Мастер - класс для воспитателей: Подвижная игра как средство физического и всестороннего развития
учебно-методический материал

Оборнева Екатерина Сергеевна

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborneva_podvizhnaya_igra.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 122»

Мастер – класс

«Подвижная игра как средство физического и всестороннего развития дошкольников»

Выполнила:

Оборнева Екатерина Сергеевна

2 слайд. Согласно ФГОС ДО одной из важнейшей задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область «Физическое развитие» по  ФОП ДО включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами».

Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Современные дети мало двигаются, потому что не играют в подвижные игры из-за привязанности к телефону и  компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

3 слайд. Классификация подвижных игр

Подвижные игры делятся на игры с правилами (элементарные) и игры с элементами спортивных игр (сложные).

Игры с правилами в свою очередь делятся на сюжетные, бессюжетные и игры забавы.

Сюжетные игры — это те игры, которые имеют готовый сюжет, игровые действия, роль, которую выполняет ребёнок и, твёрдо зафиксированные правила, направленные на:

1. уточнение хода игры;

2. регулирование поведения детей.

Этого вида игры используются во всех возрастных группах, но особенно популярны конечно же в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры типа «Ловишек» или «Перебежек», не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры содержат интересные, конкретные двигательные задания и требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

Игры - эстафеты, игры - забавы, аттракционы, это те игры где двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

К играм с элементами спортивных игр относятся такие игры как городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются только элементы этих игр, и дети играют по упрощённым правилам. Например, прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении и закатывать её в ворота или перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, ведение мяча правой, левой рукой.

4 слайд. Если рассмотреть характеристики подвижных игр по степени подвижности ребенка в игре, то мы увидим, что различают три степени, это:

  а) игры большой подвижности (игры в которых одновременно участвует вся группа детей и построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки) Такие игры целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела;

б) игры средней подвижности (называют такие в которых тоже участвует вся группа, но характер движения относительно спокойный (ходьба, передача предметов)

в) игры малой подвижности (движения в которых выполняются в медленном темпе, и с незначительной интенсивностью).

Выбор игры –подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

5 слайд. Методика проведения подвижной игры включает:

  1. сбор детей на игру,
  2. создание интереса,
  3. объяснение правил игры,
  4. распределение ролей,
  5. руководство ходом игры.
  6. подведение итогов

Методика проведения подвижной игры включает:

Сбор детей на игру - собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор на игру не должен превышать 1 - 2 минут. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. В средних и старших группах собрать детей на игру можно различными приёмами. Можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); использовать звуковые и зрительные ориентиры (как только воспитатель ударит в бубен, они соберутся около него или вокруг обруча). В старших и подготовительных группах поручить отдельным детям, распределив заранее кто кого позовёт, собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звенит колокольчик)

Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Создание интереса к игре - а протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!»

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки на тему игры, рассматривание следов на снегу, по которым нужно найти спрятавшихся и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма или эмблемы, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Объяснение правил - Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

При объяснении игры взрослый должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, педагог занимает место рядом с детьми, но не в центре круга, так как, находясь в центре круга, он не увидит ту часть группы, которая расположена позади него.

Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими.

В одном саду при проведении игры «Хитрая лиса» девочка, выполняющая роль лисы, упорно не откликалась на вопросы детей: «Хитрая лиса, где ты?» Оказалось, что при объяснении игры воспитатель сказал детям: «Лиса должна стоять и молчать, потому что она хитрая». Но до какого момента лиса должна стоять и молчать, воспитатель забыл указать, и «лиса» добросовестно стояла и молчала. Причиной нарушения правил в данной игре было нечёткое объяснение их воспитателем.

Распределение ролей - Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения, нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.  Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Руководство игрой - В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Подведение итогов - оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Анализирует, как удалось достичь успеха в игре. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Детей надо обязательно похвалить.

Подвижные игры проводятся на занятиях физической культурой, а также на прогулках. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать.

6 слайд. Перед тем как организовать с детьми игру воспитатель должен пройти определённую подготовку, ведь от качественной подготовки воспитателя
будет зависеть и само проведение игры. В теории описаны шесть шагов
подготовки воспитателя. Перед вами на слайде представлены шаги в виде пирамиды.

 Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

7 слайд. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

8 слайд. Нагрузка может дозироваться следующими приемами:

  • уменьшением или увеличением числа играющих;
  • продолжительностью игры по времени;
  • размеров игровой площадки;
  • количества повторений;
  • тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха.

Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

            Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

- усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

- изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

- сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

- усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

9 слайд. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников"

вт консультации раскрывается сущность подвижной игры, ее особенности, значение для развития дошкольников...

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязан...

Консультация "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития детей"

Влияние подвижных игр на физическое и всестороннее развитие детей. Организация и проведение подвижных игр....

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников.

В презентации представлен  теоретический материал о подвижных играх,а также наглядный фотоотчёт о проведенных  тех или иных  видах подвижных игр  с детьми на прогулке, в спортивном...

Консультация для педагогов «Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников»

laquo;В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок должен играть. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь»...