Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Навстречу ГТО"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Возрождение системы ГТО может реально повлиять на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решит многие проблемы в физическом и психическом развитии ребенка дошкольника. Главное, что мы должны сделать сейчас как педагоги дополнительного образования - это активно внедрять ГТО в нашу жизнь среди детей и родителей. Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1й ступени (от 6 до 8 лет): воспитанники подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление о ВФСК ГТО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_navstrechu_k_gto.docx | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №38 имени кавалера ордена Отечественной войны А.С.Бетева города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
« Навстречу к ГТО»
для детей 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: методист СП «Детский сад №11»
ГБОУ СОШ №38 г.о. Сызрань
Куляпина Инна Владимировна
Сызрань, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Номер страницы |
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи | 5 |
1.3. | Содержание программы | 6 |
1.4. | Планируемые результаты | 8 |
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» « | 9 | |
2.1 | Учебно-тематический план | 9 |
2.2. | Формы аттестации | 10 |
2.3. | Обеспечение программы | 11 |
2.4. | Список используемой литературы | 13 |
Раздел 1 . «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Возрождение системы ГТО может реально повлиять на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решит многие проблемы в физическом и психическом развитии ребенка дошкольника. Главное, что мы должны сделать сейчас как педагоги дополнительного образования - это активно внедрять ГТО в нашу жизнь среди детей и родителей. Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1й ступени (от 6 до 8 лет): воспитанники подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление о ВФСК ГТО.
Нормативными основаниями для разработки данной программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)
Направленность программы по содержанию является физкультурно-спортивной.
Актуальность программы. В рамках программы «Навстречу ГТО» осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной и игровой деятельности.
Новизна программы:
Программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу, способствуют подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В программе прослеживается изучение спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по данной специализации.
Отличительной особенностью программы от имеющихся в дошкольном образовании программ физкультурно-спортивной направленности является обогащение содержания двигательной деятельности за счёт обучения детей выполнению физических упражнений в соответствии с требованиями методики комплекса ГТО, формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она направлена на укрепление здоровья и гармоничное развитие обучающихся, формирование стойкого интереса к занятиям спортом, развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений), воспитание морально-волевых и духовных качеств.
- Цели и задачи программы
Цель программы: приобщение детей к здоровому активному образу жизни и формирование интереса к спорту посредством физкультурно-оздоровительной организации с помощью внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему работы дошкольного учреждения.
Задачи:
обучающие:
- формирование у дошкольника осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
- создание положительного отношения дошкольника к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
- углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретённых на учебно-тренировочных занятиях;
развивающие:
- развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;
- обогащение двигательного опыта дошкольника физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- развитие коммуникативных качеств и умения работать в команде.
- воспитательные:
-воспитание нравственных и эстетических качеств личности дошкольника, в особенности трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, уважения к окружающим.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | практика | теория | |||
1 | Комплекс упражнений из физкультурно- спортивного комплекса ГТО. | 18,0 | 16,5 | 1,5 | Контрольные упражнения |
2 | Упражнения для развития ловкости. Гимнастика: дыхательная, суставная | 6,5 | 6,0 | 0,5 | Контрольные упражнения |
3 | Подвижные спортивные игры | 10,5 | 10,0 | 0,5 | Контрольные упражнения |
4 | Итоговое занятие. | 1,0 | 1,0 | Сдача норм ГТО | |
36 | 33,5 | 2,5 |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема № 1. Комплекс упражнений из физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
На развитие силы:
- сгибание и разгибание рук,
- прыжки с места.
На развитие скоростных качеств:
-челночный бег 3х10 м. (сек.)
-бег на 30 м. (сек.)
-поднимание туловища из положения, лежа (количество раз за 1 мин.)
На развитие гибкости:
-наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (см).
На развитие выносливости:
-смешанное передвижение на 1000 м. (мин, сек.).
На развитие координации, равновесия, меткости:
-метание теннисного мяча в цель,
-ходьба по гимнастической скамье,
-прыжки через скакалку,
-выполнение упражнения «Ласточка».
Тема № 2. Упражнения для развития ловкости. Гимнастика: суставная, дыхательная
Упражнения для развития ловкости, быстроты движений, глазомера.
Ходьба. Ходьба с мешочком (вес 1 кг) на голове с выполнением различных заданий, ходьба по шпалам, ходьба вдвоем-втроем в затылок, держась руками за локти находящегося впереди. Ходьба на носках маленькими, частыми шагами. Шаг конькобежца.
Бег. 1. Бег «вприпрыжку», наперегонки, с препятствиями на 20—30 м.
Суставная гимнастика
Комплекс №1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. Упражнения без предметов.
Комплекс №2. Игровое упражнение "Быстро в колонну!"
Упражнения с малым мячом. Игра "Совушка".
Комплекс №3. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному с нахождением своего места по сигналу педагога.
Упражнения с флажками.
Комплекс № 4. Ходьба в колонне по одному, по сигналу педагога поворот в другую сторону. Ходьба с перешагиванием через шнуры (расстояние между шнурами 40–50 см).
Упражнения с обручем. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательная гимнастика
«Качели». Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
«Дерево на ветру». ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на
коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Дровосек». Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз.
«Сердитый ежик». Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком 3-5 раз.
«Ворона». ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
«Паровозик». Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух- чух- чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту- тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Тема № 3. Подвижные спортивные игры.
Зайцы в огороде; кто быстрее до флажка; перебежки; бездомный заяц; Эстафеты с передачей гимнастических предметов.
Тема №4. Итоговое задание. Выполнение нормативов (тестов) по 1 ступени.
- Планируемые результаты
Личностные результаты – потребность к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья; умение работать в группе, команде.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• принимать задачи, поставленные педагогом;
•знать технологическую последовательность выполнения работы;
•правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; · перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды
Коммуникативные УУД:
•учиться работать в коллективе;
•проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты.
Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.
- Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Учебно – тематический план.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Вид занятия | Вид контроля |
1 | Комплекс упражнений из физкультурно-спортивного комплекса ГТО. | 18 | Теория/практика | Контрольные упражнения |
1.1 | На развитие силы. | 4 | Теория/практика | Контрольные упражнения |
1.2 | На развитие скоростных качеств. | 3 | Практика | Контрольные упражнения |
1.3 | На развитие гибкости. | 3 | Практика | Контрольные упражнения |
1.4 | На развитие выносливости: | 3 | Практика | Контрольные упражнения |
1.5 | На развитие координации, равновесия, меткости: | 5 | Теория/практика | Контрольные упражнения |
2 | Упражнения для развития ловкости. Гимнастика: суставная, дыхательная | 6 | Практика | Контрольные упражнения |
2.1 | Упражнения для развития ловкости, быстроты движений, глазомера. | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
2.2 | Суставная гимнастика | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
2.3 | Дыхательная гимнастика | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
3 | Подвижные спортивные игры. | 11 | Теория/практика | Контрольные упражнения |
3.1 | Эстафеты с передачей гимнастических предметов. | 3 | Теория/практика | Контрольные упражнения |
3.2 | Зайцы в огороде; | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
кто быстрее до флажка; | 2 | Практика | Контрольные упражнения | |
3.3 | перебежки; | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
3.4 | бездомный заяц; | 2 | Практика | Контрольные упражнения |
4 | Итоговое задание. Выполнение нормативов (тестов) по 1 ступени. | 1 | Практика | Сдача норм ГТО |
2.2. Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет. Для зачисления в объединение специальных знаний и подготовки не требуется. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. Годовой объем обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 36 недель учебнотренировочной деятельности..
Формы обучения: программой предусматриваются теоретические и практические занятия, выполнение нормативов ВФСК «ГТО», участие в различных соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно- коммуникационная технологии.
Форма организации деятельности:
- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия; - теоретические занятия;
- тестирование;
- самостоятельная подготовка.
Дополнительные формы учебно-тренировочного процесса:
- спортивно-массовые мероприятия (фестивали, конкурсы, викторины, соревнования и др.) Режим занятий: учебная работа планируется из расчета 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Наполняемость групп: составляет минимально 15 человек.
2.2.Формы аттестации.
Основные показатели выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, выполнение нормативов комплекса ГТО на знак отличия, соответствующего возрастной ступени.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы.
В течение учебного года тренер-преподаватель организует и проводит контроль знаний, умений и навыков, обучающихся объединения.
Промежуточный контроль осуществляется в форме сдачи нормативов по ОФП.
Итоговый контроль – сдача нормативов по ОФП. Кроме того, тренер в течение года проводит комплексный контроль за физическим развитием, состоянием здоровья обучающихся, и освоением ими программного материала.
Комплексный контроль включает:
- педагогические наблюдения за поведением воспитанников в коллективе, во время занятий, соревнований;
- определение уровня теоретических знаний в ходе бесед, занятий по тактике и в процессе выполнения специальных заданий;
- метод экспертных оценок – определение уровня подготовленности ребят на данном этапе соревнований и тренировок.
Критерии и показатели оценки эффективности программы.
- Стабильный состав и интерес обучающихся к обучению и пропаганда занятий физической культурой и спортом.
- Динамика прироста показателей уровня физической подготовленности.
- Участие занимающихся в соревнованиях различного уровня, конкурсах, фестивалях, выполнение норм комплекса ГТО.
2.3. Обеспечение программы
Методическое обеспечение
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
- ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
- принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы :практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.
- наглядные методы: данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.
- практические методы: спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
- Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;
- Повторение материала, изученного на предыдущем занятии;
- Постановка цели занятия перед учащимися;
- Изложение нового материала;
- Практическая работа;
- Обобщение материала, изученного в ходе занятия;
- Подведение итогов.
Материально- техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:
− спортивный зал;
− оборудованная спортивная площадка на открытом воздухе;
− мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи для метания;
− гимнастические палки;
− спортивные гранаты;
− эстафетная палка;
− секундомер;
− гимнастическая скамейка;
− видео тренировочных занятий, спортивных соревнований
2.4. Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.:Питер, 2017 – 400 с.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2017г.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
- Вареник Е.Н. – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Воротилкина И. М. Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Москва «Издательство НЦЭНАС», 2014г.
- Голицына Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. Москва, 2016г.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. Издательство ГНОМ и Д», 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....