Развитие координационных способностей у детей
статья по физкультуре

Вернигор Маргарита Викторовна

Описание развития координационных способностей дошкольников по возрастным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_koordinatsionnyh_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx204.72 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в ДОУ детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать  на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.

Ходьба по скамейкам

  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)

Ходьба по ровной линии с поднятыми руками

  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);

Упражнения с мячом

  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;

Ходьба по бревну (скамье)

  • бег вперёд, назад, с поворотами

Бег

  • прыжки со скамьи и на скамью

Прыжки со скамьи

Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой, добавлять упражнения с предметами. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам одноименной настольной игры

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам о...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...