Подвижные игры с элементами нейрогимнастики с использованием координационной лестницы с детьми 5-7 лет с ТНР на физкультурных занятиях
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Маврова Елена Львовна

материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности ДОУ, инструкторам по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Подвижные игры с элементами нейрогимнастики с использованием координационной лестницы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на физкультурных занятиях»

        Многими учёными подтверждается тот факт, что в последнее время в ДО увеличивается количество детей, нуждающихся в специализированной помощи дефектолога, логопеда.

Исследователи указывают на взаимосвязь психического и физического развития ребёнка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Многие исследователи отмечали тесную взаимосвязь развития речи и общей моторики.

        Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Кроме речевого дефекта у детей часто наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.

        Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.

Специфично поведение и психическое развитие детей с ТНР. Им характерна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. Или, наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность.

        Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям, из–за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.

        Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ТНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Внимание направлено на формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений, формирование и развитие умения использовать физические упражнения рационально при осуществлении самостоятельной двигательной деятельности, формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах.

Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:

- создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;

- повышение физиологической активности органов и систем детского организма;

- коррекция речедвигательных нарушений;

- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений.

Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов у детей при условиях правильной организации этой технологии.

Инструкторы по физической культуре активно продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы.

Один из таких приемов — включение в физкультурные занятия элементов нейрогимнастики в подвижные и малоподвижные игры, состоящих из упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на изменяющуюся ситуацию, сенсорное стимулирование, давая мозгу возможность решать привычные задачи непривычным способом.

Упражнения и игры на координационной лестнице способны решать задачи нейропсихологии и образовательной кинезиологии («Гимнастики мозга»).

Игры на координационной лестнице :

1. улучшают мыслительную деятельность;

2. синхронизируют работу обоих полушарий мозга;

3. способствуют запоминанию и творческому самовыражению;

4. повышают устойчивость внимания;

5. способствуют улучшению осанки и общей координации тела;

6. снимают напряжение, помогают регулировать поведение.

А значит, развивают умение хорошо владеть своим телом, координацию движений, скоростно-силовые качества, крупную и мелкую моторику рук, ловкость, тем самым сохраняя и укрепляя психофизическое здоровье ребёнка.

Что такое координационная лестница? Это универсальный тренажёр, состоящий из 6-12 гибких пластиковых перекладин, соединённых между собой стропами (верёвками, образующих ячейки - «квадраты». Размеры ячеек можно варьировать от 37см до 40 см в зависимости от вида движения.

Лестница применяется в разных видах детской деятельности:

-в утренней гимнастике;

-в ООД;

-в физкультминутках и динамических паузах;

-подвижных играх на прогулках;

-самостоятельной двигательной деятельности.

        Такие игры не требуют большого пространства, могут использоваться в групповой комнате. Помимо развития психических процессов способствуют сплочению коллектива, положительному эмоциональному настрою ребёнка, саморегуляции поведения, развитию сенсомоторных навыков.

        Представляю Вашему вниманию несколько игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.

Средний дошкольный возраст.

1. Игра «Орешки для белочки».

Атрибуты: 2 координационных дорожки, набор шариков для сухого бассейна или набор кубиков (по три-пять на каждого ребёнка).

  1. Ход игры:

Дети стоят у каждой ячейки одной из лестниц. Рядом в ячейках по три-пять шариков (кубиков). По сигналу дети начинают переносить по одному шарику в ячейку напротив (заранее обговариваются ячейки, задача: взять одной рукой шарик, перенести в ячейку напротив, затем взять другой рукой. Кто перенёс все шарики, встаёт рядом, подняв руки вверх.

2. Игра «Чей поезд быстрее соберётся».

(для среднего и старшего возраста)

Атрибуты: 2 координационные лестницы.

  1. Ход игры:

Для среднего возраста. Дети встают в «вагоны поезда» - ячейки лестницы, запоминают свои места. На сигнал«Остановка!» - бегут по залу врассыпную, на сигнал«По вагонам!» - встают в свои ячейки – «вагоны».

Для старшего возраста с усложнением. Дети изображают «поезд», запоминают, кто за кем. Встают друг за другом перед лестницей, по сигналу начинают идти по ней, не наступая на перекладины. Задача: на каждый шаг одной ногой встать в одну ячейку, на следующий шаг другой ногой встать в следующую ячейку, руками хлопнуть в ладоши на каждый шаг. Дети проходят круг и останавливаются в КЛ, на сигнал«Остановка» - дети выходят из «поезда» и двигаются врассыпную. На сигнал«Быстро в поезд!» - дети находят своё место в поезде - «занимают свой вагон-ячейку». Побеждает команда, быстрее занявшая свои места.

2. Игра «Найди свой кубик» (для среднего и старшего возраста).

Атрибуты: кубики разных цветов по одному на каждого ребёнка (мелкие резиновые игрушки, координационная лестница.

  1. Ход игры.

        Простой вариант. На одной половине группы (зала) расположена координационная лестница. Дети выбирают кубик, запоминают цвет, и кладут его в любую ячейку – «домик». На сигнал двигаются врассыпную. По команде«Стоп!» - останавливаются, закрывают глаза. В это время взрослый меняет местами кубики, затем по команде лети открывают глаза и находят свой кубик, берут его в руки и встают в «домик», где лежал их кубик.

        Вариант с усложнением. На одной половине группы (зала) расположена лестница. Дети стоят врассыпную и держат в руке кубик своего цвета. По команде они двигаются врассыпную по группе с упражнением : поднять колено, кубиком коснуться колена, переложить кубик, коснуться другого колена. По команде«Кубик в домик!» дети кладут кубик в любую ячейку. По сигналу«Беги!» дети бегают врассыпную, на сигнал«Найди свой кубик!» - ищут свой кубик и встают в ячейку, подняв кубик вверх.

Старший дошкольный возраст

1. Игра «Повтори за мной».

Атрибуты: координационная лестница.

  1. Ход игры:

Дети выбирают водящего. Водящий встаёт перед детьми, а дети — каждый через ячейку лестницы. Водящий показывает разноимённые движения для рук и ног — дети повторяют за ним, кто ошибается, выходит из ячейки, делая шаг назад.

2. Игра «Кузнечики, пчёлы, жуки».

Атрибуты: координационная лестница.

  1. Ход игры:

Дети встают в ячейки КЛ, на сигнал«Кузнечики» - дети прыгают из ячейки в ячейку вперёд-назад на двух ногах, с хлопком на каждый прыжок перед собой и за спиной; на сигнал «Пчелы» - кружатся вокруг себя и жужжат, со сменой рук: одна рука к плечу, другая – вверх; на сигнал «Жуки» - присесть в группировку.

Кто ошибается, отходит назад. Задача: стараться не задеть лестницу.


3. Игра «Поварята».

Атрибуты: координационная лестница.

Ход игры :

В логопедической группе на занятии в играх мы закрепляем названия овощей или фруктов и т. д. в зависимости от лексической темы. В данной игре дети превращаются в овощи, из которых надо сварить борщ. Дети встают в круг. Задача детей придумать, каким он будет овощем (можно заранее, назвать себя и передать ладошкой эстафету следующему игроку. Одной рукой ребёнок принимает эстафету, другой передаёт. По сигналу«Овощи, в кастрюлю!» - дети занимают любую ячейку лестницы и взявшись за руки, прыгают на месте на двух ногах, изображая варку овощей в кастрюле. На сигнал«Овощи сварились, в тарелку!» - дети выбегают из лестницы и быстро встают в круг.

4. Игра «Поезд».

Атрибуты: 1-2 координационные лестницы.

Ход игры :

        Дети встают в ячейки лестницы, запоминают порядок. В игре важно взаимодействие в группе детей. Каждый ребёнок представляет себя вагоном поезда

, один – паровозом.

По сигналу«Паровоз едет» - первый ребёнок, изображающий паровоз, выбегает из лестницы и бежит назад к игроку, стоящему последним, огибает лестницу, последний ребёнок –«вагон» «прицепляется» к «паровозу», затем следующий, пока все «вагоны» не прикрепятся к паровозу. Поезд объезжает лестницу вокруг, а затем дети последовательно «отцепляются» от «паровоза" и встают на свои места. Последним встаёт «паровоз».

Задача детей: последовательно друг за другом прикрепится к паровозу, не отцепиться при движении и вовремя отцепиться - встать последовательно на свои места.

5. Игра «Ловкая пара».

Атрибуты: 2 координационные лестницы, набор шариков цветных для сухого бассейна.

Ход игры : две лестницы расположены по двум сторонам зала на расстоянии 2-3 метра друг от друга. В ячейках через одну лежат 3-5 шариков одного цвета (причём противоположных ячейках мячи должны отличатся по цвету).

Дети распределяются в пары и встают друг против друга около своих ячеек. Задача детей по сигналу перенести шары из своей ячейки в ячейку партнёра по игре последовательно, беря один шарик сначала правой, затем левой рукой.

Вариант: при встрече партнёры хлопают друг друга в ладоши, как бы передавая эстафету. Когда все шарики будут перенесены в противоположную ячейку, нужно встать рядом с ячейкой, подняв руки вверх.

Примечание: приветствуется помощь в паре: если шарик выкатился из ячейки любой ребёнок в этой паре может положить его на место, таким образом помогая другу.

6. Игра «Смена мячей.

Атрибуты: мячи большие и малые или разного цвета по количеству детей (кубики, 2 координационные лестницы.

  1. Ход игры:

        2 лестницы разложены по двум сторонам группового помещения. У детей по 2 мячика. Большой мяч они кладут в одну из лестниц так, чтобы в каждой ячейке по мячу. Запоминая, где его «домик». А малый мяч держат в руках. По сигналу дети двигаются по группе с перекладыванием или перебрасыванием мяча из руки в руку (в зависимости от возможностей ребёнка)На сигнал«Смена мячей» - дети бегут к своему большому мячу, лежащему в ячейках, малый мяч кладут, большой берут и переносят в противоположную ячейку, куда встают, подняв мяч вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения и подвижные игры с использованием координационной лестницы

Подборка игровых упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с использованием лестницы скорости...

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...

"Подвижные игры с использованием координационной лестницы"

Примеры подвижных игр с использованием координационной лестницы, которые можно провести на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование координационной лестницы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Чудо-тренажер Координационная лестница — это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу. Ее размещают на полу для выполнения самых разных упражнений: от ходьбы до бега и пр...

"Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лестницы"

В материале описано значение координационной лестницы в логопедии и представлена картотека игр на автоматизацию звуков с использованием координационной лестницы....

Сборник методических материалов "Использование координационной лестницы на занятиях по физической культуре с детьми 3-7 лет"

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения с использованием координационной лестницы для детей 3-7 лет, а также раскрыты особенности использования координационной лестницы....