Двигательно - дидактические игры при обучении плаванию детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Цель: Обучение плаванию детей дошкольного возраста через игру
Задачи:
1. Совершенствовать плавательные умения и навыки:
2. Повышать активность и работоспособность детского организма.
3. Воспитывать физические качества: ловкость, быстроту, силу и координацию движений.
4. Воспитывать смелость, решительность, настойчивость в достижении положительных результатов и интерес к занятиям плаванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dvigatelno-didakticheskih_igr.pptx | 2.94 МБ |
tema_plavaniya_v_sovremennom_mire_ochen_aktualna.docx | 305.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Обучение плаванию детей дошкольного возраста через игру Задачи: 1. Совершенствовать плавательные умения и навыки: п огружение в воду с задержкой дыхания д ержаться на воде в горизонтальном положении с кольжение на груди и спине п ередвижение и ориентировку в воде ныряние 2. Повышать активность и работоспособность детского организма. 3. Воспитывать физические качества: ловкость, быстроту, силу и координацию движений. 4. Воспитывать смелость, решительность, настойчивость в достижении положительных результатов и интерес к занятиям плаванию.
Цель: совершенствовать навыки скольжения на груди и спине с разным положение рук, упражнять в создании новых образов на основе восприятия изображений. Оборудование: карточки с изображением морских обитателей (картинки-образы «Кто как плавает»). Двигательно-дидактическая игра «Подводный мир»
Цель: совершенствовать навыки детей в скольжении, нырянии, развивать двигательную активность. Оборудование: набор картинок, мячи, обруч, тонущие предметы. Двигательно-дидактическая игра «Веселые дельфины»
Цель: совершенствовать навыки ориентировки в воде ; способствовать освоению элементов синхронного плавания, умения работать с предметом. Оборудование: обручи, мячи, музыкальное сопровождение. Двигательно-дидактическая игра «Цирк на воде»
Цель: совершенствовать плавательные навыки, закреплять знания детей о водных видах спорта. Оборудование: набор шаров, лототрон, плавательные доски, волейбольная сетка, мячи, картинки с изображением водных видов спорта. Двигательно-дидактическая игра «Спортлото»
Цель: совершенствовать навыки скольжения на груди и спине, плавание на груди и спине, ныряние, умение держаться на воде в горизонтальном положении. Оборудование: набор букв составляющих слово «НЕПТУН», канат, плавательные доски, тонущие предметы, музыкальное сопровождение, атрибуты к короблю. Двигательно-дидактическая игра «Морское путешествие»
Цель: упражнять в погружении в воду с головой, с открыванием глаз, упражнять в ориентировке под водой. Оборудование: обруч, тонущие предметы. Двигательно-дидактическая игра «За сокровищами на морское дно»
Двигательно-дидактические игры при обучении плаванию дают выраженный положительный эффект и позволяют лучше решать задачи обучения плаванию. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, предоставляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. В ходе игры достигаются образовательные и воспитательные задачи. Поддерживается интерес детей играть в воде и под водой на протяжении всей организованной деятельности.
Предварительный просмотр:
Тема плавания в современном мире очень актуальна. Каждый родитель хочет иметь здорового и всесторонне развитого ребенка. О пользе плавания знают все. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. При этом совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунная система, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие качества, как целеустремленность, настойчивость, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Это шаг к здоровому образу жизни. Чем раньше он будет сделан, тем лучше.
В нашем детском учреждении созданы условия для разностороннего развития дошкольников. Большое внимание мы уделяем приобщению детей к активным занятиям физической культурой и плаванию. Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях:
- во-первых, развиваем силу дыхания, формируем умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох.
- во-вторых, учимся различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног при плавании способом кроль на груди и спине.
- в-третьих, воспитываем культурно-гигиенические навыки и физические качества - ловкость, быстроту, выносливость.
Уже на первых занятиях можно увидеть, что в зависимости от индивидуальных особенностей, дети по-разному реагируют на купание в бассейне: одни чувствуют себя уверенно и свободно, другие боятся воды.
Поэтому одним из основных приемов при обучении плаванию использую игру и игровые приемы. Игры на воде вносят в НОД радостную и эмоциональную обстановку. Создание положительных эмоций помогает детям быстрее преодолеть водобоязнь, способствует планомерному разучиванию упражнений. Играя, дети не утомляются от многоразовых повторений.
Игры использую с первых занятий, когда дети знакомятся с водной средой. Играя, малыши безболезненно привыкают преодолевать чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, смело входят и погружаются в воду. Игры помогают освоить все упражнения, готовящие ребенка к плаванию. В работе со старшими дошкольниками, когда дети уже овладели техникой плавания, игры использую для повторения, закрепления и совершенствования умений и навыков плавания.
Во время игры использую различные пособия, игровой материал, инвентарь. Это позволяет сделать занятие интереснее, варьировать игры, придумывать новые.
Мною была разработана серия двигательно - дидактических игр: «Подводный мир», «За сокровищами на морское дно», «Спортлото», «Цирк на воде», «Морское путешествие», «Веселые дельфины», «Поиграем с дядюшкой Нептуном». Эти игры также применяю при проведении открытых мероприятий для родителей.
«ВЕСЕЛЫЕ ДЕЛЬФИНЫ»
Задачи: совершенствовать плавательные навыки детей в скольжении, нырянии; развивать двигательную активность.
Инструктор: Ребята, давайте представим, что мы находимся на берегу моря, светит яркое солнце, и у нас прекрасное настроение. Нам очень хочется плавать, нырять, веселиться.
Инструктор обращает внимание детей на игрушечного дельфина на спине, которого прикреплено письмо. Зачитывает письмо, в котором картинки с изображением дельфинов с заданиями.
Дети заходят в бассейн.
Инструктор показывает картинки и объясняет к ним задания.
Дети выполняют упражнения, показывая плавательные навыки.
- Дельфин, плывущий по волнам - скольжение на груди и на спине. Упражнение «Торпеда».
- Дельфин, плывущий с мячом - проплыть на груди и на спине с работой ног, с мячом в руках.
- Дельфин, ныряющий в обруч - ныряние в обруч, расположенный горизонтально и вертикально « Прыжок дельфина».
- Дельфин, ныряющий на глубину - ныряние, с доставанием предметов.
ДВИГАТЕЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
« ПОДВОДНЫЙ МИР»
Задачи: Совершенствовать навыки скольжения на груди и спине с различным положением рук.
Педагог рассказывает детям стихотворение.
Посмотри скорей вокруг!
/делают ладошку у лба « козырьком»/
Что ты видишь, милый друг!
/приставляют пальцы колечками у глаз-бинокль/
Здесь прозрачная вода
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Мы в подводном мире дети!
/выполняют движения руками, как будто плывут/
Рыбы плавают вокруг.
/делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладонью/
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, рыба-удильщик и рыба-игла.
Педагог предлагает детям проплыть как морские обитатели. Он показывает картинки-образы. Дети называют морских обитателей и выполняют задание.
- «Головастики» - скольжение на груди и спине с работой ног руки вдоль туловища.
- «Рыба - меч» - скольжение на груди с работой ног одна рука вдоль туловища, другая вытянута вперед.
- «Рыба - скат» - скольжение руки на поясе.
- «Кит» - скольжение руки за головой.
- «Акула» - скольжение руки на голове, ладони сложены вместе.
- «Звезда», «Медуза» - свободное лежание на воде.
«ЦИРК НА ВОДЕ »
Задачи: Совершенствовать навыки ориентировки в воде; способствовать освоению элементов синхронного плавания; умение работы с предметом.
Звучит фонограмма песни «Цирк». Педагог предлагает детям принять участие в цирковом представлении на воде.
Первым номером нашей программы выступают
«Синхронисты с обручем».
Дети делятся на четверки. У каждой команды обруч.
Дети выполняют фигуры на воде:
- «Звезда» держась за обруч, руки на ширине плеч. Лечь на воду, ноги в стороны.
- «Солнышко» держась за обруч, руки соединены. Лечь на воду, ноги вместе.
- «Колесо» стоя боком, держась одной рукой за обруч, другая вытянута в сторону. Лечь на воду, ноги в стороны.
- «Цветок» стоя в обруче «стойка пловца» сомкнувшись спинами (цветок закрыл свои лепестки). По команде: «Цветок раскрывает свои лепестки» дети выныривают из обруча.
Вторым номером выступают «Акробаты».
- «Стойка на руках» дети наклоняются вперед, ставят руки на дно и, поднимая ноги вверх, стараются постоять на руках, с последующим кувырком.
- На водной арене «Дрессированные животные».
Детям нужно проплыть в обруч под водой быстро, «как дельфин», и медленно, «как тюлень».
Усложнение: использование двух и больше обручей.
- Номер с мячами. «Эквилибристы на мячах». Дети берут надувные мячи.
Проплыть на спине и на груди, держась за мяч.
- «Поплавок» дети лежат на животе, удерживая мяч под грудью двумя руками. Задание: держаться на поверхности воды «как поплавок».
Усложнение: выполнить несколько переворотов.
-Номер «Водная феерия».
Дети выстраиваются у бортика бассейна на противоположных сторонах.
По команде начинают водную перестрелку.
«СПОРТЛОТО»
Задачи: Совершенствовать плавательные навыки: ныряние; всплывание и лежание на воде; плавание способом кроль на груди и спине.
Познакомить детей с водными видами спорта.
Педагог предлагает детям принять участие в игре, где они познакомятся с водными видами спорта. В игре разыгрываются 5 шаров, обозначающих пять видов спорта. Дети по очереди достают шар из вращающегося барабана и выполняют задание.
- Шар №1. Серфинг.
Проплыть с плавательной доской с работой ног (доска находится у груди).
- Шар №2.Подводное ориентирование.
Ныряние на глубину за предметом.
- Шар№3. Плавание.
Проплыть кролем на груди и спине.
- Шар№4. Синхронное плавание.
Выполнить фигуры на воде (под музыкальное сопровождение): «Звезда», «Лотос», «Змейка», «Фонарик».
- Шар №5. Водное поло.
Дети играют мячами через волейбольную сетку. Мячи по количеству игроков. По сигналу дети перебрасывают мячи на сторону противоположной команды до тех пор, пока не прозвучит второй сигнал.
После чего подсчитываются мячи. У какой команды меньше, та победила.
Повторить игру 3-4 раза.
Каждый вид спорта можно показать на картинке.
ИГРА «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Стена бассейна оформлена под корабль.
Инструктор по плаванию в роли капитана.
Звучит музыка «Шум моря». Дети входят в бассейн.
Инструктор по плаванию: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие на корабле «Нептун». Вы наверно знаете, что любое путешествие не обходится без загадочных приключений. Вот и наше морское путешествие будет необычным. И так, мы отплываем.
Обратите внимание на название корабля «Нептун». А вы знаете, кто такой Нептун (ответы детей). Наверно, владыка морей и океанов за своим именем скрыл какую-то тайну. Что же интересно, зашифровано за этим названием. Вы бы хотели узнать? (ответы детей). И мне, капитану, интересно. Давайте откроем первую букву.
ННа другой стороне листа - картинка с изображением Нептуна.
Инструктор по плаванию: Нептун желает, чтобы вы его поприветствовали.
Дети, стоя у бортика, выполняют выдохи в воду «Поздоровались с Нептуном»
Затем дается задание выложить имя морского царя. Дети плывут на груди с доской в руках на противоположную сторону, выкладывая по одной букве, обратно возвращаются на спине.
Е На другой стороне картинка с изображением ныряльщика.
Инструктор по плаванию: Что можно увидеть под водой? (ответы детей). Мы узнаем, если нырнем на морское дно.
Дети выполняют упражнение «Водолазы».
П На другой стороне картинка с изображением морских животных.
Дети выполняют скольжение на груди с различным положением рук. Игровое задание «Кто как плавает». Дети изображают «Акулу», «Кита».
Т На другой стороне картинка с изображением морского узла.
Дети плывут кролем на груди до противоположной стороны, берут канат и завязывают узел. Обратно плывут кролем на спине.
У На другой стороне картинка с изображением подводных рифов.
Игра «Воротики».
Н На другой стороне картинка с изображением морских обитателей.
Игра «Царство морских фигур». Дети выполняют фигуры на воде: «Звезда», «Медуза», «Морской конек», «Поплавок».
Инструктор по плаванию: Вот мы и расшифровали эти буквы. Интересные и веселые задания придумал нам Нептун. Как весело прошло наше морское путешествие. Царь Нептун приготовил вам призы.
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ
« ЗА СОКРОВИЩАМИ НА МОРСКОЕ ДНО»
Задачи: Упражнять в погружении в воду с головой с открыванием глаз, ориентировке в водой.
Педагог предлагает детям отправиться на морское дно за сокровищами. Путешествие будет трудным, и всем нужно быть готовыми к преодолению препятствий.
1-я часть. Разминка (на суше).
Дети стоят у бортика бассейна слушают сказку и по ходу рассказа выполняют упражнения.
- Однажды рано утром семья дельфинов проснулась и посмотрела вверх на облака (вдох), вниз на волны (выдох), влево на берег (вдох), и вправо (выдох).
- Погода им показалась прекрасной, и дельфины отправились в путешествие (волнообразные движения вытянутыми вперед руками).
- На пути им встретились медузы (сжать руки в кулаки и резко выпрямить пальцы).
- Больше на поверхности моря никого не было, и дельфины опустились на дно (волнообразные движения руками).
- Там они увидели рака, который открывал и закрывал глаза (руки вытянуты вперед, движения кистями вверх-вниз).
- Вдруг на морском дне заволновались водоросли (касание поочередно ладошками друг друга).
- Мимо проплывали золотые рыбки, они приветствовали дельфинов хвостами (кисти рук прижаты друг к другу, движения кистями рук вправо-влево).
- Вдруг на пути встретилось препятствие. Это морской риф.
2-я часть. Преодоление препятствий на морском дне (дети выполняют упражнения в воде).
- Пройти через коралловый риф (подныривание под горизонтально закрепленные на воде обручи и выныривание из них).
- На глубине притаился осьминог. Он охраняет сокровища.
- Не разбуди осьминога (подныривание под обруч, который находится под водой).
3-часть. За сокровищами на морское дно.
- Что на дне морском? (набираем воздух, опускаем лицо в воду. Рассматриваем морское дно).
- Достаем со дна сокровища (собираем игрушки и фигурки морских обитателей).
- Внезапно подул сильный ветер (продолжительный выдох после сильного вдоха), и на воде появились волны (волнообразные движения руками)
-Дельфины поплыли домой ( дети плывут, выполняя волнообразные движения - упр. «Волна»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной консультации расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....
Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.
Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде...
Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
Материал включает в себя основные задачи и этапы обучения плаванию детей, посредством использования сюжетно-ролевой ритмопластики....
Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова
Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...
Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста
Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...