Игровой тренинг для педагогов "Образные этюды в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Свечканева Олеся Валерьевна

Данный игровой тренинг пополнит практические знания педагогов в области музыкального воспитания в целом и в развитии творческих способностей в частности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2023_igrovoy_trening.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ   ТРЕНИНГ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

«ОБРАЗНЫЕ  ЭТЮДЫ   В    РАБОТЕ   С   ДЕТЬМИ  

СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

ПЛАН

  1. Образные этюды, как средство развития творческих способностей дошкольников.
  2. Образные этюды «Чайный сервиз»

                                                 «Чей теремок?»

Как известно, множество детских танцевальных движений основано на     подражательности, имитации традиционных представлений о настроениях человека и животных, о природе. Разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывают понятный детям образ, динамику его настроения или состояния. Выполнение любого движения обусловлено, в первую очередь, звучащей музыкой.  Ведь каждое действие, передающее образ, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит детей правильно и точно воспринимать музыку, передавая в собственном движении ее содержание и характеристические особенности.

        Передавая музыкально-игровые образы, дошкольники используют характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения можно назвать имитационными, подражательными, сюжетными. На сегодняшний день, в музыкальной литературе чаще всего используется сочетание «образные этюды».

Необходимо также отметить, что во время выполнения образных этюдов дети должны уметь слушать вступление музыки, определять момент начала собственных танцевальных действий и момент их окончания. Кроме того, выполняя движения, важно обращать внимание детей на выразительные средства музыки (темп, динамику и т.д.).

В работе со старшими дошкольниками образные этюды используются часто. Можно обратиться к детям и попросить их с помощью их собственной фантазии и воображения представить себе и показать какое-то движение «в образе». При этом, свой вариант движений могут показать поочередно несколько детей, а остальные – дать оценочное высказывание – чей вариант исполнения оказался лучше. Можно сделать совместный выбор лучшего варианта и предложить повторить предлагаемые ребенком движения коллективно.

Передача образных этюдов в ответ на задание педагога всегда самостоятельны и носят в себе элемент творчества.

ОБРАЗНЫЕ   ЭТЮДЫ

  1. «Чайный сервиз»

Цель: развивать творческое воображение, посредством музыкально -ритмических движений; эмоционально и выразительно передавать через движения музыкально-игровые образы, развивать чувство ритма; развивать межпредметные связи (музыка, танец и прикладное искусство).

Возможное музыкальное сопровождение: любые мелодичные отрывки из произведений В-А. Моцарта, Ф. Шуберта, этюдов разных композиторов.

Комментируя предметы, которые детям предстоит воплотить в музыке, педагог может воспользоваться рисунками или фотографиями с изображением красивых чайных сервизов.

Описание: Для того, чтобы сочинить танцевальные движения музыканту или хореографу бывает достаточно посмотреть на красивое явление. Восход солнца, рассвет в лесу, начало грозы, все эти явления могут стать толчком к тому, чтобы об этом был сочинен и поставлен красивый танец.  А мы с вами сейчас попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал на столе нарядный чайный сервиз. Каждый из нас видел, как выглядит праздничный стол, уставленный красивой посудой с различным угощением.  Кто назовет, какие предметы входят в посудные сервизы? Например, какая посуда нужна для того, чтобы пригласить гостей на чашку чая?

        (Ответы детей: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник, розетки для варенья, самовар.)

        Отлично, вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. А вот мы сейчас попробуем на время перевоплотиться в эти предметы и станцевать за каждого из них свой маленький танец.

        (Идет показ условных движений, присущих каждому из предметов чайного сервиза.)

        Чайные чашки двигаются в медленных поворотах, руки опущены вниз, ладони согнуты под прямым углом.

        Блюдца двигаются аналогично, только их руки с также отогнутыми ладонями выпрямлены в сторону.

        (После того, как дети изобразили движения чашек и блюдец, они разбиваются на пары и двигаются в танцевальном ритме парой – чашка с блюдцем.)

        Чайник – фигура асимметричная. Его показывают так: одна рука поднята вверх и развернута ладонью в сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Чайник – фигура более важная, двигаться может медленно, с достоинством.

        Сахарница изображается двумя руками, упертыми в бока. Пусть ее походка будет с маленькими приседаниями-пружинками.

        Маленькие розетки для варенья можно изобразить по образу чайных чашек, только при этом дети слегка приседают, согнув колени.

И, наконец, пузатый самовар, который изображают раздвинутыми и закругленными, но разомкнутыми руками. Этот персонаж танца движется вприпрыжку, попыхивая на ходу: «Пых, пых!»

Вот так весело танцует наш чайный сервиз!

Вариативность:

1. Из числа играющих выбирается 1-2 ребенка, которые будут изображать гостей.

2. Дети – чашки движениями должны передать, содержание того, что в них налито, например: сок, молоко, лимонад, чай; дети-блюдца – содержание того, что в них положили, какие-нибудь сладости (конфеты, печенье, баранки, сухарики, торт и т.д.)

  1. «Чей теремок»

          Цель: развивать творческое воображение, посредством музыкально-  

          ритмических движений; эмоционально и выразительно передавать через    

          движения музыкально-игровые образы.

          Возможное музыкальной сопровождение: любая полька. Дети в «теремках»  

          могут «танцевать «сидя.

Описание: муз. руководитель делит детей на небольшие группы по 3-4 человека, в зависимости от общего количества. Каждая группа будет изображать определенных птиц или зверей, которые поселятся в отдельных теремках.  Педагог заранее договаривается с каждой группой игроков, каких зверей или птиц они будут изображать. Например, на вопрос: «Кто в теремочке живет?», утки будут изображать уток, зайцы – передавать образы зайчиков. (Отвечать будут лишь те, в чей «теремок» постучится водящий.)

        Дети строят себе «теремки2 из стульчиков. Из числа игроков выбирается водящий, который вместе с педагогом будет обходить теремки и стучаться в каждый домик. Дети - «зверушки» - сидят на стульчиках, каждая группа в своем теремке. «Зверушки» произносят речитативом или напевают текст и жестами показывают «лапки, крылышки, хвосты, клювики и ушки».

        Дети: Теремки, теремки!

                     Здесь живут зверушки.

                     Лапы, крылышки, хвосты,

                     Клювики и ушки.

        Под музыку педагог вместе в водящим обходят «теремки». По окончании музыкальной фразы стучатся в каждый «теремок» и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» «Зверушки» останавливают выполнение движений и передают музыкально-игровой образ.

        Водящий угадывает: «Здесь кошки живут». Так педагог с ребенком-водящим обходит все «теремки».

        Затем дети придумывают себе новые образы.  Игра повторяется.

Вариативность:

1. Выбирается какое-нибудь животное, например, лиса, которая, если находит «теремок» с зайчиками, после угадывания должна их догнать. Другие животные выбираются по аналогии.

2. В «теремках» могут жить музыкальные инструменты ил танцевальные движения, которые водящий должен отгадать.

      «Теремки, теремки!»

      Живут здесь инструменты.

      Молоточки и звоночки,

      Кнопочки и голосочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Опыт работы Тема: «Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность, и создание условий для развития всех психических процессов, для коррекции речевых нарушений детей и развития их ...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА НИКИТИНЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развивающая предметно-пространственная средаявляется одним из основных средств формированияличности ребенка и источником его знаний исоциального опыта....

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...

Презентация Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Вячеслав Вадимович Воскобович-физик по образованию.Признан одним из первых авторов  многофункциональных и креативных развивающих игр, которые формируют творческий потенциал ребенка, развива...