Эффективный подход к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения с использованием фитболов в дошкольном учреждении"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Мусалимова Ольга Владимировна

  1. Стратегия организации работы по здоровью сбережению детей.

2. Инновационные средства обучения движениям детей дошкольного возраста.

  3. Педагогический эксперимент

  4. Методы математической статистики

  5. Методика обучения детей 5-7 лет Основным Видам Движений с использованием фитболов:

- Характеристика и классификация физических упражнений с фитболами для детей 5-7 летнего возраста занимающихся в детском саду.

- Характеристика занятий по физическому воспитанию дошкольников с введением в них комплексов упражнений с фитболами.

- Влияние упражнений с фитболами на формирование двигательных умений и навыков у 5-7 летних дошкольников

- Оценка эффективности занятий по физическому воспитанию, с использованием в них упражнений с фитболами, на уровне физической подготовленности детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_24razrabotka_programmy.doc543 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная программа:

«Эффективный подход к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения с использованием фитболов в дошкольном учреждении».

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Мусалимовой Ольги Владимировны,

Инструктора по физическому воспитанию

ГБОУ Школа №2065 ОП Д 5

                                                              Москва

                                                                2024г.

Содержание.

Введение.

Пояснительная записка.

  1. Стратегия организации работы по здоровью сбережению детей.

2. Инновационные средства обучения движениям детей дошкольного возраста.

  3. Педагогический эксперимент

        4. Методы математической статистики

        5. Методика обучения детей 5-7 лет Основным Видам Движений с использованием фитболов:

- Характеристика и классификация физических упражнений с фитболами для детей 5-7 летнего возраста занимающихся в детском саду.

- Характеристика занятий по физическому воспитанию дошкольников с введением в них комплексов упражнений с фитболами.

- Влияние упражнений с фитболами на формирование двигательных умений и навыков у 5-7 летних дошкольников

- Оценка эффективности занятий по физическому воспитанию, с использованием в них упражнений с фитболами, на уровне физической подготовленности детей 5-7 лет.

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Приложение.

  1. Список детей занимающихся в подготовительной группе (экспериментальной группе).
  1. Список детей занимающихся в подготовительной группе (контрольная группа).
  2. Классификация физических упражнений с фитболами.
  3. План – конспект занятий по физическому воспитанию для детей 5-7 лет занимающихся в ГБОУ Школа №2065 ОП Д 5.  

ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В тоже время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом факторов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (2005 год) за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60.9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Исследованиями Е.А.Пимоновой (2000) установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направленны главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б.Лагутина (2004), работа по единой, жестко регламентированной программе «От рождения до школы» под редакцией М А. Васильевой, Т.С.Комаровой, М.А. Вераксы, приводит к единообразию, она ориентированна на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорирует индивидуальные особенности развития детей.

 Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

В связи с вышеизложенным совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста, является наиболее актуальной проблемой в наших исследованиях.

  Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы «Эффективный подход к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения с использованием фитболов в дошкольном учреждении», которая бы отражала систему деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.

                                                                                 

Объект исследования является процесс обучения детей дошкольного возраста основным видам движений (ОВД).

  Предмет исследования –  методика обучения детей ОВД с использованием   фитболов.        

Цель исследования – совершенствование методики обучения основным видам движений детей дошкольного возраста 5-6 лет с использованием комплексов упражнений с фитболами.

Задачи исследования:        

1. Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования и оценить современное состояние методик обучения детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень физической подготовленности детей 5-6 лет.

3. Оценить степень влияния физических упражнений, с  использованием фитболов, на развитие двигательных качеств у детей данного возраста.

4. Разработать рекомендации по обучению ОВД детей 5-6-ти лет с использованием  фитболов.        

Для решения данных задач применялись следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы;
  2. Педагогическое наблюдение;
  3. Педагогическое тестирование;
  4. Педагогический эксперимент;
  5. Методы математической статистики.

Ожидаемые результаты:

- детство без потерь в здоровье,

- улучшение соматических показателей здоровья

- обеспечение программного уровня развития здоровья

Наша гипотеза предполагает, что использование фитболов в занятиях физической культурой с детьми дошкольного возраста 5-6 лет, будет способствовать развитию основных видов движений, а также повысит уровень физической подготовленности детей.  

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты позволят разработать практические рекомендации по обучению детей основным видам движений с использованием фитболов.

Контингент испытуемых - дети дошкольного возраста 5-6 лет, ГБОУ Школа 2065 ОП Д5.

Пояснительная записка.

Программа «Эффективный подход к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения с использованием фитболов в дошкольном учреждении» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к программе «От рождения до школы» под редакцией М А. Васильевой, Т.С.Комаровой, М.А. Вераксы.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006года№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с родителями и медицинским работником детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка. Выяснилось, что у 50% детей имеются какие-либо отклонения от здоровья.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное, чтобы ребёнок не в чём не нуждался. А если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Исходя из проведенного исследования и была разработана данная программа.

Определена основная цель: развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья.

Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Кузнечики».

Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:

  1. Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.
  2. По данным ежегодного медицинского обследования 50% детей имеют какую-либо патологию здоровья.
  3. Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития. Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы).

Формы и режим занятий.

Содержание программы ориентировано на детей, 5-7 лет подготовительные группы, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой, с учётом рекомендаций медиков и желания родителей.

Наполняемость групп-до 20 человек.

Наполняемость выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях».

Состав групп может изменяться по следующим причинам:

  • Смена места жительства.
  • Нежелание родителей занятия детей в данном кружке.
  • Отстранение от занятий медицинским работником.
  • Пополнение новыми детьми.

Ведущей формой организации обучения являются - групповая, применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет.

Программа рассчитана на 1-2 года, в зависимости от необходимости занятий ребёнка по данному направлению.

Продолжительность занятий составляет 30 минут, 1 раза в неделю,36 занятий в год.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат.

Воспитание здорового во всех отношениях человека. Занятия в кружке «Кузнечики» закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будут способствовать сплочению коллектива в первую очередь. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми.

                                        

                                                        

Стратегия организации работы по здоровью сбережению детей

Концептуальной основой деятельности ГБОУ Школа 2065 ОП Д5 на основании положений программы под редакцией Васильевой М.А. является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ («Методика обучения дошкольников 5-6 лет основным видам движений  с использованием фитболов») в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследований состояния здоровья детей,
  • диагностика физической подготовленности дошкольников;
  • тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
  • исследование среди родителей "Какую роль играет физкультура в вашей семье".
  1. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения по здоровьесбережению.
  2. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
  3. Выработка алгоритма деятельности

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (особенно, ослабление зрения детей, нарушение осанки), что и определило необходимость создания инновационной программы «Эффективный подход к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения с использованием фитболов в дошкольном учреждении».

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют старший воспитатель, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей "Какую роль играет физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является обучение дошкольников 5-6 лет Основным Видам Движений с использованием фитболов.  Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также фитболы. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На уличной спортивной площадке имеется: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

 Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги,  "Туннель". В подготовительной и старшей группах установлены спортивные комплексы, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего дошкольного учреждения является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения по здоровьесбережению.

Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".

Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами; договоры с социальными партнёрами.

         

Инновационные средства обучения

движениям детей  дошкольного возраста

Наблюдения и анализ специальной литературы показал, что в настоящее время достаточно широко в практику физического воспитания детей дошкольного возраста внедряется новое спортивное оборудование.

Уже более тридцати лет в странах Европы и Америки широко используется специальная оздоровительная гимнастика для взрослых, на «фитболах».

В практике реабилитации больных мячи большого размера стали использовать с середины 50-х годов. В 1955 году в одном из реабилитационных центров города Базеля (Швейцария) врач–физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах начала применять мячи на занятиях с больными церебральным параличом.

Первая учебно-методическая работа «Гимнастика с мячами для функциональной кинетики» была опубликована в 1980 году. Одной из наиболее активных учениц и последовательниц Фогельбах стала американская врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер, применяющая с 1989 года и до настоящего времени мячи для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы показал, что именно в Америке мячи впервые были использованы как оборудование для занятияй в оздоровительных группах.          

Занятия фитболл-гимнастикой дают уникальную возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают занятия яркими и эмоциональными. Большой мяч привлекает детей, вызывает желание играть, выполнять активные движения. Кроме эмоционального фактора занятия фитболлом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника.

Упражнения на фитболах – это новая форма занятий с новым распределением акцентов ударной нагрузки: с одной стороны, практически полное ее отсутствие на нижних конечностях, с другой – увеличение роли мышц спины в поддержании равновесия на сферической поверхности мяча.  

Как показывают исследования зарубежных специалистов простое сидение на мяче в течении 40-50 минут в день формирует у ребенка правильную осанку.  Мяч может служить великолепным стулом у компьютера, телевизора. Ежедневные 10-15 минутные комплексы упражнений, являются отличной профилактикой сколиозов и прочих нарушений осанки

Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что в различных странах оздоровительные программы с использованием гимнастических мячей большого диаметра отличаются друг от друга не только названиями, но методиками.

Как считают специалисты при правильном использование «фитбола» и следуя определенной методике можно, тем самым, повысить уровень двигательной активности детей и обеспечить тренирующую направленность физкультурных занятий.

Проведенный мониторинг родителей показал, что многие родители стремятся приобрести мяч для домашнего пользования, так как упражнения на мяче доступны для занятий в условиях семейного воспитания. Упражнения можно выполнять совместно «ребенок+родитель». Это сближает детей и их родителей, создается положительная психоэмоциональная окраска от занятий. Индивидуальное разнообразие упражнений делают этот метод физической подготовки приемлемым для людей любого возраста и пола.

Педагогическое тестирование                                                 

Для определения уровня физической подготовленности с целью оценки развития двигательных  качеств детей занимающихся в детском саду, в педагогическом эксперименте использовались скрининг-тесты, опубликованные РАМН в 1995 году под редакцией академика Г.Н.Сердюковской.        

В тестирование применялись следующие тесты:        

Бросок набивного мяча (1 кг) стоя из-за головы (см). 

Испытание проводиться на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь, При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.                                                 

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.                        

Необходимое оборудование: набивной мяч весом 1 кг, мел, размеченная площадка для толкания мяча.                                        

 Бег 10 метров схода (сек). 

Тест проводиться на беговой дорожке длиной не менее 30 м., шириной 2-3 м., с песчаным или асфальтированным покрытием 2 воспитателями. На линии начала 10 м. отрезка (т.е. старта) и линии финиша устанавливаются 2 стойки. Ребенок начинает разгоняться за 10 м. так, чтобы он набрал максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с линией старта, им дается резкая отмашка флажком. По этому сигналу воспитатель, стоящий на линии финиша включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключается.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и финиша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить по 2 человека на беговой дорожке.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.                                        

Наклон туловища вперед в положении стоя (см).

Ребенок стоит в основном положении на скамейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклоняться вперед за пределами носков. Крайнее положение следует удерживать в течении 2 сек. На переднем крае скамейки закреплена вертикально измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка- уровень в положении (стоя) находиться на уровне ног. Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребенок наклонился за нулевую отметку, то ставиться результат (в см.) со знаком   «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставиться результат ( в см. ) со знаком «-».

Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала.                                                        

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.                        

Бег зигзагом. 

Тест проводиться на спортивной площадке или в зале, длиной не менее 15 см. Начинается линия старта, которая является одновременно и линией финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м. кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м, еще 2 больших мяча, параллельно первым, и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким - образом дистанция делиться на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указывать направления движения стрелками. По команде на «На старт»  ребенок становиться позади линии старта. По команде «Марш» ребенок бежит зигзагом в направлении указанной стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель включает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10 секунды. Тест проводиться 1 ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводиться заново.                                        

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.                        

Необходимое оборудование: секундомер, 6 больших мячей или флажков, мел или стрелки из клеющей пленке.                                

Все результаты измерений протоколировались. Примерный протокол исследований представлен в приложении таблицами.

                         

 Педагогический эксперимент

                                                 

В данной работе эксперимент носил параллельный характер, т.е. сравнивались показатели физической подготовленности детей экспериментальной (логопедическая группа) и контрольной (офтальмологическая група) в начале и в конце эксперимента (сентябрь, май 2010 – 2011г.), с целью определения эффективности от внедрения экспериментальной методики.                                

Контингент – дети 5-7 лет, посещающие подготовительные группы детского сада №24 «Сказка». Всего было обследовано 30 человек: 20 из логопедической группы и 20 из офтальмологической группы. Списки детей представлены в приложениях 1,2.        

В течение периода - с сентября 2010 по май 2011г. -  испытуемые экспериментальной (логопедической группы) занимались по разработанной авторами методике, в спортивном кружке «Кузнечики». Суть методики заключается в следующем - занятия по физической культуре проводилось по программе МДОУ №24 «Сказка» 3 раза в неделю продолжительностью 30 минут, однако в содержание одного из занятий была внедрена, разработанная авторами «Кузнечики», методика обучения основным видам движений посредством упражнений с фитболами. В соответствии с возрастом и подготовленностью детей в методике использовались различные упражнения общеразвивающего характера, на гибкость, релаксацию, различные эстафеты, комплексы по типу «круговой тренировки», подвижные игры с фитболами и т.п.                

Контрольная (подготовительная группа) детей занималась по классической  программе.                

        

 Методы математической статистики

Для анализа полученных в работе данных использовались общепринятые методы статистической обработки: рассчитывались среднее арифметическое (X сред.), среднеквадратическое отклонение (сигма σ), коэффицент вариации ().

Среднее арифметическое отражает средний уровень, самое типичное и характерное для исследуемой группы. Среднее арифметическое определялось по формуле:

                               Σn Xi                             

                                 X  =  ---------------   , где

                                                                                                    n

X – среднее арифметическое значение;

Xi  –  каждый показатель испытуемых;

n –  количество испытуемых.

Среднеквадратическое отклонение отражает вариабельность показаний испытуемых. Среднеквадратическое отклонение определялось по формуле:

                                                                     Σ n (Xi -  X)2

                               σ  = ------------------    , где

                                                   n

σ– среднеквадратическое отклонение;

X – среднее арифметическое значение;

Xi  –  каждый показатель испытуемых;

n –  количество испытуемых.

Коэффициент вариации определяли по формуле:

                                                                      σ х 100%

                              .  = ------------------    , где

                                                    X   

.– коэффициент вариации;

σ– среднеквадратическое отклонение;

X – среднее арифметическое значение

Все вычисления проводили на ПЭВМ с использованием стандартных статистических пакетов  Excel.

Методика обучения детей 5-7 лет основным видам движений с использованием фитболов

1. Характеристика и классификация физических упражнений с фитболами для детей 5-7 летнего возраста занимающихся в детском саду.

Занятия на фитболах проводятся с учетом возраста занимающихся  и составляют 30 минут для детей пяти-семи лет.

 Упражнения с фитболами носят характер общеразвивающей направленности, могут включаться в полосы препятствий, эстафеты, подвижные игры, круговые тренировки, упражнения на месте, в движении, прыжки.                                                                         

При проведении занятий на фитболах, следует правильно подбирать размер мяча. Соответствующий росту размер мяча можно выбрать следующим образом: - для детей в возрасте 5-7 лет диаметр мяча должен равняться 45 см.                                                                        

Критерием правильности выбранного мяча служит угол между бедром и голенью сидящего на мяче  ребенка, который (при правильном положении сидя) должен составлять 95-110 градусов.                

Хранить мячи при регулярном их использовании лучше в накаченном состоянии на стеллажах, вдали от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей, при температуре не ниже +3 градусов.                                        Использовать мячи необходимо на гладкой поверхности, не допускать их механических повреждений.

Классификация упражнений на фитболах по структуре движений:                

1 Сидя на мяче.                                                                                          

2 Лежа на мяче.                                                                                        

- лицом вниз;                                                                                        

- лицом вверх (на спине).                                                                        

3 Упражнения с мячом.                                                                         

- сидя;                                                                                                

- стоя;                                                                                                 

- лежа.                                                                                                

4 Упражнения на растяжку и релаксацию.                                                

5 Игровые упражнения и эстафеты с бегом.        

Примерное описание упражнений находится в приложении 3, а так же примерный план конспект занятий с фитболами в приложении 4.                        

Классификация физических упражнений по анатомическому признаку:

  • Локальные;
  • Глобальные;
  • Региональные.

По степени выполнения нагрузки на фитболах:                                       - средняя;

- низкая;

- высокая.

Для  детей 5-7 лет предпочтительны разнообразные по содержанию динамичные физические  нагрузки умеренной интенсивности, неоднократно повторяющиеся в течение дня.         

2. Характеристика занятий по физическому воспитанию   дошкольников с введением в них комплексов упражнений с фитболами

Цель занятия: Оптимизация двигательной активности детей на занятиях и формирование двигательных умений и навыков;

           Задачи:

        1 Оздоровительные.

Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия.

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организм оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

Способствуют развитию двигательных качеств таких, как: сила, выносливость, ловкость, гибкость.

2 Образовательные.

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

К пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту: лазание, ползание, прыжки, бросание и ловля мяча, равновесие и т.п.

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

3 Воспитательные.

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и  др.).

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

 3. Влияние упражнений с фитболами на формирование двигательных умений и навыков у дошкольников 5-7 лет

В процессе физического воспитания  детей 5-7 лет обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, детей обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

        При  овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

        Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

        Эффективность процесса обучения, продолжительность  перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося ( чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

 4. Оценка эффективности занятий  по физическому воспитанию, с использованием в них упражнений с фитболами, на уровень физической подготовленности детей 5-7 лет

В  ходе педагогического эксперимента было проведено обследование физической подготовленности детей 5-7 лет. Определялся уровень развития физических качеств по скрининг-тетстам.        

В педагогическом эксперименте принимали участие дети 5-7 лет посещающие занятия по физической культуре в детском саду №24 «Сказка». Списки экспериментальной (логопедической группы)  представлены в таблице приложения 3, контрольной (офтальмологической) – приложении 4.

Анализируя полученные результаты тестирования физических качеств   до эксперимента, мы видим, что занимающиеся дети 5-7 лет экспериментальной  и контрольной групп показывают сравнительно сходные результаты.

Наглядно результаты отображены в сводной таблице 2, и на рис. 1,2,3,4.

Таблица 2

Средние показатели физической подготовленности детей

Экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.

        

Статистическая характеристика

Бросок набивного мяча из-за головы (1 кг), см.

Бег 10 м, с хода, сек.

Бег зигзагом, сек.

Наклон туловища вперед в положении стоя, см.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ГРУППА

Χ ± σ

162,2±29,7

2,91±0,6

11,8±1,6

2,2±2,7

Max

250,0

3,5

14,6

6,5

Min

115,0

2,5

9,5

-4,5

R

135,0

1,0

5,1

11,0

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Χ ± σ

159,4±25,9

2,7±0,3

12,4 ±1,5

3,1±2,3

Max

210,0

3,3

15,2

6,5

Min

115,0

2,0

9,5

-3,0

R

95,0

1,3

5,7

9,5

        Дети экспериментальной (логопедической) группы в начале тестирования показывали средние результаты дальности броска набивного мяча (1кг) из-за головы (см) 162,2±29,7 см., а в контрольной группе 159,4±25,9  см.

        Дети экспериментальной группы в начале тестирования показывали средние результаты бега 10 метров схода (сек.) 2,91±0,6 сек, а в контрольной группе 2,7±0,3 сек.

 Дети экспериментальной группы в начале тестирования показывали средние результаты в беге зигзагом  11,8±1,6 сек., а в контрольной группе результат 12,4 ±1,5 сек.  

Дети экспериментальной группы в начале тестирования показывали средние результаты в наклоне туловища вперед в положении стоя (см.)  2,2±2,7 см., а в контрольной группе результат 3,1±2,3 см.  

Таким образом, данные начального исследования свидетельствуют о том, что обследуемые нами занимающиеся дошкольники 5 - 7 лет сходны в своей физической подготовленности. Это доказывает также, что созданные для педагогического эксперимента экспериментальные и контрольные группы составлялись произвольно, без каких-либо преимуществ одной из сторон.          

 Наглядно результаты отображены в сводной таблице 3, и на рис. 5,6,7,8.

                

                                                                                Таблица 3

Средние показатели физической подготовленности детей

экспериментальной и контрольной группы после  эксперимента.

        

Статистическая характеристика

Бросок набивного мяча из-за головы (1 кг), см.

Бег 10 м, с хода, сек.

Бег зигзагом, сек.

Наклон туловища вперед в положении стоя, см.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

Χ ± σ

216,0 ±25,6

2,2±0,3

9,5±1,0

2,6±1,5

Max

285,0

2,9

11,7

7,0

Min

176,0

1,7

8,2

1,0

R

109,0

1,2

3,5

      6,0

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Χ ± σ

174,4±24,4

2,6±0,3

11,6 ±1,5

3,4±1,9

Max

226,0

2,8

14,9

6,5

Min

130,0

1,6

9,3

-1,0

R

96,0

1,2

5,6

7,5

        В конце эксперимента дети экспериментальной группы   показывали средние результаты дальности броска набивного мяча (1кг) из-за головы (см) 216,0 ±25,6  см., а в контрольной  группе 174,4±24,4   см.

        Дети экспериментальной группы после итогового  тестирования показывали средние результаты бега 10 метров схода (сек.) 2,2±0,3 сек, а в контрольной  группе 2,6±0,3 сек

 Дети экспериментальной группе после итогового тестирования показывали средние результаты в беге зигзагом 9,5±1,0 сек., а в контрольной группе результат 11,6 ±1,5 сек.  

Дети экспериментальной группе после итогового тестирования показывали средние результаты в наклоне туловища вперед в положении стоя (см.)  3,9±1,5 см., а в контрольной  группе результат 3,9±1,9 см.  

Полученные в ходе эксперимента данные физической подготовленности детей 5-7лет свидетельствуют о положительной, к концу эксперимента, динамике развития физических качеств испытуемых экспериментальной  группы. Прирост развития скоростно-силовых способностей произошел на 33%, быстроты на  24%, ловкости на 19%, гибкости на 18%.

Однако результаты детей контрольной группы также были улучшены: скоростно-силовых способности увеличились на 10%, быстроты на 19%, ловкости на 7%, гибкости на 6%.

                                                                                                                                                                                        

Таблица 4

Сравнение средних показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Тесты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Χ ± σ

Max

Min

R

Χ ± σ

Max

Min

R

Дальность броска набивного мяча (1кг) из-за головы (см)

216,0 ±25,6

285,0

176,0

109,0

174,4±24,4

226,0

130,   0

96,0

Бег 10 м. с хода (сек)

2,2±0,3

2,9

1,7

1,2

2,6±0,3

2,8

1,6

1,2

Бег зигзагом (сек)

9,5±1,0

11,7

8,2

3,5

 11,6 ±1,5

14,9

9,3

5,6

Наклон туловища вперед в положении стоя (см)

2,6±1,5

7,0

1,0

6,0

3,4±1,9

6,5

-1,0

7,5

В процентном соотношении результаты показателей физических качеств экспериментальной группы значительно уступает показателям контрольной  группы. Результаты прироста уровня физической подготовленности в процентах экспериментальной и контрольной групп после эксперимента представлены в сводной таблице 5 и на рис. 9.

Таблица 5

 Прирост уровня физической подготовленности в процентах экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Тесты

Улучшение %

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Дальность броска набивного мяча (1кг) из-за головы (см)

33%

10%

Бег 10 м. с хода (сек)

24%

19%

Бег зигзагом (сек)

19%

7%

Наклон туловища вперед в положении стоя (см)

18%

6%

        

Созданные в начале эксперимента экспериментальные группы превысили результаты своих сверстников в контрольных группах по всем показателям.                                                                 

Таким образом, анализируя динамические наблюдения за развитием физических качеств, мы пришли к выводу, что созданные нами упражнения на фитболах для детей занимающихся в ГБОУ Школа 2065 ОП Д 5, направлены на повышение физической подготовленности детей 5-7 лет на фитболах.         

Заключение                                                                                                                                                

        1. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в детских садах.

Занятия в объеме программы ГБОУ Школа 2065 ОП Д 5 по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей.                        

2. В настоящее время производиться большое множество современного оборудования и инвентаря используемое в образовательных учреждениях, которые позволяют в значительной мере повысить качество обучения детей в детских садах.

Однако, вместе с тем, анализ литературы и мониторинг специалистов показал, что в настоящее время недостаточно широко разработаны и представлены в детских садах современные учебно-методические материалы по методике обучения детей 5-7 лет с использованием новых средств обучения (например  с «фитболами»).                                        

3.  В ходе исследований была выявлена и обобщена классификация физических упражнений с фитболами:

- по структуре двигательного действия,

     - по развитию двигательных качеств,

     - по интенсивности нагрузки.

       

 4.    В ходе эксперимента определена эффективность от разработанной нами методики упражнений на фитболах, подтверждающаяся ростом показателей физических качеств.

     

  5. Разработанные и предлагаемые нами в практику комплексные  программы на фитболах в рамках обучения детей ГБОУ Школа 2065 ОП Д 5 по физической культуре поможет воспитателям, а так же учителям физической культуры повысить показатели проявляемой двигательной активности, укрепить здоровье подрастающего поколения, а также создавать неповторимый эмоциональный подъем, который присутствует на каждом занятии проводимыми с гимнастическими мячами.  

Список литературы:

                                                                        1. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М.: Медицина, 2008г. - 476 с.                                                                        

2. Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания М.: - 2000. С 114-121.                                                                                 

3. Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движения и физиологии активности. – М.: Медицина, 2006. – 166 с.                                                

4. Бубэ Х. и др. тесты в спортивной практике. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 238 с.                                                                                

5. Буцинская П.П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях /         Педагогическая практика студентов по курсу « Теория и методика Физического         воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 2001.                        

6. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду.        

7. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – Киев: Здоровье. –        1993. С. 227.                                                        

8. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М.: 1995. С. 230-235.         

9. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольника»                        

10. Ефименко Н.Т. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста»

11. Зимкин н,В. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. В кн.: Руководство по физиологии. – Л.: Наука, 1999. – С. 15-42.                                12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей         дошкольного возраста, 2-е изд. М.: Просвещение, 2008.         

13. Матвеев Л.П. Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт - 2004. С.15., 111-113.                                                

14. Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. Введение в теорию физической культуры. М.: 1999. С.34-77.                                                                        

15. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: 2001. С. 136-150.                                                                 16. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. М.: Мозайка-Синтез, 1999.        

17. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет. Автореферат кандидат диссертации. М., 2004 . -23 с. 

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                               Приложение 1

Список детей экспериментальной  группы.

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

Еремеев М

2

Страхова Н

3    

Левина Н

4

Ушакова М

5

Шарганова М

6

Акопин Н

7

Рябенков В

8

Семенов И

9

Никифорова К

10

Акопян Л

11

Викторова Д

12

Головченко Р

13

Ким Т

14

Чубрик П

15

Гумба Д

16

Будкова М

17

Вячкина В

18

Гончарова П

19

Сидорцева В

20

Клюев И

Приложение 2

Список детей контрольной  группы.

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

Шандараев В

2

Старых Д

3    

Чунятина Н

4

Мартынов В

5

Цаплеа Е

6

Цаплева В

7

Опасинская Д

8

Лукьянова В

9

Фрольцов А

10

Терешков К

11

Марецкий И

12

Авечев С

13

Бадалян А

14

Бочарова В

15

Селезнева А

16

Самбуров Д

17

Миронов С

18

Никитика К

19

Захарова Н

20

Таланов Ф

                                                                                

Приложение 3                        

Классификация физических упражнений с фитболами.

 

 1. Сидя на мяче: ребенок должен сесть точно в середину мяча, сохраняя правильную осанку. Ноги находятся на ширине плеч, колено над стопой. Угол между туловищем и бедром, и между углом и коленом составляет 90-100 градусов. Для поддержания равновесия руки могут находиться на мяче или на бедрах.                                                         

1.1 И.п : сед на мяче, руки на мяче .                                                         

1-движение тазом вперед;                                                                 

2- движение тазом назад;                                                                        

1.2 И.п : сед ноги вместе, руки на бедрах.                                                    

 1-смещение таза влево;                                                                        

2- исходное положение;                                                                

 3-смещение таза вправо;                                                                

 4-исходное положение.                                                                                

1.3 И.п : сед ноги врозь на мяче, руки на поясе.                                        

 1-4 круговые движения тазом вправо;                                                

 5-8 круговые движения тазом влево.                                                                                                                                                

-Упражнения с различными движениями рук попеременно и одновременно.                                                                                 Различные положения рук: руки вперед, руки в стороны, руки вверх, руки         вверх-в стороны, руки в стороны-книзу, руки назад-книзу, руки вперед-книзу, руки вперед-кверху, руки влево, руки на пояс, руки перед грудью, руки перед собой, правая сверху, руки к плечам, руки за голову, руки вверх-скрестно, руки над головой, руки согнуты вперед, руки согнуты назад.

1.4 И.п : сед ноги врозь на мяче,

 руки на бедрах.                                        

1-правая рука вперед, левая рука

назад;                                                

2-левая рука вперед, правая рука

назад;                                                

3-4-смена положения рук.                                                                        

1.5 И.п : сед на мяче, руки на

бедрах.                                                            

1-хлопок руками перед собой;                                                        

2-хлопок руками по бокам мяча.                                                                                                                                                         

1.6 И.п : сед на мяче ноги врозь,

руки на мяче.                                                        

1-хлопок руками перед собой;                                                        

2-хлопок руками за спиной.                                                                                                                                                                        

1.7 И.п : сед ноги врозь на мяче,

руки на мяче.                                                        

1-хлопок руками над головой;                                                        

2-хлопок руками по бокам мяча.                                                                                                                                                                        

1.8 И.п : сед ноги врозь на мяче,

руки на бедрах.                                                

1-руки вверх;                                                                        

2-руки к плечам;                                                                        

3-руки в стороны;                                                                                

4-исходное положение.                                

1.9 И.п : сед ноги врозь на мяче,

руки на бедрах.                                                

1-левая рука в сторону,                                                                 

правая рука вверх.                                                                        

2-правая рука в сторону,                                                        

левая рука вверх.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-Упражнения с различными движениями ног одновременно и попеременно.                Различные положения ног: левая вперед на носок, левая вперед-книзу, левая вперед, левая вперед-кверху, левая вверх, левая в сторону на носок, левая в сторону-книзу, левая в сторону, левая в сторону-кверху, левая в сторону-вверх, левая назад на носок, левая назад-книзу, левая назад, левая назад-кверху, левая согнута в сторону, левая согнута назад, выпад влево, выпад левой, выпад левой назад.                                                                                                

1.10 И.п : сед на мяче, руки на мяче                                                        

1-правую на пятку,                                                                 

пристукнув о пол;                                                                

2-исходное положение;                                                                

3-левую на пятку,                                                                

пристукнув о пол;                                                                                          

4-исходное положение.                                                                

          

1.11 И.п : сед на мяче, руки на мяче                                                        

1-левое колено к груди;                                                                

2-исходное положение;                                                                

3-правое колено к груди;                                                                

4-исходное положение.                                                                                                                                                        

1.12 И.п : сед на мяче, руки на мяче                                                          

1-левая в сторону на носок;                                                        

2-исходное положение;                                                                

3-правая в сторону на носок;                                                        

4-исходное положение.                                                                                                                                                        

1.14 И.п : сед на мяче, руки на пояс                                                

1-оторвать пятки от пола;                                                        

2-правая вперед;                                                                        

3-оторвать носки от пола;                                                        

4-левая вперед;                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                        

        

-Упражнения с различными движениями головы:                                                                                                                                                

 1.15 И.п : сед на мяче , руки на пояс                                        

1-наклон головы в право ;                                                        

2-наклон головы в лево ;                                                         

3-наклон головы вперед;                                                                

4-наклон головы назад с                                         

возращением в исходное                                                 

положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

1.16 И.п : сед на мяче, руки вперед.                                                

1-4-круговые движения         головой                                                

в право;                                                                                        

 5-8-круговые движения         головой                                                        

 в лево.                                                                                                                                                                                                                                                                                

2 Лежа на мяче:                                                                                     

  -Упражнения лежа на мяче лицом вниз:                                                          

2.1 И.п : стоя на коленях, руки на                                                         

 мяче, «качели».                                                                

1-2-перекат вперед лежа на                                                         

мяче.                                                                                        

3-4-перекат в исходное                                                                          положение.                                                                                                                                                                      

2.2  И.п : стойка на коленях,                                                                    

   руки на мяче, «тик-так».                                                          

1-4-перекат вперед лежа на                                                 

мяче, ходьба на руках.                                                                 

5-8-перекатом назад с                                                

возращением в исходное                                                 

положение.                                                                  

                        

2.3 И.п : упор лежа на мяче,  

«отжимание».                                                        

1-упор лежа на согнутых                                                         

руках                                                                        

2-принять исходное                                                                          положение.                                                                

                                                                                 

2.4 И.п : упор лежа на мяче,

«поплавок»                                                                        

1-4-подтягивание колен к                                                                

груди, мяч под себя.                                                                        

 5-8-возращение в исходное                                 

положение.                                                                                                                                                                                                                                                

2.5 И.п : упор лежа на мяче,

«ветряная мельница».                                                        

1-правая вверх с разворотом                                         

туловища влево;                                                                                

2-возращение в исходное                                                                  положение;                                                                                

3-левая вверх с разворотом                                                                  туловища вправо;                                                                                  

    4-возращение в исходное                                                                  положение.

                

-Упражнения лежа на мяче лицом вверх.                                                                        

2.6 И.п : сед на мяче, руки по бокам                                         

мяча, «акробат».                                                                        

1-4-перекат туловища вперед до                                        

головы.                                                                                 

5-8-перекат в исходное                                                         

положение.                                

2.7 И.п : сед на мяче, руки на мяче,

«каракатица».                                                                        

1-4-перекат туловища вперед,                                                                                руками коснуться пола.

                5-8-перекат туловища назад,                                                                                        с возращением в исходное                                                                                         положение.                                                                                                                2.8 И.п : лежа спиной на мяче, руки                                        

вверх        , «мостик».                                                                                

1-4- прогнуться назад в стойку                                        

на руках;                                                                                

5-8-вернуться в исходное положение.                                                                                                                                                                                                

3 Упражнения с мячом:                                                                                                -Сидя:                                                                                                

3.1 И.п : сед на пятках, руки на мяче.                                                

1-2-перекатывая мяч упор лежа                                                

на коленях;                                                                        

3-4-вернуться в исходное положение.                                                                                                                                                                

3.2 И.п: сед  ноги скрестно, руки в                                                

стороны мяч слева, «дуга».                                                        

1-4-перекат мяча вправо,

перед собой;                                                                

5-8-перекат мяча влево, с                                                         

возращением в исходное                                                         

положение.                                                                                                                                                                                

3.3 И.п : сед согнув ноги, руки в                                                 

стороны, правая  рука на мяче,

«круговорот».                                                        

1-4-перекатывание мяча за спину,                                                        

правой рукой.                                                                                

5-8-левой рукой перекатить мяч                                                         

из-за спины, в исходное положение                                                                                                                                                                                                                                                        

-Стоя:                                                                                                                

3.4 И.п : стойка, руки на пояс, левая

на мяче, «алфавит».                                                                

1-8- написание букв алфавита,                                                        

с возращением в исходное                                                         

положение.                                                                                        

9-16-то-же с другой ноги.                                                                                                                                                        

3.5 И.п : стойка на коленях,  левая

рука на мяче, «кувырок»                                                        

1-4-кувырок вперед, через мяч.                                                         

.                                                                                                                                                                                                                

-Лежа:                                                                                                

3.7 И.п : лежа на спине согнув ноги,                                                                         мяч  в руках впереди, «маятник».                                                                                1-колени вправо, руки с мячом                                                                                 влево;                                                                                                                2-исходное положение;                                                                                                3-колени влево, руки с мячом                                                                                 вправо;                                                                                                                4-принять исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

3.8 И.п : лежа на спине, ноги на мяче,                                                                        руки за голову, «складочка».                                                                                        1-поднять туловище над полом;                                                                                2-вернуться в исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

3.9 И.п : лежа на спине, мяч на животе                                                                        в согнутых руках, «пружинки».                                                                                1-перекат мяча до колен, с                                                                                         подниманием туловища и                                                                                         выпрямлением рук.                                                                                                2-исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.10 И.п : лежа на спине, ноги на мяче,                                                

руки вдоль туловища, «        клещи».                                                        

1-плотно сжать мяч с помощью                                                

бедер и икроножных мышц;                                                                

2-3-поднять мяч с пола;                                                                        

4-вернуться в исходное положение.        

4 Упражнения на растяжку и релаксацию.                                                                

4.1 И.п : сед на пятках, руки на мяче,

 «медуза».                                                                

1-7-плотно обхватить мяч руками и                                                                        прижаться ногами;                                                                                                8-вернуться в исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.2 И.п: сед на пятках, руки на мяче,

«качели».                                                                

1-7-покачивания на мяче;                                                                                        8-вернуться в исходное положение.                                                                        

4.3 И.п: лежа на мяче, руки по бокам                                                                         мяча, «поплавок».                                                                                                1-упор лежа на мяче, с                                                                                                 максимальным прогибом в спине.                                                                                2-вернуться в исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.4 И.п: лежа на мяче, лицом  вверх,                                                                        руки вдоль мяча касаются пола,

«горка».                                                                        

1-движения ногами вперед, пока                                                                                голова не окажется на мяче.                                                                                        2-7-касаясь руками пола сохранять                                                                                равновесие.                                                                                                                8-принять исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                                                

5 Прыжки на фитболах.                                                                                        Колени на ширине плеч.

Упражнения можно выполнять на месте и в движении.        

5.1 И.п : сед ноги врозь на мяче,

руками держаться за ручки на мяче                                                

1-8-подскоки, пружиня на мяче по                                                         

кругу, переступая вправо с каждым                                         

подскоком.                                                                                

9-16-подскоки, пружиня на мяче по                                                 

кругу, переступая влево с каждым                                                 

подскоком.                                                                                                                                                                        

5.2 И.п : сед на мяче, руками

держаться за ручки на мяче.                                                

1-8-подскоки  вместе с мячом  по                                                         

кругу, двигаясь двумя ногами                                          

одновременно.

Игровые упражнения и эстафеты с бегом на фитболах                                                

1)-«Переноска мячей».                                                                                 Игроки выстраиваются в три-четыре колонны. На расстоянии 5 метром от игроков кладется обруч большого диаметра. Стоящие в колоннах первыми, получают в руки фитбол. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колонне первыми, бегут к обручам, кладут в обруч фитбол и бегут в конец  своей     колонны. Второй игрок начинает бег после того, как первый пересечет условную (обозначенную перед каждой командо ) линию. Добежав до фитбола игрок берет его в руки и бежит обратно, передает фитбол третьему игроку. Выигрывает команда,  быстрее выполнившая задание.            

2)-«Кто быстрее».                                                                                         У каждого ребенка фитбол и все свободно играют с ним (катают, водят, бросают). По сигналу все должны поднять мяч вверх. Игра продолжается несколько раз и побеждает тот (команда), кто чаще первым поднимал мяч вверх.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3)-«Сделай фигуру».                                                                                         Все произвольно играют мячом, по сигналу все замирают и изображают фигуру спортсмена с мячом (Футболист, волейболист, баскетболист, гандболист ). Зашевелившиеся получают штрафное очко. Игра повторяется и выигрывает тот или (команда), который меньше получает штрафных очков .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4) «Гонка мячей по кругу».                                                                         Группа образует круг. По сигналу игроки начинают передавать фитболы разного цвета или размера так, чтобы один мяч догнал другой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

5) «Мотоциклисты».                                                                                         Все играющие – «мотоциклисты». Они свободно прыгают на фитболах по залу. Водящий флажками регулирует движение. Красный флажок движение останавливается, зеленый продолжается движение. Побеждает игрок, выполняющий четко команды .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 6)-«Проведи мяч».                                                                                         Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному фитболу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кегли (5-6шт.) на расстоянии 1,5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут два-три предмета, в игру включаются следующие ребята и т.д. Каждый выполнивший задание встает в конец своей колонны.        

.                                                                 

Приложение 4

Примерный план-конспект

занятия по физическому воспитанию для детей 5-7 лет занимающиеся в ГБОУ Школа 2065 ОП Д5

(сюжетно-игровое с фитболами: «Поход с рюкзаками»)

Инвентарь: фитболы по количеству детей  для 5-7 лет – d мяча = R 45-55 см.

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

ВВОДНАЯ

Построение в колонну.

Ходьба, мяч за спиной «рюкзак».

Ходьба на носках.

Ходьба  на пятках.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Прыжки врассыпную на фитболах.

Прыжки на месте:

1-  р.р. через стороны вверх «вдох»,

2-  р.р. вниз «выдох».

Ходьба на месте сидя на мяче.

30

15

20

20

20

1

4-5 раз

 

20

-«Дети мы отправляемся в поход! Берем рюкзаки (фитболы) и становимся друг за другом».

Спина прямая, подбородок приподнят, смотреть вперед.

-«Идем по луже! Пяточки не мочим». Следить за осанкой.

-«Вышли на лужайку!  Сушим носочки». Тело слегка наклонено вперед.

-«Переступаем через камушки».

Ходьба умеренная. Дети переступают через фитболы.

-«Лягушки скачут по болоту». Дети прыгают, держась за ручки на фитболах.

Следить за осанкой.

Скорость прыжков умеренная. Музыкальное сопровождение – средней интенсивности.

- «Лягушата устали».

Движения ровные,  спокойные

Музыка спокойная.

- «Марш туриста».

Дети сидят на мячах и имитируют ходьбу на месте, спина прямая. Сохранять равновесие на мячах при ходьбе.

ОСНОВНАЯ

ОРУ на фитболах:

1. И.п. – сед на мяче ноги на ширине плеч, р.р. на коленях.

    1-2 – «пружинка»

2.- И.п. – то же.

1 – правая р.р. на плечо,

2 – левая р.р. на плечо,

3 – правая р.р. на пояс,

4 – левая р.р. на пояс,

5-6 – постучать р.р. по бокам мяча,

7 – правую р.р. на колено,

8 – левую р.р. на колено.

3.-И.п. – то же.

1-4 – соединить ступни «носок- пятка» вместе,

5-8 – развести.

4.- И.п. – сед на мяче ноги на ширине плеч, р.р. на поясе.

1 – правую  в сторону на пятку,

2 – приставить,

3-4 – то же левой.

5.-И.п. - сед на мяче ноги на ширине плеч, р.р. согнуты ладонями вперед.

1 – р.р. вправо,

2 – р.р. влево,

6.- И.п. – то же.

1 – наклон вправо, р.р. вправо,

2 – и.п.

3-4 – то же влево.

7.-И.п. – сед  на мяче ноги на ширине плеч, р.р. в стороны.

1 – наклон вправо, правой рукой коснуться пола,

     2 – и.п.

     3 – 4 -то же влево.

     

8.-И.п. - сед  на мяче, р.р. на мяче

1 – пружинить на мяче с поворотом в движении на 90градусов,

      2 – то же на 160 градусов,

      3 – то же на 240 градусов,

      4 – то же на 360 градусов.

Основные виды движений.

1. Равновесие.

     1. Прыжки на фитболах по дорожке длиной 3 м:

- шириной 1 м для детей 3-4 лет;

- шириной 50 см для детей 5-7 лет.

      2. И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, р.р. на мяче.

Перекаты вперед с выходом в упор на р.р., ноги прямые носки на полу – назад в и.п.

  4 раза

4 раза

  4 раза

4 раза

  4 раза

 

  4 раза

4

раза

 4-6          раз

6 раз

 .

Плечи расслаблены, спина прямая.

Ноги на ширине плеч, стопы параллельно.

Спина прямая. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно.

Выполнять под счет.

.Спина прямая. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно.

Удерживать равновесие на мяче.

- «гармошка»

Спина прямая.

Отставляя ногу вперед, не сгибать ее в коленном суставе

Рука  выпрямляется параллельно полу. Сохранять равновесие на мяче.

- «часики стучат, тик-так!»

При наклонах ноги от пола не отрывать.

 Спина прямая.

Ноги от пола не отрывать.

Наклон делать строго в стороны, параллельно полу.

- «заводная юла!»

Дети прыгаю по часовой стрелке, держась за ручки на фитболах.

Выполнять упражнение строго под счет.

.

- «Качели».

Упражнение выполняется на месте, дети располагаются по всему залу.

Музыкальное сопровождение – низкой интенсивности.

  1. Повторить упражнения 1, 2

      4.     Прыжки на фитболах зигзагом.

2.Метание.

      1.

3.Прыжки  на фитболах в рассыпную.

.                                                        

Подвижная игра «Сделай фигуру»                            

      Содержание:

Все дети произвольно играют мячом, по сигналу все замирают и изображают фигуру спортсмена с мячом (Футболист, волейболист, баскетболист, гандболиста). Пошевелившиеся игроки получают штрафное очко. Игра повторяется и выигрывает тот игрок или команда, который меньше получает штрафных очков.        

1 раз

2 раза

3

минуты

 

 4

2-3

Музыкальное сопровождение обязательно.

Первыми прыгают старшие дети, затем младшие.

10 кегель расставляются на расстоянии 1 метра друг от друга.

Музыка веселая, бодрая.

Метание мяча через сетку.

Сетка натянута по  ширине на 5 метров.

Высота от пола равна 50 сантиметрам.

Дети делятся на 2 группы.

Первыми в колоннах стоят дети наименьшего возраста.

Дети сидят на мячах и держаться за ручки фитболов. Спина прямая.

Ноги в стороны широко не разводить.

Соблюдать дистанцию.

Игра средней интенсивности. Музыка веселая, спокойная.

Изображать фигуру только по сигналу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Упражнения на гибкость

  1. И.п. – сед ноги врозь, мяч поднят над головой.

       1-3- опустить мяч на пол и         прокатить его вперед,

       4- вернуться в и.п.

  1. И.п. – сед на мяче, руки вверх в замок.
  1. правая вперед на носок, наклон вперед,
  2. и.п,
  3. то же с левой,
  4. и.п.

  1. И.п. – сед на мяче, руки на пояс.

                 1- правая в сторону на носок, лева р.р. в право,

                 2- и.п,

                 3- левая в сторону на носок, правая р.р. в лево,

                 4- и.п.

Упражнения на релаксацию:

  1. И.п. –  сед ноги врозь, мяч впереди, руки в стороны.

                 1-3- обхватить мяч руками,

                 4- и.п.

  1. И.п. – лежа на мяче, лицом вниз, руки на полу.

                 1-3- отпустить руки от пола,

                 4- и.п.

3 раза

3 раза

3 раза

2 раза

3 раза

Музыкальное сопровождение низкой интенсивности (медленная, спокойная)

Движения выполнять плавно и  медленно.

- «Невод!»

Как можно больше прогибаться в спине. Мяч из рук не выпускать. Спина прямая.

- «Подъемный кран!».

Ноги при выпрямлении ставим на носок.

При наклоне коснуться руками стопы.

Спина прямая.

Сохранять равновесие.

«Матрешки пляшут!».

Спина прямая.

Ноги в коленных суставах не сгибать.

Сохранять равновесие.

Музыка медленная и спокойная.

-«Собачку обняли!».

Расслабиться и полежать на мяче.

-«Медуза!».

Расслабиться и полежать на мяче.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в творческой группе «Использование ИКТ в дошкольном учреждении на этапе внедрения ФГОС»

Представлен документ, доказывающий мое участие в данной творческой группе...

Семинар-практикум для педагогов по использованию ИКТ в дошкольных учреждений

Теоретическая основа по вопросу "Информационно-коммуникативным технологиям"Интернет-ресурсы для педагогов ДОУинструкция по созданию своего мини-сайта...

Консультация для родителей "Использование ИКТ в дошкольном учреждении"

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Компьютеризация дошкольного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компью...

Использование ИКТ в дошкольном учреждении"

Использование ИКТ в дошкольном учреждении"...

«Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей.Целью моей педагогической деятельности, как...

Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

.«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А если эти главные люди будут работать в тесном контакте друг с друго...