Доклад "Физическая культура в современном дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка по физкультуре
Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_v_sovremennom_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура в современном
дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут.
Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.
Недостаточность внимания к созданию условий для физического воспитания может повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре в детском требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
Введение современных образовательных стандартов предполагает необходимость дать возможность ребенку самому выбирать, чем бы он хотел заниматься. А задачей педагога является умение создавать учебные ситуации как особые структурные единицы игровой деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в игровую ситуацию. Традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ ушел в прошлое. Федеральные Государственный Образовательный Стандарт требует замены планов-конспектов технологическими картами основной образовательной деятельности.
Реализация стандарта меняет представление педагога о современном занятии: ребенок выступает не объектом, а субъектом образовательной деятельности; он активно участвует в педагогическом процессе; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобысоздать мотивацию для изучения предлагаемых упражнений, умело направить желание ребенка просто подвигаться в целенаправленное освоение двигательных навыков.
Современное физкультурное занятие должно отвечать требованиям ФГОС:
- Нацеленность деятельности на формирование желания у ребенка заниматься физкультурой.
- Использование современных технологий: ИКТ, проектная деятельность для эмоциональной поддержки.
- Физкультурная деятельность должна проводиться с учетом возрастных особенностей, а так же соответствовать требованиям программы.
- Связь теории с практикой предполагает использование полученных на физкультурных занятиях умений в самостоятельной подвижной деятельности.
- Реализация дифференцированного обучения. Работа с часто болеющими детьми и детьми, имеющими показатели физического развития выше средних значений.
- Осуществление обратной связи: педагог-ребенок. Согласно ФГОС, ребенок может предложить какой-либо вариант двигательной деятельности. Задача педагога так грамотно построить обучение, чтобы в рамках образовательной деятельности были учтены пожелания ребенка.
Итак, рассмотрев Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, можно видеть, что обучение ребенка физической культуре уже не является обучением, а это игра в физическую культуру, предложенная педагогом. Как и в любой игре, здесь есть правила, которые ребенок и взрослый должны выполнять.
- ПРАВИЛО №1 СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
- ПРАВИЛО №2 КОНТРОЛЬ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
- ПРАВИЛО №3 МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Если соблюдать все эти несложные правила, то травматизм в организованной деятельности по физической культуре можно свести к нулю.
Но современные реалии таковы, что основной причиной травматизма в ДОУ можно назвать проведение занятий с большим числом детей на одного инструктора, чем полагается, а так же несоответствие площади спортивного зала количеству занимающихся. Отсюда недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений. Ни для кого не секрет, что в современных детских садах количество детей в группах превышает норму в 1.5 – 2 раза! Опытный инструктор организует физкультурную деятельность введением подгрупповых занятий: например, половина дошкольников выполняет отбивания мяча от пола на одном месте, стоя на одном месте. В это же время вторая половина занимается выполнением упражнений, требующей страховки и непосредственного контакта с инструктором.
Возможно деление на три-четыре подгруппы, если даются хорошо усвоенные упражнения, не требующие непосредственной страховки. Неправильная страховка, неподходящая одежда и обувь может стать причиной травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.
Работа с родителями – важнейший компонент успеха. Недаром говорится, что за каждым чемпионом стоит его мама.
Отсутствие надлежащего медицинского контроля, допуск к занятиям после болезни без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций также способствует увеличению травмвтизма. Более того, в справках о разрешении на посещение дошкольного учреждения, никогда не указывается медотвод от занятий физической культурой после болезни.
К сожалению, статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников резко ухудшился по сравнению со статистикой второй половины ХХ в. Крайнюю обеспокоенность вызывает и тот факт, что каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Современные исследования показывают, что значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число не превышает 10-12%. С увеличением возраста увеличивается число детей, имеющих несколько диагнозов. При этом инструктор по физкультуре не проинформирован о точном диагнозе или группе здоровья, поэтому не может правильно распределить нагрузку для таких детей.
Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей – инвалидов. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях– веяние современности предусмотренное ФГОС. Однако, внедрение таких детей в общеобразовательные группы, является неоднозначным, т.к. наличие инклюзивных детей в группах требует закрепления за каждым ребенком тьютора. Им требуется индивидуальная программа, в том числе и по физическому воспитанию. За работу с детьми-инвалидами должна начисляться дополнительная оплата. Дошкольные учреждения пока не готовы к полноценному внедрению инклюзивного образования. Дети занимаются по основной программе с учетом особенностей, что создает инструктору по физкультуре дополнительную нагрузку, т.к. он следит, чтобы инклюзивному ребенку было максимально комфортно А как этого трудно добиться, ведь именно в движении более резко проявляется грань между «обычными» и «особенными» детьми!
Гипокинезия – болезнь современного ребенка. Компьютерные игры, всевозможные гаджеты только способствую малоподвижному образу жизни. Во избежание этого инструктор контактирует с родителями, приглашает их на консультации, открытые занятия, проводит анкетирование, разъяснительные беседы, с помощью ИКТ показывают, как ведется физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, знакомит с результатами мониторинга.
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев в образовательной области «физическая культура» является одной из важнейших задач инструкторов, медицинского персонала и воспитателей в МБДОУ. Изучение процессов роста и развития детей показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.
Таким образом, в решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия, как системы образования, так и здравоохранения.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ...
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...
«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовл...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...
Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...