«Утренняя гимнастика - как одна из форм двигательной активности в системе приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
учебно-методический материал по физкультуре

Если день начать с зарядки - значит всё будет в порядке!»

 Цель:

  • разбудить детский организм ото сна;
  • повысить умственную и физическую работоспособность;
  • улучшить настроение;
  • зарядить положительной энергией, бодростью;
  • подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №62»

Энгельского муниципального  района Саратовской области

СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

 «Утренняя гимнастика - как одна из форм двигательной активности в системе приобщения детей дошкольного возраста к  здоровому образу жизни»

Если день начать с зарядки - значит всё будет в порядке!»

Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни, а также выработки привычки к занятиям спортом у детей дошкольного возраста.  

Наша цель:

  • разбудить детский организм ото сна;
  • повысить умственную и физическую работоспособность;
  • улучшить настроение;
  • зарядить положительной энергией, бодростью; 
  • подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня;

Утренняя гимнастика (УГ)– система физических упражнений умеренной нагрузки охватывающих основную скелетную мускулатуру для развития организма и укрепления здоровья.

Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГ:

  • обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию;
  • растормаживает нервную систему детей после сна;
  • тонизирует организм, повышая основные физиологические процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.).
  • активизируют деятельность всех внутренних органов и систем,
  • увеличивает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
  • повышает жизнедеятельность организма в целом за счёт огромного;

          потока импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного,

          слухового, опорно-двигательного, кожного;                                                                         

  • проведение УГ на свежем воздухе способствует закаливанию детского; организма  и вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным; воздействиям окружающей среды;
  • введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует; формированию свода стопы и правильной осанки;

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим  детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГ:

  • повышает дисциплину;
  • воспитывает полезную привычку ежедневно делать физические упражнения

    (прививает гигиенический навык заниматься);

  • приучает организованно начинать свой трудовой день;
  • согласованно действовать в коллективе;
  • мобилизует внимание занимающихся;
  • приучает быть  выдержанным;
  • вызывает положительные эмоции и радостное ощущение;
  • способствует совершенствованию двигательных способностей;
  • развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость);
  • улучшает работу координационных механизмов;
  • способствует приобретению знаний в области физической культуры;

Утренняя гимнастика  включается в режим с первой младшей группы.

Главное соблюдать основной принцип - не навредить ребенку.

              Противопоказания для проведения утренней гимнастики:

  • расстройство деятельности сердечно - сосудистой системы;
  • расстройство работы двигательного аппарата;
  • значительная общая слабость ребенка, когда его движения приходится

ограничивать;

  • нежелание ребёнка заниматься;

Существуют противопоказания —  к определенным исходным положениям и к подбору упражнений:

  • движения для укрепления мелких мышц (кисть руки, пальцы) включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы, а не даются отдельно;
  • не используются односторонние, однообразные движения;
  • не рекомендуется выполнять силовые упражнения, например сгибание рук в упоре у стула (стола);
  • малышам с трудом удается расчленять движения на отдельные звенья, они воспринимают упражнения в целом. Поэтому гимнастика дошкольников строится главным образом на движениях, правильное выполнение которых зависит от активной работы крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, приседания, наклоны и т. д.);

Построение и структура утренней гимнастики

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части, каждая часть имеет свои задачи:

1-вводная  (1-2 мин.)- организовать внимание детей, обучить  согласованным действиям, выработать навыки сохранения правильной осанки и подготовить организм к выполнению более сложных упражнений.

2-основная –  укрепить основные мышечные группы, формировать навыки правильной осанки.

3-заключительная- восстановить пульс и дыхание.

Структура  утренней гимнастики:

 Закличка (стихотворный призыв, мотивация на действие)

1. Вводная часть

  • построение
  • 2–3 вида ходьбы, включая корригирующую
  • 1 вид бега
  • упражнение на внимание (носит имитационный характер)
  • обычная ходьба с  построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

  • упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса
  • упражнение для мышц туловища
  • для ног и туловища
  •  комбинированное
  • прыжки с чередованием ходьбы
  •  упражнение на дыхание

3. Заключительная часть 

  • ходьба +малоподвижная игра или хоровод, игровой самомассаж;
  •  короткое стихотворение про  УГ;
  • психологический настрой - аффирмация  на предстоящий день;

 Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп. (раздать памятку)

Возраст группы

Время (мин.)

Темп

Бег (сек.)

Количества ОРУ

Дозировка (раз)

Количество прыжков

Ι младшая

группа

4 – 5

средний

7 – 10

2 – 3

4 – 5

6 – 8

ΙΙ младшая

 группа

5 – 6

средний

10

5 – 6

5 – 6

6 – 8

Средняя

 группа

6 – 8

в более медленном темпе

20

6 – 7

4 – 5

8 – 10

Старшая группа

8 – 10

средний

30

6 – 8

5 – 8

10 – 12

Подготовительная группа

10 – 12

средний – быстрый

35 – 40

8 – 10

6 – 8

12 – 14

                    

Подбор упражнений, составление комплексов

В содержание утренней гимнастики вводятся упражнения, предварительно разученные на занятиях.  Для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, в старшем дошкольном возрасте  важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

При подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • упражнения должны быть для всех групп мышц;
  • из разных исходных положений;
  • разной интенсивности, темпа;
  • с различными пособиями;
  • с ритмичным или музыкальным сопровождением;
  • в различных построениях;
  • обязательно интересными для детей.

Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.

Дни недели

Ι неделя

ΙΙ неделя

Понедельник

Показ движений и объяснение их воспитателем

Объяснение без показа движений

Вторник

То же

 (работает 2 – ой воспитатель)

То же

 (работает 2 – ой воспитатель)

Среда

Показ движение ребёнком,  объяснение воспитателя

Указания и напоминания

Четверг

То же

 (работает 2 – ой воспитатель)

То же

 (работает 2 – ой воспитатель)

Пятница

Частичный показ движений ребёнком или воспитателем

Даётся только название упражнения и исходное положение

Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. 

Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки. Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время, поэтому необходимо всегда продумывать правильную раздачу спортивных пособий.  

Пособия для проведения УГ в первой и второй младших группах:

  • флажки, погремушки, кубики, платочки, колечки;

Пособия для проведения УГ в средней группе:

  • те же предметы, а также ленточки на кольцах, обручи малого диаметра, гимнастические палки, султанчики, круговая верёвка;

Пособия для проведения УГ в старшей и подготовительной к школе группе: 

  • обручи  разного диаметра, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, гантели, круговая веревка, ленточки на кольцах, султанчики, на гимнастической  скамейке, на стульчиках, по одному и в парах;

Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике

Для  ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Музыкальное сопровождение  помогает:

  • одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение;
  • определяет темп отдельных элементов движения;
  • вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение;
  • дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером;
  •  выполнять упражнения четко, выразительно, плавно;

Учитывая физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться постепенно. Например, после бега вначале дается быстрая ходьба с постепенным замедлением, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и снижается постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. 

Требования к дыханию

Дыхание заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

  • приучать детей дышать через нос;
  • научить  не задерживать дыхание при выполнении упражнений;

(для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения)

  • научить  экономно расходовать имеющийся в легких воздух;

 (вдох  делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и выдыхается  постепенно  при произнесении звуков)

При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш» «пф», или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».

  • учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

Условия проведения утренней гимнастики

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится

 ежедневно  перед завтраком.

  • в хорошо проветренной комнате – спортивный зал, музыкальный зал или групповая (температура воздуха  которой не должна превышать 16 градусов С);
  • с предварительно проведённой влажной уборкой;
  • в легкой, не стесняющей движения одежде;
  • соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви,

месту проведения, оборудованию;

  • в тёплый период года (май-сентябрь) на свежем  воздухе  на площадке, а в дождливую погоду – на веранде;

   Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • по зрительным ориентирам;
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени от100–200–300 м); неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль;
  •  с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
  • с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) ;

Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.  

Советы по проведению утренней гимнастики

  • Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;

  • Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра);

  • Использовать разные формы проведения гимнастики;

   

Сообщение к презентации подготовила инструктор по физической культуре: Платонова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...

Реферат по теме: РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА

Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с ...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...