Игры для ознакомления со свойствами воды
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_oznakomleniya_so_svoystvami_vody.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для ознакомления со свойствами воды
(младший и средний возраст)
Маленькие и большие ножки
Задача игры: Помочь детям освоиться в воде.
Описание: Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ». Затем, замедляя движение, медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге — топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги.
Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.
Рыбки резвятся
Задача игры: Приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.
Описание: По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» — присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду.
Правила: Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых.
Поймай воду
Задача игры: Научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».
Описание: Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде «Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.
Правила: Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты
Методические указания: Если вода течет из рук, преподаватель говорит: «Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.
Волны на море
Задача игры: Познакомить с сопротивлением воды.
Описание: Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.
Правила: Нельзя опускать руки глубоко я воду.
Методические указания: Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У-ух, у-ух».
Поймай лодочку (рыбку)
Задача игры: Приучать детей передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.
Описание: Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется.
Правила: Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.
Методические указания: На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде.
Догоните меня
Задача игры: Научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.
Описание: Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения,
Правила: Нельзя наталкиваться друг на друга.
Методические указания: Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места.
Солнышко и дождик
Задача игры: Приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.
Описание: Дети стоят у бортика, с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко — можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит: «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.
Правила: Начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.
Переправа
Задача игры: Дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.
Описание: Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:
Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,
Вода помогает мне выбрать дорогу.
Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания: Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.
Найди свой домик
Задача игры: Приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.
Описание: Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «Найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.
Правила: Нельзя толкать друг друга, надо убегать от «домиков» подальше.
Методические указания: сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали.
Кораблики
Задача игры: Приучать выполнять в воде движения в разных направлениях, быстро и медленно.
Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» — продвигаются медленно. «Задний ход!» — двигаются спиной вперед.
Правила: Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.
Методические указания: Следить за движениями детей, поощрять хорошо выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.
Найди себе пару
Задача игры: Приучать детей ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами.
Описание: Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах.
Правила: Дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга, толкать.
Методические указания: Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «Найди себе пару!» дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигнал у он и снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх.
Море волнуется
Задача игры: Помочь детям освоиться в воде, ознакомиться с ее сопротивлением.
Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда преподаватель произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.
Правила: Преподаватель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный.
Методические указания: Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу.
Можно – нельзя (Глубина воды по пояс)
Задача игры: В игре закрепляются знания детьми правил поведения на воде, закаливание.
Описание: Преподаватель называет действие, дети определяют его дозволенность. Расположение детей по всему бассейну. Например, купаться в панамке – нельзя, толкать товарища в воде – нельзя, нырять по команде – можно, подныривать под бортик – нельзя и т.д.
Правила: Можно отвечать устно, а можно показывать в воде.
Методические указания: Если упражнение нельзя показать, дети могут скрестить руки на груди.
Утка и утята
Задача игры: приучить детей самостоятельно и безбоязненно входить в воду.
Описание. Несколько играющих становятся на берегу один за другим на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Стоящий в колонне первым — утка, остальные — утята. По знаку ведущего дети-утята сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. В положении полуприседа они начинают быстро продвигаться вперед и входят в воду (утка ведет свой выводок в озеро), не меняя положения рук и ног. В воде утята окунаются, моются, чистят свои перышки, а затем выбегают на берег. Утка снова собирает своих утят и ведет в воду.
Правила. Нельзя нарушать заданное положение рук и ног. Утка должна следить за своими утятами.
Методические указания. Можно предложить детям, когда они двигаются в колонне, положить руки друг другу на плечи. Перемещаться к воде утята могут шеренгой.
Обгонялочки
Задача игры: совершенствовать умение входить в воду в необычной позе.
Описание. Играющие располагаются на берегу, лицом к воде, в шеренге так, чтобы не мешать друг другу. Затем дети опускаются на колени и становятся на четвереньки. По сигналу взрослого бегут на четвереньках к воде. Побеждает тот, кто быстрее всех доберется в воде до установленного места (флажок, укрепленный в воде по голень ребенка).
Правила. Тот, кто начал движение до сигнала или выпрямился, считается проигравшим.
Методические указания. Если игра проводится в воде на мелком месте, дети передвигаются вдоль берега.
Карусели (I вариант)
Задача игры: Приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.
Описание: Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом —
Все бегом, бегом, бегом!
Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются.
Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.
Пузырь
Задача игры: Приучать двигаться в воде вперед, назад, но бояться воды.
Описание: Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с преподавателем произносят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов преподавателя «Лопнул пузырь!» дети двигаются к центру, произнося звук «ш-ш-ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь»— отходят назад,
Правила: Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель становится в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду.
Кузнечики
Задача игры: воспитывать навыки ориентировки в воде.
Описание: Играющие располагаются на одной линии в указанной части бассейна. По сигналу они начинают передвигаться вперед прыжками на обеих ногах, стараясь как можно быстрее достигнуть установленного ориентира.
Правила: Дети не должны начинать передвижение раньше подачи сигнала, мешать друг другу, переходить на бег или ходьбу.
Методические указания: для усложнения условий передвижения можно изменять положение рук. Оно может быть произвольным или обусловленным игровым заданием.
Принеси мяч
Задача игры: Приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.
Описание: Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят преподавателю. Игра повторяется.
Правила: Начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.
Методические указания: Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей. Можно использовать для игры другие надувные игрушки.
Мячики
Задача игры: Приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.
Описание: Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, всем детям.
Правила: Нельзя толкаться, брызгаться.
Методические указания: Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончании прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику.
Лодочки плывут
Задача игры: Приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.
Описание: Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.
Правила: Соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.
Бегом за мячом!
Задача игры: Закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.
Описание: Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—5 м от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.
Правила: Нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.
Методические указания: Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.
Сердитая рыбка
Задача игры: Приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.
Описание: Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:
Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем мы к ней, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.
Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.
Методические указания: Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.
Медвежонок Умка и рыбки
Задача игры: Приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.
Описание: Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети — рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну),
То завьются (круговые движения руками),
Разовьются (круговые движения в обратном направлении),
То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).
Умка — белый медвежонок —
Спрятал мордочку свою.
Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),
Но покажем нос ему!
После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3—4 ребят, Умка возвращается на место. Воспитатель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается,
Правила: Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.
Методические указания: Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.
Белые медведи
Задача игры: развивать у детей умение, передвигаясь в воде, действовать согласованно.
Описание. На берегу водоема или в углу бассейна обозначается небольшой участок - льдина. На ней находятся двое детей — медведи. Остальные играющие - тюлени. Они размещаются в воде (глубина по колено). По сигналу медведи берутся за руки и выходят па охоту. Настигнув зазевавшегося тюленя, медведи ловят его, соединив свободные руки, Пойманного тюленя отводят на льдину. Затем медведи возвращаются в воду, ловят другого тюленя и тоже отводят его на льдину и т. д. Каждая пойманная пара тюленей также становится медведями и участвует в охоте за оставшимися тюленями. Игра заканчивается. когда будут пойманы все тюлени.
Правила. Медведи не должны стараться удержать под водой тюленя, которого они ловят.
Методические указания. Если первая пара медведей охотится неудачно и долго не может поймать ни одного тюленя, можно назначить других водящих.
Попади в движущуюся цель
Задачи игры: упражнять детей в различных действиях в необычных условиях; развивать ловкость, навыки коллективного взаимодействия.
Описание. Участники игры становятся по кругу (глубина по колени). В центре—водящий. Задача расположившихся по кругу игроков — выбить легким мячом водящего, который все время перемещается внутри круга, приседает, ползает в воде, перебегает с места на место. Тот, кто попадает в водящего, занимает его место. Чтобы быстрее поразить водящего, игрокам надо чаше перебрасывать мяч друг другу. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в кругу.
Правила. Надо сохранять величину круга, не уменьшать его. При повторении игры можно усложнить условия — провести игру на более глубокой воде, например, по пояс.
Летающие кольца
Задачи игры: приучать детей действовать в необычных условиях; помогать осваиваться в воде.
Вариант I. Перестрелка
Описание, Дети встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2—3 м. У игроков одной из шеренг в руках кольца (диаметр 15—25 см) из полой резины. По сигналу воспитателя дети перебрасывают кольца одной рукой игрокам, стоящим, напротив. Те ловят кольца на насколько могут быстро возвращают их партнерам и т.д. Происходит перестрелка в парах. Выигрывает та пара, которая меньшее количество раз, чем остальные, уронит кольцо в воду.
Правила. Ловить только свое кольцо.
Методические указания. Желательно для каждой пары использовать кольцо другого цвета. В условия игры надо вводить бросание и ловлю кольца и правой, и левой рукой.
Вариант II. Кого позвали, тот ловит!
Описание. Дети встают в круг на расстоянии I м друг от друга. Одного из них выбирают водящим. Он становится с кольцом в центр круга. По команде воспитателя «Начали!» водящий подбрасывает кольцо вверх над собой, называя имя того игрока, который должен поймать кольцо (например, «Петя, лови!»), и быстро отходит в сторону. Названный ребенок ловит кольцо (любой рукой) и передает водящему.
Если же кольцо падает в воду, то игрок поднимает его с поверхности воды и также передает водящему, а сам возвращается на свое место в кругу. Игра продолжается.
Правила. Водящего меняют после трех повторений игры. Побеждает тот водящий, который точнее подбрасывал кольцо вверх.
Методические указания. По условиям игры ловить кольцо можно по-разному— за обод или на руку (как при игре в серсо).
Брось — поймай! Водяная лилия)
Описание. Пятеро детей (это лепестки лилии) становятся в центре бассейна спиной к нему вплотную друг к другу, образуя цветок. У каждого ребенка в руках кольцо. После слов воспитателя «Лилия распускается!» дети бросают кольца снизу от себя вперед на 2—3 м и тут же, оттолкнувшись от дна, скользят на груди за кольцами. Затем они берут кольца в руки и возвращаются на свои места («Вечер, лилия закрылась!»). Игра повторяется.
Правила. Отбрасывать кольцо надо на такое расстояние, которое можно преодолеть скольжением.
Методические указания. Можно попробовать, чтобы дети выполняли игровые действия под музыку.
Волк и зайцы
Задача игры: Учить детей свободно передвигаться в воде, смело погружаться в воду с головой.
Описание: Играющие выбирают водящего, используя считалку. Водящий становится на противоположную сторону. Играющие, прячутся в домик (на воде натянута
разделительная полоса, обозначающая домик) Произнося слова игры, дети двигаются в сторону водящего, на последние слова, стараются убежать в домик, но, чтобы попасть в домик, нужно поднырнуть под разделительную полосу.
Ранним утром на полянку,
Вышли зайцы погулять,
Порезвиться. поскакать,
Вдруг из леса вышел волк,
Он зубами щёлк, да щёлк,
Хочет маленьких поймать,
-Зайцы нужно убегать.
Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.
Собери свою флотилию
Задача игры: Приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Помочь освоиться с сопротивлением воды.
Описание: Игра носит соревновательный характер. Дети делятся на две команды, на противоположной стороне стоят корабли. Каждая команда должна собрать свой флот, переправить корабли на другой берег.
Сколько в мире океанов,
Водоёмов и морей,
Сколько в море интересных,
Быстроходных кораблей,
Вы ребята не спешите,
Флот военный приведите. (соберите)
Правила: Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы все дети играли, подбадривает тех, кто боится это делать.
Найди свою маму
Задача игры: Закреплять знания о животных. Воспитывать любовь к природе, прививать
бережное отношение к животным. Приучать детей энергично двигаться в воде используя дощечки.
Описание: Дети стоят в одной шеренге у бортика бассейна, где находятся детёныши
разных животных. На противоположной стороне мамы. Нужно при помощи дощечки переправить детёнышей к своим мамам.
Что случилось у ребят,
К маме все они хотят,
Плотик вы скорей возьмите.
К маме всех перевезите.
Правила: Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде.
Рыбалка
Задача игры: Развивать у детей мелкую моторику, точность движения, меткость.
Описание: На поверхности воды плавают рыбки. Задача ребят. Как можно больше наловить рыбки и сложить в корзину.
Чтоб семейку накормить,
Нужно рыбку наловить.
Кто из вас сейчас ребята
Сможет рыбку изловить,
И в корзиночку сложить.
Быстро удочку возьмём,
На рыбалку все пойдём,
На рыбалке не зевай,
Рыбку быстро подсекай.
Правила: Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.
Методические указания: Следить за движениями детей, поощрять хорошо выполнивших задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по ознакомлению со свойствами воды.
Игры по ознакомлению со свойствами воды.Для начального разучивания. "Морской бой"Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя.По команде дет...
Пальчиковые игры для детей раннего возраста по ознакомлению со свойствами воды
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А. Сухомлинский...
Подвижные игры для детей раннего возраста в процессе ознакомления со свойствами воды
Подвижная игра одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре ...
Методическая разработка на тему: Игры на ознакомление со свойствами воды.
Игры на ознакомление со свойствами воды...
Игры по ознакомлению со свойствами воды
Картотека игр по ознакомлению со свойствами воды...
Игры для ознакомления со свойствами воды
Игры для ознакомления со свойствами воды...
Игры для ознакомления со свойствами воды
Игры для ознакомления со свойствами воды для детей младшего и среднего возраста...
- Мне нравится (2)