Развитие социально-коммуникативных навыков, посредством двигательных заданий и подвижных игр
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Самым эффективным способом развития социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста являются различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, народные и подвижные. Именно игровая деятельность занимает ведущее место в жизни детей, а взаимодействие и общение во время проведения игр помогает регулировать и менять свои действия в соответствии с правилами игры и действиями других участников. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, педагогу необходимо насыщать непосредственно образовательную деятельность и другие формы физкультурно-оздоровительной работы всевозможными видами игр и двигательных заданий, которые будут стимулировать детей учиться взаимодействию и взаимопониманию с партнерами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya_word.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровых заданий и подвижных игр.

В соответствии с ФГОС ДО в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из важных компонентов новой программы дошкольного воспитания. Повышение качества и доступности образования – важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная Правительством Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г., является основой экономического роста и социального развития общества.

На современном этапе развития человеческого общества, когда знания выступают приоритетным компонентом на пути успешной реализации человека в любой области деятельности и несут не только прогресс технологический, но и влекут за собой дефицит не только культуры общения, но и общения вообще: доброты, заботы, взаимопонимания и внимания людей друг к другу. Очень трудно педагогам, работающим в дошкольных учреждениях как-то влиять и корректировать негативные проявления у детей грубости в отношениях со сверстниками и взрослыми, эмоциональной глухоты, враждебности и отсутствии взаимопонимания. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ №Об образовании в Российской Федерации» трактует педагогическое образование, как единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и коммуникации определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Процесс социализации дошкольника предполагает развитие умения адекватно реагировать на происходящее в окружающем его обществе детей и взрослых, воспитание осознания ценности собственной личности и личностей других людей, умения выражать свои чувства и отношение к происходящим в мире событиям в соответствии с культурными традициями общества.

Социализация через игру в период дошкольного детства предполагает включение самых разнообразных игр и двигательных заданий, которые дети нужно выполнить в парах, тройках и группах, в повседневную жизнь. Специфика дошкольного детства, как отмечается в ФГОС, заключается в «гибкости, пластичности» развития ребенка. Новая программа построена на позициях гуманно-личностного подхода к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Развивающее обучение основывается на научном положении Л.С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных процесса. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности и жизнедеятельности дошкольника. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением, связанных с обязательным для всех играющих правилами.

Самым эффективным способом развития социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста являются различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, народные и подвижные. Именно игровая деятельность занимает ведущее место в жизни детей, а взаимодействие и общение во время проведения игр помогает регулировать и менять свои действия в соответствии с правилами игры и действиями других участников. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, педагогу необходимо насыщать непосредственно образовательную деятельность и другие формы физкультурно-оздоровительной работы всевозможными видами игр и двигательных заданий, которые будут стимулировать детей учиться взаимодействию и взаимопониманию с партнерами.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям (взрослым и детям), к природе: животному и растительному миру. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты , разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети переживают и поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать между собой.

Физическая культура – не только средство развития физических качеств ребенка и укрепление его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. На занятиях по физической культуре есть возможность создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Для этого подходят упражнения. Которые выполняются в парах, тройках и группах детей с одним предметом ( шнур, скакалка, платок, палка) и подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков, а также используются ситуации в ходе двигательной активности, когда дети могут сопереживать, «болеть» за своих товарищей, выражать свои эмоции и понимать эмоции других участников. Во время выполнения физических упражнений в группе из нескольких человек у детей возникает необходимость оценивать свои усилия и согласовывать их с действиями партнеров, для достижения успеха в определенном задании. Развивается умение точно формулировать и выражать свои мысли, управлять поведением партнеров, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с действиями товарищей. С помощью таких упражнений, игровых двигательных заданий и подвижных игр осуществляется воспитание доброжелательности, стремления к взаимопомощи, организованности и инициативы. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим правилам и требованиям для достижения общего результата. При систематическом включении таких упражнений и игр, совместные действия детей становятся точнее. Согласованнее и рациональнее. Действия детей носят слаженный характер.

Подвижные игры, которые способствуют формированию и развитию социально-коммуникативных учебных действий развивают у дошкольников умение точно и быстро выражать свои эмоции и понимать эмоции других детей, оценивать свои действия и согласовывать их с усилиями других участников команды, понимать партнеров и предвидеть их действия, эффективно решать общие задачи.

Упражнения и игры можно вводить уже во второй младшей группе, это способствует сплочению детского коллектива. Начинать с самых простых заданий в парах и усложняя содержание двигательных заданий в соответствии с возрастными особенностями. Благотворно на развитие дружеской атмосферы в детском коллективе сказывается стимулирование детей на проявление положительных эмоций от выполнения совместно с другими ребятами различных движений, похвала особенно отличившихся в процессе проявления умения радоваться, помогать и переживать за товарищей. Современное образование встает на путь индивидуализации, когда каждый участник педагогического процесса является активным субьектом и полноправной единицей одного, общего дела, при этом обеспечивается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимоотношений участников педагогического процесса.

Перечень некоторых игр.

Клеевой ручеек.

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: Дети встают в колонну друг за другом, держась за пояс (положив руки на плечи впереди стоящего участника) и выполняют задания, стараясь не разорвать ручеек. Пройти прямо, «змейкой» между ориентирами, под препятствие, подняться и пройти по гимнастической скамейке. Задания со временем можно усложнять.

«Теремок»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: Под руководством педагога дети выполняют упражнения в колоннах. По команде «двойками», «тройками», «группами» нужно быстро собрать нужное количество друзей и занять обруч.

«Башня»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: Дети делятся на команды. По количеству игроков у каждой команды строительный материал (кубики, кирпичики). По сигналу игроки по очереди берут детали и бегут до ориентира, укладывают детали и выстраивают башню. Побеждает команда у которой башня выше и устойчивее.

«Салки парами»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: Игроки располагаются на одной стороне площадки. Водящие, взявшись за руки в середине зала. По команде водящим нужно свободными руками осалить как можно больше игроков. Побеждают те, кому удалось дольше остаться в игре. (если водящие расцепились, игра заканчивается)

«Сеть»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: выбирается один водящий, который по команде начинает догонять игроков. Кого водящий осалил, встает к нему в пару, тройку и т.д., образуя сеть. Побеждают те, кому удалось дольше не попасть в сеть.

Бег тройками.

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Участники встают по трое. Двое крайних прямо, а в середине игрок спиной вперед. Тройки берутся под локти и по команде бегут к ориентиру, добежав, не поворачиваются и бегут обратно: средний прямо, крайние спиной вперед. Кто быстрее.

«Защищай товарища»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: Игроки образуют круг, в середине которого стоит пара игроков, один из них защитник. По команде игроки стоящие в кругу, передавая мяч, стараются попасть во второго игрока, а защитнику нужно не допустить этого.

«Гонка мячей»

Цель: развитие умения действовать быстро и слаженно.

Ход игры: игра может проводиться в кругу, шеренге, колонне. По сигналу игроки передают мяч друг другу кто быстрее.

«Запретный круг»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за действиями.

Ход игры: игроки стоят в кругу, в середине которого шнуром выложен круг меньшего диаметра. По сигналу у частники стараются затянуть соседа за линию малого круга, но и не дают соседям затянуть себя. Кто заступил за линию, выходит из игры.

«Буря»

Цель: развитие умения действовать быстро и слаженно.

Ход игры: игроки располагаются на «островах» на разных сторонах зала. Пока звучит музыка свободно бегают по всему залу. С окончанием музыки нужно быстро собраться на своем «острове». С каждым разом размер «острова» уменьшается.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
  2. Желобкович Е.Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 192с.
  3. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. Серия: Азбука развлечений. – СПб: «Издательство Союз», 2000. – 336с.
  4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет./ Авт.- сост.Э.Я. Степаненкова. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. -144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности

В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Мастер -класс на тему: "Развитие социально - коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия в творческой деятельности"

Передача опыта использования в образовательном процессе приемы совместной творческой деятельности для развития социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....

«Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольника посредством использования современного музыкального оборудования»

В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия детей, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельност...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

Статья для педагогов «Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков»

Использование игровых заданий и упражнений в развитии  социально–коммуникативных навыков....