Проект на тему: Развитие физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов северного многоборья
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)

Птицына Ирина Николаевна

Тренировочные занятия по прыжкам проводятся два раза в неделю. В течении учебного года проводим соревнования по национальным видам спорта внутри детского сада среди подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_severnomu_mnogoboryu.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Слушатель курсов повышения квалификации

Птицына Ирина Николаевна

Проект на тему:

Развитие физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов северного многоборья

Чурапча, 2021

Актуальность.Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – эта основа формирования личности.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но  и полное  физическое, психическое и социальное благополучие.

Актуальность развития физической подготовленности детей повышается в старшем дошкольном возрасте, непосредственно связанном с дальнейшим обучением в школе. У старших дошкольников растет интерес к спортивным видам физических упражнений, успех в которых во многом зависит от степени развития быстроты, ловкости, выносливости. Без их развития движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономности. Следовательно, необходимы соответствующие средства и методы, способствующие как формированию двигательных умений и навыков, так, и развитию физических качеств. Таким средством, на наш взгляд, может явиться использование в условиях детского сада элементов северного многоборья.

Цель: Использование элементов северного многоборья, в развитии физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Совершенствование физических качеств детей;
  2. Формирование умения осознанно выполнять движения;
  3. Сохранение традиций, культуры народов севера;
  4. Воспитание целеустремлённости, организованности, инициативности, стремления участвовать в спортивных соревнованиях.

Ожидаемые результаты:

- Для детей: ответственное отношение к качественному выполнению основных движений; развитие активности, самостоятельности; воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры, самореализация.

- Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.

- Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный: анализ методической литературы, изучение национальных видов спорта, северного многоборья, согласование с руководством детского сада, введение в календарный план соревнований по прыжкам «куобах».
  2. Основной этап – реализация.

Привитие интереса к элементам северного многоборья: прыжкам через нарты, прыжкам «Куобах».

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях. Они испытывают потребность прыгать.

Последовательность обучения технике национальных прыжков:

1. Обучение технике - бег на короткие дистанции, выработка скорости и скоростной выносливости.

2. Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских национальных прыжков.

3. Ознакомление с понятием "разбег", "отталкивание", "фаза полета", "приземление".

4. Показ и объяснение отдельных элементов техники выполнения прыжков.

5. Показ техники выполнения якутских национальных прыжков целиком, и их выполнение занимающимися.

6. Физическая и функциональная подготовка, создание необходимой координации движений  занимающихся силовая и прыжковая подготовка.

7. Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег, отталкивание, полет, приземление.

8. Обучение технике прыжка выполняется целиком, совершенствование этой техники, включение в соревнования.

I этап. Беговая подготовка. Главная задача: научить правильной технике быстрого бега.

1. Нужно дать каждому занимающемуся по 2 - 3 раза пробежать от 30 до 60м. И внимательно проследить за техникой его бега. Особое внимание необходимо обратить на постановку стоп, отталкивание, вынос бедра, работу рук, наклон туловища.

2. После рассмотрения техники бега переключается на контроль скорости. А если скорость ниже перечисленных пределов, то большую часть тренировочных занятий уделяем на совершенствование техники бега и повышение скорости.

II этап.На этом этапе самым трудным является подбор длины разбега, т.е. выработка умения точно, без снижения скорости, подойти к месту отталкивания. Это достигается очень кропотливой, упорной работой, путем многократных повторений.

В прыжках с разбега главное внимание следует уделять хорошему сочетанию разбега, толчка одной ногой (правой или левой) и приземлению одновременно на обе ноги. Дети должны научиться основам техники прыжка, и только после этого можно сказать о длине шагов при разбеге точности отталкивания. Ребенок выполняет прыжок с разбега в привычном для него темпе, с более удобного для себя расстояния при разбеге, свободно взмахивая руками. Если направить внимание ребят на положение рук при разбеге, то как правило, качество прыжка ухудшается. Для ребенка создаются дополнительные трудности, он не может сразу овладеть хорошей координацией различных мышечных групп. Только после появления уверенного энергичного отталкивания и мягкого приземления можно напомнить детям о взмахе рук. Прыжок должен выполняться правильно, со всеми составляющими его элементами: предварительно отвести руку назад, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести их вперед при приземлении и опустить. Движения рук постепенно появляются у детей при систематических упражнениях в прыжках. Естественности их выполнения, свободного и непринужденного отталкивания, увеличение длины прыжка.

III этап.Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно ребенка научить мягко, приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких, предохранять от развитии плоскостопия.

Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше. Главное - правильно приземляться, не потерять равновесие детям 5 - 6 лет можно объяснить, почему надо приземляться мягко. В последствии они убеждаются, что спрыгивать на прямые ноги неудобно. Поэтому дети старшего дошкольного возраста должны выполнять приземление легко, уверенно одним слитным движением. Мягко опустившимися сначала на носки, перейти затем на всю стопу и выпрямить ноги.

Важным элементом прыжка является отталкивание от опоры. Оно должно быть достаточно сильным, энергичным, а главное - своевременным быстрым, иначе даже большая мощность толчка, но в замедленном темпе не приведет к нужному результату - ребенок не перепрыгнет палку, канавку.

Основная ошибка при овладении прыжком с места является отталкивание последовательно одной и другой ногой. Наблюдается также отталкивание одной ногой и подтягивание к ней другой в момент приземления. Не следует сразу добиваться от ребят сильного толчка. Надо прежде повысить физическую подготовку детей, разбить силу мышц и умение регулировать мышечные усилия.

После освоения техники переходим к прыжкам с небольшого и среднего разбега. Начать по нарастающей 5; 7; 9; 11. В период обучения занимает 1 - 2 месяца, в этот период желательно не допускать максимальных прыжков и не устраивать соревнований, т.к. могут травмы. Обучать прыжкам сразу всем видам: кылыы, ыстанга, куобах. Он способствует более быстрому и лучшему освоению технике, повышению уровня прыжковой подготовки, прогрессу результатов.

Заключительный этап обучения составляют прыжки с полного разбега, сначала в полсилы, а затем в недельном цикле тренировки следует один или два раза давать возможность прыгать максимально с измерением результатов.

В силу технической сложности прыжков для дошкольников, а также для облегчения их восприятия детьми, рекомендуется серия подводящих упражнений:

На что направлено

Упражнение

1

Укрепление мышц ног и связок стопы

ходьба на пятках, носках, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок;

ходьба босиком по песку, камушкам;

ходьба по ребристой доске;

перешагивание через предметы;

катание мяча, гимнастической палки из положения стоя и сидя;

удержание, перекладывание, захват мелких предметов пальцами ног с последующим броском;

сгибания и разгибания стопы.

2

Укрепление брюшного пресса, мышц спины и груди.

- лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора.

- то же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову

-и.п. то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс)

-и.п. то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

- и.п. то же. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 3-5 счетов.

То же3

Прыжковые упражнения

многоскоки с продвижением вперед;

прыжки через предметы, мячи;

выпрыгивания;

прыжки вверх с выполнением положения полприседа;

доставание  руками предмета, подвешенного над головой с разбега            или с места;

прыжки через скакалку;

прыжки на месте с изменением высоты взлета;

прыжки в длину с последовательным увеличением разбега (12 беговых шагов).

  1. Результаты проекта.

Среди множества различных физических упражнений, игр, состязаний наиболее популярными и широко распространенными у жителей нашей республики  являются якутские прыжки.

Применение элементов северного многоборья, дает  возможность обогатить содержание физического воспитания в ДОУ.  Повышает уровень физической подготовленности детей, они познают  те культурные ценности, традиции, обычаи, которые народ создавал, сохраняя,   столетиями и донес до наших дней.

Тренировочные занятия по прыжкам проводятся два раза в неделю. В течении учебного года проводим соревнования по национальным видам спорта внутри детского сада среди подготовительных групп.

Соревнования городские по национальным видам спорта начали проводить с 2016 года. Наши воспитанники на окружных, городских, республиканских соревнованиях по национальным видам спорта всегда показывают высокие результаты. Наша команда Октябрьского округа победители игр 2016, 2020, 2021годов.

Участие детей в мероприятиях на уровне муниципалитета, РС (Я)

за 2020-2021 учебный год.

Соревнования по национальным видам спорта и народным играм

Республика

8 детей

Ловцов Рома

Бурцева Алина

Ловцов Рома

Халильрахманов Ренат

ШишигинаСайдыы-Куо

ГабышевАйтал

Цой Диана

Команда – 1 место

Прыжки «куобах»-1 место

2 место

Прыжки через нарты-1 место

Перетягивание палки-1 место

Перетягивание палки-1 место

Бег 1 место

2 место

2021 год

город

Мамонтова Анита

Команда Октябрьского округа

3 место

Прыжки через нарты

1 место

Участие детей в мероприятиях на уровне муниципалитета, РС (Я)

за 2019-2020 учебный год.

мероприятия

уровень

участники

Результативность

Окружные соревнования «А ну-ка мальчики!»

город

10 детей

Грамота-1 место

Окружные соревнования по национальным видам спорта и народным играм

город

8 детей

Борисов Борислав

Саввинов Андрей

Хонуу Куерэгэй

Жирков Тимур

Команда - 2 место

Прыжки «куобах»-1 место

Прыжки через нарты-1 место

Перетягивание палки-1 место

Перетягивание палки-1 место

Городские финальные соревнования по национальным видам спорта

город

3 детей

Борисов Борислав

Саввинов Андрей

Хонуу Куерэгэй

Прыжки «куобах»-1 место

Прыжки через нарты-3 место

Перетягивание палки-1 место

Городские спортивные соревнования «Надежды Туймаады» по Октябрьскому округу

Окружной конкурс смотра песни и строя

Город

город

6 детей

Команда

Ксенофонтова Лиза

Борисов Борислав

Хонуу Куерэгэй

Жирков Тимур

Хонуу Куерэгэй

Саввинов Андрей

Заболотный Антон

12 детей

Петров Кирилл

1 место

Прыжки в длину с места

3 место

1 место

Бросание набивного мяча

1 место

1 место

Метание мешочка на дальность

2 место

2 место

Бег на 30м

2 место

2 место

Номинация «Лучший командир»

Городской чемпионат по «Кустук бол»

город

8 детей

Антоев Артемий

1 место

Номинация «Лучший игрок»

Участие детей в мероприятиях на уровне муниципалитета, РС (Я)

за 2018-2019 учебный год.

мероприятия

уровень

участники

Результативность

Окружные соревнования «Веселые старты»

город

10 детей

Грамота-2 место

Окружные соревнования по национальным видам спорта и народным играм

город

8 детей

Ефимова Диана

Корнилова Тамура

Сивцев Костя

Птицын Артем

Иванова Милана

Команда - 1 место

Прыжки «куобах»-2 место

Прыжки через нарты-1 место

Прыжки через нарты-3 место

Перетягивание палки-1 место

Бег на 30 м-1 место

Городские спортивные соревнования «Надежды Туймаады» по Октябрьскому округу

Город

8 детей

Команда

Эстафета

Ефимова Диана

Местников Егор

Ефимова Диана

Ефимова Диана

Птицын Артем

2 место

1 место

Прыжки в длину с места

1 место

3 место

Бросание набивного мяча

1 место

Метание мешочка на дальность

1 место

3 место

Городской чемпионат по «Кустук бол»

»

город

8 детей

2 место

Победитель в номинации «Дружная команда

Участие детей в мероприятиях на уровне муниципалитета, РС (Я)

за 2017-2018 учебный год.

мероприятия

уровень

участники

Результативность

Окружные соревнования «Веселые старты»

город

10 детей

Грамота-1 место

Городские финальные соревнования по национальным видам спорта

город

5 детей

Гребенникова Полина

Полянский Данил

Яковлев Богдан

Федорова Валерия

Гребенникова Полина

Толстяков Максим

Гребенникова Полина

Команда - 1 место

Прыжки «куобах»-2 место

2 место

Прыжки через нарты-1 место

3 место

Перетягивание палки-2 место

1 место

Бег на 30м-3 место

Городские спортивные соревнования «Надежды Туймаады» по Октябрьскому округу

Город

8 детей

Команда

Эстафета

Гребенникова Полина

Полянский Данил

СаввинаАйыына

Мамонтов Антон

Дергачева Аделия

Попов Уйгун

Кынтоярова Ева

Яковлев Богдан

1 место

1 место

Прыжки в длину с места

1 место

3 место

Бросание набивного мяча

1 место

1 место

Метание мешочка на дальность

1 место

1 место

Бег на 30м

1 место

2 место

Городской чемпионат по «Кустук бол»

город

8 детей

1 место

Участие детей в мероприятиях на уровне муниципалитета, РС (Я)

за 2016-2017 учебный год.

Окружные соревнования «Веселые старты»

город

10 детей

1 место

Городские финальные соревнования по национальным видам спорта

город

4 детей

Петров Сема

Чемезов Ньургун

Егорова Марина

Чемезов Ньургун

Команда - 1 место

Прыжки в длину с места 1 место

Прыжки через нарты

2 место

Бег на 30м

1 место

2 место

Городские спортивные соревнования «Надежды Туймаады» по Октябрьскому округу

Город

8 детей

Команда

Эстафета

Егорова Марина

Чемезов Ньургун

Егорова Марина

1 место

1 место

Бросание набивного мяча

1 место

Метание мешочка на дальность

1 место

2 место

Окружные соревнования по «Кустук бол»

город

8 детей

1 место

Список использованной литературы:

  1. Анохина, А.В., Баишев, Ю.П. Народная азбука физического воспитания дошкольников в Республике Саха / А.В. Анохина, Ю.П. Баишев, – Якутск: Сахаполиграфиздат. - 2002.
  2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Б.А.Ашмарин, - Пособия для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.,1978.-97с.
  3. Бадалян, Л., Миронов, А. Двигательные функции ребенка /Л.Бадалян, А.Миронов // Дошкольное воспитание. – 1975. -№ 9 с.52-60.
  4. Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М. Физическая культура в начальных классах. – М: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
  5. Буцинская П.П., Лескова Г.П., Васюкова Б.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.1990.
  6. Вавилова Е.Н. Развитие у дошкольников ловкость, силу, выносливость/ Е.Н. Вавилова, – М.- 1981.
  7. Вавилова Е.Н. Воспитание некоторых двигательных качеств. – В кн.: Физическое воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. М.Ю. Кистяковской. М.,1978.- 125с.
  8. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровье детей/ Е.Н. Вавилова, – М. 1986.-24с.
  9. Гаврильев И.Д. Применение якутских упражнений для совершенствования в содержании уроков / И.Д. Гаврильев, - Якутск, 2000.
  10. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина,- М., Владос, 1999.-57с.
  11. Григорьева А.А., Карамзина У.А. Этнопедагогика Якутии: проблемы и
  12. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., Линка – Пресс, 1999.
  13. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. – М., 1992.
  14. Зациорский В.М. Физическая культура шестилеток. – Минск.-1996.
  15. Кочашкин В.М. Методика физического воспитания 5-е изд. М.,1980.
  16. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР / В.П.Кочнев, – Якутск ,- 1980.
  17. Кочнев В.П. Летающие прыгуны земли Олонхо: от века к веку/ Ассоц. нац. видов спорта и игр народов Якутии и др. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001.
  18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. М.,1978.
  19. Кузнецов В.С., Лазарев И.В., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  20. Крупская Н.К. Физическое воспитание детей и подростков. – М., 1973.
  21. Лайзане С.Я. Физическая культура для малыша М., 1978.
  22. Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток. – Минск.-1996.
  23. Макарова В., Рябова В. Укреплять здоровье ребенка // Дошкольное воспитание. – 1994 № 10
  24. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка–М. -1997.
  25. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: пособие для восптателей и родителей. – М. 2002.
  26. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. С-Пб. – 1993.
  27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1978.
  28. Охлопкова М.К., Васильев П.К. Якутские игры – Якутск: Кн. изд-во,1985.
  29. Павлов К.В. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. – Якутск .- 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

"Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов хоккея".

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие....

Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий

логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»...