«Здоровьесберегающие технологии в детском саду: опыт использования в работе инструктора по физической культуре»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Майя Геннадьевна Петрова

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привычку к здоровому образу жизни. Стать положительным примером, образцом для подражания в сохранении и укреплении своего здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Майя Геннадьевна

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида

Приморского района Санкт-Петербурга

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду: опыт использования в работе инструктора по физической культуре»

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привычку к здоровому образу жизни. Стать положительным примером, образцом для подражания в сохранении и укреплении своего здоровья.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды.

Проблема воспитания здорового ребенка была и остаётся актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. Решения проблемы оздоровления, воспитания и развития компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи, где инициатором и куратором выступает педагогический коллектив.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 

Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Задачами здоровьесберегающих технологий:

1. Сохранить и укрепить здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Обеспечить конструктивное взаимодействие семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении осуществляется с помощью следующих технологий:

- медико-профилактических;

- физкультурно-оздоровительных;

-технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей (законных представителей);

- здоровьесберегающих образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей дошкольного возраста, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей (законных представителей) - обеспечение валеологической образованности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: ОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

 Закаливание - обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. При закаливании необходимо учитывать следующие принципы:

- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

-  проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

-  сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

-  нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

-  проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

-   прогулки на свежем воздухе. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей   активную деятельность ребенка;

-  солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла, и дети проходят, притопывая по дорожке по 3-4 круга, в средней 4-5 кругов.

-  в среднем возрасте благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

- в старшем возрасте использование горячего обтирания, проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, медицинской сестры. Необходимо уделять особое внимание обучению детей основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей (законных представителей) ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 Физкультурно-оздоровительное направление, является ведущим направлением здоровьесберегающих технологий.

Укрепление здоровья, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей, является целью физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

В физкультурно – оздоровительном направлении, подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно - оздоровительной работе.

В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:

1. Социально-психологическое направление - технологии и методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме.

3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Для реализации здоровьесберегающих технологий мною, как инструктором по физкультуре, используются все формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (ОД, утренняя гимнастика, подвижные, спортивные игры на прогулке, спортивные праздники и развлечения)

Остановлюсь подробнее на наиболее часто используемых здоровьесберегающих технологиях:

  В работе использую корригирующие упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы («Нарисуй ногами», «Достанем до солнышка», «Стойкий оловянный солдатик», «Кошечка» и др)

    Так же использую в работе с детьми ритмопластику. Включаю элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;

    Активно использую технологию музыкального воздействия.

Музыкотерапия в различных формах физкультурно - оздоровительной работы используется мной для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, повышения двигательной активности. Стараюсь включать музыкальное сопровождение, музыкальные игры как можно чаще в занятия.

Дыхательную гимнастику применяю как во вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Она восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект («Насос». «Снежинки», комплексы дыхательных упражнений)

Релаксация необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей могу использовать и внутри занятия ("Улыбнись", "Тишина")

   В своей работе применяю цветотерапию. Подобранные цвета физкультурного оборудования снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. На пример упражнения с предметами желтого цвета, который ассоциируется с цветом солнца и тепла. Яркий и жизнерадостный, он является цветовым воплощением энергии, движения и позитива.

Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические способности: мышление, память, воображение, снимает тревожность. Эту технологию широко используют все педагоги, дети знают огромное количество. («Этот пальчик», «Сидит белка», «Моя семья» и др.)

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях («Неделька», «Вальс глазами» и др)

Кинезиологические упражнения «гимнастика мозга» улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. («Да и нет», «Язычок» и др)

Часто использую смехотерапию, которая очень нравится детям.

Смех - полезное физическое упражнение, способствующее тому, что у человека двигаются плечи, вибрирует диафрагма, расслабляются мышцы шеи, спины и лица.

Логоритмика в моей работе помогает расширять лексический запас, способствует развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствует общую и мелкую моторику, помогает выработке четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивает творческую фантазию и воображение. («Повторяем вместе», «Самолет» и др.) 

Интересны детям упражнения игрового стретчинга, которые обладают психологическим эффектом: улучшают настроение, поднимают самооценку, создают ощущение комфорта и спокойствия в целом. Они повышают общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. («Дерево», «Солнышко», «Верблюд» и др.)

В этом учебном году я стала больше внимания уделять такой здоровьесберегающей технологии, как степ - аэробика. Я, ознакомившись с множеством программ и технологий по физическому развитию детей дошкольного возраста, сделала выбор в пользу степ – аэробики и степ – платформы как многофункционального оборудования в физическом воспитании детей.

Область применения степа довольно широка. Я занимаюсь с детьми степ - аэробикой в различных вариантах:

- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия;

- в форме утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект.

Включаю в программу праздников и развлечений, спортивные танцы с использованием степ – платформы. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик. Использую степ – платформы в различных видах своей воспитательно-образовательной деятельности:                

   В качестве оборудования для формирования основных видов движений: это может быть ходьба, бег, прыжки на двух ногах «змейкой» между степами; ползание на четвереньках через «коридор» из степов; бег с перепрыгиванием через степ – платформы; прыжки на степы и с них; прыжки на двух ногах через степ – платформы; ползание на высоких четвереньках боком над степами вниз лицом; «жучки» над степами лицом вверх; приставными шагами по степам и т.д.    

     Степ – платформу применяю для выполнения степ – аэробики. Стойка на одной ноге; присед с наклоном; выпады в стороны со степа; ножницы; рыбка; качалка; наклоны, сидя на степ – платформе, и сидя на полу, ноги на степе; отжимание руки на полу, колени на степе; выпады ногой назад; хлопки под ногой, стоя на степ – платформе и т.д.  

Для игровых заданий, для подвижных игр, для проведения эстафет, для выполнения ритмических этюдов, композиций, танцевальных движений.            

Прежде чем приступить к внедрению степ – платформ на занятиях по степ – аэробике, я провожу с детьми инструктаж по технике безопасности. Во избежание травматизма, нужно соблюдать следующие правила:

-Перед началом занятий необходимо немного размяться без степа;

-Выполнять шаги в центр степ – платформы;

-Поднимаясь на степ, нужно стараться не попадать на край платформы, а, спускаясь, ступать на всю подошву.

-Опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. -Не отступать от степ – платформы больше, чем на длину ступни.

-Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ – платформе ногами.

-В начале занятий детям рекомендую первое время чаще смотреть себе под ноги на платформу.

-Желательно, чтобы на степе был цветовой рисунок, это поможет правильно сориентироваться ребёнку и не промахнуться мимо степа.

-Не допускаю сходить с платформы (шагом или прыжком) спиной к ней, спрыгивать с платформы.

-Включать в работу руки следует лишь после того, как освоена техника работы ногами.

-Время выполнения повторов базовых шагов с одной ноги не должно превышать 1 мин, чтобы не вызвать перенапряжение в мышцах.

-Скачки и подскоки следует выполнять на платформу, а не на платформе.

-Не требую с первого же занятия успевать за всей группой: можно выполнять движения и тренироваться в своем темпе.

Во время тренировочного процесса я использую следующие методы:

-Сходства: при подборе нескольких упражнений за основу берётся какая-то одна тема.

-Усложнения: определённая логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счёт новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

-Повторения.

-Музыкальную интерпретацию: конструирование упражнений с учётом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.)

-Блоки: объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

Начиная работать с детьми по внедрению степ – аэробики, я для себя отметила, что данная технология предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому, я часто напоминаю детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

На первых занятиях я знакомила детей с новым для них гимнастическим снарядом. Дети брали скамеечки в руки, рассматривали, ставили на пол, сами становятся на них и т.д. Для проведения степ – аэробики я расставляю степы в шахматном порядке, по кругу, по периметру зала, объясняю детям принцип их расположения.

Аэробика для детей должна носить ярко выраженный игровой характер. Детские упражнения должны быть доступными, интересными и приносить радость. Я всегда помню, что дети быстро утомляются и не могут долго делать однообразные движения. Поэтому подбираю разнообразные упражнения и положения, постепенно меняю темп их выполнения.

Легче всего ребенок освоит и запомнит такие упражнения, которые в его воображении будут создавать, какой- либо конкретный зрительный образ. У детей дошкольного возраста мышление развито еще очень слабо. Поэтому для большего интереса каждому упражнению в комплексе я давала подходящее название: «деревья качаются на ветру», «цапля», «самолёт», «великан», «насос», «лодочка» и т.д. Или можно осваивать степ – аэробику, изображая при этом животных, которые двигаются как «мишки здороваются», «мишки потягиваются после сна», «зайцы прячутся от лисы» и т.д. Такие моменты доставляют детям огромную радость. Они получат бодрость и положительный эмоциональный заряд.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. При выборе музыкального сопровождения я взаимодействовала с музыкальным руководителем. Музыка подбиралась с учётом темпа, продолжительности и чёткого ударного ритма.

В ДОУ танцы, с использованием степ – платформы, часто включаются в сюжет праздников и развлечений: «Танец с лентами», «Танец моряков», осенний танец «Листопад». А сколько радости и удовольствия получают бабушки и дедушки во время концерта от выступлений наших детей. Эти выступления повышают у дошкольников интерес к физическим упражнениям на степах, вызывают у них положительный эмоциональный отклик

Чтобы работа с детьми по внедрению степ – платформы проводилась в системе, я разработала план взаимодействия воспитателя по физической культуре с педагогами, родителями и с социокультурными объектами; перспективное планирование по проведению физкультурных занятий и утренней гимнастики; картотеку игровых упражнений, подвижных и малоподвижных игр и эстафет со степами для детей дошкольных групп.

Для повышения компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей я оформила папки-передвижки «Двигательная активность ребёнка», «Степ – аэробика в детском саду» и др.

 Так же в своей работе я использую досуговые формы работы с родителями, с применением нетрадиционного оборудования – «Чудо-парашют». «Для того чтобы сшить парашют, нужно 4 куска подкладочной ткани шириной 1,5 метра (диаметр парашюта 3 метра). Необходимо по метру ткани четырёх цветов (жёлтого, красного, синего, зелёного). В готовом виде парашют представляет собой «плоский зонтик» с восемью секторами.

Игровое пособие «Чудо-парашют» можно использовать в разных видах деятельности: при организации образовательной и игровой деятельности воспитателем, на занятиях с учителем-логопедом, музыкальных занятиях, физкультурных занятиях, спортивных праздниках, развлечениях, во время походов, прогулок.

Я учитывала специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Список литературы:

  1. Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. /Гаврилова И.А., Полтавцева Н.В., Краснова Р.С.  - М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128с
  2. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 79 c.
  3. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Минск.: Выш. шк., 2010.- 228 с.
  4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 c.
  5. Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре.

Современное социально – экономическое состояние общества, неблагополучная экологическая обстановка, постоянно усиливают отрицательное влияние на здоровье не только взрослого, но и подрастающего поколе...

Опыт работы инструктора по физической культуре «Детский сад №257 Самоцветы»

работа с родителями,работа с психолгом,с старшим педагогом...

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыты здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре как условие реализации требований ФГОС ДО...

Опыт работы: "Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре".

Одной из главных задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном опыте работы подробно описаны все здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в до...

Опыт работы инструктора по физической культуре в детском саду

Моя профессиональная деятельность осуществляется в рамках программы МДОАУ № 50, методическое обеспечение Л. И. Пензулаевой. Главными задачами в своей работе считаю сохранение, укрепление и о...