Современные практики физического воспитания.
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)
Задачи, поставленные перед педагогами федеральной образовательной программой и применение современных практик по физическому воспитанию в работе с детьми 6-7лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_praktiki_fizicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные практики физического воспитания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Физическое воспитание.
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития детей 6 – 7 лет (к концу дошкольного возраста):
обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки;
развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность, творчество;
поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при её организации, партнерское взаимодействие в команде;
воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую идентичность в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха;
формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о разных видах спорта;
сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий;
воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям.
Содержание образовательной деятельности детей от 6 лет до 7 лет.
Педагог создает условия для дальнейшего совершенствования основных движений, развития психофизических качеств и способностей, закрепления общеразвивающих, музыкально-ритмических упражнений и их комбинаций, спортивных упражнений, освоения элементов спортивных игр, игр-эстафет. Поощряет стремление выполнять упражнения технично, рационально, экономно, выразительно, в соответствии с разнообразным характером музыки, ритмом, темпом, амплитудой.
В процессе организации разных форм физкультурно-оздоровительной работы педагог обучает детей следовать инструкции, слышать и выполнять указания, соблюдать дисциплину, осуществлять самоконтроль и давать оценку качества выполнения упражнений.
Поддерживает стремление творчески использовать двигательный опыт в самостоятельной деятельности и на занятиях гимнастикой, самостоятельно организовывать и придумывать подвижные игры, общеразвивающие упражнения, комбинировать их элементы, импровизировать.
Педагог продолжает приобщать детей к здоровому образу жизни: расширяет и уточняет представления о факторах, влияющих на здоровье, способах его сохранения и укрепления, оздоровительных мероприятиях, поддерживает интерес к физической культуре, спорту и туризму, активному отдыху, воспитывает полезные привычки, осознанное, заботливое, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
На этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
- ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности;
- ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребенок проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта
- ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
Педагог создает условия для дальнейшего совершенствования основных движений, развития психофизических качеств и способностей, закрепления общеразвивающих, музыкально-ритмических упражнений и их комбинаций, спортивных упражнений, освоения элементов спортивных игр, игр-эстафет. Поощряет стремление выполнять упражнения технично, рационально, экономно, выразительно, в соответствии с разнообразным характером музыки, ритмом, темпом, амплитудой.
Использование дидактического пособия «Цветной парашют»
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии.
Игры с парашютом – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды. В играх с парашютом это могут быть даже самые маленькие игроки! Парашют – яркая и запоминающаяся фигура, которая отлично подходит для праздников и для знакомства, для объединения детей в команду.
Игровые упражнения:
«Вверх-вниз»
Плавное поднимание и опускание парашюта. Развивает командное чувство.
«Волны»
Дружно держась за парашют, игроки поднимают и опускают его быстрыми, резкими движениями, создавая «волны». Следите за тем, чтобы игроки поднимали парашют, а не натягивали его. Чередуйте спокойное море и бурные волны.
«Бег»
Дополнительный инвентарь – музыка (по желанию). Пусть каждый игрок одной рукой держит парашют, отведя другую в сторону для равновесия. Начинайте бег по кругу в одном направлении, затем смените руки и направление бега. Возможен вариант игры с использованием музыки в качестве сигнала смены направления бега (т.е. направление меняется каждый раз, когда музыка замолкает).
«Взлёт и планирование»
В начале упражнения все держатся за парашют, разложенный на полу. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху.
«Гольф»
Для упражнения необходимо взять парашют с отверстием в центре и мяч. Участникам предлагается катать мяч по парашюту по краю, по команде ведущего закатить его в центр, чтобы он упал.
«Орбита»
Положите на парашют большой резиновый мяч. Мяч – это «планета», парашют – «Солнечная система», а центр парашюта – «Солнце». Задача участников – сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края Солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта).
«Кто быстрее?»
Положите парашют на землю. Разделите детишек на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая группа – с другой. Кто быстрее свернет свою часть?
«Пятнашки»
Поднимите парашют высоко-высоко над головой. Выберите ребенка, назовите его/ее имя. Теперь малыш должен пробежать (проскакать, пропрыгать, проползти) под парашютом до того, как тот опустится на землю.
Игра «Весёлый мяч»
Цель: развивать ловкость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят: Ты катись, весёлый мячик, Парашют не даст упасть, У кого весёлый мячик, Упражнение покажет нам! Тот, на ком заканчивается стихотворение, показывает упражнение, все повторяют.
«Волшебный сон»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети располагаются «ромашкой» на секторах парашюта. Под спокойную мелодию взрослый произносит слова:
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно...глубоко...
Наши руки отдыхают... Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена... Дышится легко... ровно... глубоко (Длинная пауза. Дети выходят из «Волшебного сна»)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
«Букашки»
Цель: снятие нервно-психического напряжения. Подгруппа детей (мальчики) держат парашют, девочки в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается, дети – «букашечки» хаотично двигают ногами и руками, парашют опускается – «букашки» замирают. Затем подгруппы меняются местами.
Навыки ЗОЖ (закаливание, элементы аутотренинга, релаксации):
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "чувствую себя плохо" - в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
Дыхательные упражнения
комплекс дыхательных упражнений, разработанный на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК и включающий в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".
Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.
Обучение грудному и брюшному дыханию проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений ("Шарик", "Трубач", "Петух", "Мяч" и т.д.). После глубокого вдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки. Ставится задача как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильности дыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на живот ставится кубик. Выполняется упражнение "дыхание животом": кубик поднимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоит неподвижно (зрительная ОС).
Точечный массаж:
по инструкции воспитателя ребенок использует сильное пальцевое давление непосредственно на точку в течение примерно 1,5-3 мин. Ощущение в процессе выполнения давления в разных точках неодинаково: в одних - это напряжение, в других - болезненность. Поэтому давление должно быть достаточно сильным, чтобы выполняющий массаж прочувствовал границу между приятным, энергичным нажатием и причинением боли. При выполнении массажа детям предлагается про- анализировать свои ощущения. По результату анализа педагог может понять, правильно ли ребенок выполняет задание или необходимо корректировать его действия. В одном сеансе массируется не более 4-5 точек.
Гетеротренинг
Комплексы гетеротренинга с соответствующим музыкальным сопровождением применяются с целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп и направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, переключение или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги.
С целью профилактики нарушений ОДА используются элементы йоги или суставной гимнастики. Предполагается, что это может способствовать профилактике дефектов осанки, нарушений в работе внутренних органов, а также травм.
Физическое развитие детей – объект постоянного внимания специалистов (медицинских и педагогических). В условиях ДОО два раза в год (в сентябре и мае) проводится его диагностика, а также определяется уровень подготовленности воспитанников. Данные медико-педагогического исследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и физического развития. Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень, который служит основой для перспективного планирования в ДОО физического воспитания. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа. Современное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями в практике физического воспитания в ДОУ
Hодители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учрежд...
Консультирование и координация деятельности педагогических работников по вопросам теории и практики физического воспитания воспитанников
Занятия физической культурой и физкультурные досуги проводятся совместно инструктором по физической культуре и воспитателем. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с ин...
«Использование современных технологий физического воспитания дошкольников в практике молодого специалиста»
Доклад к августовской конференции работников дошкольного образования Октябрьского района...
Использование современных технологий физического воспитания дошкольников в практике молодого специалиста
доклад к августовской конференции работников дошкольного образования Октябрьского района Сентюрина Мария Ивановна, инструктор по физической культуре МКДОУ ЦРР – д/с № 504...
Спортивные сюжетно - игровые досуги (работа в парах: ребенок - родитель), как современная форма физического воспитания дошкольников.
Работа направленна на решение проблемы физического воспитания и укрепления дошкольников при участии семьи....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников МБДОУ № 8 г.Тосно "Сказка" посредством комплекса современных практик физического развития.
С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство. Если рассматривать наше современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационно - ко...
Презентация: формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством комплекса современных практик физического развития
Дошкольное образование - первая ступень общего образования. Каждый ребенок в своей жизни начинает первые шаги. Шаг за шагом он преодолевает трудности, радуется достижениям и победам и снова идет...