Статья в научный сборник -ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ, 2019г
статья по физкультуре

Ильина Тамара Викторовна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

 

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные средства коррекции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: плоскостопие, методика, профилактика, коррекция, физическая культура, оздоровление.

Ильина Т.В. магистр педагогического образования, инструктор по физической культуре. МАОУ ДОУ № 187

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ilina_t.v.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные средства коррекции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: плоскостопие, методика, профилактика, коррекция, физическая культура, оздоровление.

Ильина Т.В. магистр педагогического образования, инструктор по физической культуре. МАОУ ДОУ № 187

NNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL TRAINING IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: This article is devoted to prevention of flat-footedness at children of preschool age, using no conventional means of correction 

KEY WORDS: flat-footedness, technique, prevention, correction, physical culture, improvement.

Ilyina T.V. master of pedagogical education, physical culture instructor. MAOU of preschool educational institution No. 187

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России.

В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита)[1].

               По мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.    

 Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.[2]

            Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.  По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе, В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития .[3]

         В сентябре 2018 года в МАОУ ДОУ № 187 был запущен проект –«Территория здоровья», в рамках этого проекта реализовывается физкультурная программа –«Оздоровляйка». Целью программы является профилактика и коррекция плоскостопия у дошкольников  средствами оздоровительной гимнастики и Су-джок -терапии.

        Данная программа рассчитана на один учебный год. С воспитанниками занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. В подготовительной части занятия нами давались следующие упражнения, укрепляющие своды стоп, такие как: и.п. сидя на полу, отведение и приведение пальцев ног вперед, назад; по кругу, через стороны; выполнение пальчиковой гимнастики для пальцев ног с растиранием стопы. Далее воспитанники выполняли передвижение по кругу – на носках, на пятках,  внутренней стороне стопы и  внешней.        

        В основной части занятия работа осуществлялась со специальным оборудованием в форме игр: «Прокати ежа» -  катание массажных «ежей» вперед, назад, по кругу, в сторону; «Поймай мячик»- сидя стопами ног ловить мячи разного диаметра; «Башенька» -сомкнутыми ногами сидя на стуле построить башню из кубиков; «Платочек»- перекладывание пальцами ног платочки в баночки, передвигаясь на одной ноге и т.д. Далее ребята преодолевали полосу препятствия по массажным модулям и природному материалу.

        В заключительной части занятия используются Су-джоки с музыкальным сопровождением, упражнения выполняются как руками, так и ногами. После применяется классический массаж   стоп ног:  поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

        На каждом занятии давались домашние задания в виде карточек, по отработке изученных упражнений выполняемых под контролем родителей,  для домашнего использования.

        В эксперименте приняла участие  старшая группа в количестве  30 человек.  Из них у двоих выявлена вторая степень плоскостопия, а у семерых первая.

        На первом этапе был проведен анализ литературных источников по исследуемой проблеме, проведено анкетирование  родителей, которое показало, что 35 % респондентов имеют недостаточные  знаниях о оздоровительной гимнастике, детском фитнессе и Су-джок –терапии. А так же 90% родителей отметили, что они нуждаются в помощи  ДОУ в профилактики имеющихся у их детей дефектов стопы.

        При повторной диагностики плоскостопия, которая была проведена в феврале 2019г, по методу платфонографии показала, что у тех детей, у которых была вторая степень, выявлена первая степень. У остальных обследованных детей наблюдается положительная динамика сводов стоп. В связи с тем, что проект находится в действии всего пол года, можем предположить, что более существенные коррекционные изменения могут наступить в более позднее время.

        Таким образом, использование физкультурной программы «Оздоровляйка» является эффективной профилактикой и коррекцией  плоскостопия у детей.

Литература:

1. Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. Представления современного ребенка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3-2. – С. 269

2. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников /И.М Новикова. – М.: Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.

3.Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....

Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри

Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса". ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ...

Сборник статей студенческой научно - практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»

Сборник статей студенческой научно -  практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»...

Статья в научно-методический сборник на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ»

Эту статью опубликовали в научно-методическом сборнике в г. Ейск, я долго работала в группе комбинированной направленности, которую посещали дети с ТНР и ОВЗ и именно игровая деятельность очень помога...

Публикация статьи в региональном сборнике научных трудов (с международным участием) "Современные проблемы музыкального и художественного образования"

В статье содержится теоретическое обоснование необходимости и перспективности работы по изучению ценностных ориентаций подростков на саморазвитие. На основе изучения и анализа психолого-педагогической...

Публикация в печатном сборнике "Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования" Материалы lX международной научно-практической конференции Смоленск Издательство СмолГу 2022. (Статья с.90)

ПУбликация в печатном сборнике "Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования"  Материалы lX международной научно-практической конференции Смоленск Издательство ...

Сборник статей 3- научно-практической конференции

Тема конференции "Развитие дошкольного образования - приоритет образвоательной политики: актуальные вопросы, проблемы, пути решения"....