Праздник на воде
план-конспект занятия по физкультуре

Рейз Валентина Александровна

Праздник на воде с детьми с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №5»

г. Усолье – Сибирское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование диффиринцированого подхода к обучению плаванию детей с ограничеными возможностями здоровья в условиях ДОУ

(КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ)

 

Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель - повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.
Наблюдения показали, что для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации функций. Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания с задержкой психического развития и высока эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья.

В работе с детьми с ограниченными возможностями над отметить специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей-инвалидов.

Помимо основной функции овладения навыков плавания в воде, повышается уровень психических качеств. При обучении плаванию необходимо включать следующие задания: игры, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения высокой интенсивности, заучивание связок движений, разных стилей плавания с выполнением в уме построенных задач, рассказом после

упражнений стихов или рассказов, выученных на занятиях, проплыванием большого расстояния без учета времени, выполнения упражнений большой и малой амплитуды движения.

С самого начала упражнений надо внимательно относиться к выполнению техники движения, учитывать количество выполняемых упражнений. Очень важно поддерживать эмоциональный фон, для этого необходимо применять игровую деятельность, и давать возможность детям самим придумывать разные упражнения.

В процессе комплексного воздействия средств плавания на организм детей с задержкой развития необходимо использовать психотехнические игры в воде с элементами плавания, а так же модифицированные и строго регламентированные упражнения общего и специального действия. Опыт показывает, что таким детям необходим строгий контроль не только в бассейне, но и в раздевалках и в душевых.

Для повышения плотности занятия нужны разные построения по определенному сигналу, использование различных ориентиров, применение эстафет с препятствием различной сложности, использование упражнений с частым переключением внимания, оцениванием стараний и поощрениями, проговаривание заданий хором.

Перед обучающимися необходимо ставить конкретные задания, при исправлении ошибок. Выделять на одном занятии только одну ошибку и исправлять другие постепенно, добиваться на одном занятии коррекции одного движения.

Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.
Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания.

Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей 5-8 лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы.

В результате двухлетних занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к нормотипичным детям.

Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми ОВЗ прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.

Проведенный подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим нарушение слуха или задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционных в общеобразовательные классы школ может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.

Заключение: Таким образом систематические занятия плаванием расширяют функциональные возможности детей, оздоравливают организм, улучшают действие опорно - двигательного аппарата, сердечно- сосудистую и дыхательную систему, благотворно воздействуют на психику, тренируют волю и возвращают детям с ограниченными возможностями чувство защищенности и социальной значимости и полезности.

Порядок проведения

водно - спортивного праздника  для детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Водные забавы»

1. Цели и задачи.

- укрепление здоровья детей;

- адресная поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью;

- преодоление социальной изолированности и повышение качества жизни.

2. Ход праздника:

  • построение, открытие праздника
  • весёлая разминка (дыхательные упражнения)
  • проведение комплекса упражнений в воде с нудлсами
  • соревнования с элементами спортивного плавания
  • проведение веселых игр и эстафет на воде
  • свободное плавание

3. Награждение.

Все участники спортивного праздника награждаются памятными призами.


КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ

Проведения водно - спортивного праздника

 для детей  с ограниченными возможностями здоровья

 «Водные забавы»

Место проведения:  бассейн МБДОУ «Детский сад №5» г. Усолье - Сибирское.

Инвентарь: плавательные доски, резиновые мячи, круги, игрушки, мелкие предметы.

Время проведения: 2 декабря 10.00-10.45

Участники праздника: дети-инвалиды и дети с ОВЗ дошкольного сада №5.

содержание

дозировка

организационно-методические указания

подготовительная часть:

1.Построение и приветствие участников праздника

Ведущий 1: Добрый день ребята, уважаемые взрослые.

Сегодня день особенный, особая дата.

2 декабря - День сильных духом людей,

День тех, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства.

Как солнечный день,

Как чудесная сказка,

Пусть жизнь ваша будет

Все время прекрасна!

Будьте хорошими,

будьте красивыми,

Будьте веселыми,

добрыми, милыми!

2. Разминка на суше

2.Разминка в воде:

-передвижение по дну бассейна по кругу на мелкой части с помощью гребковых движений руками.

-передвижения по дну с высоким подниманием коленей.

-приседания под воду с головой и выдохом в воду.  образуя большой круг, держась за руки. По команде дети приседают под воду с головой и выполняют выдох в воду

-упражнение «Звёздочка» на спине.

Дети образуют большой круг, держась за руки. По команде дети выполняют «звёздочку» на спине, затем, на задержке дыхания – на груди.

(10 мин)

2мин.

3 мин.

5 мин.

1 круг

5раз

3 раза

2 раза

-предварительно объяснить программу праздника

Разогреть мышцы.

-идти до противоположного бортика бассейна медленно, а назад быстро, помогая гребковыми движениями рук.

-руки на коленях, подбородок лежит на воде

-во время выполнения выдоха в воду следить за тем, чтобы выдох был продолжительный с большим количеством пузырей.

-во время выполнения «звёздочки» стараться лежать на воде долго, ровно колени не сгибать.

Руки в стороны, ноги в стороны.

Основная часть:

- И.п.лёжа на груди, держась руками за бортик, делать поочерёдные движения ногами, как при плавании кролем.

- То же, но в и.п. - лёжа на спине.

- Игра «Сборщики сокровищ»

Собирать со дна бассейна предметы.

Ведущий 2. Эстафеты:

- «переправа» Участвует сразу 6-7 человек. Переправить на другой берег предметы на плавательной доске.

- прыжки  на двух ногах (выполнить 10 прыжков). Участвует одновременно 5 человек.

- «кто сильней» Двумя руками упопить мяч, затем отпустить его. Чей мяч «выпрыгнет» дальше и выше. Участвуют 5 человек одновременно.

- «собери фигуру». 3 команды по 5 человек .переносят по очереди предметы, собирая фигуру

- Игра «Карлики и великаны»

Дети находятся по пояс в воде. Ведущий подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх.

(30 мин)

2  мин

2мин.

3-4 мин.

5-6 мин.

3-4 мин.

3х5

-движения выполнять быстро, чтобы не работать ногами широко и не сгибать колени, носки оттянуть.

-стараться выше поднять таз

-движения ног частые.

Собираются разбросанные предметы: игрушки (тонущие- из плотного пластика), «стекляшки». Кто соберет больше не выныривая.

-доску держим перед собой на вытянутых руках положение тела свободное.

Прыжки вперед и обратно.

Кто быстро и правильно сделает.

Мяч опускать ниже не «прячась» под воду с головой.

Побеждает команда, быстрее и правильней выполнившая задание.

Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.

Заключительная часть

- «Ералаш» -  Свободное плавание с огромными мячами, кругами.

Выход из воды.

(5 мин.)

Следить за порядком и состоянием участников праздника.

Поблагодарить всех за участие в празднике.

 

Ведущие – Рейз Валентина Александровна, Парамонова Татьяна Сергеевна

                 Инструкторы по физ. культуре МБДОУ «Детский сад №5»


Приложение

«Игры на воде»

(Возраст детей от 3 до 7 лет)

Сборник игр для обучения плаванию  

детей с ОВЗ

 дошкольного возраста

        

Оглавление

Введение…        4

Пояснительная записка        4

Методика работы с детьми ОВЗ в бассейне при помощи игр        5

Игры        6

Литература        9

        

Введение.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физ. воспитания для этих целей являются занятия по плаванию.

Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно- оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Для привнесения на занятия по плаванию оживление, радость, эмоции подходит игровой метод.

Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств. Также, игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей этого возраста. Поэтому занятия с детьми ОВЗ лучше проводить в форме игры, используя для примера различных персонажей, животных и птиц.

Пояснительная записка

Требования, предъявляемые к проведению игр в воде Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы. Игры подбирают соответствии с поставленной определенной воспитательно- образовательной задачей. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. В игре должны активно участвовать все занимающиеся. Игра должна служить средством эмоционального воздействия. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т. д. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога. Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.

Методика работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста при помощи игр.

Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми дошкольного возраста - поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить, как кипит вода. В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Инструктор говорит, у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и формирует волевые качества личности.

Игры

«Ухо утонуло».

Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду уши.

Игровая задача. Опустить ухо в воду как можно быстрее.

Игровые правила. Дети ставят руки на дно, ноги отводят назад. Нельзя задевать друг друга.

Ход игры. Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три ухо в воду погрузи», повернув голову и слегка наклонившись вперед, нужно опустить ухо в воду как можно быстрее.

«Утконос».

Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду нос и задерживать дыхание.

Игровая задача. Опустить нос в воду как можно быстрее

Игровые правила. Дети ставят руки на дно, ноги отводят назад. Нельзя задевать друг друга.

Ход игры. Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три нос в воду погрузи», слегка наклонившись вперёд, нужно опустить нос в воду как можно быстрее.

«Слоники».

Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду лицо и делать выдох в воду.

Игровая задача. Пустить много пузырей.

Игровые правила. Дети ставят слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, руками опираются на плавательные средства. Нельзя задевать друг друга.

Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. По сигналу «Раз, два, три, пузыри» нужно опустить лицо в воду и делать выдох как можно дольше.

«Насос»

Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно быстрее.

Игровая задача. Надуть мяч насосом как можно быстрее.

Игровые правила. Нужно погрузиться в воду с головой.

Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. Преподаватель предлагает детям надуть мяч насосом. По сигналу нужно сесть в воду и сделать выдох, встать как можно быстрее.

«Оса»

Дидактическая задача. Учить детей смело погружаться в воду с головой при необходимости.

Игровая задача. Спрятаться в воду от осы.

Игровые правила. Погружаться в воду нужно только при приближении осы.

Ход игры. Дети встают в круг. Преподаватель встаёт в центр круга с

«удочкой» (на конце лески «оса») и начинает медленно кружиться. Ребёнок, к которому приближается «оса» должен немедленно задержать дыхание и погрузиться в воду. Когда «оса» улетит, встать. Побеждает тот, кто правильно и полностью выполнил задание, кого ни разу не заденет

«оса».

«Хоровод»

Дидактическая задача. Учить детей погружаться в воду с головой и задерживать дыхание на длительный срок.

Игровая задача. Нырнуть в воду.

Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как сосчитают до пяти. Руки расцеплять нельзя.

Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, говорят слова «Мы идём, идём, хоровод ведём, сосчитаем до пяти, ты попробуй нас найди. Раз, два, три, четыре, пять». После этих слов все ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Спасатели»

Дидактическая задача. Учить детей многократно погружаться в воду с головой и передвигаться в воде в различных направлениях.

Игровая задача. Спасти игрушки.

Игровые правила. В воде нужно открывать глаза, чтобы увидеть игрушки. Нужно класть поднятые со дна игрушки только в свои корабли. Поднимать игрушки только руками.

Ход игры. Дети встают вдоль бортика в шеренгу. По сигналу преподавателя начинают собирать утонувшие игрушки со дна бассейна и кладут их в свои корабли. Побеждает тот, кто больше всех «спасёт» игрушек.

 

«Поезд в тоннель»

Дидактическая задача. Учить детей передвигаться по дну бассейна в различных направлениях с задержкой дыхания и полным погружением в воду.

Игровая задача. Пройти в тоннель.

Игровые правила. Нужно ходить по дну в «тоннеле», не выныривая из воды.

Ход игры. Дети по сигналу погружают в воду голову и идут по дну бассейна в «тоннель». Проходить в «тоннель» можно прямо, можно с поворотом направо или налево. Побеждает тот, кто больше прошёл

«отсеков» (обручей) в «тоннеле».

«Рыбак и рыбки»

Дидактическая задача. Учить детей смело передвигаться в воде в различных направлениях, полностью погружаться в воду при необходимости.

Игровая задача. Спрятаться от рыбака.

Игровые правила. И рыбак, и рыбки могут перемещаться в бассейне в любых направлениях. Рыбки должны прятаться от рыбака под воду. Рыбак не имеет права «ловить» рыбку, которая погрузилась в воду с головой.

Ход игры. Рыбак должен поймать всех рыбок. Последняя становится рыбаком.

«Кладоискатели»

Дидактическая задача. Учить детей многократно погружаться в воду с головой и передвигаться в воде в различных направлениях.

Игровая задача. Собрать как можно больше жемчужин со дна.

Игровые правила. В воде нужно открывать глаза, чтобы увидеть жемчужины. Поднимать игрушки только руками. Можно усложнить задачу и собирать жемчужины определенного цвета, размера и формы.

Ход игры. Дети встают вдоль бортика в шеренгу. По сигналу преподавателя начинают собирать жемчужины со дна бассейна. Побеждает тот, кто больше наберет жемчужин.

Список литературы:

  1. Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию. М- ФиС, 1961.
  2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать.
  3. Типовая программа воспитания и        обучения        в        детском        саду,        М.: Просвещение, 1984.
  4. Чекалдина М. Г. На голубых дорожках плывут малыши
  5. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.

- Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.

  1. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Программа обучения плаванию в детском саду. - Санкт-Петербург:

«Детство-пресс», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"

спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...

Сценарий спортивного праздника на воде "Нептун в гостях у дошколят"

Праздник предназначен для детей подготовительной группы. Проводится в конце учебного года как итоговое....

"Вода Водица" спортивный праздник с водой на улице со старшим возврастом

создать, веселое, спортивное настроение у детей, воспитывать желание заниматься физкультурой на улице.Развивать ловкость, сноровку. Закрепить  знания четкого выполнения передачи эстафет....

Праздник «Ах, вода, вода, водица» в подготовительной группе

Задачи:Расширить  знания детей о воде и ее свойствах, уточнить значение воды в жизни  всего живого на Земле; закрепить знания о  круговороте воды в природе, подвести к выводу: «Во...

Сценарий праздника "Праздник принцессы Воды"

Цель: Закрепить у детей знания о разных состояниях воды. Показать огромное значение воды. Создать у детей радостное настроение....

Сценарий праздника на воде " Здоровье в капельке воды"

Сценарий праздника для старших и подготовильных групп...

Сценарий праздник на воде для детей подготовительной группы «Весёлые старты на воде»

Сценарий праздник на воде для детей подготовительной группы...