Мастер-класс для педагогов «Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »
методическая разработка по физкультуре

Мастер-класс для педагогов «Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_v_igri_igraem_mozg_razvivaem.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »

Проведя мониторинг физического развития во всех группах. По результатам диагностики выявлено, что у детей на низком уровне развиты следующие качества: ловкость, координация крупной и мелкой моторики, быстрота реакции. Развитие этих каччеств зависит от сформированности у детей саморегуляции, нарушение внимания, не понимают многоступенчатую инструкцию. Поэтому, мной было принято решение в свои занятия по физической культуре включать упражнения и игры, способствующие комплексному развитию ребенка. Это нейроигры. позволяет сбалансировать работу правого и левого полушарий мозга, улучшить их взаимодействие, скорость восприятия информации, темп деятельности, память, речь.Эти игры берутся из развивающей программы с нейропсихологическим подходом. (Семенович). Они рекамендованны для детей с проблемами концентрации внимания, нарушениями переключения с одного движения на другое, когнетивных процессов, эмоционально-волевой сферы, с речевым нарушением. Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

В свои ззанятия я включаю упражнения направленные на развитя внимания и саморегуляции, на развитие дыхания, так же специальные игры с мячом и малоподвижные игры.

Сейчас я прдлагаю попробывать выполнить эти упражнения. В своей работе вы можете смело их использовать.

Дыхательные упражнения направлены на обогощение организма кислородом, дети настраиваются на плодотворную работу. С помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими. Научившись контролировать дыхание, мы тем самым включаем функции произвольной саморегуляции. Это и есть осознанное регулирование своего дыхания.

Дыхание оказывает релаксирующее воздействие. Дети приобретают навыки дыхательной релаксации, что позволяет им научиться на всю будущую жизнь восстанавливать силы и отдыхать буквально за несколько минут.

  1. «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя ). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде по команде «вдох-выдох» (5 раз).
  2. «Дышим под счет» Ребенок ложитсяна спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
  3. Ребенок, лежа делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (3 хлопка), держим (3 хлопка), опускаем (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе во время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также задерживает на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нужно следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.

Растяжки

Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые подкорковые структуры мозга.

Когда взрослый помогает ребёнку выполнять растяжки, он должен проводить их в щадящем режиме, не рывками, медленно.

Система упражнений на растяжки позволяет научить ребёнка чувствовать напряжение, и научиться его снимать. Ребёнок должен уметь произвольно напрягать и расслаблять то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую. Тогда произойдёт дифференциация и он будет оптимально расходовать свои силы.

  1. «Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны.
    Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.
    Будьте осторожны
  2. «Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет — ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять»
    свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.
  3. «Полетели -1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время. Команды даются отдельно для разных частей тела.
  4. «Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).
  5. «Маятник».Ребенок, сидя на коленях и пятках, наклоняется вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.

Развитие внимания

Упражнения направлены на улучшение концентрации внимания и его распределение

  1. «Остановись». Дети свободнодвигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).
  2. «Стоп-игра».Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале
  3. «Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
  4. «Правильно-неправильно». Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть части правильно, а показывать неправильно, вы должны делать правильно, то есть так, как говорю». Затем психолог, например, кладет руки на плечи, а говорит «колени». Дети должны положить руки на колени. Потом наоборот делают так,что говорит,а показывает не правильно.

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Игры с мячом

Цель:развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,формирование координации и ловкости произвольное внимание, координировать попеременное движение рук. Направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Происходит самомассаж пальцев рук.

  1. Ребенок и взрослыйдолжны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. Мяч кидают сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, немного выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.
  2. «Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру. Одновременно большой и теннисный мячи катятся друг другу в руки. Мячи не должны сталкиваться
  3. «Упражнение с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч двумя руками. Мяч кидают с разных расстояний. Ребенок ловит мя и называет любой синий (красный, мокрый, холодный, горячий и т.д.) предмет.
  4. «Упражнение с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч. Если взрослый кинул правой рукой, то ребенок ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.
  5. «Мяч по кругу». Ребенок ведет вокруг себя большой мяч, поворачиваясь вокруг своей оси, чеканя мяч поочередно то правой рукой, то левой.
  6. «Чеканка по линии». На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч, то справа от линии, то слева от нее. Сначала чеканит левой рукой слева, правой справа, потом наоборот – левой справа, а правой слева от линии.

Игры соревновательного характера

Повышают игровую мотивацию. Дух соперничества, лидерства. Дети учатся проигрывать. Развивается

Направлены на формирование мышления, памяти, внимания, речи.

  1. Прыжки из обруча в обруч, перекладывая массажный мяч в кольцо справа, слева.
  2. Чеканим мяч правой-левой руками поочередно баскетбольный мяч до фишки, обратно бегом передаем эстафету.
  3. Между стульчиками проносим мяч в парах и забрасываем в корзину.
  4. Игра «Крестики-нолики» (обручи,мешочки)

В конце мастер класса поделитесь своими впечатлениями. Узнали ли вы что то новое для себя? Будете ли вы использовать элементы нейроигр и упражнений в своей работе?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей»

Повысить педагогическую  грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Заинтересовать родителей   актуальностью данной темы, вовлечь родителей  к ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Мастер класс для родителей Пальчиковые игры как развитие мелкой моторики и речи детей

Ум ребенка находится на кончиках пальчцев, как Сказал Сухомлинский.Мы с ребятами решили провести для родителей занятие и научить их как правильно играть в пальчиковые игры, вдохновив их тем самым на з...

Мастер - класс для воспитателей: Подвижная игра как средство физического и всестороннего развития

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на ор...