"Русские народные игры прошлого"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст  (5-6 лет)

Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая.

Образовательные области: познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические.

Цель: Прививать любовь и уважение к истории родного края, его традициям.

Задачи:

  1. Прививать  интерес и уважительное отношение к культуре родной страны.
  2. Обеспечивать эмоциональное благополучие.
  3. Развивать скоростно-силовые способности, глазомер, ловкость, координацию.

Материал и оборудование: спортивные маты, гимнастические палки, обручи, мягкие модули, картинки с заданиями, кувшин, телефон, карта.

Предварительная работа:

  1. Игры в народные подвижные игры.
  2. Беседы о народных играх.
  3. Постройка из мягких модулей: ракета, машина, самолет, машина времени.
  4. Просмотр познавательных фильмов.
  5. Чтение русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry_proshlogo.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Русские народные игры прошлого»

Ившина Юлия Владимировна

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая.

Образовательные области: познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические.

Цель: Прививать любовь и уважение к истории родного края, его традициям.

Задачи:

  1. Прививать интерес и уважительное отношение к культуре родной страны.
  2. Обеспечивать эмоциональное благополучие.
  3. Развивать скоростно-силовые способности, глазомер, ловкость, координацию.

Материал и оборудование: спортивные маты, гимнастические палки, обручи, мягкие модули, картинки с заданиями, кувшин, телефон, карта.

Предварительная работа:

  1. Игры в народные подвижные игры.
  2. Беседы о народных играх.
  3. Постройка из мягких модулей: ракета, машина, самолет, машина времени.
  4. Просмотр познавательных фильмов.
  5. Чтение русских народных сказок.

I этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

- Здравствуйте, ребята!

Чижик – пыжик воробушек,

По улочке скачет,

Девчонок собирает.

Поиграть-поплясать

Себя показать.

- Ребята, сегодня я вас позвала зазывалочкой для игр, в которые играли наши бабушки и дедушки, когда были такие же маленькие как вы.

-Эти игры называются «Русские народные игры». Вы уже знаете русские народные песни и танцы. С детства вам много рассказывают и читают сказки.

-А как вы думаете, почему эти игры называются русскими народными?

- Как и в случае со сказками и песнями, автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал игру, какие правила, вот и считаем, что они созданы народом.

-Но вы знакомы с некоторыми из них уже давно. Какими? Как вы думаете?

- Реьята, это «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Совушка», «Лягушки и цапля» и др.

-А я вот недавно ехала в троллейбусе и услышала разговор двух бабушек. Они рассказывали, что в детстве играли в игры, такие как «Земля, вода, воздух, огонь», «Баба Яга», «Падающая палка». Мне так хотелось узнать у них правила игры, но подошла моя остановка, и мне пришлось выходить.

-А вы бы хотели поиграть в эти игры? И мне очень хочется узнать правила.

-Как же нам узнать правила? Ведь в эти игры

играли давным давно и можем ли мы попасть в прошлое?

- Да, верно. Умница. Какой инересный вариант.

- Да, правильно. Здорово.

- Молодцы, ребята!

-Как здорово вы придумали, мы построим машину времени!

II этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

-Ребята, что нам нужно для того, чтобы построить машину времени?

-Конечно же, инструменты, материал и богатырская сила.

-Но перед тем как начать строить, предлагаю вам размяться, чтобы у вас была богатырская сила, как в русских народных сказках. Вы готовы, становись!

Разминка «Богатыри»

Дружно встали Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И на право, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

-С чего же мы начнем?

-Что же мы будем использовать?

-Да, мы можем использовать мягкие модули, для сиденья, обручи – это будут окна-иллюминаторы, наклонная доска для поднятия на борт нашего корабля, а маты используем для того, что бы уместились все дети.

- Что вы возьмете для начала постройки? А что потом?

Самостоятельная деятельность детей.

- Как здорово мы справились! А как вы считаете, что нам помогло построить кроме богатырской силы?

- Не зря говорят в народе «Если дружба велика, будет Родина крепка!» вы согласны со мной?

-Ребята, как вы думаете, как наша машина переместиться в другое время? Кто-то должен управлять ?

-Конечно же, мы должны выбрать командира нашей машины времени.

-А командира выбрать я хочу вам предложить, как выбирали в старину для русских народных игр. Для водящего использовали жеребьевки, «коваться», сговор и угады. Я приготовила соломинки, вы будете вытягивать по одной, у кого окажется самая маленькая, тот и будет командир, вы согласны?

-Тогда приступим к угадам (выбор командира)

-Нашим командиром будет Вадим.

-Командир командуй к отправке машины времени!

- Молодцы , вы быстро догадались!

Здорово! Настоящие богатыри!

-Конечно, с выбора предметов, из которых можно построить нашу машину времени.

- Отлично! Ребята!

- Ребята вы настоящая команда!

-Конечно же, дружба! Отлично!

- Хорошо

- Супер! Как вы быстро догадались.

- Здорово!

-Мы полетели!

III этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

-Ребята, пока мы летим, я предлагаю поиграть в игру 3-13-30.

- на число 3- вы поднимаете правую руку и левую ногу, на число 13- вы вращаете стопами по часовой стрелке, на число 30- вы хлопаете и топаете ногами одновременно.

-Дети, а скажите мне, пожалуйста, как мы узнаем о событиях, которые происходили давным-давно.

-Конечно же, из книг, телевизора, интернета, из рассказов наших мам и пап, бабушек и дедушек.

-А еще археологи ведут раскопки, разгадывают рисунки, карты, находят посуду, украшения, кости и рассказывают нам о событиях тех времен. Мы сегодня тоже с вами будем археологами и постараемся отыскать правила игр.

-Наш командир говорит, что мы приземляемся.

-Вот и прилетели в прошлое, нам нужно сосредоточится и начать нашу экспедицию, найти какие-нибудь подсказки.

-Обратите внимание на этот кувшин, в нем, наверное, что-то есть. Может, мы его потрем?

-Что это, ребята? Да это же карта! Может быть, она нам поможет в нашем путешествии?

-На карте есть знаки и следы, по которым мы с вами отправимся искать подсказки.

-Начинаем наше путешествие, для того, чтобы найти первую подсказку нужно пройти полосу препятствий и потереть кувшин.

-Мы преодолели препятствия, надо потереть кувшин.

-Что-то там есть, посмотрите это картинка с Бабой-Ягой, а с обратной стороны схема правил игры. Кто может по схеме нам рассказать, как играть в эту игру.

-Поиграем в игру «Баба-Яга».

-А сейчас нам нужно выбрать Бабу-Ягу, каким способом мы ее выберем, предлагайте.

-Баба-Яга у нас будет Денис.

( Выбирается «Баба-Яга». Она находиться в центре круга. Остальные дети ходят по кругу и поют:

Баба Яга, костяная нога

С печки упала, ногу потеряла

Пошла в огород, испугала народ

Побежала в баньку

Испугала зайку.

Затем дети разбегаются, а Баба Яга их догоняет.)

-Здорово! Вам понравилась эта игра?

- А теперь нам нужно продолжить нашу экспедицию, что у нас на карте дальше, ребята?

-Следы ведут нас к полочке с лентами, посмотрите там, что- то стоит.

-Это контейнеры с землей, водой, картинка с огнем и воздушный шарик. Это название игры.

-Ребята, а почему нам оставили шарик, что это может означать?

-А поможет нам наш кувшин (в кувшине находиться картинки про воздух).

- Обратите внимание в шарике, что- то есть? А как мы можем достать?

-Посмотрите, ребята здесь записка, в ней что-то написано.

-Написаны правила игры, только очень необычно, эроглифами . Будем разгадывать .

-Вот мы и разгадали и нам нужен водящий. А как сейчас мы выберем его.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи-тебе водить!

Дети садятся в круг, а водящий в центре круга.

Водящий говорит слово «земля», все дети ставят руки на пояс, на слово «вода»-вытянуть руки вперед, на слово «воздух»-поднять руки вверх, а на слово «огонь»-произвести вращение руками. Сначала движения делаются медленно, потом все быстрее.

-Отправляемся по следам в сторону, где лежат гимнастические палки.

-Вот мы и добрались до следующей подсказки, потрем кувшин, а в кувшине картинка с телефоном.

-Что же это может быть?

-Наверное, могут позвонить или прислать сообщение.

На телефон приходит голосовое сообщение о правилах игры и что это игра кубанская народная «Падающая палка».

-Как здорово поиграть в такую игру.

-Нам и для этой игры нужно выбрать водящего.

-Выбираем «сговором», водящий у нас будет Даша.

(Игроки рассчитываются по порядку номеров и , запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий в центре держит вертикально гимнастическую палку. Выкрикнув чей-нибудь номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку дл ее падения.)

-Ну, вот ребята мы и закончили нашу экспедицию, нам нужно отправляться в наше будущее. Занимайте свои места, командир производи отсчет.

- Сейчас посмотрим.

- Точно. Хорошо.

- Молодцы, как много вы знаете.

- Все верно. Отличная мысль.

- Умничка, Полина!

-Здорово, выбираем жеребьевкой.

- Отлично!

Какие вы молодцы.

-Конечно же, в шарике воздух. Игра наша называется «Земля, вода, огонь и воздух».

- Да, лопнуть шарик.

- Хорошо. Считалкой.

-Как здорово мы поиграли, но нам нужно двигаться дальше.

- Да, может быть. Интересное предоложение.

- Молодцы, вы все такие ловкие.

- Полетели!

IV этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

-Мы приземлились. Ребята, что сегодня с нами произошло?

-А у нас все получилось?

-Что получилось, по-вашему, лучше всего?

-А что не получилось и почему?

-Что нужно нам сделать, что бы в следующий раз получилось лучше?

-Ребята, а считаю, что вы сегодня постарались на отлично!

-Вам понравилось наше необычное путешествие?

- Хорошо. Молодцы. Верно.

- Да, я тоже так думаю.

- Ух ты! Как интересно!

- Да, может и такое быть.

- Какая хорошая идея!

- Это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...