движениями. Выигрывают те, кто дальше проскользили.

"Торпеды"

        Дети стоят на дне бассейна. Игра может проводиться только с теми детьми, которые умеют плавать.

        По сигналу играющие принимают исходное положение "стрелочка" и оттолкнувшись от борта скользят сильно работая ногами.

        Правила: во время скольжения нельзя мешать друг другу; выполнять движения, не оговоренные условиями игры.

        Варианты: по мере изучения скольжений, можно выполнять один гребок одновременно обеими руками и далее скользить до полной остановки, прижав руки к туловищу.

"Стрела"

        Дети стоят на дне бассейна друг за другом.

        Первый игрок принимает положение "стрелочка" (прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой; ноги вместе, носочки оттянуты) и ложится на воду на спину или на живот (на задержанном вдохе). Руководитель входит в воду, одной рукой берет игрока за ноги, другой поддерживая под живот (или под спину) и сильно толкает вперед.

         Правила: нельзя отталкиваться от руки руководящего самому; лучшей оказывается "стрела", которая проскользит дальше всех.

        Варианты: дети сами смогут выталкивать друг друга в положении "стрелочка", также можно отталкиваться ногами от борта и скользить без движений.

____________________________________________________________________________

"Винт"

        Дети стоят на дне бассейна.

        Игроки, отталкиваясь от борта, выполняют скольжение с работой ног. А во время скольжения надо выполнять поворот на бок, на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты.

        Правила: побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Игры, обучающие погружению и всплытию

"Поплавок"

        Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение на задержанном вдохе. Одну ногу оторвать от дна и подтянуть колено к груди, руки обхватывают голени, голова убрана в колени - положение группировки. Оторвать вторую ногу от дна и прижать к груди, руки обхватывают обе ноги, "нос убран в колени". При отрывании от дна второй ноги ребенок сначала может погрузиться ко дну, но если вдох сделан глубокий, то через 1-2 секунды он всплывет так, что округлая спина будет плавать на поверхности воды. Не изменяя положения, ребята считают до 5-10 (в зависимости от подготовки), а затем встает на дно.

        Правила: в воде открывать глаза. Не отпускать колени раньше времени.

____________________________________________________________________________

                                               

"Конкурс поплавков"

        Дети стоят на дне бассейна, участники делятся на две команды.

        По команде руководителя вся команда выполняет упражнение "поплавок", а руководитель считает до 15. Правила: игрок продержавшиеся на воде в указанном положении до счета 5 - получает одно очко; до счета 10 - два очка; до счета 15 - три очка. Затем упражнение выполняет вторая команда. Для подсчета очков следует выделить двух занимающихся из числа не участвующих в игре. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

"Кораллы"

        Дети стоят на дне бассейна, разделившись на две команды. На дно кидаются 20 тонущих предметов, 10 из них окрашено синим (или любым другим) цветом и 10 красным - эти предметы считаются кораллами.

        Две команды по сигналу руководителя ныряют на дно и достают свои предметы. Одна команда - синие, другая - красные. Команда, извлекшая со дна за одну попытку большее количество предметов - своего цвета, побеждает.

        Правила: нельзя толкать соперников; отнимать "кораллы", толкать друг друга. Команде, игрок которой ошибочно достал со дна предмет другого цвета, одно очко сбрасывается. Применять игру можно только с детьми, хорошо ориентирующимися в воде и в прозрачной воде.

"Водолазы"

        Дети стоят на дне бассейна, руководитель кидает на дно небольшие яркие предметы

в количестве участников одной команды (или чуть больше: на 2-4 предмета).

        По сигналу, "водолазы" участники первой команды ныряют вместе (или по очереди) и достают предметы за определенное количество времени (1-3 минуты в зависимости от подготовленности). Руководитель считает найденные предметы. Затем "водолазами" становится вторая команда.

        Правила: глаза в воде должны быть открыты, запрещается мешать команде, выполняющей задание, отнимать предметы и топить друг друга.  Выигрывает команда, доставшая наибольшее количество предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младших и средних групп

В картотеке представлены  игры для ознакомления со свойствами воды, игры с погружением в воду с головой, игры с погружением в воду и открыванием глаз. Для каждой игры сформулированы цели и задачи...

Картотека игр и развлечений на воде, применяемые при обучении элементам синхронного плавания

Картотека игр и развлечений на воде, применяемые при обучении элементам синхронного плавания  детй старших и подготовительных групп. Игры на преодоление сопротивления воды, с подгужением под воду...

Картотека занятий по плаванию для младшего дошкольного возраста + игровой материал

Картотека составлена по книге В.И. Канидовой "Обучение плаванию детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" Размер карточек 11,5 см * 19,5 см...

картотека игр по плаванию

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически...

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека игр по обучению плаванию

Игры, способствующие развитию умения передвигаться по воде (для детей 3-7 лет)...

Картотека игр по плаванию в детском саду

В картотеке представлены  игры для ознакомления со свойствами воды, игры с погружением в воду с головой, игры с погружением в воду и открыванием глаз. Для каждой игры сформулированы цели и задачи...