Мастер-класс для инструкторов по физической культуре
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.).
В формировании основ здорового образа жизни у детей мы используем традиционные средства, так и нетрадиционные. Традиционные средства укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, однако они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. К нетрадиционным можно отнести игровые упражнения и действия.
В нашем детском саду используются нетрадиционные подходы к формированию здорового образа жизни:
- игры-путешествия, в которые входят все виды двигательной активности. Каждая игра имеет свою цель, сюжет и итог;
- игровой самомассаж, являющийся основой оздоровления, оптимизирующий мышечный тонус, учащий осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства, прививающий навыки элементарного самомассажа дошкольников. Создаёт устойчивость мотивацию и потребность в сохранении здоровья. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение;
- игропластика, основанная на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, а так же включающая элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание;
- ритмопластика, направленная на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, способствующая повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности;
- игровой стретчинг — комплекс упражнений для растягивания оп-ределенных мышц, связок и сухожилий. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаи-мосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д.;
- сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Использование вариативных психолого-педагогических форм и средств формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста позволяет достичь положительных результатов.
В своей работе мы исходим из принципа, сформулированного Жан Жак Руссо - «чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Мы убеждены, что организация образовательного процесса, направленная на формирование основ здорового образа жизни является условием эффективного развития детей, способствует укреплению их психического и нравственного здоровья, обеспечивает гармоничное развитие их социальной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Осанка - стройная спина"
Мастер – класс "Осанка - стройная спина"(городской семинар для инструкторов по физической культуре) Проблема:Осанка - привычное положение человека в покое и при движении. Формируется с само...
конспект мастер-класса по разделу образовательной области "Физическая культура". Фитбол гимнастика
Материал итогового занятия по фитболу в логопедической подготовительной группе...
Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».
Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...
Мастер-класс. Пособие для занятий по физической культуре. «Разноцветные шнуры (косички)».
Мастер-класс. Пособие для занятий по физической культуре.«Разноцветные шнуры (косички)».На занятиях по физкультуре, в разных возрастных группах, часто используются шнуры, это и подлезани, и прыжки на ...
Мастер-класс инструктора по физической культуре Тема: «Волшебный платочек»
Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия.Задачи: Заинтересовать детей и педагогов использовать платок для профилактики осанки и...
Мастер-класс для инструкторов по физической культуре на тему: «Применение игольчатых массажных полусфер в кружковой работе»
Цель мастер-класса- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций инструкторов по физической культуре в вопросах использования нетрадиционного оборудования. Задачи мастер-класса:...
Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".
Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....