Развитие интереса к туризму в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре

Мельниченко Надежда Александровна

  Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и общекультурной готовности ребёнка при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.

  Одним из таких подходов является использование элементов туризма в работе с дошкольниками. Туризм не только совершенствует двигательную сферу ребёнка, но и формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольника, способствует воспитанию у него гражданских чувств. Возможности туризма ещё не полностью оценены в дошкольном образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pedchteniya.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТУРИЗМУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей, а также исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации.
        Согласно п.22.7. одна из основных задач образовательной деятельности в области физического развития детей до 7 лет: сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий.[3]

  Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния и общекультурной готовности ребёнка при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим растёт необходимость в таких подходах к оздоровлению детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность дошкольников, но и одновременно развивать их интеллектуальные, познавательные способности, социальную компетентность.

  Одним из таких подходов является использование элементов туризма в работе с дошкольниками. Туризм не только совершенствует двигательную сферу ребёнка, но и формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольника, способствует воспитанию у него гражданских чувств. Возможности туризма ещё не полностью оценены в дошкольном образовании. [2]

Выделяют следующие виды туризма: спортивный, рекреационный, краеведческий, историко-культурный и эколого-оздоровительный. Педагоги нашего детского сада в своей работе используют рекреационный и эколого-оздоровительный виды туризма.

  Основная форма проведения рекреационного туризма – прогулки-походы, которые занимают достойное место в режиме дня детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между ними складываются дружеские взаимоотношения. У дошкольников начинает формироваться произвольно-волевая сфера, детям свойственна высокая познавательная активность.[1]

  Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные и коммуникативные потребности, воспитывается любовь к природе.

 Прогулки-походы не могут проходить часто, к ним необходимо тщательно готовиться: определить маршрут, согласовать его с администрацией детского сада, тщательно его изучить со взрослыми, привлечь родителей для участия в прогулке-походе; выбрать снаряжение, подготовиться и провести инструктаж с участниками похода.

Предварительная работа с детьми может включать беседы на темы: «Природа родного края», «Дорога к дому», «Отдых вместе с папой вместе с мамой», «Здравствуй, рюкзачок», «О туризме и туристах»; чтение художественной литературы, просмотры видеоматериалов туристической направленности, игры «Путешествие по карте», «Проложи самый короткий маршрут», «Где мы были, что мы видели», «Кто быстрее найдет клад», которые учат дошкольников пользоваться схемой, планом, компасом, элементарными топографическими знаками, ориентироваться на карте, на местности.      Например, знакомя детей с планом, можно познакомить их с планом группы, обозначив на нем мебель, окна, двери условными знаками. Затем, когда дети научаться ориентироваться на плане групповой комнаты, совместно составить план игровой площадки и, как закрепление усвоенного материала, провести игровое задание «Найди клад». Воспитатель крестиком обозначает место, где спрятан клад – это может быть игрушка, угощение и т.д. Детям необходимо прочесть карту игрового участка и определить местонахождение клада. Игру можно усложнить, поделив детей на две команды. Одна группа детей прячет клад, другая его находит. Затем можно организовать поиск клада или сокровищ на территории детского сада. Таким образом, дети учатся ориентироваться в пространстве, у них развиваются умения замещать реальные предметы условными знаками и наоборот, расширяется кругозор, повышается умственная активность, умение выполнять мыслительные операции.

Важно объяснять детям правила безопасного поведения в походе. Формировать системные знания о правилах безопасного поведения в природе помогают беседы с элементами интерактивной игры «Уроки безопасного поведения юного туриста»; сюжетные занятия «Огонь-друг и враг человека» и др.

 Возможность выйти за территорию детского сада есть далеко не у всех дошкольных образовательных организаций, прогулку-поход сначала следует организовать на территории образовательного учреждения. Подобный вид прогулки - это имитация взрослого туристического похода, который будет включать в себя все элементы похода: сбор, продолжительную ходьбу, привал, посиделки и возвращение. Во время прогулки-похода можно организовать сюрпризный момент в виде интересной и неожиданной встречи. Детям можно подготовить интересное задание, стимулирующее познавательную и интеллектуальную активность детей, а также необходимо проводить подвижные и спортивные игры.

С целью приобщения детей к туризму в ДОУ подготовлен познавательный материал о красивых местах и туристических маршрутах Адыгеи.

Организация воспитательно-образовательной работы с применением средств туризма требует от педагогов определенных знаний и умений. Учитывая это, для воспитателей ДОУ разработаны консультации на темы: «Двигательная активность детей на прогулке», «Организация прогулки-похода на природу», «Как обеспечить безопасность путешествий» и др.

В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей разработаны буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Памятка для путешественников» и др.

В ходе реализации данной работы были достигнуты положительные результаты. Диагностика сформированности навыков безопасного поведения на природе показала, что в результате интеграции двигательной и познавательной деятельности посредством туризма у детей наблюдается осознанно-правильное отношение к природе. Прогулки-походы помогают обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, экологии, туризма и краеведения.

В туристской деятельности заложены широкие возможности для развития и воспитания дошкольников: в ходе тематических прогулок, экскурсий, ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит и осязает.[2]

          Список литературы и источников:

  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, октябрь, 2013г., №10.
  2. Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок». – М: ООО «Русское слово – учебник», 2019. - 80с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...