Русские народные игры для детей 4 -5 лет
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа)

Баитова Надежда Анатольевна

Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. 

Они способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry_srednyaya.docx182.63 КБ

Предварительный просмотр:

   Русские народные игры

D:\Надя\Наташе\2524225947.jpg

          в средней группе

Русская народная игра «Гуси – лебеди»

Задачи: Учить детей бегать в одном направлении; развивать внимание, умение действовать в соответствии с текстом; воспитывать у детей интерес к животным, желание отразить в игре свои впечатления.

Описание: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

 Гуси-гуси!  — Га-га-га.

 Есть хотите?  — Да, да, да.

 Гуси-лебеди! Домой!

 Серый волк под горой! Не пускает нас домой!

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только  после  слов:   «Ну,  бегите  же  домой!»

Русская народная игра «Мы весёлые ребята»

Задачи: Учит детей бегать с ускорением, не наталкиваясь друг на друга; развивать ловкость и координацию движений, выполнять движения по сигналу; воспитывать у детей взаимоподдержку.

Описание: Количество играющих: все дети. Место - группа, площадка.

Перед игрой, чертят две параллельные линии -"дома". В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из "домов". По сигналу воспитателя дети говорят:

«Мы весёлые ребята, Любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать!»

 После слова "догнать" играющие бегут в противоположный "дом". Водящий пытается догнать их и коснуться их рукой. Дети до которых дотронулся водящий отходят в сторону. После этого игру повторяют. Правила: Перебегать можно только после слов "поймать". Нельзя забегать обратно в дом.  Ловить пробегающих можно только до противоположного "дома".

Русская народная игра «Мячик кверху»

Задачи: Учить соотносить действия со словами, бегать врассыпную, прицеливаться; развивать у детей умение действовать по сигналу, принимать неподвижную позу, ловкость, силу толчка; воспитывать  радость от совместной игры.

Описание: Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Играющий в которого попал водящий становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Правила: Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!». Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

Русская народная игра «У медведя во бору»

  Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (идти, убегать и ловить); развивать память, быстроту реакции; воспитывать выдержку, удовольствие от игры.

.Материал: маска медведя.

Ход игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

 Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение -  медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Русская народная игра «Гори, гори ясно! »

Задачи: Упражнять в быстром беге; развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; воспитывать целеустремленность, дружелюбные отношения.

Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло.

Глянь на небо

- Птички летят,

Колокольчики звенят!

 Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

«Жмурки»

Задачи: Учить детей бегать врассыпную, увертываться; развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; воспитывать умения соблюдать правила игры, проявлять заботу к своим друзьям.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу участвующие в игре бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры, старается поймать кого-нибудь из бегающих. Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

 «Коршун»

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать у детей умение действовать по сигналу, внимание; воспитывать интерес к миру животных, желание заботиться о других.

Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается

 с диалога:

- Коршун, коршун, что с тобой?

 - Я ботинки потерял.

- Эти? («курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу)

- Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом старается защитить «цыплят», не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок» становится «коршуном»

 «Цепи кованые»

Задачи: упражнять в построении детей в две шеренги, беге; развивать у детей умение действовать по сигналу, силу точка; воспитывать соревновательный дух, умение болеть за свою команду.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, кованые,

разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая-

Стёпой! - отвечает первая

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

 «Хромая лиса»

Задачи: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге; развивать равновесие, координацию движений; воспитывать выносливость, уверенность в своих силах.

Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

 «Стрекоза»

Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; развивать умение действовать по сигнал, равновесие, внимание; воспитывать желание победить, умение радоваться за других.

Описание: Дети становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем,

Правила: Начинать игру только после слов «Начали!» Споткнувшегося по дороге, исключают из числа играющих.

Попрыгунья Стрекоза

 Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

 «Медведь»

Задачи: Упражнять детей в беге в различных направлениях; развивать умение действовать по сигналу, в беге в различных направлениях, умению ориентироваться в пространстве; воспитывать желание соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой. По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить». «Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

 «Ястреб»

Задачи: Упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами; развивать умение действовать по сигналу, быстроту реакции; воспитывать терпение, честность, удовольствие от совместной игры.

Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Варианты:

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок , если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.

 «Матушка»

Задачи: Упражнять детей ходьбе, построению в круг; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать любовь и интерес к русским народным играм.

Описание: Выбирается Весна. Двое детей образуют ворота.

Все дети говорят:

  Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май

 -Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

 «Бубенцы»

Задачи: Упражнять детей в построении в круг, хороводному движению. Развивать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, внимание; воспитывать интерес к хороводной игре.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы: диги-диги-диги-дон, отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

 «Лягушки на болоте»

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах; развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту реакции; воспитывать интерес к окружающему миру, к родной природе.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

 В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

 Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

 «Игровая»

Задачи: Упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления, самостоятельному выбору движений; развивать у детей умение действовать по сигналу, воображение, внимание; воспитывать инициативность, умение видеть красоту поз, поддерживать друг друга.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона было семеро детей, было семь сыновей:

 Они не пили и не ели, друг на друга все смотрели. Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

 «Гуси»

Задачи: Учить детей ходить друг за другом, бежать в одном направлении; развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично, сохранять равновесие; воспитывать интерес к миру животных, желание отразить свои впечатления в игре.

Описание: Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!" Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так

 - Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

 Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

 Га-га-га!

 Гуси крыльями взмахнут,

 И скорей бегом на пруд!

Правила игры: Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси, но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Бежать можно только после слова «пруд».

 «Мороз – Красный нос»

Задачи: Упражнять в ходьбе и беге с ускорением; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, внимание; воспитывать терпение, честность, желание добиться результата.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

 В путь-дороженьку пуститься?

(Играющие отвечают:)

Не боимся мы угроз

 И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

 «Курочка – Хохлатка»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, внимание; воспитывать положительное отношение к игре, эмоциональную отзывчивость.

Описание: Педагог изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять.

«Курица» говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

 Квохчет курочка:

 "Ко-ко, не ходите далеко".

(Приближаясь к кошке, он говорит:)

На скамейке у дорожки

 Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают. Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

 «Лошадки»

Задачи: Учить детей бегать с высоким подниманием коленей, ходьбе в разные стороны; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; воспитывать умение играть в коллективе.

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп! Трух-трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать-то станет силы, -Рысью-рысью, конь мой милый! Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

 «Капуста»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, быстро хватать предмет; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, внимание, быстроту реакции; воспитывать радость от победы, желание поддержать другого.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой».

«Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

 «Бабка – Ёжка»

Задачи: Учить детей   бегать  в разных направлениях с увертыванием, прыгать на одной ноге;  развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстроту реакции, внимание; воспитывать любовь к ирам, желание поделиться впечатлениями.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

  Бабка Ежка - Костяная Ножка

 С печки упала, Ногу сломала,

 А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

 «Салки» (на одной ноге)

Задачи: Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, координацию движений, ловкость; воспитывать выносливость, дружескую поддержку.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. Правила игры:1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

 «Скакалка»

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах;  развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, согласованность действий; воспитывать умение играть в коллективе.

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен, высок,

Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши.

Правила игры:

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

 «Пирог»

Задачи:  Упражнять в беге с ускорением; развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстроту движений; воспитывать умение болеть за команду, радость от игры.

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький. Режь его да ешь!

  После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

 «Ручеёк»

Задачи: Учить передвигаться вперед в паре; развивать внимательность, ориентировку в пространстве; воспитывать дружеские отношения, положительные эмоции от игры.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

 «В ногу»

Задачи: Учить детей прицеливаться, бросать мяч в партнера по игре; развивать умение выполнять движения по сигналу, глазомер, силу толчка; воспитывать желание выполнять правила безопасности, желание добиться результата.

Описание: Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

 «Гуси»

Задачи: Учить детей толкать друг друга ладонью руки,развивать силовую выносливость, мускулатуру рук и ног, ловкость, воспитывать чувство спортивного соперничества.

Описание: Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Варианты: БОЙ ПЕТУХОВ

 Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра «Гуси». Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

 «Кружева»

Задачи: Учить детей бегать «змейкой»; развивать неподвижность тела, быстроту, ловкость, глазомер, ориентирование в пространстве; воспитывать соревновательный дух.

Описание: Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его. Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».

Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».

«Кумушки» (уголки)

Задачи: Упражнять в беге. Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Воспитывать желание добиться результата, дружеское взаимопонимание.

Описание: Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Вариант: Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камешком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Ему отвечают: «Иди, вот там постучи!» Пока водящий идет к следующему игроку, дети меняются местами.

Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Указания к проведению: Вначале уголки следует располагать близко один от другого, тогда и водящему легче занять уголок. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев.

 «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Задачи: Упражнять в беге. Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Воспитывать

Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку.

После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай, тебя кони стопчут»

несколько игроков  произносят:

«А я коней не боюсь, по дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая  лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот

 «Дедушка Рожок»

Задачи: Упражнять в беге с ускорением. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Воспитывать интерес к новой игре, желание в нее играть.

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

 Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

 Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

Дети: Ах ты, дедушка Рожок,

       На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится?

 Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

«Летит – не летит»

Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Развивать выдержку, быстроту реакции, внимание. Воспитывать любовь и интерес к природе.

Описание: Все становятся в круг. Выбирается ведущий:

Тара – бара, домой пора: ребят кормить, телят поить, коров доить, тебе водить!

Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д.  и при назывании летающего объекта все игроки подпрыгивают. Если назван объект нелетающий, они стоят на месте.

Правила игры: Прыгать можно только если назван летающий объект.

Варианты: вместо прыжков можно использовать бег. А можно чередовать.

«Золотые ворота»

Задачи: Упражнять в ходьбе цепочкой. Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Воспитывать бережное отношение друг к другу, желание играть вместе.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!        

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй - запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

 «Малечина – Калечина»

Задачи: Учить детей управлять своим телом; развивать ловкость, выдержку, координацию движений; воспитывать чувство спортивного соперничества.

Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера, до летнего?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев .Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Варианты: Палку можно держать по-разному:1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

 «Ткачиха»

Задачи: Упражнять детей в ходьбе, беге. Развивать ловкость, выдержку, координацию движений. Воспитывать

Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый.

По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха, ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли, ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

 «Выбей мяч из круга»

Задачи: Упражнять детей в способах передачи мяча друг другу; развивать координацию движений тела, быстроту реакции, ловкость, внимание; воспитывать выдержку, целеустремленность.

 Описание: Участники игры встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Правила: 1. Играющие не должны касаться мяча руками. 2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле. 3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше чем на два шага.

Указания к проведению: Участникам нужно помнить, что мяч нужно подталкивать внутренней стороной стопы или носком. Нельзя сильно ударять по мячу. Если играющие хотят остановить мяч, прежде чем его передать водящему, лучше это сделать внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок.

 «Гонка мяча»

Задачи: Упражнять детей в бросании и ловле мяча, развивать умение действовать по сигналу,

Описание: Дети делятся на две группы. В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз. Правила: 1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. 2. Мяч разрешается только перебрасывать. 3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Указания к проведению. Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8—10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется — сделать шаг вперед или присесть.

 «Молчанка»

Задачи: Упражнять в основных видах движений; развивать умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре; воспитывать интерес к новой игре, доброжелательность.

Описание: Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики, летали голубенчики по свежей росе, по чужой полосе, там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

 «Растеряхи»

Задачи: Учить детей ходить и бегать цепочкой, друг за другом, меняя направление; развивать координацию движений, силу тела; воспитывать сплоченность, чувство товарищества.

Описание: Игроки становятся в ряд, держа друг друга за руки и образуя таким образом цепь. Один из них — стоящий в конце ряда и более сильный «вожак» начинает бежать, увлекая за собой других, при этом постоянно и неожиданно поворачивает то в одну, то в другую сторону. Такие же движения приходится делать и всем остальным игрокам. Те, кому это не удастся, отрываются от цепи и выбывают из игры.

Правила игры. Вожаку можно начинать бежать только по сигналу педагога.

 «Горшки»

Задачи: Упражнять в беге по разным направлениям; развивать у детей умение действовать по сигналу; воспитывать желание победить.

Описание: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - хозяин («торговец»).  Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».

Водящий: Нет ли продажных горшков?

Хозяин: Нет продажных.

Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.

Xозяин: Купи, что дашь?

Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.

Хозяин: Ладно, по рукам.

Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится хозяином, а опоздавший - водящий). Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....

Русские народные игры для детей

Консультация для педагогов...

Русские народные игры для детей

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного отв...

Русские народные игры для детей (материал в информационный уголок для родителей)

На сегодняшний день, среди множества причин ухудшения здоровья детей называют снижение двигательной активности. Современные дети много времени   уделяют компьютерным играм, просмотру телевиз...

Картотека "Русские народные игры для детей первой младшей группы"

Организация игровой деятельности детей на прогулке и в спортивном зале. Материал предоставлен в виде карточек, в которых предлагается 36 игр как подвижных, малоподвижных игр, так и хороводных игр....

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...