Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
материал по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

Использование инновационных подходов при организации

двигательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных подходов при организации

двигательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Двигательная деятельность – это  естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного ребёнка, состояние его здоровья.

ФГОС ДО задачи, направленные на «Физическое развитие»

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства…;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными  и индивидуальными особенностями и склонностями;

- формирование общей культуры личности  детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Поэтому в организации двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задача педагога – активизировать интерес к движению, научить управлять ими,  обогащать состав и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых  условий для реализации данной задачи. Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно чёткая структуризация,  поэтому в ДОУ должна быть  разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Согласно ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с  учётом  с учётом здоровья, возраста и времени года». При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования: 70% состоит из двигательной активности, 30% покоя. Проводя разные формы двигательной деятельности, педагог обязан:

- наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку  (увеличивать или уменьшать время игры),

- изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

- выбирать место для проведения игр,

- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

- определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.  Образовательные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач, овладение необходимыми программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной  активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежат общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

  • утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических погодных условий).
  • утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
  • традиционный комплекс утренней гимнастики
  • утренняя гимнастика в игровой форме
  • с использованием полосы препятствий
  • с включением оздоровительных пробежек
  • с использованием простейших тренажёров
  • гимнастика после дневного  сна

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений  осанки и стопы.

В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажёров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо знать правила игры, но и умело руководить процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы.  

С целью оптимизации  двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а так же вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким относятся:

  • оздоровительный бег на воздухе;
  • пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • двигательная разминка во время перерыва межу занятиями;
  • индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
  • прогулки-походы  в парк;
  • корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
  • использование сауны с контрастным  обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Основные типы физкультурных занятий:

  • традиционное
  • игровое
  • сюжетное
  • по интересам
  • тематическое
  • тренировочное (многократное повторение определённых видов движений)
  • круговая тренировка
  • на тренажёрах

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Для этого должна быть создана предметно-пространственная среда.

ФГОС ставит к предметно-развивающей среде определённые требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

Насыщенность предполагает собой оснащение среды средствами обучения и воспитания. Соответствовать возрастным особенностям и программного материала.  Наличие средств обучения (в том числе технических) разнообразие материалов для всех видов активности.

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств, а так же разнообразных  материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала. Появление новых предметов, стимулирующих игровую деятельность детей.

Доступность  предполагает доступный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам.

Безопасность предполагает  соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможности детей.

 Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря, шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия. Дорожка здоровья.  Кроме того, в группе нужно иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием. Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор – поддерживать у детей интерес к разным видам движений. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания.

При организации двигательной деятельности необходимо использовать инновационные подходы, такие как индивидуализация, изменение предметно-развивающей среды, педагог для ребёнка становится партнёром, игровая деятельность является ведущей при разнообразной организации двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

«Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС»

Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС...

Использование инновационных подходов при организации двигательной деятельности в ДОУ

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...

Использование конструктора «ТИКО», как метод инновационного подхода в организации воспитательной деятельности в детском саду

Использование конструктора ТИКО, как ииновационный метод организации воспитательной деятельности в детском саду....

Инновационные подходы к организации двигательной активности детей в ДОУ

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Российская Академия медицинских наукСохранение и ...