картотека игр по плаванию
картотека по физкультуре на тему

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Организация дидактического пространства

1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг — необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.

2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому – научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).

3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительный материал для занятий

Перетяжки парами.

Задача игры: совершенствовать у детей умение действовать в необычных условиях, прилагая при этом определенные усилия.

Описание. Дети становятся в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2 – 3 м. между ними натягивается веревка. В каждой шеренге одинаковое число играющих. По сигналу преподавателя дети подходят к веревке, становятся боком друг к другу. Играющие одной шеренги берутся за руки с детьми другой шеренги. По сигналу партнеры каждой пары начинают перетягивать друг друга за среднюю линию. При подведении итогов учитывается, в каком количестве пар оказались победителями из той и другой шеренги.

Правила. Нельзя резко дергать товарища. Выполнять задание по сигналу.

Методические указания. Желательно не натягивать туго разделительную веревку, а устанавливать ее на поплавках.

Вариант 1

Описание. Дети становятся парами лицом друг к другу и берутся двумя руками за противоположные стороны кольца из веревки. (Такое кольцо можно сделать, связав концами две короткие или одну длинную скакалки). Играющие отходят назад настолько, чтобы натянуть веревку, держа ее вытянутыми вперед руками. Затем они принимают удобное устойчивое положение упора, выдвинув одну ногу несколько вперед, а другую слегка согнув.  Игра начинается по сигналу – каждый старается перетянуть другого на другую на свою сторону, заставив сойти с места. Начинать тянуть веревку на себя надо одновременно.

Методические указания.  Вместо кольца из веревки или скакалок можно использовать короткую прочную палку.

Вариант 2

Описание. Дети становятся парами спиной друг к другу. Они берутся двумя руками (на ширине плеч, за собой) за противоположные стороны кольца из веревки. Отходят друг от друга настолько, чтобы веревка была натянута, и занимают устойчивое исходное положение. Игра протекает так же, как в предыдущем варианте.

Вариант 3

Описание. Дети становятся парами спиной друг к другу. Надевают  через голову лямку (из плотной тесьмы, мягкого шнура). Лямка проходит под мышками и крепко облегает грудь. По сигналу дети начинают тянуть друг друга в свою сторону – кто кого перетянет.

Вариант 4  

Двое детей берутся за концы длинной скакалки и начинают ее перетягивать. Судьей в этом соревновании выступает взрослый или кто – либо из сверстников. Он определяет победителя.

Переправа пограничников

Задача игры: приучать детей по – разному двигаться в водной среде в соответствии с воображаемой ситуацией.

Описание.  Дети бесшумно входят в воду друг за другом и передвигаются по бассейну, обходя плавающие на воде предметы, игрушки, а затем так же тихо, осторожно выходят из воды.

Правила. Входить в воду тихо, стараясь не шуметь, не брызгать, чтобы по возможности не перемещать плавающие на поверхности воды предметы. Ребенок, не сумевший пройти тихо, проигрывает – считается «раскрытым».

Методические указания.  Плавающие игрушки можно укреплять с помощью грузов (комплекты тяжелых резиновых игрушек). Выполнять задания (делать остановки, обходить предметы, выходить из воды) по сигналу.

Искатели жемчуга

Задача игры:  приучать детей согласовывать друг с другом движения в воде.

Описание. На глубине чуть выше колен дети принимают положение упора лежа на руках. Далее они вытягивают ноги, приподнимают их к поверхности воды и передвигаются на руках по дну в поисках «жемчуга». Сделав 2 – 3 шага на руках, останавливаются, опускают лицо в воду и осматривают дно. Затем приподнимают лицо из воды, делают еще несколько шагов и вновь осматривают дно. (Так надо пройти по мелководью, по дну 8 – 10 м.) На дно следует положить несколько предметов – «раковин». По окончании игры воспитатель предлагает детям описать эти предметы, рассказать, как они расположены по отношению к другим «раковинам».

Правила. Опускать лицо в воду, открывать глаза.

Методические указания. Можно ввести в игру сбор «жемчуга». В необходимых случаях целесообразно разрешать детям использовать подводную маску или очки.  

Кузнечики

Задачи игры: воспитывать навыки ориентировки в воде.

Описание. Играющие располагаются на одной линии в указанной части бассейна. По сигналу они начинают передвигаться вперед прыжками на обеих ногах, стараясь как можно быстрее достигнуть установленного ориентира.

Правила. Дети не должны начинать передвижение раньше подачи сигнала, мешать друг другу, переходить на бег или ходьбу.

Методические указания.

Для усложнения условий передвижения можно изменять положение рук. Оно может быть произвольным или обусловленным игровым заданием.

Утки – нырки

Задача игры: помогать детям осваивать безопорное положение в воде.

Описание. Дети произвольно располагаются по дну бассейна, изображая уток. По сигналу они наклоняются вперед, стараясь нырнуть за кормом и ухватиться за дно. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – «показывают хвостик».

Правила. Более ловкой окажется утка, которая сумеет «показать хвостик» большее количество раз.

Методические указания. Для того чтобы облегчить детям выполнение задания, целесообразно предлагать им опустить голову (подтянуть подбородок к груди).

Винтики

Задачи игры: способствовать освоению детьми безопорного положения в воде; совершенствовать навыки ориентировки в воде.

Описание. Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего  тела (на 36о) – на бок, спину, другой бок, грудь и т.п. При этом они стараются продвинуться вперед как можно дальше. Выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.

Правила.  Всем играющим продвигаться в одном направлении, не допускать встречного движения.

Методические указания. На первых порах дети могут помогать себе скользить вперед, выполняя движения ногами, как при кроле.

Циркачи

Задачи игры: воспитывать навыки ориентировки в воде; совершенствовать умение погружаться в воду.

Описание. Играющие наклоняются вперед, ставят руки на дно и, поднимая ноги вверх, стараются постоять на руках – «как в цирке».

Правила. Выигрывает тот, кто дольше простоит на руках (глубина воды одинаковая для всех играющих).

Методические указания. Если  в игре участвуют команды, то команда – победитель определяется по количеству детей, правильно выполнивших стойку на руках.

Акробаты

Задача игры: воспитывать навыки ориентировки в воде; способствовать освоению безопорного положения.

Описание. Дети размещаются в бассейне произвольно на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. По желанию они пробуют выполнить кувырки, перевороты вперед или назад сложившись в комочек (в группировке).

Правила. Побеждает тот, кто сумеет выполнить большее число кувырков согласно заданию в указанное преподавателем время.

Методические указания. Игру можно проводить при глубине воды не ниже (а лучше немного выше) уровня пояса. Предварительно на суше, следует показать детям приемы группировки и складывания в комочек.

Удержись!

Задачи игры: учить детей сохранять равновесие; развивать навыки ориентировки в воде.

Описание. В качестве подвижной ускользающей опоры могут быть использованы мячи больших размеров, надувные круги, доски. Играющие одной рукой удерживают около себя свой предмет. По сигналу они стараются лечь на него и удержаться хотя бы в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на круг или другой предмет и удержится на нем как можно дольше.

Правила. Не мешать другим действовать самостоятельно.

Методические указания. Игра может быть проведена и в виде командного соревнования. Для усложнения задачи можно обусловить способ выполнения игрового задания или изменить условия игры. Например, с учетом подготовленности детей использовать плавающий предмет меньшего размера (маленький мяч) или организовать игру как эстафету, чтобы пред тем, как лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем, дети должны были выполнить ряд дополнительных заданий (пробежать, подпрыгнуть и т.п.). Дети могут не только удерживаться на плавающем предмете, но и добираться до обозначенного места, выполняя движения руками или ногами, а также ногами и одной рукой одновременно.

Подводные лодки

Задача игры: совершенствовать умение сохранять равновесие во время скольжения в воде.

Описание. Дети изображают подводные лодки разной конструкции. Они становятся по пояс в воде вдоль одной из сторон бассейна, слегка присев, отталкиваются от дна и скользят вперед, соединив ноги и приняв установленное положение рук. Поочередно принимаются следующие положения: 1) руки вверху, кисти соединены, 2) руки вдоль туловища, 3) одна рука сверху, другая вытянута вдоль туловища вниз,  4)  руки заложены за спину, 5) одна рук сверху, другая за спиной, 6) руки на затылке, 7) одна рука  поднята вверх, другая на затылке, 8) одна рука заложена за спину (на поясе), другая на затылке. Дети сравнивают, какая конструкция подводной лодки лучше, определяют, какая лодка скользит ровнее и дальше.

Методические указания. Следить, чтобы дети не разводили ноги, держали их вместе. Если «лодка» опрокидывается на бок («авария»), целесообразно предлагать ребенку попробовать скользить на боку (на правом и левом).

Фонтан

Задачи игры: развивать умение произвольно изменять размах и темп движений ног; учить действовать согласованно.

Описание. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади лежа на спине, ногами внутрь круга». По сигналу  играющие выполняют попеременные движения ногами как при плавании стилем кроль на спине. При этом меняют темп и амплитуду движений ног. По сигналу педагога «Большой фонтан!» движения выполняются быстро и большим  размахом. По сигналу «Средний фонтан!» движения ног замедляются. По сигналу «Малый фонтан!» ногами выполняются мелкие частые движения, образующие пену.

Правила. Не начинать движения до подачи сигнала.

Методические указания. Игру можно проводить на неглубоком ровном месте при любом количестве участников, но не менее 3 – 4. Сигналы можно подавать в разной последовательности. В зависимости от возраста и физической подготовленности детей педагог регулирует длительность выполнения движений, их смену, а при необходимости дает детям отдохнуть («Фонтаны не работают»).

Стайка дельфинов

Задача игры: совершенствовать движения ногами стилем дельфин.

Описание. На бортике дети принимают стартовое положение пловца. По команде «Марш!» они взмахивают руками и выпрыгивают вперед, входя в воду «стрелкой» и начинают выполнять движения ногами и туловищем как дельфины, стараясь заплывать до обозначенного места. Побеждает тот, кто доплывет до финиша, не сделав ни одной остановки.

Правила. Плыть можно только установленным способом.

Методические указания. Если играющий остановится, не доплыв до обозначенного места, целесообразно предложить ему вернуться  к старту и снова начать движение.

Лягушки – квакушки

Задача игры: совершенствовать движения ногами брассом.

Описание. С плавательными досками в руках дети становятся у стенки бассейна спиной к ней. Оттолкнувшись от стенки, они выполняют скольжение на груди. Двигая ногами как лягушки и стараясь проплыть как можно дальше.

Правила. Нельзя совершать другие движения ногами.

Методические указания. Можно обозначить место, до которого надо доплыть. Если ребенок остановится во время движения, то продолжает его  с места остановки.

Усатый сом

Задача игры: совершенствовать у детей умение ориентироваться в воде.

Описание. Выбирается водящий сом, все остальные дети становятся шеренгой в воде по пояс лицом к берегу. Воспитатель произносит:

Рыбки, рыбки, не зевайте!

Сом  ушами шевелит.

Все на берег он не спит!

Последние слова служат сигналом, по которому дети выбегают на берег. Сом может осалить только  в воде, на берег ему выходить нельзя. Игра повторяется 2 – 3 раза. Дети подчитывают, какой сом поймал больше рыбок.

Правила. Водящему – сому запрещается хватать детей - рыбок за руки, плечи и др. чтобы осалить рыбку, нужно просто прикоснутся к ней.

Методические указания. Роль сома может брать на себя и взрослый. В этом случае сигнал к началу игры подает все равно он.

Рыбка  в сетке

Задачи игры: совершенствовать у детей умение ориентироваться  в воде; развивать внимание.

Описание. Играющие – 6 – 8 детей – становятся  в круг лицом наружу и, взявшись за руки, образуют сетку. Внутри круга плавает рыбка – один из играющих. Рыбка старается незаметно ускользнуть из сетки (поднырнуть под руками стоящих в кругу). Если дети, под руками которых собирается проплыть рыбка, заметят или поучаствуют движение ее плавников  и хвоста они должны крикнуть «Поймали!». Тогда рыбка должна начать поиски другого прохода из сетки. В противном случае будет считаться, что в сетке дырка. Игра повторяется 3 раза, после чего в сетку запускают другую рыбку.

Правила. Дети, изображающие сетку, не должны оборачиваться,  подсматривать, опускать руки.

Методические указания.  Следить, чтобы дети действовали в меру осторожно, старались не «поранить» рыбку, не сделать ей больно.

Белые медведи

Задача игры: развивать у детей умение, передвигаясь  в воде, действовать согласованно.

Описание. На берегу водоема в углу бассейна обозначается небольшой участок – льдина. На ней находятся двое детей  - медведи. Остальные играющие – тюлени. Они размещаются в воде (глубина по колено). По сигналу медведи берутся за руки и выходят на охоту. Настигнув зазевавшегося тюленя, медведи ловят его, соединив свободные руки. Пойманного тюленя отводят на льдину. Затем медведи возвращаются в воду, ловят другого тюленя и тоже отводят его на льдину и т.д. каждая пойманная пара тюленей также становятся медведями и участвует в охоте за оставшимися тюленями. Игра заканчивается, когда будут пойманы все тюлени.

Правила. Медведи не должны стараться удержать под водой тюленя, которого они ловят.

Методические указания. Если первая пара медведей охотится неудачно и долго не может поймать ни одного тюленя, можно назначить других водящих.

Быстрые мячи

Задача игры: совершенствовать у детей умение играть в мяч в воде.

Описание. Играют 2 – 3 команды, они становятся колоннами. Расстояние между колоннами – 2 – 3 м, между игроками – 50 – 70 см. уровень воды – по пояс. Ноги врозь.  В руках у капитанов команд – мячи. По сигналу, наклонившись вперед и опустив голову в воду, капитаны передают мяч между ногами игрокам, стоящим сзади. Те передают мяч под  водой дальше. Когда мяч достигнет конца колонны, замыкающий поднимает его над головой и передает впереди стоящему игроку. Тот, прогнувшись и отведя руки немного назад, принимает мяч и передает тому, кто находится впереди.   Когда мяч возвращается к капитану, тот поднимает его над головой. Выигрывает команда, чей «мяч окажется быстрее».

Правила. Нельзя перебрасывать мяч – его надо передавать в руки.

Методические указания. Игру можно провести на глубине воды по грудь. Желательно при повторении игры варьировать способы передачи мячей.

Попади в движущуюся цель

Задачи игры: упражнять детей в разных действиях  в необычных условиях; развивать ловкость, навыки коллективного воздействия.

Описание. Участники игры становятся по кругу (глубина по колени). В центре – водящий. Задача расположившихся по кругу игроков – выбить легким мячом водящего, который во время перемещается внутри круга, приседает, ползает в воде, перебегает с места на места. Тот, кто попадает в водящего, занимает его место. Чтобы быстрее поразить водящего, игрокам надо чаще перебрасывать мяч друг другу. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в кругу.

Правила. Надо сохранять величину круга, не уменьшать его. При повторении игры можно усложнять условия – провести игру на более глубокой воде, например по пояс.

Летающие кольца

Задачи игры: приучать детей действовать в необычных условиях; помогать осваиваться в воде.

Вариант 1. Перестрелка

Описание.  Дети встают в две шеренги лицом друг другу на расстоянии 2 – 3 м. у игроков одной из шеренг в руках кольца (диаметр 15 – 25 см) из полой резины. По сигналу воспитателя дети перебрасывают кольца одной рукой игрокам, стоящих напротив. Те ловят кольца и насколько могут быстро возвращают их партнерам и т.д. происходит перестрелка в парах. Выигрывает та пара, которая меньшее количество раз, чем остальные, уронит кольцо в воду.

Правила. Ловить только свое кольцо.

Методические указания. Желательно для каждой пары использовать кольцо другого цвета.  В условиях игры надо вводить бросание и ловлю кольца и правой, и левой рукой.

Вариант 2. Кого позвали, тот ловит!

Описание. Дети встают в круг на расстоянии 1 м друг от друга. Одного из них выбирают водящим. Они становятся с кольцом в центре круга. По команде воспитателя «Начали!» водящий подбрасываем кольцо вверх над собой, называя имя того игрока, который должен поймать кольцо (например:  «Петя, лови!»), и быстро отходит в сторону. Названный ребенок ловит кольцо (любой рукой) и передает водящему. Если же кольцо падает в воду, то игрок поднимает его с поверхности воды и также передает водящему, а сам возвращается на свое место в кругу.  Игра продолжается.

Правила. Водящего меняют после трех повторений игры. Побеждает тот  водящий, который точнее подбрасывает кольцо вверх.

Методические указания. По условиям игры ловить кольцо можно по разному – за обод или на руку (как при игре  в  серсо).

Вариант 3. Брось – поймай! (Водяная лилия)

Описание. Пятеро детей (это лепестки лилии) становятся в центре бассейна спиной вплотную друг другу, образуя цветок. У каждого ребенка в руках кольцо. После слов воспитателя «Лилия распускается!» дети бросают кольца снизу вперед на 2 – 3 м и тут же, оттолкнувшись от дна, скользят на груди за кольцами. Затем они берут кольца  в руки и возвращаются на свои места («Вечер, лилия закрылась!»). Игра повторяется.

Правила.  Отбрасывать кольцо надо на такое расстояние, которое можно преодолеть скольжением.

Методические указания. Можно попробовать, чтобы дети выполняли игровые действия пол музыку.

Игры и забавы у воды и в воде на мелком месте

Пробежки

1.        Расположившись друг за другом, дети пробегают вдоль берега по самой кромке воды, шлепая ногами так, чтобы взлетали брызги.

2.        Дети пробегают за воспитателем или друг за другом по рыхлому (или влажному) песку, ступая по следам, оставленным бегущим впереди.

3.        Дети пробегают друг за другом вдоль берега по мелкой воде, поднимая брызги.

4.        Дети пробегают по одному, группами и все вместе по колени в воде, поднимая ноги над водой.

5.        Дети бегут вдоль берега по колени воде спиной вперед.

6.        «Кто быстрее выбежит из воды?» войти в воду на глубину чуть выше коленей, повернуться лицом к берегу и сесть на дно. По сигналу быстро подняться (вскочить) и выбежать как можно быстрее из воды.

7.        «Кто быстрее пробежит дистанцию в воде?» Начала и конец дистанции отмечается флажками (расстояние для старших дошкольников 8 – 10 м). В игре участвуют 2 – 3 человека. Они становятся на одну линию у флажка. По сигналу взрослого дети бегут к другому флажку. Если вода по бедра, пояс, то нужно помогать себе гребковыми движениями рук.

8.        Встать на берегу у самой воды в шеренгу. По сигналу воспитателя всем вместе или по очереди постараться прыгнуть в воду как можно дальше.

9.        От линии берега совершать подряд три прыжка, стараясь продвинуться в воде как можно дальше. Задание выполняют по очереди все играющие. Тоже  можно проделать всем вместе. Победителем будет тот, кто продвинется дальше от берега в результате трех – пяти прыжков.

Утка и утята

Задача игры: приучить детей самостоятельно и безбоязненно входить в воду.

Описание. Несколько играющих становятся один за другим на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Стоящий в колонне первым – утка, остальные – утята. По знаку ведущего дети  - утята сгибают ноги в коленях и кладут их на руки.  В положении полуприседа они начинают быстро продвигаться вперед и входят в воду (утка ведет свой выводок в озеро), не меняя положение рук и ног. В воде утята окунаются, моются, чистят перышки, а затем выбегают на берег. Утка снова собирает  своих утят и ведет в воду.

Правила. Нельзя нарушать заданное положение рук и ног.  Утка должна следить за своими утятами.

Методические указывания. Можно предложить детям, когда они двигаются в колонне, положить руки друг другу на плечи. Перемещаться в воде утята могут шеренгой.

Обгонялочки

Задача игры: совершенствовать умение входить в воду в необычной позе.

Описание. Играющие располагаются на берегу, лицом к воде, в шеренге так, чтобы не мешать друг другу. Затем дети опускаются на колени и становятся на четвереньки. По сигналу взрослого бегут на четвереньках в воде. Побеждает тот, кто быстрее всех доберется в воде до установленного места (флажок, укрепленный в воде по голень ребенка).

Правила. Тот, кто начал движение до сигнала или выпрямился, считается проигравшим.

Методические указания. Если игра проводится воде на мелком месте, дети передвигаются вдоль берега.

Забавные упражнения

1.        «Краб - носильщик». На глубине по колено принять положение краба – сесть на дно, согнув ноги в коленях, и опереться руками сзади, затем приподнять таз как можно выше. Взрослый или партнер кладет на живот ребенка круглую гальку или другой предмет. Ребенок должен постараться пройти как краб вперед или назад, не уронив груз в воду.

2.        «Качалка».  Лечь в  воде на мелком месте на спину, согнуть ноги, подтянуть их к груди и обхватить колени руками, голову наклонить к коленям – сгруппироваться. Покачаться в таком положении вперед, назад.

3.        «Хлопушка».  Сесть на дно на глубине по голень, опереться руками сзади и приподнять прямые ноги вверх. Потом резко хлопнуть по воде пятками, поднимая брызги.

4.        «Покатился». В воде глубиной по щиколотку лечь на живот лицом к берегу; вытянуть руки вперед, ноги соединить. По сигналу начать быстро переворачиваться с живота на бок, другой бок и снова на живот. Постараться прокатиться как можно дальше.  Затем отдохнуть и покатиться таким же образом в другую сторону.

5.        «Поиграем вдвоем».  Один ребенок садится в воде на мелком месте. Он опирается руками сзади, вытягивает ноги и разводят их.  Другой проходит  сбоку, осторожно перешагивая через ноги товарища.

Сидящий в воде в том же положении ребенок соединяет выпрямленные ноги. Его партнер по игре встает с боку, перепрыгивает через них.

Оба ребенка ползают по дну на животе – кто быстрее.

Один из играющих строит мост  - он опирается на руки и на ноги, приподнимается на носки и высоко поднимает туловище – получается арка моста. Другой изображает пароход, который проплывает под мостом, - ложится на живот и проползает на животе под своим товарищем. Можно образовать мост и другим способом – встать прямо ноги врозь.

6.        «Кто рядом – сядь!». Пять – шесть играющих образуют круг, стоя на дне на глубине воды по колени. По жребию или считалочке выбирают водящего, который встает внутри круга. Он начинает ходить по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сядь на дно!» Тот, к кому обращается водящий, продолжает стоять не меняя положения. А оба его соседа должны быстро сесть в воду. Затем дети встают, игра продолжается. По желанию дети меняют водящего.

Игру можно усложнить. Дети договариваются, что по слову водящего на дно водоема садится только один играющий – тот, кто стоит справа, или тот, кто стоит слева от ребенка, к которому обратился водящий. Неожиданно водящий произносит: «Сядь сам!» Тогда на дно садится именно тот, перед кем остановился водящий, а его соседи остаются стоять.

Игровые задания для умеющих плавать

«Неваляшка»

Задание выполняют трое детей. Зайдя в воду по грудь, двое играющих становятся лицом друг  к другу на расстоянии двух шагов, третий встает между ними боком к обоим. Не сгибая ног, держась прямо он падает боком, погружаясь с головой в волу, на стоящего справа или слева товарища. Тот подхватывает неваляшку руками и отталкивает к партнеру и т.д. повторив задание несколько раз, играющие меняются местами (ролями).

«Постой в воде!».

На глубине, где ребенок не достаёт дна (1,3 – 1,5 м), он удерживается в воде в вертикальном положении. Для этого он выполняет легкие движения ногами, напоминающие движение брассом или на боку, и незначительные движения руками. Вдох и выдох можно совершать на поверхности воды, а можно выдыхать и в воду.

«Как долго».

Перед детьми ставиться задача продержатся на поверхности воды как можно дольше. Каждый выполняет задание в меру своих сил, пользуясь любыми удобными для него приемами (без поддерживающих средств!).

«С письмом вплавь».

Перед началом заплыва ребёнок получает письмо (прямоугольная дощечка). Он должен постараться проплыть установленное расстояние не замочив письма, держа его одной рукой над водой. Если задание используется в эстафете, то дети передают письмо друг другу в соответствии с условиями игры.

«Сними с ноги водоросли».

На одной ноге у ребенка матерчатая туфелька – водоросли. Запутавшись в водорослях во время переплывания через озеро, ребенок останавливается, делает вдох, задерживая дыхание, опускает голову в воду, сгибается. В таком положении, которое напоминает «медузу» или «поплавок», он снимает одной или двумя руками водоросли с ноги.

«Проплыви в одежде».

В этом задании в зависимости от подготовленности детей могут быть использованы разные предметы одежды. Плыть в одежде удобнее всего, применяя способы плавания без выноса рук из воды. Движения ног и рук должны при этом быть неторопливыми и плавными, дышать надо ритмично, спокойно. Можно попробовать раздеться  воде.

                                                                                                                                           Литература:

  1. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.: ил. - \ ISBN 5-09-001639-9

 



Предварительный просмотр:

Игры на воде

 

Младший и средний дошкольный возраст

(Игры с погружением в воду и открыванием глаз)

Нырни в обруч

Задача игры:  учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением.

Описание. В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется.

Правила. Идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.

Методические указания. Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей.

Смелые ребята

Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.

Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые,

Смелые, умелые,

Если захотим –

Через воду поглядим.

Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3-4 раза.

Методические указания. Для контроля выполнения предлагать детям рассмотреть какой – либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.

Брод

Задача игры: Научить рассматривать предметы в воде.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути.

Методические указания. Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4-5 предметов, на расстоянии до 1 метра.

Достань игрушку

Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки;

Приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.

Описание. Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила. Начинать движения по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.

Методические указания. Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры –  на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.

(Игры с погружением в воду с головой)

 

Фонтан

Задача игры: научит детей не бояться водяных брызг,  не отворачиваться от них.

Описание.  Держась за руки, играющие образуют круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.

Правила. Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

Методические указания. Вариант: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы брызг не было, а на поверхности воды показывались только пальцы ног.

Караси и щука (1 вариант)

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.

Описание. Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время выполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может и глубже.

Правила. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться.

Поезд в туннель! (1 вариант)

Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой.

Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются в воду с головой. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют туннель. Игра продолжается.

Правила. Не толкать друг друга. Встречное движение запрещается – в туннеле одна колея. Может произойти крушение.

Методические указания. Преподаватель должен следить, чтобы изображавшие туннель не задерживали ребят под водой.

Спрячемся под воду

Задача игры: упражнять  в погружении в воду с головой.

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются с головой под воду, не разнимая рук.

Правила. Дети не должны разнимать рук, вытирать лицо после подъема из воды.

Оса

Задача игры: приучать погружаться с головой в воду, не бояться воды.

Описание. Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролоны. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются под воду с головой.

Правила. Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками.

Методические указания. Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.

Жучок-паучок

Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой.

Описание. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок – паучок. Играющие произносят такие слова:

Жучок-паучок вышел на охоту,

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду.

С последними словами все приседают, погружаясь под воду.

Правила. Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.

Методические указания. Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится  делать это.

Хоровод

Задача игры: учить детей погружаться с головой в воду.

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем,

Хоровод ведем,

Сосчитаем до пяти.

Ну, попробуй нас найти!

После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.

Правила. Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.

Методические указания. При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы спрячемся опять». Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.

Щука

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, а также осваивать погружение в воду с головой.

Описание. Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задания, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой. Игра повторяется 3 - 4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука.

Правила. Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.

Методические указания. Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2-3 щуки.

(Игры для ознакомления со свойствами воды)

Маленькие и большие ножки

Задача игры: помочь детям освоиться в воде.

Описание.  Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом несколько раз быстро - быстро  притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ!».  Затем замедляя движение, медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге. Топ, топ, топ!», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги.  

Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться.

Методические указания. Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.

Рыбки резвятся

Задача игры: приучать детей выполнят разные движения в воде, не бояться воды.

Описание.  По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки.  Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду.

Правила. Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых.

Поймай воду

Задача игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».

Описание.  Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу.  По команде «Поймай воду!»  они вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют кисти рук, образуя «ложечку», зачерпывают воду и поднимают руки над поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.

Методические указания. Если вода течет из рук, преподаватель говорит: «Ой, какие ручки дырявые! Ну – ка, зачерпнем водичку еще раз».

Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.

Поймай лодку (рыбку)

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.

Описание.  Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется.

Правила.  Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.

Методические указания.  На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание:  «Кто быстрее поймает лодочку?», что бы стимулировать более быстрое передвижение  в воде.

Волны на море

Задача игры: познакомить с сопротивлением воды.

Описание.  Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук.   Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила.  Нельзя опускать руки глубоко в воду.

Методические указания. Для одновременного выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У - ух, у - ух».

Догоните меня

Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

Описание.  Дети стоят вместе с педагогом  у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Правила. Нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания. Первое время преподаватель отходит от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность добраться до своего места.

Солнышко и дождик

Задача игры: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.

Описание. Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко – можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.

Правила. Начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.

Переправа

Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.

Описание. Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу.

Правила. Нельзя толкать друга и брызгаться.

Методические указания. Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты.  Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.

Найди свой домик

Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.

Описание. Три разный по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становиться у своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «Найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.

Правила. Нельзя толкать друг друга, надо убегать от «домиков» подальше.

Методические указания. Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали.

Кораблики

Задача игры: приучать выполнять  в воде движения в разных направлениях, быстро и медленно.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде воспитателя «Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками.  «Тихий ход!» - продвигаются медленно.  «Задний ход!» - двигаются спиной вперед.

Правила. Нужно внимательно слушать сигнал, менять движения только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания. Следить за движением детей, поощрять хорошо выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.

Найди себе пару

Задача игры: приучать детей ориентироваться в воде в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами.

Описание. Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах.

Правила. Дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя толкать. Тянуть друг друга.

Методические указания. Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим встать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «Найди себе пару!» дети, у которых одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигналу они снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх.

Море волнуется

Задача игры: помочь детям освоиться в воде, ознакомиться с ее сопротивлением.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (из «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда преподаватель произносит: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.

Правила. Преподаватель говорит: «Раз, два, три – вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный.

Методические указания. Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу.

Карусели (1 вариант)

Задача игры:  приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу.  Затем преподаватель  произносит:

 «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз – два, раз – два. Вот и кончилась игра».  

Дети останавливаются.

Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом. Не тянуть товарища.

Пузырь

Задача игры: приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды.

Описание. Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с воспитателем произносят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов преподавателя: «Лопнул пузырь!» дети двигаются к центру, произнося звук «ш-ш-ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь» – отходят назад.

Правила. Двигаться назад, вперед, держась за руки.  Нельзя толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель становится в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду.

Принеси мяч

Задача игры: приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.

Описание. Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила. Начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания. Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей.  Можно использовать для игры другие надувные игрушки.

Мячики

Задача игры: приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Описание. Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша.  Затем предлагает попрыгать всем детям, как мячики.

Правила. Нельзя толкаться, брызгаться.

Методические указания. Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончанию прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику.

Лодочки плывут

Задача игры: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.

Описание. Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.

Правила. Соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания. Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.

Бегом за мячом!

Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание.  Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 метров от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.

Правила: нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.

Методические указания. Преподаватель следит за детьми, поощряет их, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда в воде мячей меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.

Сердитая рыбка

Задача игры: приучать детей смело передвигаться по воде, менять направление, быстроту движений.

Описание. Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку.  Они находятся у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:

Сердитая рыбка тихо лежит,

Сердитая рыбка, наверное, спит.

Подойдем мы к ней, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

Правила.  Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.

Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель.  Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.

Медвежонок Умка и рыбки

Задача игры: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.

Описание.  Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети – рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой водичке (свободно гуляют по бассейну),

То завьются (круговые движения руками),

Разовьются (круговые движения руками в обратном направлении),

То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).

Умка – белый медвежонок –

Спрятал мордочку свою.

Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),

Но покажем нос ему!

После этих слов ребята уплывают, кто  как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3-4 ребят, Умка возвращается на место. Воспитатель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается.

Правила. Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.

Методические указания. Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.

(Игровые упражнения)

«Ледокол».   Ходить, заложив руки за спину и наклонившись вперед.

«Лодочки с веслами».  Ходить, помогая себе гребковыми движения рук.

«Островки».  Стоя в кругу, присесть до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталась только голова.

«Крокодилы».  Принять упор присев, ноги вытянуть, чтобы они всплыли. Передвигаться по дну руками.

«Цапли».  Глубина воды по колено. Ходьба по дну с перешагиванием поверхности воды.

«Дровосек в воде».  Стоя в одну шеренгу (круг), ноги врозь пошире, руки вверх, наклонять туловище вперед с маховым движениями рук вниз – назад. Руками ударять о воду, поднимая брызги.  Глубина воды выше колен. То же можно выполнять, стоя спиной внутрь круга, в парах спиной друг к другу.

«Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками, как веслами.

«Покажи пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.

Литература:

  1. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.: ил. - \ ISBN 5-09-001639-9
  2. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с., ил.



Предварительный просмотр:

Старший дошкольный возраст

(Игры для ознакомления со свойствами воды)

Невод

Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды.

Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков.  Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.

Правила. Нельзя ловить рыбу разорванным неводом, хватать за руки, туловище.

Методические указания. Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним объявляется самой быстрой рыбкой.

Карусели (2 вариант)

Задача игры: способствовать освоению с водой, ходьба и бег в воде.

Описание. Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу они начинают движение по кругу, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят:

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом!

После чего дети бегут по кругу (1 – 2 круга). Затем преподаватель произносит:

«Тише, тише, не спешите, карусель остановите».

Дети постепенно замедляют шаг и со словами

Вот и кончилась игра. Остановка – раз и два» останавливаются. Игра повторяется  с движением в противоположную сторону.

Правила. Нельзя отпускать руки, падать в воду.

Методические указания. Глубину воды можно увеличивать, объясняя на примере, что сопротивление воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой.

Караси и карпы (2 вариант)

Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.

Описание. Преподаватель разделяет играющих на две группы.  Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 метр.  Для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении.  Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой.  Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.

Правила.  Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время пробежки нельзя толкать друг друга.  После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.

Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воде по пояс. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и туже команду можно вызывать иногда и два раза подряд.  Слова «Караси» и «Карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые  слоги  слова и быстро произнося последние.

Мы веселые ребята

Задача игры: Приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях.

Описание. Дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или  выбранный детьми. Дети хором произносят текст:

Мы, веселые ребята,

Любим плавать и нырять.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

После слова «Лови!» дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2 – 3 – 4 играющих.  При повторении игры выбирается новый водящий.

Правила.  Нельзя убегать раньше того, как будет произнесено «лови!». Двигаясь по кругу, дети должны соблюдать порядок, не тянуть, не разрывать круг, не толкать друг друга.

Методические указания. Преподаватель помогает выбрать водящего.  Его не следует выбирать из детей, попавшихся первыми, чтобы не давать поводы детям быстрее стать водящим.

Байдарки

Задача игры: приучать преодолевать сопротивление воды, упражнять в выполнении гребковых движений руками.

Описание. Дети встают у одной стороны бассейна, слегка наклонив туловище вперед. Это байдарки. По сигналу дети проходят или пробегают на противоположную сторону бассейна, помогая себе гребковыми движениями, как веслами при плавании на байдарке. Кисть руки должна быть выпрямлена, ладонью дети загребают воду и отталкиваются от нее, продвигаясь вперед

Правила. Начинать движении и останавливаться по сигналу преподавателя.  Нельзя спешить, мешать  другим детям выполнять задание.

Методические указания. Преподаватель следит за правильностью выполнения действий детей, отмечает  какая байдарка продвигается быстрее, у кого гребок веслом длиннее. При повторении в игру можно внести усложнение: предложить детям проплыть на байдарке спиной вперед. При этом ладони развернуть в обратную сторону.

Карасик и щука

Задача игры: упражнять в движении в воде.

Описание. Дети образуют круг, берутся за руки. Выбираются карасик и щука. Они встают в центре круга. Дети произносят:

Карасик, карасик, держись,

Щуке на зуб не попадись!

После этих слов карасик уплывает, а щука его догоняет.  

Карасик может выплывать за пределы круга, дети его не задерживают. Ели щука пытается выскользнуть из круга. Дети опускают руки, не пуская ее.

Правила. Начинать двигаться только после слов «не попадись!». Нельзя размыкать руки, хватать щуку.

Методические указания. При выборе карасика и щуки преподаватель следит, чтобы в паре оказались дети, равные по силе и умениям.

Караси и щука (2 вариант)

Задача игры: способствовать освоению в воде, преодолению сопротивления воды.

Описание. Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группы: (одни камешки)  образуют круг, другие( караси) плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу «Щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра повторяется 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают другую щуку. Дети меняются местами, и игра повторяется.

Правила. Нельзя хватать друг друга, толкать. Щука начинает ловить только после сигнала.

Методические указания. Дети – камешки должны стоять по кругу на расстоянии вытянутых рук, чтобы было больше места для карасей. Преподаватель следит, чтобы караси во время плавания внутри круга не мешали друг другу. Камешки не должны стоять долго.

Кто как плавает

Задача игры: упражнять детей в разных видах передвижения  в воде.

Описание. Детям показывают, как передвигаются в воде разные животные: крокодил, рак, краб, лягушка, пингвин,  дельфин. Затем по сигналу преподавателя дети изображают названных животных.

Крокодил – лечь на воду, опереться руками о дно, ноги вытянуть; перебирая руками по дну, двигаться вперед.

Рак – в том же положении двигаться назад.

Краб – в том же положении двигать вправо влево.

Лягушка – из положения присев выпрыгивать из воды и снова приседать.

Пингвин – передвигаться по бассейну, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав руки к туловищу.

Дельфин – выпрыгивать из воды как можно выше из положения присев.

Правила. Выполнять задания по сигналу педагога, не мешать товарищам.

Методические указания. Игру можно проводить при условии, что все дети знают способы передвижения разных животных. Первое время следует давать не более трех заданий. Постепенно количество заданий можно увеличивать.

(Игры с погружением в воду с головой)

Морской бой

Задача игры: приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно.

Описание.  На глубине по пояс дети встают лицом друг к другу в две шеренги, расстояние между которыми 1,5 – 2 м. по сигналу преподавателя дети начинают брызгать водой в «противника», стараясь заставить его отступить. Побеждает  более стойкая команда, которая не разбежится и сохранит первоначальный порядок.

Повторить игру 3 – 4 раза.

Правила.  Нельзя касаться игроков руками, поворачиваться спиной, убегать.

Методические указания. Разделяя детей на команды, нужно учитывать их рост и подготовленность.  Следить за соблюдением правил.

Охотники и утки

Задача игры: упражнять в погружении в воду с головой.

Описание. Выбираются два охотника. Остальные дети – утки. Охотники становятся по обе стороны бассейна, у каждого из них по мячу. Утки плавают в разных направлениях по бассейну. По сигналу «Охотники!» утки должны нырнуть под воду, чтобы охотники не смогли попасть в них мячами. Если кто – то из детей не успел спрятаться и в него попадают мячом, он должен выйти на время из игры.

Правила. Охотники не должны бросать мяч детям в голову. Начинать бросать мяч можно только по сигналу «Охотники!» и не сходя с места.

Методические указания.

 Охотники меняются местами после того, как каждый из них попадет мячом в определенное число уток.

Насос

Задача игры: Научить детей погружаться с головой в воду несколько раз подряд.

Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой. Каждый из играющих погружается в воду 4 - 5 раз. Игра повторяется 3 раза.

Правила. Нельзя  отпускать руки и вытирать лицо, смахивая воду, после каждого очередного окунания.

Методические указания. Играющие пары располагаются боком к преподавателю.

Удочка

Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой.

Описание.  Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук, поворачиваются лицом к центру. В центре стоит преподаватель. В руках у него веревка, к концу которой привязана надувная игрушка. Длина веревки равна радиусу круга. Преподаватель вращает веревку так, чтобы игрушка двигалась по окружности на высоте 10 – 30 см над водой. Дети должны избегать прикосновения игрушки, погружаясь под воду, когда она приближается.

Правила. Нельзя прятаться раньше, чем приблизится игрушка.

Методические указания. Вначале следует вращать веревку с игрушкой несколько выше голов детей. Когда дети научатся смело погружаться в воду, высоту можно уменьшить.

(Игры  с выдохом в воду)

Резвый мячик (на мелком месте)

Задача игры: способствовать овладению продолжительным, постепенным выдохом.

Описание. Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или теннисный шарик. Приняв положение упора лежа спереди, дети кладут его на поверхность воды на линии рта. Делая вдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя. Затем идут за мячом по дну на руках, делая неоднократный вдох и выдох. По команде преподавателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Выясняется, чей мяч отплыл дальше всех, - это самый «резвый мячик». Игра повторяется.

Правила. Нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мяч.

Методические указания. Сперва игру можно проводить без передвижения на руках вперед за мячом. В таком случае всякий раз выполняется только один выдох.  Игра может быть проведена и на глубоком месте (вода по грудь). Тогда играющие продвигаются за мячом, идя по дну.

Качели (глубина воды по пояс)

Задача игры: способствовать овладению выдохом в воду.

Описание.  Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом  друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3 – 4 выдоха в воду.

Правила. Нельзя отпускать руки, задерживать своего товарища под водой.

Методические указания.  Играющие пары располагаются боком к преподавателю.

(Игры с открыванием глаз в воде)

Водолазы

Задача игры: приучать смело открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой.

Описание.  Дети встают у бортика бассейна с одной стороны. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые (тонущие) игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов.

Правила.  Начинать выполнять задание по сигналу, не толкать товарищей, не отнимать игрушки.

Методические указания. Преподаватель отмечает и поощряет детей, успешно справившихся с заданием, помогает несмелым детям, подбадривает их. Можно провести игру с разделением на команды и дать задание, чья команда водолазов больше соберет предметов.

(Игры со скольжением и плаванием)

Я плыву

Задача игры: способствовать овладению горизонтальным положением тела на воде, подводить к скольжению.

Описание. Дети в разомкнутой колонне по дну шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуть лицо внутрь бассейна и любым способом оторвать от дна или изобразить плавание н груди.  По следующему сигналу дети возвращаются на свои места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.

Правила.  Нельзя толкать друг друга.  Не выполнивший задания выводится из воды на время одного повторения игры.

Методические указания. Объясняя игру, преподаватель показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде лежа в упоре спереди, лежать на воде, скользить и др. Но эти положения не надо детям навязывать, сковывать их изобретательность.

Поезд в туннель! (2 вариант)

Задача игры: совершенствовать умение скользить на груди.

Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч – туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.

Правила. Не  толкать друг друга, не торопить.

Пятнашки с поплавком

Задача игры: закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить.

Описание. Выбирается водящий («пятнашка»). Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу пятнашка старается догнать и дотронуться до кого – нибудь из играющих. Спасаясь от него, дети должны принять положение «поплавок», тот считается пойманным.

Правила. Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».

Методические указания. Можно предложить детям вариант игры «Пятнашки со стрелкой», в котором они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».

Караси и карпы (2 вариант)

Задача  игры: упражнять детей в скольжении и плаванию кролем на груди и на спине.

Описание. Играющие делятся на две команды и располагаются друг к другу спиной посередине бассейна на расстоянии 1 метр. Короткие борта бассейна (если в водоеме, веха или черта на берегу) – это «город» каждой команды. Преподаватель четко по слогам вызывает одну из команд (кар-р-пы, кар-р-аси). Игроки названной команды уплывают в свой «город», а игроки другой команды преследуют их и пятнают (до пределов «города»). Побеждает та команд, участники которой запятнали больше игроков другой команды.

Вариант игры. Запятнанный игрок переходит в состав другой команды и продолжает игру в ее составе. Игра завершается, когда будут запятнаны все игроки «вражеской» команды.

Правила. Дети, ловящие уплывающих, не должны толкать, топить их. Необходимо внимательно слушать сигналы педагога.

Методические указания.  Детям можно дать задание плыть кролем на груди или на спине. Обязательно следить за поведением детей и выполнением ими правил игры.

Зеркальце

Задача игры: повторять, закреплять освоенные раннее упражнения.

Описание. Держась за руки, дети идут по кругу, хором произносят:

Ровным кругом друг за другом,

Чу, ребята, не зевать,

И что Петя нам покажет,

Будем дружно повторять.

После слов «Будем дружно повторять» все останавливаются, а водящий, который стоит внутри круга, выполняет какое – либо движение – погружение в воду с головой, выдох в воду и т.п. Дети должны повторить эти движения за ним, после чего назначается новый водящий, и игра продолжается.

Методические указания. Первого водящего назначает преподаватель. Последующего выбирает предыдущий водящий. Водящий самостоятельно придумывает движение, можно его подсказать водящему. Скольжение в этой игре, если круг мал, следует выполнять по радиусам от центра круга, т.е. поворачиваясь предварительно спиной в круг.

Пловцы

Задача игры: упражнять детей в способах плавания.

Описание.  Дети выстраиваются у бортика бассейна.  По сигналу (например, «Кроль на груди!») дети быстро плывут на противоположную сторону бассейна. В обратную сторону возвращаются, плывя другим способом (брасс или кроль на спине).

Правила.  Выполнять задание нужно по сигналу, не наталкиваться на товарищей, доплывать до бортика.

Методические указания. Перед провидением игры целесообразно напомнить о разных способах плавания и даже попросить 1- 2 детей показать их, чтобы все вовремя игры правильно их выполняли. Игру можно провести и в виде эстафеты.  Тогда дети делятся на 2 – 3 команды. Преподаватель дает задание проплыть в одну сторону кролем на груди, а обратно брассом, или наоборот. Отмечая, чья команда быстрее выполнит задание.

Чье звено быстрее соберется?

Задача игры: упражнять детей в разных способах плавания, приучать ориентироваться в необычной среде.

Описание. Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих. Каждая группа выстраивается в колонну по углам бассейна. По сигналу дети расходятся по всему бассейну, выполняют разные упражнения по своему желанию. По свистку или другому сигналу дети должны быстро проплыть любым способом на свое место и построиться в колонну. Преподаватель отмечает, чье звено быстрее соберется.

Правила. При выполнении упражнений нужно отходить подальше от места сбора звена. При плавании не наталкиваться друг на друга.

Методические указания.  Места построения звеньев можно обозначить флажками или шарами, положенными на бортик бассейна. Для усложнения можно менять местами флажки, шары.

(Игровые упражнения)

1.        Сесть и встать без помощи рук. Глубина воды по колени, по пояс.

2.        «Прыжок дельфина» глубина воды по пояс. Слегка присесть, поднять руки вверх и немного вперед так, чтобы предплечьями были прикрыты уши. Затем выпрыгнуть из воды вперед, немного согнуться, сделать вдох, задержать дыхание и войти в воду с вытянутыми вперед  руками и головой. Во время скольжения под водой прогнуться в пояснице, направить руки и голову под углом вперед-вверх. Скользить с открытыми глазами, совершая постепенный выдох. В конце скольжения согнуть ноги, встать на дно, опустить руки и завершить выдох. Снова приступить к выполнению прыжка. Прыгнуть, как дельфин, с не очень длительными остановками, 3-5 раз подряд.

3.        «Торпеда». Упражнение выполняется вдвоем. Оба играющих ложатся спиной на воду, берутся за руки, сгибают ноги и упираются ступнями. В следующий момент оба опускают руки, прижимают их к телу и одновременно отталкиваются ногами, скользят по поверхности воды на спине.

4.        «Передай мяч». Глубина воды по пояс, по грудь. Двое детей (или ребенок и преподаватель) становятся друг за другом на расстоянии 0,7 – 0,8 м. он нагибается вперед, погружается с головой в воду и передает мяч сзади стоящему. После этого ребята поворачиваются кругом и предают мяч в обратном направлении.

5.        «Разговор по телефону». Глубина воды по пояс. Поочередно в паре с преподавателем, лицом к нему и на близком от него расстоянии, дети приседают, погружаясь в воду с головой. Преподаватель громко называет под водой ребенка по имени или постукивает камешком о камешек. После чего спрашивает у играющего, что он слышал.

6.        «Мяч по кругу». Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч одной и двумя руками. При ловле мяча можно подбегать вперед или отбегать назад, падать в воду. Один ребенок может стоять в центре круга и ловить летящий через круг мяч. Ели он поймает мяч, становится в круг, а тот, кто бросил, встает в центр.

7.        «На буксире». Глубина воды по бедра. Дети разбиваются парами. Держатся за руки, стоя лицом друг к другу. Один из них ложится на воду, другой – идет спиной вперед, затем ускоряет шаг, бежит, тащит за собой  лежащего на воде (буксир тащит за собой баржу). Через некоторое время дети меняются ролями.

8.        «Винт». В скольжении совершать повороты с груди на спину и наоборот.

9.        Кувырок вперед без опоры руками о дно. Глубина воды по грудь.

10.        «Тюлени». Принять упор лужа спереди. Слегка оттолкнувшись вверх, проводя руками назад до бедер, пытаться скользить вперед, голова при этом опущена в воду.

11.        «Кто кого?». Глубина воды до бедра. Разделить играющих на команды, по 3 – 4 человека в каждой. Дети становятся в две колонны друг против друга. Преподаватель дает им канат или толстую веревку длинной 3 – 4 метра. По сигналу воспитателя команда начинает тянуть канат, стараясь перетянуть на свою сторону противоположную команду. Можно разрешить внезапно отпустить канат – все падают в воду.

12.         «Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками – веслами.

13.        «Тачка». Глубина воды по колено. Играющие распределяются по парам, становятся в затылок друг другу. Впереди стоящий принимает положение упора лежа спереди, разводит ноги в стороны. Стоящий позади берет его за ноги у голеностопного сустава, несколько поднимает их над поверхностью воды. Начинается продвижение вперед. Нельзя опускать ноги идущего на руках, поднимать их нарочно высоко, идти слишком быстро в воде.

14.        «Воротики». Глубина воды по грудь. Нырнуть сквозь ворота – двое ребят стоя лицом друг другу, держась за руки. Воротики широко открыты, нельзя их закрывать.

15.        «Коробочка». Присев, руками обхватить голени, подбородок на поверхности воды. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, голову опустить под воду – «у коробочки закрыли крышечку».

16.        «Поплавок». Глубина воды по грудь. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, погрузиться под воду с открытыми глазами. Сильно согнуть ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову нагнуть как можно ближе к коленям. В этом положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать на поверхности, не изменяя положения. Считать до 8. После этого спокойно встать на дно.

17.        «Нырни в круг». Глубина воды по пояс. Стоя в воде, преподаватель держит перед собой обруч. Ребенок ныряет в него.

18.        «Пролезь в круг». Глубина воды по пояс. На поверхность воды кладется деревянное кольцо или надутый резиновый круг. Ребенок погружается с головой в воду, опускается под круг, встает и вылезает из него.

19.        «Футбол на воде». На мелком месте, идя в колонне по кругу, разбрызгивать воду ногами на впереди идущего.

20.        «Сможешь ли, попробуй?». Глубина воды по грудь. Сделать глубокий вдох, спокойно лечь на спину на воду. Лежать спокойно, свободно раскинув руки вверх в стороны. Дышать спокойно. Если ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх – вниз.                                     Другой вариант: сделать глубокий вдох, спокойно лечь на спину на воду; лежать спокойно, вытянуть руки вдоль туловища. Если ноги погружаются в воду очень глубоко, слегка нажимать ладонями на воду сверху вниз.  

21.        «Медуза». Глубина воды по пояс. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается в воду, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

22.        «Мяч по кругу». Играющие встают в круг и передают легкий резиновый мяч друг другу, стараясь не уронить его. Кто уронит мяч, выходит на середину. Его задача – коснуться мяча, который передают дети. Если ребенок коснулся мяча, он возвращается на свое место, а в круг выходит игрок, не успевший передать мяч.  

Литература:

  1. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.: ил. - \ ISBN 5-09-001639-9
  2. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младших и средних групп

В картотеке представлены  игры для ознакомления со свойствами воды, игры с погружением в воду с головой, игры с погружением в воду и открыванием глаз. Для каждой игры сформулированы цели и задачи...

Картотека игр и развлечений на воде, применяемые при обучении элементам синхронного плавания

Картотека игр и развлечений на воде, применяемые при обучении элементам синхронного плавания  детй старших и подготовительных групп. Игры на преодоление сопротивления воды, с подгужением под воду...

Картотека занятий по плаванию для младшего дошкольного возраста + игровой материал

Картотека составлена по книге В.И. Канидовой "Обучение плаванию детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" Размер карточек 11,5 см * 19,5 см...

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека игр по обучению плаванию

Игры, способствующие развитию умения передвигаться по воде (для детей 3-7 лет)...

Картотека игр по плаванию в детском саду

В картотеке представлены  игры для ознакомления со свойствами воды, игры с погружением в воду с головой, игры с погружением в воду и открыванием глаз. Для каждой игры сформулированы цели и задачи...

Картотека игр по плаванию

Картотека игр по плаванию...