«Утренняя гимнастика - как одна из форм двигательной активности в системе приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
учебно-методический материал по физкультуре
Если день начать с зарядки - значит всё будет в порядке!»
Цель:
- разбудить детский организм ото сна;
- повысить умственную и физическую работоспособность;
- улучшить настроение;
- зарядить положительной энергией, бодростью;
- подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №62»
Энгельского муниципального района Саратовской области
СООБЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Утренняя гимнастика - как одна из форм двигательной активности в системе приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Если день начать с зарядки - значит всё будет в порядке!»
Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни, а также выработки привычки к занятиям спортом у детей дошкольного возраста.
Наша цель:
- разбудить детский организм ото сна;
- повысить умственную и физическую работоспособность;
- улучшить настроение;
- зарядить положительной энергией, бодростью;
- подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня;
Утренняя гимнастика (УГ)– система физических упражнений умеренной нагрузки охватывающих основную скелетную мускулатуру для развития организма и укрепления здоровья.
Значение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГ:
- обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию;
- растормаживает нервную систему детей после сна;
- тонизирует организм, повышая основные физиологические процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.).
- активизируют деятельность всех внутренних органов и систем,
- увеличивает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
- повышает жизнедеятельность организма в целом за счёт огромного;
потока импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного,
слухового, опорно-двигательного, кожного;
- проведение УГ на свежем воздухе способствует закаливанию детского; организма и вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным; воздействиям окружающей среды;
- введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует; формированию свода стопы и правильной осанки;
Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УГ:
- повышает дисциплину;
- воспитывает полезную привычку ежедневно делать физические упражнения
(прививает гигиенический навык заниматься);
- приучает организованно начинать свой трудовой день;
- согласованно действовать в коллективе;
- мобилизует внимание занимающихся;
- приучает быть выдержанным;
- вызывает положительные эмоции и радостное ощущение;
- способствует совершенствованию двигательных способностей;
- развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость);
- улучшает работу координационных механизмов;
- способствует приобретению знаний в области физической культуры;
Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы.
Главное соблюдать основной принцип - не навредить ребенку.
Противопоказания для проведения утренней гимнастики:
- расстройство деятельности сердечно - сосудистой системы;
- расстройство работы двигательного аппарата;
- значительная общая слабость ребенка, когда его движения приходится
ограничивать;
- нежелание ребёнка заниматься;
Существуют противопоказания — к определенным исходным положениям и к подбору упражнений:
- движения для укрепления мелких мышц (кисть руки, пальцы) включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы, а не даются отдельно;
- не используются односторонние, однообразные движения;
- не рекомендуется выполнять силовые упражнения, например сгибание рук в упоре у стула (стола);
- малышам с трудом удается расчленять движения на отдельные звенья, они воспринимают упражнения в целом. Поэтому гимнастика дошкольников строится главным образом на движениях, правильное выполнение которых зависит от активной работы крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, приседания, наклоны и т. д.);
Построение и структура утренней гимнастики
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части, каждая часть имеет свои задачи:
1-вводная (1-2 мин.)- организовать внимание детей, обучить согласованным действиям, выработать навыки сохранения правильной осанки и подготовить организм к выполнению более сложных упражнений.
2-основная – укрепить основные мышечные группы, формировать навыки правильной осанки.
3-заключительная- восстановить пульс и дыхание.
Структура утренней гимнастики:
Закличка (стихотворный призыв, мотивация на действие)
1. Вводная часть
- построение
- 2–3 вида ходьбы, включая корригирующую
- 1 вид бега
- упражнение на внимание (носит имитационный характер)
- обычная ходьба с построением для выполнения ОРУ.
2. Основная часть. ОРУ.
- упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса
- упражнение для мышц туловища
- для ног и туловища
- комбинированное
- прыжки с чередованием ходьбы
- упражнение на дыхание
3. Заключительная часть
- ходьба +малоподвижная игра или хоровод, игровой самомассаж;
- короткое стихотворение про УГ;
- психологический настрой - аффирмация на предстоящий день;
Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп. (раздать памятку)
Возраст группы | Время (мин.) | Темп | Бег (сек.) | Количества ОРУ | Дозировка (раз) | Количество прыжков |
Ι младшая группа | 4 – 5 | средний | 7 – 10 | 2 – 3 | 4 – 5 | 6 – 8 |
ΙΙ младшая группа | 5 – 6 | средний | 10 | 5 – 6 | 5 – 6 | 6 – 8 |
Средняя группа | 6 – 8 | в более медленном темпе | 20 | 6 – 7 | 4 – 5 | 8 – 10 |
Старшая группа | 8 – 10 | средний | 30 | 6 – 8 | 5 – 8 | 10 – 12 |
Подготовительная группа | 10 – 12 | средний – быстрый | 35 – 40 | 8 – 10 | 6 – 8 | 12 – 14 |
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся упражнения, предварительно разученные на занятиях. Для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, в старшем дошкольном возрасте важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
При подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- упражнения должны быть для всех групп мышц;
- из разных исходных положений;
- разной интенсивности, темпа;
- с различными пособиями;
- с ритмичным или музыкальным сопровождением;
- в различных построениях;
- обязательно интересными для детей.
Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.
Дни недели | Ι неделя | ΙΙ неделя |
Понедельник | Показ движений и объяснение их воспитателем | Объяснение без показа движений |
Вторник | То же (работает 2 – ой воспитатель) | То же (работает 2 – ой воспитатель) |
Среда | Показ движение ребёнком, объяснение воспитателя | Указания и напоминания |
Четверг | То же (работает 2 – ой воспитатель) | То же (работает 2 – ой воспитатель) |
Пятница | Частичный показ движений ребёнком или воспитателем | Даётся только название упражнения и исходное положение |
Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий.
Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки. Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время, поэтому необходимо всегда продумывать правильную раздачу спортивных пособий.
Пособия для проведения УГ в первой и второй младших группах:
- флажки, погремушки, кубики, платочки, колечки;
Пособия для проведения УГ в средней группе:
- те же предметы, а также ленточки на кольцах, обручи малого диаметра, гимнастические палки, султанчики, круговая верёвка;
Пособия для проведения УГ в старшей и подготовительной к школе группе:
- обручи разного диаметра, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, гантели, круговая веревка, ленточки на кольцах, султанчики, на гимнастической скамейке, на стульчиках, по одному и в парах;
Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике
Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
Музыкальное сопровождение помогает:
- одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение;
- определяет темп отдельных элементов движения;
- вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение;
- дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером;
- выполнять упражнения четко, выразительно, плавно;
Учитывая физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться постепенно. Например, после бега вначале дается быстрая ходьба с постепенным замедлением, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и снижается постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
Требования к дыханию
Дыхание заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.
- приучать детей дышать через нос;
- научить не задерживать дыхание при выполнении упражнений;
(для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения)
- научить экономно расходовать имеющийся в легких воздух;
(вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и выдыхается постепенно при произнесении звуков)
При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш» «пф», или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».
- учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
Условия проведения утренней гимнастики
В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится
ежедневно перед завтраком.
- в хорошо проветренной комнате – спортивный зал, музыкальный зал или групповая (температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С);
- с предварительно проведённой влажной уборкой;
- в легкой, не стесняющей движения одежде;
- соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви,
месту проведения, оборудованию;
- в тёплый период года (май-сентябрь) на свежем воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на веранде;
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- по зрительным ориентирам;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени от100–200–300 м); неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль;
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) ;
Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.
Советы по проведению утренней гимнастики
- Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;
- Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра);
- Использовать разные формы проведения гимнастики;
Сообщение к презентации подготовила инструктор по физической культуре: Платонова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук с элементами синквейна как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Материал, который будет необходим для работы с детьми по речевому развитию с использованием разных форм деятельности....
Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...
Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...
Реферат по теме: РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА
Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с ...
Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...
Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...