Статья «Повышение качества физического воспитания дошкольников посредством искусства художественного слова»
статья по физкультуре
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
Дошкольный возраст — это ключевой период в становлении здоровья ребёнка и развитии его физических навыков и умений. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед образовательной областью «Физическое развитие» несколько важных целей:
* Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
* Гармоничное физическое развитие.
* Воспитание основ здорового образа жизни.
Мотивы, по которым дети выполняют физические упражнения, могут быть различными. У дошкольников преобладает эмоциональный аспект: если им интересно, они с удовольствием и радостью занимаются, что значительно повышает эффективность таких упражнений. Чтобы усилить интерес и мотивацию детей к занятиям и разнообразить их двигательную деятельность, на физкультурных занятиях используют художественное слово (более подробно читать далее...).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
Сергиенко Людмила Анатольевна
Инструктор по ФИЗО
МБДОУ № 114 «Детский сад общеразвивающего вида, г. Кемерово
Дошкольный возраст — это ключевой период в становлении здоровья ребёнка и развитии его физических навыков и умений. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед образовательной областью «Физическое развитие» несколько важных целей:
* Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
* Гармоничное физическое развитие.
* Воспитание основ здорового образа жизни.
Мотивы, по которым дети выполняют физические упражнения, могут быть различными. У дошкольников преобладает эмоциональный аспект: если им интересно, они с удовольствием и радостью занимаются, что значительно повышает эффективность таких упражнений. Чтобы усилить интерес и мотивацию детей к занятиям и разнообразить их двигательную деятельность, на физкультурных занятиях используют художественное слово.
Художественное слово — это мощный методический приём, который педагоги активно используют в своей работе с детьми. Его применяют как на занятиях, так и в повседневной жизни. Кроме того, возможности художественного слова широко применяются в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки и с лёгкостью их запоминают. У дошкольников есть замечательные качества: чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, сочинительству и слушанию. Они стремятся выразить свои впечатления от художественного произведения через перевоплощение и движение.
Содержание художественных произведений, яркие художественные образы привлекают внимание детей, вызывают радость и одновременно оказывают воспитательное воздействие.
Подвижные игры и упражнения, сопровождаемые словами, обладают множеством преимуществ:
* Они учат ребёнка координировать движения и речь, выполнять упражнения с заданной амплитудой и скоростью, стимулируют развитие речи и активизируют артикуляцию и силу голоса.
* Такие игры благотворно влияют на детскую нервную систему, стимулируя работу множества крупных групп мышц. Они воспитывают выдержку, что особенно важно для дошкольников, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
* Ребёнок, вовлечённый в игру, преодолевает неуверенность, застенчивость и замкнутость. В процессе игры он не боится выражать свои чувства, не стесняется импровизировать и достигает эмоционального раскрепощения через речь и движение.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо определить несколько важных задач:
* Повышать интерес к физической культуре у детей с помощью стихов, сказок, рассказов и малых фольклорных форм.
* Формировать физические качества и двигательные навыки у дошкольников, используя художественное слово как эффективный стимул.
* Воспитывать любовь к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с литературными произведениями о спорте и заботе о своем здоровье.
* Знакомить детей с подвижными играми с использованием художественного слова, поощряя их организацию по собственной инициативе в свободное время.
Художественное слово может быть использовано в нескольких вариантах:
1. Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение, потешку или сказку, а дети, подражая героям произведения, имитируют их движения.
2. Проговаривание слов. Дети вместе с воспитателем или самостоятельно повторяют слова знакомого стихотворения. Для этого подбираются несложные, ритмичные потешки, в которых движение отражено или подразумевается в словах.
Художественное слово может быть использовано в различных формах работы с детьми по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика — это неотъемлемая часть ежедневного распорядка дня детей, которая способствует повышению эмоционального и мышечного тонуса. Чтобы сделать процесс более увлекательным, её часто проводят под музыку и в сопровождении стихотворений, потешек и прибауток.
В конце гимнастики всегда звучат «волшебные слова», которые становятся своеобразными заклинаниями для укрепления здоровья:
* «По утрам зарядку делай — будешь сильным, ловким, смелым!»
* «Зарядку делай каждый день — пройдут усталость, вялость, лень!»
* «Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна — от лени и болезней спасает нас она!»
* «Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые — не боимся холода: мы зарядку делаем!»
Однако основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. На них можно использовать различные художественные приёмы, которые помогут детям стать более внимательными, сосредоточенными и усидчивыми.
1. При выполнении физкультурных упражнений можно использовать загадки или потешки. Например, можно провести комплекс упражнений под названием «Вот, ребята, вам загадки, покажите мне отгадки».
2. Подражая воображаемым образам, дети могут выполнять различные движения. Особенно это актуально для детей младшего возраста, которым нужен образец для подражания. В таких упражнениях они могут увидеть интересные и знакомые им персонажи: юркого мышонка, гибкого котенка, зайку-попрыгайку и так далее.
3. На занятиях можно использовать сюжет знакомой или придуманной сказки. Эти занятия проходят в форме «двигательного» рассказа или сказки.
4. В познавательные занятия валеологического характера и на тему спорта, ГТО можно включать фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки) или авторские художественные произведения. Например, можно использовать «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Это оживляет процесс обучения и делает его более доступным для детей дошкольного возраста.
Художественное слово может использоваться как на протяжении всего занятия, так и в его отдельных частях. Дети с большим удовольствием выполняют физкультурные упражнения с предметами: мячами, палками, фитболами и другими. Иногда занятия посвящаются какому-то одному предмету, например, «Весёлый мяч», «Волшебный обруч» или «Палочка-выручалочка». Но чаще всего упражнения с предметами являются лишь частью занятия. Однако почти всегда при выполнении упражнений детьми используется художественное слово. Оздоровительные гимнастики тоже в основном построены на стихотворном материале.
Чтобы сделать спортивные развлечения более увлекательными и мотивировать детей к занятиям физической культурой, часто используются физкультурные сказки. Путешествия по сказкам и литературным произведениям — любимое занятие для детей любого возраста.
Развлечение может быть построено по нескольким сценариям:
* На основе одной сказки или литературного произведения. В нашем детском саду проводились спортивные праздники по мотивам сказок «Муха-Цокотуха», «Волшебник Изумрудного города», «Стрекоза и Муравей», «Буратино».
* На встрече с героями из разных сказок, например, «По страницам любимых сказок».
* На протяжении всего занятия может присутствовать один сказочный герой, например, Буратино или Доктор Айболит.
Ребенок верит в реальность вымысла и с удовольствием перевоплощается в сюжет сказки, добавляя собственные детали и эпизоды. Слушая рассказ или сказку, он проживает жизнь героев, становится участником событий и сочувствует добру, осуждая зло. Сказка привлекает детей не только своим увлекательным сюжетом и поэтической формой, но и глубокой идейной сущностью.
Перед проведением такого развлечения детей заранее знакомят со сказкой или литературным произведением. Они погружаются в атмосферу сказки, а затем перед ними ставится задача — помочь сказочному герою. Для достижения цели им необходимо преодолевать двигательные трудности и находить решения в проблемной ситуации.
К праздникам дети учат стихи и песенки, что добавляет празднику ещё больше эмоций.
Чтобы включить художественное слово в процесс физического воспитания, необходимо соблюдать несколько важных условий:
1. Детям должен быть хорошо знаком комплекс физических упражнений, который будет использоваться: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, основные виды ходьбы и бега, а также подвижные игры.
2. Художественный материал, такой как потешки, загадки, песенки, прибаутки, сказки, считалки, скороговорки, пляски и стихи, следует подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Для рациональной организации двигательной активности детей важно часто менять упражнения, при этом многократно повторяя каждое из них.
4. Движения должны выполняться четко и ритмично, чтобы обеспечить гармоничное развитие у детей.
Таким образом, активно применяя художественное слово, можно помочь детям научиться выполнять движения качественно, обогатить их словарный запас, развить память, приобщить к традициям русского народного творчества и привить любовь к физической культуре и спорту. Чем более эмоционально и интересно будет проходить образовательный процесс, тем лучше будут результаты.
Литература
1. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника. – М., 2001. – 173 с.
2. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Академия, 2000. – 218 с.
3. Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 21–28.
4. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983. – 265 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова
Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова...
Физическое воспитание дошкольников посредством педагогического партнерства
Даная статья посвящена физическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством педагогического партнерства....

Использование игры как средства повышения качества экологического воспитания дошкольников
Изучая вопрос повышения качества дошкольного образования подбора наиболее эффективных форм и методов формирования экологической культуры я обратилась к игре. Трудно переоценить вклад...
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР
Опыт работы по проведению корригирующей гимнастики...

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.
С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.В современной дошкольной педагогике...

Повышение качества физического воспитания дошкольников посредством искусства художественного слова
Художественное слово – мощный методический приём, который применяется педагогами в процессе общения с детьми на занятиях и в режимных моментах....