Подвижные игры в семейном воспитании
учебно-методическое пособие по физкультуре

 

 «Подвижные игры в семейном воспитании»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr.rabota_po_podvizhnym_igram.docx246.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подвижные игры в семейном воспитании»

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение

  1. Подвижная игра «Лапта»
  2. Подвижная игра «Городки»
  3.  Подвижная игра с элементами футбола «Мини-футбол»
  4.  Подвижная игра «Классики»

            Заключение

            Литература

Введение

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Воспитатели, зная об этом, постоянно руководят играми, подсказывают их сюжет детям, принимают в них участие.

Очень важна и роль родителей в организации и руководстве игровой деятельностью, но они часто недооценивают значение игры в нравственном воспитании детей, поэтому проблему воспитания детей в игре невозможно решить без единства с семьей. Работа с родителями сводится, в основном, к индивидуальным беседам утром и вечером. Проанализировав данную ситуацию, коллектив пришел к выводу, что главное - добиться единства требований по воспитанию детей, использую различные формы работы с семьей.

Работа с родителями - второе направление деятельности педагогического коллектива.

Ее начали со сбора информации во время индивидуальных бесед, в ходе которых выяснили, есть ли у ребенка игровой уголок дома, каков подбор игрушек, по какому случаю они приобретаются, как взрослые относятся к детским играм, участвуют ли в них.

Чаще всего заинтересованность в игре с детьми у родителей очень низкая, большинство поощряют у детей стремление играть в одиночку и не обращают должного внимания на игры детей. Игрушки подбираются без системы: у девочек преобладают куклы, у мальчиков - машины, трансформеры. Очень мало приобретается строительного

материала и дидактических игр. Не всегда принимаются во внимание возрастные возможности и интересы детей, игрушки покупаются по принципу: «Побольше, да подешевле» - либо дорогие и такие, чтобы у других детей не было. Всё, что куплено родителями, чаще всего не бережется такими детьми, особенно в семьях, где нет игровых уголков, а игрушки свалены где-нибудь в углу или в коробке под кроватью.

Над руководством играми детей родители просто не задумывались, так как не понимали их воспитательного значения. Многие считали, что, пусть ребенок занимается чем угодно, только бы не мешал.

Следующий этап в работе с родителями - родительское собрание. Готовясь к нему, воспитатели согласовывали тексты сообщений, просматривали и давали оценку наглядности, которая будет использоваться в ходе родительского собрания.

Воспитатели постарались раскрыть значение игры во всестороннем развитии личности. Было приведено много примеров из семейной жизни наших детей как положительных, так и отрицательных. Многие родители узнавали себя и своих детей, а кто-то делился своим семейным опытом. Воспитатели рассказали, какие игры используют в детском саду: сюжетноролевые, дидактические, настольные подвижные игры; рассказали, что на своих занятиях могут использовать несколько игровых приемов. Кроме того, педагоги подготовили рекомендации по оборудованию игрового уголка дома. Здесь были определены основные требования к этому оборудованию: возрастная доступность, эстетичность, разнообразие видов игрушек.

В ходе обсуждения многие родители говорили о том, что они убедились в необходимости и возможности руководства играми детей. Они поняли: совсем не смешно, когда взрослый

играет на равных с ребенком, это важно и для детей и для родителей.

Продолжая работу с родителями, выясняли наличие условий для художественного воспитания дошкольников дома. В беседах с родителями нас интересовало их отношение к организации театрально-игровой деятельности ребят, а именно:

  • читают ли они детям книги, проводят ли беседы после чтения;
  • стремятся ли дети пересказать прочитанное, делятся ли впечатлениями со взрослыми, сверстниками;
  • отражают ли в своих играх литературные сюжеты, персонажи книг.

Для более глубокого восприятия рассказа, сказки

рекомендовали проводить беседы о прочитанном, в ходе которых следует выяснять отношение ребенка к героям; поощрять желание детей подражать понравившимся героям.

Советовали родителям шире использовать семейные торжества для развития творческих способностей детей, на таких праздниках дети могут читать стихи, шутки и т.д.

В результате проведенной работы среди родителей по вопросам руководства игровой деятельностью дети стали общительнее, они умеют занять себя, играют длительное время, в их играх появились новые сюжеты.

Однако начатую работу надо продолжать так же целенаправленно, особенно с теми родителями, которые не до конца осознали важность игровой деятельности.

  1. Подвижная игра «Лапта»

Лапта – древняя игра. Сегодня никто не может точно сказать, когда она зародилась. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х в. н.э., хотя могла появиться и почти на 1000 лет раньше.
« Это народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: верность своей команде, находчивость, внимательность, изворотливость, глубокое дыхание, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук, и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: « своего выручай».
А.И. Куприн

Правила игры

Лапта – это командная игра с мячом и битой. Для игры подойдет любая прямоугольная площадка с удобным для бега покрытием (из травы, земли, щебенки). Цель игры заключается в следующем: послать мяч на максимально дальнее расстояние; за время его полета нужно успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не засаленным противником. Удачная пробежка приносит команде очко.

Классический вариант лапты Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны. Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м. За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле. По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит. Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным. Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу. В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.

Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона. Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды. Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску. Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу. Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими. Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад. Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.

По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город. И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.


О пользе игры

Лапта  - эффективное средство развития быстроты. Быстрота зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития моральных  качеств.    На занятиях применяют упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, а также приседания с отягощением, метания мячей на дальность для развития силы, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей. Русская лапта может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи.

Использование игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что Русская Лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, последовательно повышает устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Игра  «Лапта» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста на протяжении всех лет обучения, формируя у воспитанников целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья.

Проведенные исследования показывают, что ребята, занимающиеся лаптой ни один год, реже стали болеть

С помощью игр можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителями, к близким, а также воспитывать и обучать его. По сути, это большинство существующих игр с ребенком: строите космический корабль для спасателя галактики, лечите мишку – все это сюжетно – ролевые игры. Ребенок создает игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии, поэтому в ней переплетаются реальность и вымысел. Ролевая игра, особенно если она разыгрывается несколькими детьми, полезна для социализации. В ней ребенок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни. В дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым – в сюжетно – ролевой игре. С помощью сюжетно – ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их познает, зависит от родителей в целом. И особенно роль играет в этом отец, способный стать полноценным участником игры, умеющий передавать свой житейский опыт и воспитывать нравственность в простой форме

2. Подвижная игра «Городки»

 Городки – старинная народная игра. Ее цель – выбить битой (палкой) городки (рюхи) из «города» (квадрата или круга). История игры в городки уходит в глубь веков, а возникла она как военно-прикладная игра, смысл которой заключался в выбивании противника (фигуры) из города. Упоминание о старинной русской игре – городках – можно найти в собрании рус- ских былин А.Д. Григорьева, где умело играющим в городки изображался легендарный богатырь Добрыня Никитич; в историческом романе «Князь Серебряный». Очень увлекался городками Петр Великий, новатор, он и здесь внес свою лепту: при- думал новые игровые фигуры «Пушка» и «Артиллерия». Большое внимание игре в городки как одной из форм боевой подготовки солдат было уделено во времена генералиссимуса Суворова, который сам лично играл в городки и неизменно возил в своей походной сумке набор бит.

Правила игра

«Городки» - игра, знакомая большинству людей еще с детства. Сегодня те мальчики и девочки, которые несколько лет назад часами играли в эту увлекательную игру, сами стали родителями и мечтают познакомить с этой забавой своих сыновей и дочерей.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию упрощенные правила по игре в «городки», которые будет несложно освоить и понять даже детям дошкольного возраста.

В «городки» играют 2 игрока, каждый из которых получает в свои руки биту, или черенок. Еще два таких же черенка следует распилить на 10 одинаковых кусочков, или «рюх», из которых впоследствии будут складываться фигуры, называемые «городки». «Рюхи» можно не изготавливать самостоятельно, а приобрести в составе готового набора для игры.

Первоначально на игровой площадке мелом или палочкой необходимо начертить 2 города, расположенные рядом друг с другом, но все же на некотором расстоянии. На расстоянии 3 метра от городов следует нарисовать полукон - линию, с которой оба участника будут метать биту, выполняя свой ход. Еще через 3 метра нужно начертить еще одну линию - кон. Данное расстояние дано для детей дошкольного возраста, для школьников и взрослых оно может быть увеличено.

Правила игры в «городки» коротко могут быть описаны следующим образом:

  1. Сначала с помощью жребия определяют, кто из игроков будет начинать игру.
  2. Все «рюхи» выкладываются на игровом поле так, чтобы из них получилась определенная фигура. Перечень и последовательность фигур представлены на картинке:

городки правила игры коротко

Конечно, некоторые из этих фигур могут оказаться слишком сложными для малышей дошкольного возраста, поэтому их нередко заменяют или убирают во время игры.

  1. Задача каждого игрока – за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» из города противника. При этом до тех пор, пока фигура не «распакована», то есть из нее не выбито ни одного элемента, ребята бьют битой с кона. Если же город уже «зажжен», то есть хотя бы одна «рюха» из него уже выбита, ход производится с полукона.
  2. Два игрока метают биту по очереди, вне зависимости от того, чем закончился предыдущий удар каждого из них. Если в игре принимают участие не два игрока, а две команды с одинаковым количеством игроков, все ребята делают ходы по очереди, начиная с капитана.
  3. Правила игры в «городки» для школьников и взрослых могут немного отличаться – здесь каждому игроку можно выдать по 2 биты, после чего у него появится право на 2 последовательных хода. В случае с малышами бита должна быть только одна.
  4. Победителем считается тот игрок или команда, которому удалось за минимальное количество ударов выбить все «рюхи» противника. В зависимости от того, какие фигуры используются для игры, правило определения победителя может быть изменено.

Хотя игра «городки» кажется невероятно простой, в действительности, это совсем не так. Выбивание «рюхов» противника настолько сильно затягивает и детей, и взрослых, что оторваться от этого развлечения практически невозможно.

Конечно, начинать обучать мальчишек и девчонок этой замечательной игре следует с самых простых фигур и минимальных расстояний. Тем не менее, через некоторое время, когда ребята приобретут основные «городошные» навыки, следует добавлять все новые и новые фигуры и увеличивать расстояния между коном, полуконом и городами.

Хотя «городки» - это, в первую очередь, парная спортивная игра, в нее с удовольствием играют целые компании, устраивая захватывающие и невероятно увлекательные соревнования. Попробуйте и вы всей семьей сыграть в эту исконно русскую забаву, и вы будете возвращаться к ней снова и снова!


О пользе игры

Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической — корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора.

В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы—спины, живота, так и наиболее мелкие — кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

У детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них - способ познания окружающего. Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Важны игры в одиночку, важны игры групповые. В коллективных играх формируется характер, проявляются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Если они не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом

3. Подвижная игра с элементами футбола «Мини-футбол»

Футбол как вид спорта  в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Он — многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее незаурядное место не только в физической, но и духовной культуре общества. Он — и неординарное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем — он и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который, как никакой другой, позволяет устанавливать, расширять и упрочивать международные контакты; он имеет и ряд других свойств и отношений. 

Правила игры

С детьми дошкольного возраста упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются одиннадцатиметровые, угловые удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может оговорить некоторые правила: например, играть с вратарем или без него.

Цель игры: забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из 5-8 детей и нескольких запасных. Один из игроков – капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки.

Судейство. Воспитатель следит за выполнением правил игры, принимает решения во всех спорных случаях. Он останавливает игру при нарушениях правил игроками, следит за поведением детей, контролирует время игры.

Время игры – 30 минут, делится на две половины по 15 минут с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3 -5 минут) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Результат игры. Мяч считается забитым в ворота, если  он полностью прошел линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большее количество мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной вничью.

Правила проведения игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его ногами товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды – не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Все действия с мячом выполняются ногами. Касание мча головой или туловищем не считаются ошибкой, а руками касаться мяча разрешается только вратарю.

Начало игры. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора стороны или начального удара.

Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля, и игра начинается по сигналу воспитателя одним из игроков команды, начинающей игру. Ребенок направляет мяч в сторону противника. Игроки команды соперников должны находиться от мяча на расстоянии не менее 3 м. ребенок, производящий начальный удар, не имеет права вторично касаться мяча раньше других детей.

После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, игроком команды, в ворота которой был забит мяч.

После установленного перерыва команды меняются сторонами и начальный удар производится с центра поля игроком противоположной команды, т.е. той, которая не начинала игру.

Правила замены. Воспитатель может менять игроков в течение всей игры. Любой из игроков команды может заменить вратаря.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекающий боковую линию или линию ворот по земле или по воздуху, считается вышедшим из игры. Мяч считается в положении вне игры и тогда, когда игру останавливает воспитатель. В течение всего остального времени мяч считается в игре даже тогда, когда он отскакивает на поле от стойки или перекладины ворот или дети прекращают игру, предполагая, что произошло нарушение правил и судья остановит игру.  

Нарушение правил и наказание за них. Игрокам не разрешается ставить товарищу подножку, ударять противника ногой, толкаться, тянуть за одежду, за руки, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Нарушением правил игры считается также бег с мячом в руках, попытка ловить его. Если игрок нарушает правила, воспитатель останавливает игру и делает ему замечание. Мяч при этом передается противоположной команде и вводится в игру с того места, где произошло нарушение. Если нарушение совершили одновременно игроки обеих команд, в этом случае и тем и другим назначается штрафной удар (по неподвижному мячу) с места нарушения. За грубые нарушения правил игрок удаляется с поля (с правом его замены) на 1-3 мин. Надо приучать детей играть дружно, помогать друг другу, сочувствовать при неудаче.

О пользе игры

Занятия футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, интересными, доступными. В начале обучения основное внимание уделяется овладению правильными движениями, а затем сильным и точным ударам, скорости движений.

Футбол – игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Все движения выполняются в постоянно изменяющейся обстановке. А это формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Для дошкольников подвижная игра являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. 
Подвижная игра - коллективная, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье – поиск, загадывание – отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров – близких, товарищей – действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Игры имеют большое организующее значение. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо подбирать игры, брать сначала игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными

Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми. В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т.п. Минимальное количество участников – от двух до четырех человек

4. Подвижная игра «Классики»

Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, ей же толкают «бит(к)у» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть битой на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах. Есть разновидность игры без бит(к)и, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1,2,3,… Особенность игры заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.

«Классики» - самая популярная игра моего детства. Весною, только появлялись проталинки на асфальте, мы уже бежали рисовать классики и прыгали до самого вечера. Как было весело и интересно! Современным детям нас не понять у них компьютеры, планшетники и Sony PlayStation. В эти игры они играют даже на улице! Обращаюсь к родителям и их педагогам: «Давайте научим играть наших детей играть в классики!».

Правила игра

Рассмотрим самые популярные из них.

А) На асфальте чертится фигура «классов». Формы ее бывают разные.

Длина клеток от 30 до 50 см, ширина — 50 см. Клетки обозначаются цифрами. У каждого из играющих бита - это небольшой плоский камешек, черепок, жестяная баночка.

Один из играющих становится перед чертой кона и бросает свою биту в первый класс. Если это удалось, то игрок прыгает на одной ноге туда, где лежит бита, подбирает ее и прыгает дальше. Так же бросают биту во все последующие классы. Выигрывает тот, кому удалось окончить последний класс первым.

Если играющий попадет битой на черту или не в тот класс, куда следовало, встанет на обе ноги, наступит на линию, то он должен уступить место следующему игроку. Когда опять подойдет его очередь, он продолжает играть с того класса, в котором совершил ошибку.

В фигуре отмечаются те классы, в которых можно отдохнуть (в них игрок встает на две ноги), или наоборот, в которые нельзя наступать (обозначенные «огонь», «болото»). Если в них попадает бита, то все пройденные классы «сгорают». Надо начинать с начала.

 

Разновидности игры

1.  Попав битой в нужный класс, игрок прыгает до него на одной ноге и выталкивает биту носком ноги назад через все предыдущие классы за коновую линию, а сам прыгает через следующие клетки фигуры. Из четных классов надо прыгать на правой ноге, а из нечетных - на левой.

2.  Бросив биту в очередную клетку, игрок прыгает до нее на одной ноге, а последующие клетки преодолевает, перемещая носком ноги перед собой биту. Из последней клетки выбивает ее через коновую черту.

3.  Чертят фигуру и нумеруют клетки. Размер каждой клетки 30 х 30 см. Надо прыгать по порядку из одной клетки в другую на двух ногах. Перед игрой договариваются, в какую сторону надо сделать поворот во время прыжка.

Для всех вариантов классов существуют общие обязательные правила:

 1.  Прыгая, не вставать на линии, разделяющие клетки.

2.  Не допускается, чтобы бита попадала на линии, разделяющие клетки.

3.  Нельзя, чтобы бита перескочила очередную клетку.

4.  Передвигать биту строго по номерам клеток.

В)  Варианты игры в «классики»

Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется "котел". Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).

Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры

Вариант 1. Обычный.

 "Простые" классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.

Дальше кидаем на 2 квадрат (это - "второй класс") и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На "обратном пути" нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться - тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода - прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый "осилит" 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в "котел", то сгорает один "класс" (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого "набрали").

Вариант 2. Разнообразный.

 Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно "провести" по всем классам - от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.

Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим "классом" и дальше выполняем по очереди задания "классы":

Первый - обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).

Второй - кидаем биту на цифру "2" с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное - дойти до 10 квадрата.

Третий - "кочерга". Прыгаем на правой ноге, "пиная" биту всегда влево на следующий квадрат. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 5м квадрате.

Четвертый - на левой ноге. Биту "пинаем" все время вправо. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 6м квадрате.

Пятый - прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно.

Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).

Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.

Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).

Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.

и Десятый - ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого - в десятый), биту при этом можно не трогать.

Обязательные условия:

- если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.

- с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение - пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).

- если попал в "котел", сгорает целый класс - переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.

- не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

О пользе игры

Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания. Так, недостаточно широкий замах, вялый толчок снаряда и низкая траектория его полета не позволяют добиться дальности метания. Привычка бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, затрудняет овладение хорошей скоростью бега.

Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы вполне может основываться на необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворяется потребность в действии, предоставляется обильная пища для ума и сердца; закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя, чувство справедливости.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Во время игровой активности:

• активизируются обменные процессы организма
• стимулируется работа желез внутренней секреции
• тренируется сердечно-сосудистая система
• укрепляется мышечный корсет
• круглогодичные активные игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма

Интересно, что если заставлять ребенка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать. Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлеченные игрой, не замечают усталости и весело проводят время. А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы. 

Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребенок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры. 

Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению «за партой». Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам. Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать чувство «локтя». 

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приемы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы. 

Заключение

Игра, как учение и труд, - это вид деятельности ребенка, в процессе которой  формируется его личность.

       Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры все то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят», как мама и папа на работу; сидя на табуретке, изображают из себя шофера – как сосед дядя Миша; стряпают, прибирают, как бабушка. Копируют в своих играх взаимоотношения взрослых, которые их окружают.

       Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей  жизни. Они, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока еще ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют разные дети в одинаковые игры.

       Одни мальчики, играя  «в охотников», только бегают с палкой-ружьеми воспроизводят звуки, похожие на выстрел.

       Другие «охотятся» на определенного зверя, рассказывают друг другу о его повадках – словом, входят в роль охотников, насколько позволяют разнообразные сведения, полученные от взрослых, из книг, кино.

       Если взрослые проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей, то это обязательно проявится в играх.

       В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

       Особая тяга детей к подвижным, спортивным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Двигаться ребенку необходимо так же, как и дышать. Дети всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от их избытка. Вот почему они далеко не всегда реагируют на окрики: «Перестань бегать!», «Прекрати возню!». Подвижные игры развивают силу, ловкость, выносливость, любовь к спорту.

       Кроме сюжетно-ролевых и подвижных, есть еще одна группа игр, увлекательных и полезных для детей. Это игры, которые развивают внимание, память, наблюдательность, глазомер, смекалку  -  качества, необходимые человеку в учебе и в любом другом труде. Часто они носят характер соревнования  и интересно проходят в семейном кругу.

       - Кто правильно отгадает предметы на ощупь?

       - Кто быстрее угадает предмет по 1 – 2 признакам? И т.д.

Существуют специальные сборники с описанием подобных игр. Они хороши тем, что не требуют особого инвентаря, особых условий, в них можно играть дома, в дороге. И наконец, они одинаково интересны и детям и взрослым, что очень важно.

       Игра раскрывает ребенка с разных сторон, показывает, какие черты характера проявляются уже сейчас, за что его ценят друзья, за что осуждают. Вот почему игра помогает родителям вовремя обратить внимание на те стороны поведения, характера, которые нужно как можно быстрее пресечь (задавала, командир, ломака, подлиза, злюка, ябеда, плакса). Игра дает возможность родителям сравнить ребенка с другими детьми. И это очень важно, для того, чтобы в семье составить правильное мнение о слабых и сильных сторонах характера сына или дочери.

       Итак, игры представляют большой интерес не только для детей, но и для взрослых.

       Если родители в семье относятся к играм мудро, то они могут использовать их как средство , воздействующее на детей исподволь, без скучных назиданий.

       Когда дети маленькие, например, в правильном отношении к игрушкам. Есть родители, которые засыпают своего ребенка новыми игрушками. Однако их обилие приводит к тому, что они занимают ребенка только в первый момент, а потом  он их ломает, забрасывает. В таких случаях игрушка теряет воспитательную роль. Мы знаем, что в воспитании нет мелочей. Так вот покупка каждой игрушки – это тоже не мелочь. Ее надо обдумать, а купив, обыграть.

Маленькая Маша очень любит сказки, особенно про Красную Шапочку и Буратино. Купите ей куклу – Буратино, сшейте красную шапочку для куклы, которая у нее есть, и предложите поиграть в эти сказки. Красная Шапочка и Буратино скоро станут любимыми игрушками дочери. Если отец решил купить сыну игрушечную машину – самосвал или подъемный кран, то надо рассказать ему как можно больше об этих машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре.

       Воспитательное воздействие имеют и игрушки-самоделки. Хорошо, когда дети любят мастерить что-то из глины, бумаги, картона,… Надо с большим уважением относиться к тому, что дети сделали своими руками, не считать это хламом.

       - Ну, хватит возиться, иди сейчас же домой!

Такие приказы, обращенные  к играющим детям, слышишь нередко. Как вмешаться в игру? Об этом надо подумать старшим.

       - Когда пароход подойдет к пристани, пусть капитан идет ужинать.

Такое «подключение» взрослого в игру дает гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, особенно дома, поэтому не использовать ее -  большое упущение. Игра требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени оторваться вечером от телевизора. Не сходить в кино, не поболтать лишний раз с соседями. Это ведь не самые большие «жертвы» из тех, что приносят родители. Все это окупится  взаимопониманием и близостью с детьми.

Литература:

1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры.-М.: Физкультура и спорт, 2010.

2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей.-М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лапта

http://mfina.ru/lapta-pravila-igry

https://ru.wikipedia.org/wiki/Городки

https://ru.wikipedia.org/wiki/Классики_(игра)

https://bosichkom.com/игры-для-детей/классики

http://vscolu.ru/fizicheskoe-razvitie

http://beldou64.ru/index.php/docs/konsultatsii

4. Авторские разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народные игры в семейном воспитании»

Консультация для родителей....

Дворовые игры в семейном воспитании детей дошкольного возраста

В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности.Мы пытаемся привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме...

Методическая разработка "Использование подвижных игр в семейном воспитании"

Методическая разработка " Использование подвижных игр в семейном воспитании"  Подготовительная группа...

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Подвижные игры для семейного досуга

Подвижные игры в семейном кругу. Рекомендации, которые помогут родителям весело проводить время со своими детьми....

Консультация для родителей «Игра в семейном воспитании»

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения....

Памятка для родителей "Сюжетно- ролевая игра в семейном воспитании"

quot;Сюжетно- ролевая игра в семейном воспитании"...