Мастер-класс для педагогов «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»
методическая разработка по физкультуре

Гриненко Олеся Алексеевна

Мастер-класс для педагогов

 «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 35»

 

 

Мастер-класс для педагогов

 «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»

                                                                                                           

                                                                         

Подготовил:

               Инструктор высшей

квалификационной категории

Гриненко О. А.

 

 

 

г. Оренбург, 2024 г.

  Цель: Систематизировать представления педагогов о детском туризме как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с детским туризмом.

2. Познакомить участников мастера – класса с разными видами туристических узлов и способами их завязывания.

3. Познакомить педагогов с разными способами разведения костра и дать возможность закрепить полученные знания на практике.

4. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Материалы: Веревки, ветки, мультимедийная установка.

I. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен детскому туризму, его значению в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Туризм детский неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний в области естественных наук, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха; развивает жизненно необходимые качества. Это приобщение к миру взрослых.

Актуальность. Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно – сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений – ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная ценность туристической деятельности.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Туризм прост в организации, доступен, вместе с тем он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников.

Согласно образовательной программе дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 35» для детей 5–6 лет предусмотрены туристские прогулки и экскурсии. Педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами - на стадион, в парк и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30–40 минут, общая продолжительность не более 1,5-2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.

Для детей 6-7 лет педагог организует пешеходные прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35-40 минут, общая продолжительность не более 2-2,5 часов. Время непрерывного движения 20-30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. В ходе туристкой прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей разных профессий. Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности: правильно по погоде одеваться для прогулки, знать содержимое походной аптечки, укладывать рюкзак весом от 500 гр. до 1 кг (более тяжелые вещи класть, скручивать валиком и аккуратно укладывать запасные вещи и коврик, продукты, мелкие вещи, игрушки, регулировать лямки); преодолевать несложные препятствия на пути, наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу, осуществлять страховку при преодолении препятствий, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения во время туристской прогулки.

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Если перевести это иностранное слово geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле».

В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети само выражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата.

Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста

1. этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2. этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3. этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4. этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, подводят итог путешествия.

Технологию геокешинга можно использовать в работе с детьми разного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к геокешингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам.

Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг.

Дети старшего возраста: Первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (письмо, видеописьмо, карта кладов и т. п.).

Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты, полосы препятствий и т.д. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.

Второй этап -. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание либо территорию детского сада.

Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокешинг дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему.

Заключительный этап игры - открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа, принимается решение сделать самим тайник, нарисовать карту, передать другим участникам игры.

С уверенностью можно сказать, что геокешинг является эффективной технологией дошкольного образования, позволяющей через игровую деятельность реализовывать различные задачи дошкольного образования детей.

II. Практическая часть

Уважаемые коллеги, сегодня, я вас приглашаю в мини-поход. Попрошу вас встать в колонну по одному. Отправляясь в поход, чтобы было веселей, мы  рассказываем речёвку. Давайте это сейчас продемонстрируем, я задаю вопросы, вы хором отвечаете – «Мы Туристы!» Готовы?

Речёвка:

В. : 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?

Д. : Мы – туристы!

В. : Кто со скукой не знаком?

Д. : Мы – туристы!

В. : Кто в дороге целый день?

Д. : Мы туристы!

В. : Кто не знает слово лень?

Д. : Мы туристы!

В. : Эй, коллеги! Тверже шаг.

-На месте стой - раз, два!

В походе туристы преодолевают множество препятствий. Им необходимо найти решение в любых сложных ситуациях. Сегодня я вам не стану устраивать испытания, я познакомлю вас с разными видами узлов и научу вас способу завязывания некоторых из них.

Веревка. Такая, казалось бы, простая вещь, а сколько комфорта она добавляет!

Как вы думаете, для чего нужна веревка в походе?

Просушить одежду, построить навес от дождя, для страховки и т. д. она считается незаменимым инструментом. Иметь в рюкзаке несколько метров веревки – это еще не все. Надо уметь ею пользоваться, то есть знать основные туристические узлы.

Слайд1

Туристические узлы должны: завязываться просто (легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках; не затягиваться «намертво» без необходимости; соответствовать своему назначению.

Слайд 2

Узел прямой — чаще всего используется как вспомогательный узел для завязывания (закольцовывания) утяжки баулов, связывания ткани, удлинения на короткий срок оттяжки или иной верёвочки, а с контрольными узлами даже на альпинистских маршрутах. А ещё на основе прямого завязывают шнурки, так называемым рифовым узлом.

- быстро и легко вяжется;

- может ползти под переменной нагрузкой, поэтому в ответственных местах дополнительно следует вязать контрольный узел;

- на верёвках разного диаметра плохо держится;

- на тонких диаметрах можно сильно затягиваться.

Слайд 3

Узел грейпвайн

Отличительная черта узла - после нагрузки его очень сложно развязать, поэтому стоит его завязывать, если не планируете его развязывать вовсе. Этим узлом удлиняют что-либо на долгое время: будь то верёвка в горах или завязка на рюкзаке.

- не развязывается под переменной нагрузкой (не ползёт);

 - компактный узел;

- отличный контрольный узел (половина узла);

- можно связывать верёвки разного, но близкого диаметра;

- сложен для запоминания и понимания.

Слайд 4

Узел стремя

Как правило, используется в туризме для вспомогательных целей, например, накинуть оттяжку палатки на колышек. Но также используется и в альпинизме, так как очень быстро вяжется и легко. Так как узел ползёт при переменных нагрузках, при закреплении в ответственных местах требует контрольного узла.

 - очень быстро вяжется накидной вариант;

- можно вязать одним концом;

- легко развязать, после снятия нагрузки;

- ползет под переменной нагрузкой;

Слайд 5

Узел штык

Морской узел, который имеет множество подвидов, обычно используется там, где требуется что-то натянуть: тент, переправу, сушилку и т.п. На тонких диаметрах (1–3 мм) может иметь сложности с развязыванием.

- при достаточном количестве оборотов вокруг опоры развязывается даже под большой нагрузкой (в связи с этим отлично подходит для переправ);

- малое ослабление верёвки (при достаточно большом диаметром опоры);

- сложен в освоении в запоминании;

 - может ползти под переменной нагрузкой, требует контрольного узла.

Слайд 6

Узел Восьмерка

Очень популярная петля. Пригодится если нужно повесить на верёвочку нож или колонку: отрезаете шнур нужной длины, на одном конце ввязывайте в отверстие предмета восьмёрку одним концом и на другом завяжите восьмёрку и цепляете карабин — быстросъёмный подвес готов!

Восьмёркой ввязываются на скалодроме для страховки, используют на усах самостраховки и просто привязывают варежки к резинке, проще говоря, везде.

- не ползёт, под переменной нагрузкой;

- быстро вяжется;

- можно вязать одним концом (вокруг опоры);

Слайд 7

Узел Булинь

Знаменитый альпинистский узел, который имеет множество вариаций. Он многими любим за то, что очень быстро вяжется, а при практике даже одной рукой. Удобен в использовании, когда быстро нужно привязать верёвку к опоре или дереву, для закрепления шнура на тенте в люверсе и в качестве страховочного узла. Также узел полезен в качестве базового для освоения других его разновидностей для задач альпинизма, спелеологии и туризма.

- быстро вяжется;

- легко развязывается, после снятия нагрузки;

- ползет под переменной нагрузкой, поэтому требует контрольного узла;

- нагружать только за конец верёвки, выходящий из узла.

Дидактическая игра «Чьи следы».

Подвижная игра «Сложи костер».

III. Рефлексия

Песня у «костра» «Изгиб гитары желтой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительского собрания в нетрадиционной форме «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».

Предлагаю вам план проведения родительского собрания в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада на тему «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»....

проект «Туристический поход как форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезн...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий как основное условие приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Данный мастер класс может быть полезен педагогам, работающим по  здоровьесберегающим технологиям для детей. Педагоги, использующие здоровьесберегающие технологии в своей работе, найдут для себя ч...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» подготовительная к школе группа №10 «Почемучка»

В дошкольной педагогике:•КГН- это навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.Л. Нюканен:•КГН- это доведённое до автома...

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий...

«Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен детскому туризму, его значению в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.Сегодня, как показывает статистика, наблюдает...

Доклад на педсовет «Родительский клуб как эффективная форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Успешность работы педагога дошкольной образовательной организации определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с роди...