Картотека подвижных игр :"Птицы"
картотека по физкультуре (средняя группа)

Ефимова Надежда Борисовна

 Физическая активность полезны для человека в любом возрасте. Но для детей подвижные игры значат особенно много. На то есть пять причин: они тренируют тело: укрепляют мышцы, развивают выносливость и координацию; в таких играх ребенок может выплеснуть негативные эмоции, поэтому они закаляют его психику; групповые подвижные игры помогают с социализацией: развивают эмпатию, учат общаться внутри команды и заводить друзей; в соревновательных играх ребята знакомятся с понятием победы и поражения, учатся достойно принимать как одно, так и другое; подобные активности развивают мозг: ребенок стремится быстро оценивать ситуацию и принимать решения, планировать, придерживаться определенной тактики. Кроме того, активные игры на воздухе развивают сенсорные навыки, то есть учат воспринимать информацию разными органами чувств. А еще прокачивают память и внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podv_igr_ptitsy.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУ «Шахматовская ООШ» дошкольная группа

КАРТОТЕКА  ПОДВИЖНЫХ ИГР,

/ Тема «ПТИЦЫ»/

ПОДВИЖНАЯ ИГРА 

«ЛАСТОЧКИ»

 МЛАДШАЯ ПОДГРУППЫ

Дети стоят по кругу

Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.

Все люди глядели.

Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА 

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

/2 МЛАДШАЯ ГРУППА/

Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ЗАЙМИ ДОМИК»

/СРЕДНЯЯ ГРУППА/

Задачи: упражнять детей в умении действовать по звуковому сигналу, беге врассыпную, развивать координацию движений.

Обручи-домики раскладываются на ковриках, обручей на один меньше, чем детей. Дети под музыку бегают по залу, на окончание занимают обруч.

Тили-тели, птички пели,

Взвились к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить,

Кто не вьёт, тому водить!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

 «КОТ И ВОРОБЫШКИ»

 /СРЕДНЯЯ ГРУППА/

Кот располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ»

/СРЕДНЯЯ ГРУППА/

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2—3 раз 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВОРОБЕЙ, ЧИРИКНИ»

/СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ/

Дети образуют круг, в центре – водящий, который закрывает глаза. Дети идут хороводом, а Сова говорит:

Снова солнце светит ярко,

Весело бегут ручьи,

Словно маленькие дети

Разыгрались воробьи.

Круг останавливается. Одному из детей Сова дает игрушку-воробья. Ребенок-водящий поет с закрытыми глазами:

«Воробей, воробей, спой нам песенку скорей». Воробей поет: «Чик-чирик!» Водящий должен по голосу угадать ребенка.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ЗАЙМИ ДОМИК»

/СТАРШАЯ ГРУППА/

Воспитатель: Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Жаворонок строит свое гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков и у них часто возникают споры. И мы с вами сейчас поиграем в игру.

Игра «Займи домик» - Дети разбиваются на пары - это «домики», берутся за руки. Группа детей - птички, их больше, чем «домиков». Под музыку птички летают. Закапал дождик – птички занимают домики. Кому не хватило домика – выбывает из игры или меняется ролями с детьми-«домиками».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«СКВОРЕЧНИКИ»

/СТАРШАЯ ГРУППА/

Обручи – это скворечники. В каждом скворечнике - ребёнок (скворец). Число играющих - нечётное. Дети под музыку бегают вокруг «скворечников». Ведущая убирает один скворечник. Музыка резко стихает - скворцы занимают домики. Кто останется без домика – выходит из игры. И так, пока не останется один ребёнок, это - победитель.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ВЕСНА - КРАСНА»                                                                               /СТАРШАЯ ГРУППА/

В центре хоровода стоит Весна

Дети – птицы идут хороводом и поют:

На поляне шум и гам

Прилетели птицы к нам.

Птицы вьются, гнезда вьют,

Все щебечут, все поют:

Свищут, свищут соловьи,

Скачут, скачут воробьи!

Выходи, весна-краса!

Гули, гули, гули, гай!

Гули, гули, догоняй!

Со словом «догоняй», весна должна осалить детей-птиц.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

 «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

/СТАРШАЯ ГРУППА/

Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.

Маленькие птички,

Птички - невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «СОВУШКА»

/СТАРШАЯ ГРУППА/

Все дети - птички, один - сова, которая  находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день».

Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

/СТАРШАЯ ГРУППА/

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место — логово волка. «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.

Пастух говорит: Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором): Га, га, га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой!

Пастух: Так летите как хотите!

«Гуси», расправив крылья, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).

Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новый волк и пастух, и игра повторяется.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ ЯСНО»

/СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА/

Задачи: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.

Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, он начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается разделить, а двое детей, которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной. Все играющие произносят слова:

Раз, два не воронь,

А беги как огонь! 

Два игрока начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему, схватив ленточку, тот и победил. В дальнейшем он становится ведущим, а кто не успел, встает обратно в круг.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СОВУШКА-СОВА»

/СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Задачи: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу.

Эта игра предназначена не только для развития выносливости и координации движений, но и для развития фантазии. Среди участников выбирается водящий – «Совушка – сова». Водящий поворачивается к играющим спиной. Все участники игры в это время собираются возле «Совушки – совы», а затем, отходя назад, произносят слова:

Совушка – сова,

Большая голова

Выйди хоть на час

И узнай нас.

После произнесённых слов дети замирают в разных позах, а водящий поворачивается. Играющие не должны шевелиться, если «Совушка – сова» заметила, что игрок пошевелился, она забирает его к себе в дупло и этот играющий занимает место «Совушки».

ИГРА-ЭСТАФЕТА С ПРИЩЕПКАМИ

«ПТИЧКИ НА ПРОВОДАХ»

/ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Игроки 2 команд поочередно добегают до натянутой верёвки-«провода» и прикрепляют на неё прищепку-«птичку». Побеждает команда, первая закрепившая всех птичек на проводах.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СКВОРЦЫ И КОШКА»

/ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Задачи: упражнять в умении бегать врассыпную, действовать по сигналу, развивать ловкость и внимательность

Выбираются дети - «скворцы», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 2 «скворца»«Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов»«Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «10 ПТИЧЕК»

/ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Ведущий указывает

на детей поочерёдно:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

В конце указанный «орлан» ловит остальных птиц, а те стараются улететь на «веточку» (скамейку)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И УТКИ»

/ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Задачи: развивать глазомер, ловкость.

На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа). Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мягкий мяч. По сигналу «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга. Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.

ИГРА «НАЙДИ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ»

/ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Напротив каждой команды лежат картинки с изображением птиц. Первый игрок бежит, берет картинку с изображением только перелётных птиц, добегает до команды, выкладывает картинку на фланелеграф, передаёт эстафету. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнила задание.


ХОРОВОД-ИГРА «РУЧЕЁК»

/ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом идет Весна.

НАРОДНАЯ ИГРА «ПТИЦЕЛОВ»

Цели: Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивать тембровый слух, расширять кругозор.

Возраст: Старший дошкольный возраст.

Оборудование: Платок или повязка для завязывания глаз.

Описание игры

Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбирают Птицелова, он встаёт в круг и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся, бегают вокруг птицелова и произносят слова нараспев:

- В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом или нового птицелова выбирают считалкой.

Правила игры

Играющие не должны разбегаться за очерченную территорию. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ШАТРЫ»

/ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Дети делятся на 3-4 подгруппы с равным количеством человек. Встают вокруг платков, которые разложены по углам зала, запоминают цвет своего платка. После встают в хоровод. Под русскую народную мелодию «Калинка-малинка» движутся по кругу хороводным шагом, держась за руки. На припев свободно танцуют врассыпную. Когда музыка перестает звучать, ведущий дает команду: «Строим шатры!». Дети бегут к своим платкам, растягивают их держа за углы и поднимают над головой – строят шатер для птиц. Какая команда быстрее и лучше построит шатер, становится победителем. Игра повторяется 3-4 раза. Ведущий меняет платки местами, стараясь запутать детей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛАСТОЧКА»

/СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Задачи: развивать выносливость и координацию

В игре могут принимать участие от двух человек. Ведущий даёт команду: «Ласточки летят», дети машут руками, как крыльями, бегая по залу. После команды: «Ласточки прилетели!» участники должны встать на одну ногу, наклонив корпус вперёд и разведя руки в стороны (поза «ласточка»). Выигрывает тот участник, который дольше всех продержится в этой позе, не коснувшись, пола второй ногой, и не выпрямив корпуса.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

/СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА/

Задачи: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге.

Дети стоят врассыпную – «птицы». По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят и залезают на возвышенную поверхность: скамейки, стулья, старший возраст – гимнастическая стенка. По сигналу «буря прекратилась» птицы летают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Темы календарно-тематического планирования (для которы...

Картотека подвижных игр по теме "Птицы"

Подвижные игры для младшего и старшего возраста...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»...

Картотека подвижных игра «Птицы нашего края»

Картотека подвижных игра для дошкольников....

Картотека подвижных игр :"Птицы" Октябрь 2024 год

Вы и без нас знаете, что физические активности полезны для человека в любом возрасте. Но для детей подвижные игры значат особенно много. На то есть пять причин: они трени...