Методические рекомендации на тему: «Особенности обучения метанию детей дошкольного возраста».
материал по физкультуре

Методические рекомендации на тему:

«Особенности обучения метанию детей дошкольного возраста».

 

Центральное место в обучении дошкольников в области физического воспитания занимает формирование двигательных умений и навыков в выполнении жизненно необходимых, естественных, основных движений. Одним из основных движений является метание.

Метание играет важную роль в формировании растущего организма. Метание развивает силу и ловкость, способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища.

Осваивают метание дети дошкольного возраста с постепенным усложнением от группы к группе. Н.В. Полтавцева указывает на то, что выполнение сложных движений осуществляется с участием различных частей тела, поэтому обучение построено таким образом, что сначала дети осваивают выполнение составных частей сложных движений, и одновременно постигают взаимосвязь и значимость их в общей структуре двигательного действия.

Дети младшего возраста осваивают подводящие упражнения, которые не очень сложны, но они встраиваются в систему освоения метания, знакомые упражнения постепенно варьируются, что позволяет поддерживать интерес к движениям. Дети овладевают умением энергично отталкивать предмет, захватывать предмет двумя и одной руками, выполнять броски правой и левой рукой и другими действиями.

В среднем возрасте, включена совершенно новая задача обучения - знать и называть некоторые способы метания и уметь ими пользоваться, идет обучение замаху.

В старшем возрасте дети учатся выполнять броски разными способами: снизу, от груди, от головы, из-за головы одной рукой, обучаются разным видам замаха (круговой замах рукой с поворотом туловища, круговой замах перед грудью и др.).

В подготовительной группе процесс формирования метания приобретает законченную форму, происходит работа над техникой выполнения метания, слитностью.

По тому, как трудоемок путь освоения движением метания дошкольников, можно сделать вывод о том, что данный вид основного движения действительно один из сложных.

Хухлаева Д.В., Нестерова З.И. рассматривают структуру метания как три фазы:

  1. Подготовительная фаза, которая включает исходное положение и замах.

Она служит для создания наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут сокращаться. Причем чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат. Д. В. Хухлаевой в подготовительной фазе отдельно выделяется еще один элемент – прицеливание.

  1. Основная фаза, включает бросок.

Движения в этой фазе направлены на решение основной задачи – совершить бросок. При этом выпрямляются ноги, и производится бросок кистью.

  1. Заключительная фаза направлена на сохранение равновесия после броска.

Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для дошкольников не имеет принципиального значения.

Для всех способов метания характерны два исходных положения для ног, использование которых зависит от величины предмета. Отсюда создается предпосылка для дачи детям общего положения: при броске большого по размеру предмета, исходное положение – ноги расставлены, ступни параллельны, для броска маленького предмета – одна нога впереди другая сзади.

Исходное положение для рук зависит от того, от какой части тела осуществляется бросок, отсюда и название способа метания. Все элементы метания разучиваются в дошкольном возрасте, кроме заключительной фазы –сохранение равновесия.

В настоящее время, в сфере дошкольного воспитания, имеют место множество комплексных и парциальных программ, которые призваны осуществлять обучение, воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, реализуя тем самым федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в том числе и в области физического воспитания.

Рассмотрим более подробно задачи обучения метанию в программах «Детство» и «От рождения до школы».

Возрастная группа

Параметры сравнения

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

Программа «Детство»

Старшая группа

Задачи программы по обучению детей метанию

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его левой, правой рукой на месте и вести при ходьбе.

1.Добиваться осознанного, активного выполнения всех видов движений.

2.Учить анализировать свои движения и движения товарищей.

3.Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Содержание реализации поставленных задач

Упражнения: бросание и ловля мяча двумя руками( не менее 10 раз), бросание и ловля мяча с хлопками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных и.п. и построений, различными способами( снизу, из – за головы, от груди, с отскоком от земли), отбивания мяча на месте, продвигаясь шагом, прокатывание набивных мячей.

Метание предметов на дальность, в горизонтальную и вертикальную цели.

Упражнения: прокатывание мяча одной и двумя руками из разных и.п., бросание мяча о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз, отбивание мяча на месте и в движении, перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из – за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель, метание вдаль на 5 -9 метров.

Критерии усвоения программы детьми

К концу года ребенок должен уметь: метать предметы правой, левой рукой на расстояние 5- 9 метров, в вертикальную и горизонтальную цели, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз.

Уровни усвоения программы:

низкий – ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения, не замечает ошибок детей и собственных, нарушает правила в игре, с трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения движений, не обращает внимания на качество движений, интерес к физическим упражнениям слабый;

средний: ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия, верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки, понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом;

высокий: ребенок уверенно, точно, с большим напряжением, с хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Интерес к физическим упражнениям высокий.

Двигательные умения: выполнять разнообразные упражнения с мячом («школа мяча»).

Подг.

к школе группа

Задачи программы по обучению детей метанию

Развивать у детей глазомер, используя разные виды метания. Добиваться активного движения кисти руки при броске.

1.Добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений.

2. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения упражнений.

3. закреплять умения в анализе движений.

4. Закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.

5. закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.

Средства реализации поставленных задач

Перебрасывание мяча друг другу снизу; из- за головы; из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание и ловля мяча двумя руками, с хлопками и поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, ведение мяча в разных направлениях, перебрасывание набивных мячей, метание на дальность и в цель из разных положений, метание в горизонтальную и вертикальную цель.

Упражнения: бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками не менее 20 раз, одной рукой – 10 раз подряд с хлопками, поворотами и другими заданиями, перебрасывать мяч друг другу из –за головы, из положения «сидя по -турецки», через сетку; перебрасывать набивные мячи, бросать в цель из разных и.п., метать в горизонтальную цель и вертикальную, в движущуюся цель; метать вдаль не менее 6 -12 м.

Критерии усвоения программы детьми

К концу года ребенок должен уметь: перебрасывать набивные мячи весом 1 кг., бросать предметы в цель из разных и.п., попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4 -5 метров, метать предметы правой и левой рукой, метать предмет в движущуюся цель.

Двигательные умения: отбивать, передавать, подбрасывать мяч разными способами. Точно поражать цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.).

Уровни усвоения программы:

Низкий: ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнений, слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке, снижен интерес к физическим упражнениям.

Средний: ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность, интерес, способен оценивать движения других детей, проявляет упорство в достижении своей цели, самоконтроль и самооценка непостоянны. Может придумать и выплнить несложные физические упражнения, комбинации. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Высокий: ребенок результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности, стремиться к неповторимости в своих движениях, интерес к физическим упражнениям устойчивый.

 

Формирование двигательных умений и навыков - сложный, трудоемкий и важный процесс, который является ведущей образовательной задачей в физическом воспитании. Он занимает центральное место в обучении дошкольников, и от того насколько он будет эффективен и интересен, напрямую зависит результат освоения детьми жизненно необходимых основных движений и их совершенствование в дальнейшем.

Формирование правильных двигательных умений и навыков является основой здоровьесберегающего поведения дошкольников. Что касается такого основного движения как метания, то можно отметить, что взрослым достаточно лишь поддержать и развить этот естественный интерес у детей.

Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами метания. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания.

 

Список используемой литературы.

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.– 321с.
  2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.
  3. Нестерова З.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Шадринск, 1990.
  4. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 год.
  5. Полтавцева Н. В., Гордова Н. О. О значении физического воспитания в учебной деятельности.// Дошкольное воспитание 2005, №6. С – 9.
  6. Полтавцева Н. В., Гордова Н., Озерова. С физкультурой в ногу из детского сада в школу./ Методическое пособие к программе «Из детства в отрочество», 2001.
  7. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5 – 6 лет. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Усова А.П. Метание на дальность как показатель двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.// в кн. Физическая подготовленность дошкольников/Ред.кол.: Н.Т. Терехова.- М.: АПН СССР, 1988.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4metanie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Особенности обучения метанию детей дошкольного возраста».

Центральное место в обучении дошкольников в области физического воспитания занимает формирование двигательных умений и навыков в выполнении жизненно необходимых, естественных, основных движений. Одним из основных движений является метание.

Метание играет важную роль в формировании растущего организма. Метание развивает силу и ловкость, способствует гармоничному развитию и укреплению мышц рук, плечевого пояса, туловища.

Осваивают метание дети дошкольного возраста с постепенным усложнением от группы к группе. Н.В. Полтавцева указывает на то, что выполнение сложных движений осуществляется с участием различных частей тела, поэтому обучение построено таким образом, что сначала дети осваивают выполнение составных частей сложных движений, и одновременно постигают взаимосвязь и значимость их в общей структуре двигательного действия.

Дети младшего возраста осваивают подводящие упражнения, которые не очень сложны, но они встраиваются в систему освоения метания, знакомые упражнения постепенно варьируются, что позволяет поддерживать интерес к движениям. Дети овладевают умением энергично отталкивать предмет, захватывать предмет двумя и одной руками, выполнять броски правой и левой рукой и другими действиями.

В среднем возрасте, включена совершенно новая задача обучения - знать и называть некоторые способы метания и уметь ими пользоваться, идет обучение замаху.

В старшем возрасте дети учатся выполнять броски разными способами: снизу, от груди, от головы, из-за головы одной рукой, обучаются разным видам замаха (круговой замах рукой с поворотом туловища, круговой замах перед грудью и др.).

В подготовительной группе процесс формирования метания приобретает законченную форму, происходит работа над техникой выполнения метания, слитностью.

По тому, как трудоемок путь освоения движением метания дошкольников, можно сделать вывод о том, что данный вид основного движения действительно один из сложных.

Хухлаева Д.В., Нестерова З.И. рассматривают структуру метания как три фазы:

  1. Подготовительная фаза, которая включает исходное положение и замах.

Она служит для создания наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут сокращаться. Причем чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат. Д. В. Хухлаевой в подготовительной фазе отдельно выделяется еще один элемент – прицеливание.

  1. Основная фаза, включает бросок.

Движения в этой фазе направлены на решение основной задачи – совершить бросок. При этом выпрямляются ноги, и производится бросок кистью.

  1. Заключительная фаза направлена на сохранение равновесия после броска.

Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для дошкольников не имеет принципиального значения.

Для всех способов метания характерны два исходных положения для ног, использование которых зависит от величины предмета. Отсюда создается предпосылка для дачи детям общего положения: при броске большого по размеру предмета, исходное положение – ноги расставлены, ступни параллельны, для броска маленького предмета – одна нога впереди другая сзади.

Исходное положение для рук зависит от того, от какой части тела осуществляется бросок, отсюда и название способа метания. Все элементы метания разучиваются в дошкольном возрасте, кроме заключительной фазы –сохранение равновесия.

В настоящее время, в сфере дошкольного воспитания, имеют место множество комплексных и парциальных программ, которые призваны осуществлять обучение, воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, реализуя тем самым федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в том числе и в области физического воспитания.

Рассмотрим более подробно задачи обучения метанию в программах «Детство» и «От рождения до школы».

Возрастная группа

Параметры сравнения

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

Программа «Детство»

Старшая группа

Задачи программы по обучению детей метанию

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его левой, правой рукой на месте и вести при ходьбе.

#1044;обиваться осознанного, активного выполнения всех видов движений.

#1059;чить анализировать свои движения и движения товарищей.

#1055;обуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Содержание реализации поставленных задач

Упражнения: бросание и ловля мяча двумя руками( не менее 10 раз), бросание и ловля мяча с хлопками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных и.п. и построений, различными способами( снизу, из – за головы, от груди, с отскоком от земли), отбивания мяча на месте, продвигаясь шагом, прокатывание набивных мячей.

Метание предметов на дальность, в горизонтальную и вертикальную цели.

Упражнения: прокатывание мяча одной и двумя руками из разных и.п., бросание мяча о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз, отбивание мяча на месте и в движении, перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из – за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель, метание вдаль на 5 -9 метров.

Критерии усвоения программы детьми

К концу года ребенок должен уметь: метать предметы правой, левой рукой на расстояние 5- 9 метров, в вертикальную и горизонтальную цели, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз.

Уровни усвоения программы:

низкий – ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения, не замечает ошибок детей и собственных, нарушает правила в игре, с трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения движений, не обращает внимания на качество движений, интерес к физическим упражнениям слабый;

средний: ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия, верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки, понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом;

высокий: ребенок уверенно, точно, с большим напряжением, с хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Интерес к физическим упражнениям высокий.

Двигательные умения: выполнять разнообразные упражнения с мячом («школа мяча»).

Подг.

к школе группа

Задачи программы по обучению детей метанию

Развивать у детей глазомер, используя разные виды метания. Добиваться активного движения кисти руки при броске.

#1044;обиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений.

2. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения упражнений.

3. закреплять умения в анализе движений.

4. Закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками и малышами.

5. закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.

Средства реализации поставленных задач

Перебрасывание мяча друг другу снизу; из- за головы; из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание и ловля мяча двумя руками, с хлопками и поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, ведение мяча в разных направлениях, перебрасывание набивных мячей, метание на дальность и в цель из разных положений, метание в горизонтальную и вертикальную цель.

Упражнения: бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками не менее 20 раз, одной рукой – 10 раз подряд с хлопками, поворотами и другими заданиями, перебрасывать мяч друг другу из –за головы, из положения «сидя по -турецки», через сетку; перебрасывать набивные мячи, бросать в цель из разных и.п., метать в горизонтальную цель и вертикальную, в движущуюся цель; метать вдаль не менее 6 -12 м.

Критерии усвоения программы детьми

К концу года ребенок должен уметь: перебрасывать набивные мячи весом 1 кг., бросать предметы в цель из разных и.п., попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4 -5 метров, метать предметы правой и левой рукой, метать предмет в движущуюся цель.

Двигательные умения: отбивать, передавать, подбрасывать мяч разными способами. Точно поражать цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и др.).

Уровни усвоения программы:

Низкий: ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнений, слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке, снижен интерес к физическим упражнениям.

Средний: ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность, интерес, способен оценивать движения других детей, проявляет упорство в достижении своей цели, самоконтроль и самооценка непостоянны. Может придумать и выплнить несложные физические упражнения, комбинации. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Высокий: ребенок результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности, стремиться к неповторимости в своих движениях, интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Формирование двигательных умений и навыков - сложный, трудоемкий и важный процесс, который является ведущей образовательной задачей в физическом воспитании. Он занимает центральное место в обучении дошкольников, и от того насколько он будет эффективен и интересен, напрямую зависит результат освоения детьми жизненно необходимых основных движений и их совершенствование в дальнейшем.

Формирование правильных двигательных умений и навыков является основой здоровьесберегающего поведения дошкольников. Что касается такого основного движения как метания, то можно отметить, что взрослым достаточно лишь поддержать и развить этот естественный интерес у детей.

Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами метания. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания.

Список используемой литературы.

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, ; 321с.
  2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.
  3. Нестерова З.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям: Шадринск, 1990.
  4. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 год.
  5. Полтавцева Н. В., Гордова Н. О. О значении физического воспитания в учебной деятельности.// Дошкольное воспитание 2005, №6. С – 9.
  6. Полтавцева Н. В., Гордова Н., Озерова. С физкультурой в ногу из детского сада в школу./ Методическое пособие к программе «Из детства в отрочество», 2001.
  7. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5 – 6 лет. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. – М.: Просвещение, 2008.
  9. Усова А.П. Метание на дальность как показатель двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.// в кн. Физическая подготовленность дошкольников/Ред.кол.: Н.Т. Терехова.- М.: АПН СССР, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

      Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...

Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...

Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

Семинар-практикум "Методика обучения метанию детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Методика обучения метанию детей дошкольного возраста"...