Игровой тренинг для педагогов "Образные этюды в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Данный игровой тренинг пополнит практические знания педагогов в области музыкального воспитания в целом и в развитии творческих способностей в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023_igrovoy_trening.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОБРАЗНЫЕ ЭТЮДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ПЛАН
- Образные этюды, как средство развития творческих способностей дошкольников.
- Образные этюды «Чайный сервиз»
«Чей теремок?»
Как известно, множество детских танцевальных движений основано на подражательности, имитации традиционных представлений о настроениях человека и животных, о природе. Разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывают понятный детям образ, динамику его настроения или состояния. Выполнение любого движения обусловлено, в первую очередь, звучащей музыкой. Ведь каждое действие, передающее образ, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель учит детей правильно и точно воспринимать музыку, передавая в собственном движении ее содержание и характеристические особенности.
Передавая музыкально-игровые образы, дошкольники используют характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения можно назвать имитационными, подражательными, сюжетными. На сегодняшний день, в музыкальной литературе чаще всего используется сочетание «образные этюды».
Необходимо также отметить, что во время выполнения образных этюдов дети должны уметь слушать вступление музыки, определять момент начала собственных танцевальных действий и момент их окончания. Кроме того, выполняя движения, важно обращать внимание детей на выразительные средства музыки (темп, динамику и т.д.).
В работе со старшими дошкольниками образные этюды используются часто. Можно обратиться к детям и попросить их с помощью их собственной фантазии и воображения представить себе и показать какое-то движение «в образе». При этом, свой вариант движений могут показать поочередно несколько детей, а остальные – дать оценочное высказывание – чей вариант исполнения оказался лучше. Можно сделать совместный выбор лучшего варианта и предложить повторить предлагаемые ребенком движения коллективно.
Передача образных этюдов в ответ на задание педагога всегда самостоятельны и носят в себе элемент творчества.
ОБРАЗНЫЕ ЭТЮДЫ
- «Чайный сервиз»
Цель: развивать творческое воображение, посредством музыкально -ритмических движений; эмоционально и выразительно передавать через движения музыкально-игровые образы, развивать чувство ритма; развивать межпредметные связи (музыка, танец и прикладное искусство).
Возможное музыкальное сопровождение: любые мелодичные отрывки из произведений В-А. Моцарта, Ф. Шуберта, этюдов разных композиторов.
Комментируя предметы, которые детям предстоит воплотить в музыке, педагог может воспользоваться рисунками или фотографиями с изображением красивых чайных сервизов.
Описание: Для того, чтобы сочинить танцевальные движения музыканту или хореографу бывает достаточно посмотреть на красивое явление. Восход солнца, рассвет в лесу, начало грозы, все эти явления могут стать толчком к тому, чтобы об этом был сочинен и поставлен красивый танец. А мы с вами сейчас попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал на столе нарядный чайный сервиз. Каждый из нас видел, как выглядит праздничный стол, уставленный красивой посудой с различным угощением. Кто назовет, какие предметы входят в посудные сервизы? Например, какая посуда нужна для того, чтобы пригласить гостей на чашку чая?
(Ответы детей: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник, розетки для варенья, самовар.)
Отлично, вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. А вот мы сейчас попробуем на время перевоплотиться в эти предметы и станцевать за каждого из них свой маленький танец.
(Идет показ условных движений, присущих каждому из предметов чайного сервиза.)
Чайные чашки двигаются в медленных поворотах, руки опущены вниз, ладони согнуты под прямым углом.
Блюдца двигаются аналогично, только их руки с также отогнутыми ладонями выпрямлены в сторону.
(После того, как дети изобразили движения чашек и блюдец, они разбиваются на пары и двигаются в танцевальном ритме парой – чашка с блюдцем.)
Чайник – фигура асимметричная. Его показывают так: одна рука поднята вверх и развернута ладонью в сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Чайник – фигура более важная, двигаться может медленно, с достоинством.
Сахарница изображается двумя руками, упертыми в бока. Пусть ее походка будет с маленькими приседаниями-пружинками.
Маленькие розетки для варенья можно изобразить по образу чайных чашек, только при этом дети слегка приседают, согнув колени.
И, наконец, пузатый самовар, который изображают раздвинутыми и закругленными, но разомкнутыми руками. Этот персонаж танца движется вприпрыжку, попыхивая на ходу: «Пых, пых!»
Вот так весело танцует наш чайный сервиз!
Вариативность:
1. Из числа играющих выбирается 1-2 ребенка, которые будут изображать гостей.
2. Дети – чашки движениями должны передать, содержание того, что в них налито, например: сок, молоко, лимонад, чай; дети-блюдца – содержание того, что в них положили, какие-нибудь сладости (конфеты, печенье, баранки, сухарики, торт и т.д.)
- «Чей теремок»
Цель: развивать творческое воображение, посредством музыкально-
ритмических движений; эмоционально и выразительно передавать через
движения музыкально-игровые образы.
Возможное музыкальной сопровождение: любая полька. Дети в «теремках»
могут «танцевать «сидя.
Описание: муз. руководитель делит детей на небольшие группы по 3-4 человека, в зависимости от общего количества. Каждая группа будет изображать определенных птиц или зверей, которые поселятся в отдельных теремках. Педагог заранее договаривается с каждой группой игроков, каких зверей или птиц они будут изображать. Например, на вопрос: «Кто в теремочке живет?», утки будут изображать уток, зайцы – передавать образы зайчиков. (Отвечать будут лишь те, в чей «теремок» постучится водящий.)
Дети строят себе «теремки2 из стульчиков. Из числа игроков выбирается водящий, который вместе с педагогом будет обходить теремки и стучаться в каждый домик. Дети - «зверушки» - сидят на стульчиках, каждая группа в своем теремке. «Зверушки» произносят речитативом или напевают текст и жестами показывают «лапки, крылышки, хвосты, клювики и ушки».
Дети: Теремки, теремки!
Здесь живут зверушки.
Лапы, крылышки, хвосты,
Клювики и ушки.
Под музыку педагог вместе в водящим обходят «теремки». По окончании музыкальной фразы стучатся в каждый «теремок» и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» «Зверушки» останавливают выполнение движений и передают музыкально-игровой образ.
Водящий угадывает: «Здесь кошки живут». Так педагог с ребенком-водящим обходит все «теремки».
Затем дети придумывают себе новые образы. Игра повторяется.
Вариативность:
1. Выбирается какое-нибудь животное, например, лиса, которая, если находит «теремок» с зайчиками, после угадывания должна их догнать. Другие животные выбираются по аналогии.
2. В «теремках» могут жить музыкальные инструменты ил танцевальные движения, которые водящий должен отгадать.
«Теремки, теремки!»
Живут здесь инструменты.
Молоточки и звоночки,
Кнопочки и голосочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...
Опыт работы Тема: «Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель:Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность, и создание условий для развития всех психических процессов, для коррекции речевых нарушений детей и развития их ...
Статья Мнемотехнические задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством интеллектуального тренинга
Статья содержит обзор мнемотехнических заданий, которые можно использовать в процессе интеллектуального тренинга...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА НИКИТИНЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развивающая предметно-пространственная средаявляется одним из основных средств формированияличности ребенка и источником его знаний исоциального опыта....
Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...
Презентация Применение игровой технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Вячеслав Вадимович Воскобович-физик по образованию.Признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые формируют творческий потенциал ребенка, развива...