Картотека игр с мячом для детей старшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Мурова Елена Александровна

Игры с мячом для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dlya_starshego_doshkolnogo.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 100 Невского района Санкт-Петербурга

Картотека игр с мячом

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Мурова Е.А.

Инструктор по физической культуре.

Санкт-Петербург

2024

«Ручеек»

Цель игры: обучение техники прокатывания мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.

Ход игры: участники игры выстраиваются в колонну и широко расставляют ноги, соединяя в одну линию «носок-пятка» с впереди стоящим игроком. По сигналу один игрок, стоящий впереди, оббегает колонну и прокатывает мяч под широко расставленными ногами до конца колонны, и встает вконец. Новый первый игрок повторяет тоже самое и встает в конец и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.

Правила игры: во время игры нельзя бросать мяч, его надо сильно оттолкнуть, чтобы он вмиг прокатился под ногами всех детей.

«Я знаю 5»

Цель игры: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры: игроки подкидывая мячик вверх или ударяя им об землю произносят: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, растений, животных, деревьев, цветов и т. д.): Коля-раз, Миша-два, Саша-

три, Игорь- четыре, Валера- пять». Во время броска произносится только одно имя или название. Если игрок делает паузу, либо дважды повторяет одно название, то он выходит из игры, а мячик переходит к следующему игроку. Победил тот игрок, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правила игры: если ребенок уже научился чеканить мяч об пол, то игра происходит под стук мячик об пол, если нет, то можно просто перекатывать мячик друг другу или подбрасывать вверх.

«Кати в цель»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см., вызванные дети встают на исходную линию в 3 м. от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим.

«Попади в ворота»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.

«Стой!»

Цель игры: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход игры: дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т. д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т. д.

«Быстро отвечай»

Цель игры: развитие логического мышления, внимания, памяти, быстроту реакции

Ход игры: дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т. д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.

«Летучий мяч»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Правила игры: играющим разрешается при ловле мяча сходить с места. Играющие не должны задерживать мяч. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

«Зевака»

Цель игры: развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход игры: дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.

Правила игры: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

«Играй, играй, мячик не теряй»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.

«Быстрый мяч»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход игры: играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто, низко, низко. Отбивают о землю

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук, Отбивают о землю

Не уйдешь от наших рук.

Правила игры: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

«Вышибалы»

Цель игры: развивать ловкость, выносливость, меткость, координацию движений, быстроту реакции, совершенствование умения метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: два игрока становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно семи шагов, где при помощи мела на асфальте игровой площадки прочерчиваются две ровные прямые линии. Они — «вышибалы».

Третий игрок занимает место примерно посередине между ними. Задача первого и второго участников заключается в том, чтобы «вышибить» третьего игрока, попав в него мячом, поэтому они бросают его именно таким образом, чтобы задеть. Третий же по счету ребенок должен всеми силами стараться увернуться от летящего в его сторону мяча. Если двум игрокам это удается, то третий участник меняется местами на время с тем из ребят, который попал в него. Далее игра продолжается по тем же правилам до тех пор, пока каждый из играющих детей не побывает в роли «вышибаемого».

Правила игры: «вышибалы» не могут заступать за линию. Вместо третьего игрока можно брать большее количество детей, если кого-то из них коснулся мяч, он выходит из игры.

«Передай мяч»

Цель игры: развивать ловкость, выносливость, меткость, быстроту реакции, совершенствование умения метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: дети становятся в круг, передают мяч из рук в руки, произнося:

Раз, два, три – мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять – бросать, кто умеет? Я!

Последний, у кого на слове «Я» оказывается мяч, выходит в середину и говорит: «Раз, два, три-беги!». Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает в них мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч, пропускает игру.

Правила игры: целиться нужно в ноги.

«Ловкая пара»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: на полу выкладываются 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети встают в две шеренги друг против друга между третьей и четвёртой линией. На сигнал «начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнёров переходит за следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары уронил мяч, надо считать снова. После трёх бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних границ.

«Мяч по дорожке»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию.

Ход игры: дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из гимнастических палок, верёвок коридор шириной 50 – 100 см и длиной 3 м. У каждого в руках мяч. Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если ребёнок уронит мяч, он должен поднять и провести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по своей стороне. Побеждает та команда, которая не только, быстро, но и правильно выполнит задание.

«Мяч в корзину»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию, умение попадать точно в цель.

Ход игры: дети становятся в 2 круга (команды). В середине корзина. У каждого малый мяч. Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.

«Успей поймать»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.

«Ловишки с мячом»

Цель игры: развивать ловкость, выносливость, меткость, координацию движений, быстроту реакции, совершенствование умения метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: площадка ограничивается линиями. В центре играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Водящий стоит в центре круга. У его ног лежат 2-3 небольших мяча (диаметром 6-8 см). Водящий показывает разные движения (приседания, хлопок над головой и т. п.). Дети повторяют движения. Внезапно воспитатель говорит «беги из круга» - играющие разбегаются в разные стороны. Водящий старается, не сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Те, в кого попал мяч, пропускают одну игру.

Правила игры: бегать в пределах установленных границ площадки

«Зайцы и охотники»

Цель игры: совершенствование умения метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: на одной стороне площадки очерчиваются кружки — это норки зайцев, на противоположном конце — дома охотников. Выбираются 3 охотника и дается им по мячу (зимой можно снежки) диаметром 6-8 см. «Охотники» находятся в своих домах. Остальные изображают зайцев, которые прыгают, бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя «охотники!» «зайцы» бегут прятаться в свои норки, а «охотники» стреляют в них — бросают мяч. Те, в кого попали мячом, считаются подстреленными и идут в дом охотника. После 2-3 повторений считается количество «зайцев», которых подстрелил каждый «охотник».

Правила игры: бросать мячом или снежком можно только в ноги. «Охотник» может стрелять только из своего дома, т. е. не выходя из круга. Дома можно очерчивать не рядом, а в разных местах.

«У кого мяч?»

Цель игры: развивать ловкость, внимательность, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Ход игры: играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 15 см., и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«Старый замок»

Цель: Игра тренирует реакцию, внимание, точность броска, а также помогает перезнакомить и сплотить большую компанию.

Инвентарь: волейбольный мяч, 5 кеглей.

Ход игры: На игровой площадке чертят круг, внутри которого строится «замок» (стройматериалом служат детские кегли). Ведущий – защитник замка – выходит в центр. Все остальные игроки встают вокруг него и начинают перебрасывать друг другу мяч, выжидая момент, когда ведущий зазевается и можно будет метким ударом разрушить замок.

Ведущий старается быть постоянно начеку и оборонять постройку, отбивая мячик любыми способами. Но если замок все-таки был сокрушен, то бросавший мяч игрок становится новым ведущим.

«Лови – не лови!»

Цель: Очень подвижная игра на внимание и реакцию.

Ход игры: Дети образуют круг, в центр которого выходит ведущий с мячом. Ведущий вразнобой бросает мячик игрокам и дает им команды:

«Лови!» – значит, мяч нужно поймать. «Не лови!» – увернуться от летящего мяча.«Бросай!» – отбить мяч обратно ведущему.

Если игрок ошибся или просто зазевался и не выполнил команду, то он выходит из игры. Победа достается тому, кто остался последним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека включает в себя более 30 игр с мячом. Данные игры рассчитаны не только на двигательную активность, но и : расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развит...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр, игровых упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согла...

Картотека игровых упражнений с фитбол-мячом для детей старшего дошкольного возраста

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре, ЛФК, и воспитателей ДОУ, а также родителям и всем, кого интересуют проблемы...

Картотека игровых упражнений с фитбол мячом для детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ИГР С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ

Данный материал - картотека пригодится в использовании инструкторам по физической культуре, воспитателям. Подвижные игры с мячом развивают ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые качества....