Картотека игр нестандартного физкультурного оборудования
картотека по физкультуре
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nestandartnyh_igry.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр нестандартного физкультурного оборудования
Коврик «Дорожка здоровья», «Цветочная поляна»»
Цель: проводить профилактику развития плоскостопия у детей, повышать защитные силы детского организма.
Задачи:
1. Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
2. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья, воздействовать различными раздражителями на стопу для массажа биологически активных точек.
3.Способствовать улучшению эмоционально-психического состояния детей;
Дорожка здоровья включает в себя:
1.гимнастика после сна – позволяет быстрее войти в активное состояние, укрепляет мышечный тонус, создает хорошее настроение.
2.дыхательная гимнастика- комплекс упражнений, который направлен на укрепление иммунитета малышей, научить ребенка правильно дышать.
3. закаливание:
-ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе,
-ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде,
-ходьба по сухому коврику - это является профилактикой респираторных заболеваний, массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушение осанки.
4.прохождение по массажным коврикам - массаж оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом.
Массажные коврики - дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.(на коврики пришили пуговицы, пластиковые крышки, фломастеры, шнуры, используем коврик «елочка»)
Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью.
Трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.
В летний период закаливание проходит на улице, на участке детского сада, когда дневная температура воздуха устанавливается от +20°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
-Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой; ----Хождение босиком по траве;
-Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
-перелазание через натянутые веревочки;
-принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде или обливание ног.
Коврик «Шажочки»
Материал : разноцветная ткань, следы, пуговицы.
Цель: укрепление здоровья детей
Задачи:
- формирование правильного свода стопы
- улучшение обменных процессов в нижних конечностях
- профилактика плоскостопия
- снятие нервного напряжения
- повышение иммунитета
Ход действий:
Коврик можно использовать в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них:
Бурый мишка
Бурый мишка топал, Топал, топал,
Громко ножками стучал, Он стучал так!
Мишка головой вертел, Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел, Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился И на месте закружился,
Закружился, закружился И свалился – бах!
Кошкина зарядка
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка. Тянется – потянется,
Малюткой не останется. Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик. Когти выпускает,
Царапает, играет. Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»
Ёжик
По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожекВесь в иголках серый ёжик.
(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)
Ищет ягодки, грибочки Для сына и для дочки. (Ищет)
Если подкрадется волк –Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)
Ощетинит ёж иголки –Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)
Массажный коврик можно использовать во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.
«Массажные тапочки»
Материал: тапочки, бусы, пуговки.
Цель: Повышение общего тонуса организма (помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников). Укрепление иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.
Нейро-дорожка «Гусеница»
Материал: линолеум, клей, «стопы».
Цель: развивать коррекцию естественных механизмов работы головного мозга через выполнение физических движений; закреплять понятия влево- вправо.
Примеры выполнения упражнений:
1.Проходим дорожки, ставя две ноги вместе.
2. Идем как по узкой тропинке (одна нога следует за другой).
3.Стопы направлены в разные стороны (внутрь или наружу)
4. Стопы прикрепляются в разном порядке. Дети проходят по дорожке в соответствии с силуэтом.
5. Дети проходят дорожку по заданию ведущего.
«Мешочки»
Материал: тактильные мешочки с разным наполнителем(пуговицы, стеклянные шарики, рис, пшено, гречка, фасоль, пшеница), цифры, геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник) четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Цель: развивать тактильные ощущения, мышление, формировать представления о счете, форме, цвете.
«Попади в цель»
Материал: щит с трубами, мячи, мешочки с песком, снежки, корзины, блокноты для записи счета
Цель: сформировать у детей навык меткого попадания в цель
Использование игры: в самостоятельной деятельности детей в группе, на улице.
Варианты игры: Дети с мешочками для метания или небольшими мячам (снежками), располагаются перед стеной с щитом, и выполняют игровые действия. Обговаривается цель, в которую нужно попасть – трубы. Для отслеживания счета и закрепление цифровых изображений дети записывают счет на блокнотах на щите. По команде «Раз, два, три, в цель попади!» ребенок выполняет бросок.
В игру может играть команда, бьют в цель поочередно одна команда, затем другая, засчитывается максимальное командное попадание в цель. Бросок может осуществляться один раз, либо дается три попытки (по договоренности).
«Бильбоке»
Материал: верхняя часть пластиковых бутылок, контейнер от «киндерсюрприза» или мячик, цветная нить или ленточка.
Цель: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля. Вариант использования: Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы! Игры «Кто самый ловкий?», «Попади в цель», игры соревновательного характера.
«Балансир»
Материал: Фанера, палка.
Цель: Развитие координации движений, равновесия, профилактика плоскостопия.
«Воздушный футбол»
Материал: Коробка обклеенная пленкой, ворота, 2 мяча и трубочки.
Цель: Развивать дыхание, силу выдоха. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества. Использование: в игровой деятельности.
Ход игры: Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мячи кладутся в центр игрового поля. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.
«Скакалки»
Материал: контейнеры от «киндерсюрприза», две ручки от 5 литровых бутылок, шило, шнур.
Задачи: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость, внимание Использование: для прыжков, а также это пособие может служить как для метания в цель, если скакалку соединить в круг.
Игра «Твистер»
Цель игры: выполнить условия ведущего и не упасть на игровом поле.
Игра способствует физическому развитию и укреплению координации. Происходит развитие двигательного аппарата у ребёнка и его координации. При помощи игры происходит проверка и закрепление знаний цветов и геометрических фигур. Так как главным правилом игры является соблюдение равновесия, ребенок учится координировать свои движения и одновременно запоминает цвет фигур, тем самым используя сразу несколько разделов мозга. Важно помнить! Один цветной круг может быть занят только одним игроком. Есть риск путаницы. Особенно, если играют дети. Обычно маленькие игроки веселятся, что может привести к падению. Поэтому может понадобиться помощь взрослых. Участникам запрещается касаться игрового поля другими частями тела — это грозит выбыванием из игры. Снимать руку или ногу с круга можно только после объявления новой позиции. Если игрок падает, он выбывает.
«Паутинка»
Материал: обруч, атласная лента, резинка цветная и брусочки 10 см.
Цель: развитие мускулатуры рук, мелкой моторики рук, координации движений рук, ловкость, быстрота движений, упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Использование:
Это оборудование можно использовать как в свободной игровой деятельности, так и в соревнованиях на прогулочном участке и в группе.
Ход игры:
Перед детьми расположен обруч с зафиксированными на атласной ленте палочками. Внутри обруча находится паутина из резинки с пауком. Играть могут от 2 до 8 детей .
Далее воспитатель предлагает варианты игры.
1 вариант: Выбирается необходимое количество игроков, которые взяв палочки с лентами. По команде ведущего, игроки начинают накручивать ленту себе на палочку. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до обруча с паутинкой.
2 вариант: «Игра на выбывание»
Игроки, по команде ведущего, начинают накручивать ленту на палочку. Тот игрок, который первый доберется до паутины, говорит «Стоп игра!». Все остальные участники, должны остановиться. И тот игрок, который медленнее всех двигался к паутине, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем.
«Чудо-парашют»
Материал : 2 гимнастические палки, ткань, мяч.
Цель :развивать координационные способности детей и ориентировку в пространстве, воспитывать чувство товарищества и добиваться согласованных действий во время игры.
Варианты игр:
«Солнышко и дождик»
Цель игры:
1.Развитвать скоростные способности и реакцию на заданный сигнал.
2. Развивать координационные способности и ориентировку в замкнутом пространстве.
3. Развивать чувство товарищества и приобщать к соблюдению техники безопасности, при выполнении коллективных действий.
Ход игры: Дети становятся лицом к парашюту, хватом за ручку или за ткань парашюта. Воспитатель произносит «солнышко», все дети под музыку передвигаются приставным шагом в правую, (левую) сторону. Воспитатель произносит, «дождик», все дети прячутся под парашютом.
Правила игры: Игра повторяется несколько раз. Залезая под парашют, нельзя отпускать ручки или ткань парашюта.
« Попади в цель»
Цель игры:
1.Развивать ориентировку в пространстве и координационные способности.
3. Развивать скоростно - силовые способности детей.
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицомдруг к другу , пытаясь закатить мяч в лунку.
«Мышеловка»
Цель игры:
1. Развивать у детей скоростные и скоростно-силовые способности.
2. Развивать у детей способность ориентироваться в пространстве , в условиях ограничения двигательной деятельности.
3. развивать способность реагировать на заданный звуковой сигнал
4. воспитывать чувство товарищества и добиваться согласованных действий во время игры.
Ход игры: Группа детей делится на две команды.
Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за гимнастическую палку, поднимая парашют вверх.
Звучит музыкальное сопровождение.
Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом.
По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков-«мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры.
После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
после , игроки меняются ролями.
Игру можно усложнить, меняя виды передвижения игроков под парашютом
- в полу-приседе;
- в глубоком приседе;
-на четвереньках;
-парами (держась за руки) и т.д.
«Художник»
Цель:
1. Развивать скоростные способности.
2. Развивать координационные способности и способность ориентироваться в пространстве.
3. Развивать способность реагировать на заданный звуковой сигнал.
Ход игры: Выбирается один водящий («художник»). Остальные игроки становятся по кругу. Игроки, держась за гимнастические палки, ходят по кругу, произнося слова:
«Мы фломастеры цветные,
Все ребята удалые,
Желтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой!»
После этих слов ребята останавливаются, а водящий (художник) называет цветовой сектор. Все игроки, которые стоят под названным сектором, начинают вместе с водящим бегать вокруг парашюта под музыку.
По сигналу (выключение музыки или свисток) игроки стараются как можно быстрее занять свободное место определённого цветового сектора. Если водящий («художник») быстрее займёт свободное место, он становится игроком, а выбывший Ирок становится водящим («художником).
Правила игры: Игроков должно быть 1 больше, чем цветовых секторов. Если играющих очень мало, можно исключить один или два сектора.
«Кто быстрее»
Материал: трубочки, кольца двух цветов, «башни» из картона.
Цель: развивать глазомер, координацию движений, ловкость, упражнять в счёте, воспитывать волевые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с нестандартным физкультурным оборудованием
Данные игры оформлены в виде карточек, можно использовать для картотеки....
Обогащение физкультурного уголка нестандартным физкультурным оборудованием
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. ...
Нестандартное физкультурное оборудование Картотека игр и упражнений
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более диффе...
Конспект физкультурного занятия для детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей "В зоопарк гулять пойдем".
Конспект физкультурного занятиядля детей дошкольного возраста 4-5 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования с участием родителей...
Использование нестандартного физкультурного оборудования и развитие речи на физкультурных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения
Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ...
Картотека игр и упражнений «Нестандартное физкультурное оборудование»
laquo;Бильбоке»Задачи: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, метко...