"Организация ООД физической культурой в детском саду" (рекомендации)10.2024
материал по физкультуре

Чеснокова Ира Николаевна

В дошкольных учреждениях создаются условия для интегрирования в образовательный процесс как традиционных, так и инновационных подходов к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Организация ООД физической культурой в детском саду»

Направленность: соблюдение определенных условий в процессе физического воспитания

Предпосылки:  обогащение материально-технической базы

Вид: учебно-методическое пособие.

Предназначение: для воспитателей и инструкторов по физической культуре

Актуальность: Современный стандарт дошкольного образования на первое место выдвигает задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. В дошкольных учреждениях создаются условия для интегрирования в образовательный процесс как традиционных, так и инновационных подходов к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,  выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

В детском саду и дома дети большую часть дня проводят в статичном положении (за сто-лами, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости и др.

Движение – это биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался в постоянном движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жиз-ни человека уменьшилось до 10 %, что особенно опасно на фоне нервно-психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, необходимой для переработки огромней-шего потока разнохарактерной информации. Энерготраты человека резко уменьшились и, по данным ВОЗ, находятся на грани необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности уровня. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Многочисленными работами отечественных и зарубежных врачей и ученых доказано, что физически тренированные люди реже болеют, заболевания у них протекают легче, менее длительно; у них снижается частота сердечно-сосудистых заболеваний, повышается устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, кислородному голоданию, перегреванию и переохлаждению, переутомлению; уменьшается

частота дефектов физического развития детей. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соедине-ний, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их ум-

ственную и физическую работоспособность. Ребёнок ХХI века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамии. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь, увеличению роста и веса. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Весьма важно иметь в виду и психологическую разгрузку, с которой связаны занятия оздоровительными физическими упражнениями. В результате оздоровительных мероприятий повышаются защитные функции организма, его иммунитет, повышается физическая и умственная работоспособность, продолжительность активного состояния.

Цель: создание условий для двигательной активности детей

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать представления о способах сохранения и укрепления   здоровья.

2.Формировать представление у детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни;

Развивающие:

1.Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь;

2. Развивать навыки безопасного поведения и соблюдения техники безопасности на занятии.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье.

2. Воспитывать умение применять приобретенные умения и навыки в режимных моментах.

Описание

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются ООД физкультурой. При этом обучение на ООД  осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе ООД физкультурой детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

ООД, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Структура и содержание физкультурного ООД.

Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части ООД обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части ООД, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки), которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части ООД. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью ОРУ и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

В основной части  ООД формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части ООД составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть ООД вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части ООД могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги ООД. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и др.).

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части ООД взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части. ООД проводятся три раза в неделю. Продолжительность составляет 15,20,25 и 30 минут в соостветствии с возрастом. ООД физкультурой в средней группе проводят по общепринятой структуре - состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.

На ООД физкультурой в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, шорты, носки, чешки).

Продолжительность ООД составляет 30 минут Вводная – 3-4 минут, Основная – 20-25, заключительная -3-4 минуты

Продолжительность ООД на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура ООД традиционна: вводная, основная и заключительная части. 

Ожидаемый результат:

- улучшится эмоционально - психическое состояние детей;

- расширятся знания детей о средствах и методах  оздоровления  организма;

- у детей появится интерес к занятиям физкультурой, к здоровому образу жизни.

Список используемой литературы:

1.Анисимова Т.Г., Ульянова С.А., Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. Рекомендации, занятия, игры, упражнения. 2-е издание, Волгоград, издательство «Учитель»

2.Анохина, И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ / И. А. Анохина // Методические рекомендации, 2018-№ 9 – С.40

3.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

4. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

5. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.

6. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольни-ков [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство  Мозаика – Синтез 2010. – 96с.

7. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.- С.171-187

8. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики дл детей 5 -7 лет 2-е издание, Волгоград, издательство «Учитель»

9. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

10. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

11. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскосто-пия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

12. Интернет–ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

Организация профилактической физической культуры.

Организация профилактической физической культуры вдетском саду «Крепыш» группа №4 Воспитатели:Жилина Наталья Александровна Соколова Светлана Николаевна Проблема п...

Методические рекомендации к организации НОД по физической культуре в детском саду

Проведение физкультурных занятий требует особого внимания со стороны всего персонала детского сада, поэтому обязательным условием их проведения является осуществление медико-педагогического контроля. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Детство – это...

Перспективный план по физической культуре на улице в группе старшего возраста комбинированной направленности «Солнечные лучики» на 2020-2021 учебный год (Пособие: Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду», старшая группа)

СЕНТЯБРЬ.Занятие 1. (1 неделя)Задачи: Упражнять детей в построении в колонны; повторить упражнения в равновесии и прыжках.I  часть. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Игровое упраж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы физическая культура в детском саду. Л.И. Пензулаева в образовательной области Физическое развитие» на 2020-2021 учебный год

Содержание программы  обеспечивает физическое развитие в возрасте от 3 до 7 летОсновная цель: Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательн...

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации

Особенности организации адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, напра...