Мастер-класс для педагогов «Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »
методическая разработка по физкультуре
Мастер-класс для педагогов «Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_v_igri_igraem_mozg_razvivaem.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Игры на развитие физического и эмоционального здоровья »
Проведя мониторинг физического развития во всех группах. По результатам диагностики выявлено, что у детей на низком уровне развиты следующие качества: ловкость, координация крупной и мелкой моторики, быстрота реакции. Развитие этих каччеств зависит от сформированности у детей саморегуляции, нарушение внимания, не понимают многоступенчатую инструкцию. Поэтому, мной было принято решение в свои занятия по физической культуре включать упражнения и игры, способствующие комплексному развитию ребенка. Это нейроигры. позволяет сбалансировать работу правого и левого полушарий мозга, улучшить их взаимодействие, скорость восприятия информации, темп деятельности, память, речь.Эти игры берутся из развивающей программы с нейропсихологическим подходом. (Семенович). Они рекамендованны для детей с проблемами концентрации внимания, нарушениями переключения с одного движения на другое, когнетивных процессов, эмоционально-волевой сферы, с речевым нарушением. Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
В свои ззанятия я включаю упражнения направленные на развитя внимания и саморегуляции, на развитие дыхания, так же специальные игры с мячом и малоподвижные игры.
Сейчас я прдлагаю попробывать выполнить эти упражнения. В своей работе вы можете смело их использовать.
Дыхательные упражнения направлены на обогощение организма кислородом, дети настраиваются на плодотворную работу. С помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими. Научившись контролировать дыхание, мы тем самым включаем функции произвольной саморегуляции. Это и есть осознанное регулирование своего дыхания.
Дыхание оказывает релаксирующее воздействие. Дети приобретают навыки дыхательной релаксации, что позволяет им научиться на всю будущую жизнь восстанавливать силы и отдыхать буквально за несколько минут.
- «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя ). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде по команде «вдох-выдох» (5 раз).
- «Дышим под счет» Ребенок ложитсяна спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
- Ребенок, лежа делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (3 хлопка), держим (3 хлопка), опускаем (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе во время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также задерживает на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу. Упражнение выполняется 5-8 раз.
Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нужно следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.
Растяжки
Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые подкорковые структуры мозга.
Когда взрослый помогает ребёнку выполнять растяжки, он должен проводить их в щадящем режиме, не рывками, медленно.
Система упражнений на растяжки позволяет научить ребёнка чувствовать напряжение, и научиться его снимать. Ребёнок должен уметь произвольно напрягать и расслаблять то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую. Тогда произойдёт дифференциация и он будет оптимально расходовать свои силы.
- «Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны.
Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.
Будьте осторожны - «Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет — ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять»
свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками. - «Полетели -1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время. Команды даются отдельно для разных частей тела.
- «Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).
- «Маятник».Ребенок, сидя на коленях и пятках, наклоняется вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.
Развитие внимания
Упражнения направлены на улучшение концентрации внимания и его распределение
- «Остановись». Дети свободнодвигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).
- «Стоп-игра».Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале
- «Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
- «Правильно-неправильно». Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть части правильно, а показывать неправильно, вы должны делать правильно, то есть так, как говорю». Затем психолог, например, кладет руки на плечи, а говорит «колени». Дети должны положить руки на колени. Потом наоборот делают так,что говорит,а показывает не правильно.
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Игры с мячом
Цель:развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,формирование координации и ловкости произвольное внимание, координировать попеременное движение рук. Направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Происходит самомассаж пальцев рук.
- Ребенок и взрослыйдолжны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. Мяч кидают сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, немного выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.
- «Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру. Одновременно большой и теннисный мячи катятся друг другу в руки. Мячи не должны сталкиваться
- «Упражнение с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч двумя руками. Мяч кидают с разных расстояний. Ребенок ловит мя и называет любой синий (красный, мокрый, холодный, горячий и т.д.) предмет.
- «Упражнение с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч. Если взрослый кинул правой рукой, то ребенок ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.
- «Мяч по кругу». Ребенок ведет вокруг себя большой мяч, поворачиваясь вокруг своей оси, чеканя мяч поочередно то правой рукой, то левой.
- «Чеканка по линии». На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч, то справа от линии, то слева от нее. Сначала чеканит левой рукой слева, правой справа, потом наоборот – левой справа, а правой слева от линии.
Игры соревновательного характера
Повышают игровую мотивацию. Дух соперничества, лидерства. Дети учатся проигрывать. Развивается
Направлены на формирование мышления, памяти, внимания, речи.
- Прыжки из обруча в обруч, перекладывая массажный мяч в кольцо справа, слева.
- Чеканим мяч правой-левой руками поочередно баскетбольный мяч до фишки, обратно бегом передаем эстафету.
- Между стульчиками проносим мяч в парах и забрасываем в корзину.
- Игра «Крестики-нолики» (обручи,мешочки)
В конце мастер класса поделитесь своими впечатлениями. Узнали ли вы что то новое для себя? Будете ли вы использовать элементы нейроигр и упражнений в своей работе?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей»
Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к ...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для развития речи, составлению рассказа
таблица картинок...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников....
Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...
Мастер класс для родителей Пальчиковые игры как развитие мелкой моторики и речи детей
Ум ребенка находится на кончиках пальчцев, как Сказал Сухомлинский.Мы с ребятами решили провести для родителей занятие и научить их как правильно играть в пальчиковые игры, вдохновив их тем самым на з...
Мастер - класс для воспитателей: Подвижная игра как средство физического и всестороннего развития
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на ор...