Туризм как форма спортивно– оздоровительной работы с дошкольниками»
презентация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О туризме как форме спортивно – оздоровительной работы с дошкольниками указано в ФОП ДО в рамках образовательной области «Физическое развитие» ФОП ДО, в пункте 22.6. для детей с 5 лет до 6 лет. В п.22.6.1. «Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития» говорится, что перед педагогом стоят задачи: - расширять представления о здоровье и его ценности факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений ,туризме как форме активного отдыха; - воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью, осознанно соблюдать правила ЗОЖ и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий».
Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Детский туризм- зарекомендовал себя эффективной формой активного отдыха, так как он помогает укреплять здоровье, восстанавливать силы, обогащать двигательный опыт дошкольников. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Активные движения: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Все эти факторы способствуют приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности; приобщает детей к здоровому образу жизни, дает доступные по возрасту представления о правилах безопасного поведения во время туристских прогулок и экскурсий; учит по погоде одеваться для прогулки, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения ; знать содержимое походной аптечки; укладывать рюкзак весом от 500 гр. до 1 кг ; преодолевать несложные препятствия на пути; наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений, оказывать помощь товарищу; осуществлять страховку при преодолении препятствий.
Виды детского туризма : Поход - активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках, плотах, велосипедах и т.д.). В походах сочетаются выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни (разбивка бивуака, приготовление пищи на костре или перекус, преодоление природных преград и др.). Туристический поход - форма организации туристической деятельности, предусматривающая выполнение достаточно высоких нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками. Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Дни здоровья: проводятся 1 раз в квартал.
Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной деятельности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, что способствует укреплению их здоровья. Походы стимулируют мыслительную деятельность, а также требуют наблюдательности. Походы, прогулки, экскурсии всегда проводятся в коллективе, когда один зависит от другого. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Туристические прогулки или прогулки - походы способствуют - повышению выносливости организма ребенка, - устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, - учат детей преодолевать различные препятствия.
Одной из задач прогулок - походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей. В своей практике мы чаще всего используем пешие прогулки-походы которые представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Составляющие таких прогулок : - переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий; - познавательная часть прогулки (беседы, наблюдения, опыты..) - выполнение имитационных движений; - комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий; -самостоятельные игры (на привале). Итог похода проводится сразу после её окончания по возвращении детей в детский сад. Необходимо проанализировать: - получение новых впечатлений, -обогащение представлений, - овладение новыми видами движений, туристскими навыками, - выполнение социально значимой работы, -проявление дружеских взаимоотношений.
В качестве итога и продукта туристической деятельности могут быть: - альбом с фотографиями и описаниями походов и прогулок. - гербарий с листьями и растениями Оренбурга - тематические коллажи - книжки – самоделки с рисунками детей, отражающими впечатления от тур прогулок; - видеоролики с репортажами детей с места турпоходов, привалов. - выставки поделок из природного материала
В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки - походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ успешно сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.
Примеры подвижных игр с элементами туризма «Слёт туристов» Дети встают в два круга у указанных ориентиров. По команде «туристы разошлись» дети расходятся по площадке, выполняя различные задания туристических маршрутов: 1.Плыть на катамаране (ходьба в полуприседе ) 2. Ехать на велосипеде (бег по площадке выполняя круговые движения согнутыми руками перед грудью) 3. Подниматься в гору (Ходьба, высоко поднимая колени и руки) По команде «туристы на слёт», участники команд быстро собираются у своих ориентиров. "Ловкий турист" (игра-эстафета) 1.Надень рюкзак. 2.Пробежать с рюкзаком между кубов змейкой. 3. Добежать до флажка и принести его следующему игроку (тот оставляет флажок на финише). Эстафета «Уложи рюкзак». Инвентарь и реквизит: 2 рюкзака, 2 коврика, 2 куртки, 2 котелка, 2 пары кед, 2 кружки. Дети разбивается на две-три колонны и выстраивается на линии старта. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр., которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмотреть вещи и договориться о последовательности укладки рюкзака. По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укладывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эстафету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каждый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт. Побеждает колонна, которая правильно и быстро уложила рюкзак "Точный глазомер" Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. д. Ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".
Примеры основных движений, выполняемых на привале -Ходьба -Бег -Упражнение в равновесии -Лазание -Прыжки -Бросание, ловля, метание
Примеры комплексов на привале. Упражнения без предметов. 1.Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя. 2. 1.И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. — шаг вправо, руки в стороны; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение. То же влево (6-8 раз). 3. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку вправо (влево); 2 — вернуться в исходное положение (6 раз). 4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед, коснуться пальцами рук правого носка; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение. То же, но коснуться левого носка (по 6 раз). 5. И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 — поднять прямые ноги вверх - вперед (угол); 2 — исходное положение. Плечи не проваливать (5-6 раз). 6. И. п. — стойка ноги вместе, руки на поясе. 1 — прыжком ноги врозь руки в стороны; 2 — исходное положение. Прыжки выполняются на счет 1-8 несколько раз подряд в чередовании с небольшой паузой между ними. 7. Ходьба в колонне по одному.
Комплексы здоровьесберегающих технологий для детей -Пальчиковые игры -Дыхательные гимнастики -Зрительные гимнастики - Логоритмические гимнастики -Артикуляционная гимнастика -Массаж биологически активных точек лица, пальцев рук
Зрительная гимнастика «Маляры». Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз. Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры. Мы заборы красим Вверх – вниз – раз, Вверх – вниз – два (и так до 8 раз). Наши глазки молодцы, Работают в согласии. (Легко моргают.) Массаж пальцев руки «Веселая семейка» Ребенок сжимает ручку в кулачок, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачок. «Веселая семейка сидела на скамейке, Старый толстый дедушка ( массажируем и разжимаем большой палец), Старенькая бабушка ( массажируем и разжимаем указательный палец), Самый длинный папа ( массажируем и разжимаем средний палец), Рядом с папой – мама (массажируем и разжимаем безымянный), А самый удаленький – их сыночек маленький ( массажируем и разжимаем мизинчик)».
Пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?» Кто в лесочке живет? (Переплести пальчики, имитируя лес.) Под корягой – старый крот, (Загибают пальчики по одному) За горой – лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимать и разжимать кулачки.) Будем пальцы загибать Дыхательная гимнастика «В лесу» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком 5-6 раз Логоритмические упражнения «Прогулка в лес» В лес отправимся гулять(дети маршируют) Будем весело шагать. По тропиночке пойдем, друг за дружкою гуськом.(ходят «змейкой» между «кочками») На носочки встали ,и к лесу побежали. Бегут на носках Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивают через «кочки» На кочки мы не наступаем. И снова по дорожке ,мы весело шагаем. Маршируют.
Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Заключение. Мониторинг физического состояния ребенка позволяет оценить эффективность общеукрепляющего воздействия детского туризма на организм ребенка в целом. Обучение детей детскому туризму с соблюдением основных требований к проведению приводит к следующим результатам: • Происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. • Совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательные системы. • Развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость. • Улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля. Безусловно, детский туризм оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, эмоционально раскрепощает детей. Детский туризм, являющийся здоровьесберегающей технологией в физическом воспитании детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка, а именно: 21год 23год Снижение заболеваемости 14,2 д/д 13,2 д/д Повышение индекса здоровья 35% 41% Достижение положительных результатов в исправлении осанки и плоскостопия 100% 100%
Таким образом, дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристических умений и навыков.
Итак ценность дошкольного туризма оздоровительный эффект; снижение заболеваемости; повышение двигательной активности; совершенствование физических качеств; формирование первоначальных навыков экологического воспитания; активизация познавательных процессов; расширение кругозора; формирование нравственных качеств личности; ознакомление детей с историей родного края, воспитание патриотизма; положительные эмоции от общения с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Консультация на тему: "Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками"
Человеческое дитя - здоровое… развитое…Это не только идеал и абстрактная ценность,но и практически достижимая норма жизни.Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки прави...

Консультация «Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»
Человеческое дитя — здоровое… развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных ...
Утренняя гимнастика - флэшмоб как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
информация для инструкторов по физ.культуре...

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико -педагогического контроля за физическим развитием и состоянием...

Консультация"Занятия на тренажерах как форма физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Материал из опыта работы "Тренажеры в ДОУ"...