Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни
консультация

Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380189.jpg

КГН способствуют: развитию нравственных чувств; развитию внимания и воли; условиям для здоровья; контролю за внешним видом; к стремлению к самостоятельности; к познанию окружающего мира; к предпосылкам формированияоснов эстетического вкуса; к совершенствованию речевого развития.

Приступая к реализации первой годовой задачи, в группе были созданы все необходимые условия: мы расположили необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь.

Например: над индивидуальными полотенцами располагаются индивидуальные расчески; салфетки и фартуки дежурных- на столе дежурных по столовой; щетка для одежды и ложка для обуви- в приемной комнате на экране.

Предметы, которыми дети пользуются самостоятельно, были подобраны с учетом их возрастных возможностей. Размер куска мыла соответствует руке ребенка; полотенце и петелька на нем расположена таким образом, чтоб ребенок одним движением может снять и повесить его; расчески мы выбрали с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу детей.

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380363.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380379.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380399.jpg

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил.

Умывание:

Совершенствуем навыки:- намыливания рук до образования пены,

- тщательно смывать мыльную пену с рук, - насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, - вешать полотенце на место, - пользоваться индивидуальной расческой.

Совершенствуем умения:-быстро и аккуратно умываться, -соблюдать порядок в умывальной комнате.

Закрепляем умение:мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

Питание

Совершенствуем умения:-Держать вилку большим и средним пальцами,

придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Развиваем умение: - намазывать ножом масло на хлеб,

-отрезать кусочек котлеты, сосиски.

Учим есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Закрепляем умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

полоскать рот после приема пищи.

Закрепляем умения:- правильно пользоваться столовыми приборами,

есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,

-есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Совершенствуем навыки

своевременно пользоваться носовым платком. Развиваем умение детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

Совершенствуем умение заправлять кровать:

поправлять простыню, накрывать покрывалом.

Принимать участие в смене постельного белья:

- стелить чистую простыню-надевать чистую наволочку.

Одевание-раздевание

Развиваем умения:

-самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,

- правильно размещать свои вещи в шкафу, - аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Развиваем умения:

самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Закрепляем умение:

-аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье

или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

- выворачивать рукава рубашки или платья,-расправлять одежду,-аккуратно ставить обувь.

Совершенствовуем умения:

-наводить порядок в своем шкафчике. -Аккуратно развешивать вещи в шкафу.

-Закрепляем навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.

Содержание в порядке одежды и обуви

Учим:- просушивать и чистить свою одежду, - мыть, протирать, чистить обувь

Методы и приемы:

Наглядный: - показ ребенком;- демонстрация мультимедийных презентаций;

- рассматривание иллюстраций; - использование алгоритмов.

Словесные:

- объяснение, пояснение;- рассказ воспитателя, рассказ ребенка;

- чтение художественной литературы, сочинение детьми сказок, рассказов, загадок.

Практические:

- создание проблемных ситуаций;

- перенос практических действий детей с предметами гигиены в игру;

- опытническая деятельность (мыло, расческа).

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Поэтому мы ведем тесную работу с родителями через консультации, стендовую информацию, родительское собрание, через индивидуальные беседы. 

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380602.jpg

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1724347-1547380616.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Проект  Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» подготовительная к школе группа №10 «Почемучка»

В дошкольной педагогике:•КГН- это навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.Л. Нюканен:•КГН- это доведённое до автома...

Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах...

Мастер-класс для педагогов «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»

Мастер-класс для педагогов «Туризм- одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Геокешинг в условиях ДОУ»...

«Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен детскому туризму, его значению в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.Сегодня, как показывает статистика, наблюдает...

Творческие подвижные игры, как форма приобщения детей к здоровому образу жизни

Творческие подвижные игры, как форма приобщения детей к здоровому образу жизни это мастер-класс, направленный на повышение профессиональной компетентности воспитателей дошкольного учреждения...