"Русские народные игры прошлого"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая.
Образовательные области: познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические.
Цель: Прививать любовь и уважение к истории родного края, его традициям.
Задачи:
- Прививать интерес и уважительное отношение к культуре родной страны.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Развивать скоростно-силовые способности, глазомер, ловкость, координацию.
Материал и оборудование: спортивные маты, гимнастические палки, обручи, мягкие модули, картинки с заданиями, кувшин, телефон, карта.
Предварительная работа:
- Игры в народные подвижные игры.
- Беседы о народных играх.
- Постройка из мягких модулей: ракета, машина, самолет, машина времени.
- Просмотр познавательных фильмов.
- Чтение русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igry_proshlogo.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Русские народные игры прошлого»
Ившина Юлия Владимировна
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая.
Образовательные области: познавательные, речевые, социально-коммуникативные, физические.
Цель: Прививать любовь и уважение к истории родного края, его традициям.
Задачи:
- Прививать интерес и уважительное отношение к культуре родной страны.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Развивать скоростно-силовые способности, глазомер, ловкость, координацию.
Материал и оборудование: спортивные маты, гимнастические палки, обручи, мягкие модули, картинки с заданиями, кувшин, телефон, карта.
Предварительная работа:
- Игры в народные подвижные игры.
- Беседы о народных играх.
- Постройка из мягких модулей: ракета, машина, самолет, машина времени.
- Просмотр познавательных фильмов.
- Чтение русских народных сказок.
I этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности | |
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
- Здравствуйте, ребята! Чижик – пыжик воробушек, По улочке скачет, Девчонок собирает. Поиграть-поплясать Себя показать. - Ребята, сегодня я вас позвала зазывалочкой для игр, в которые играли наши бабушки и дедушки, когда были такие же маленькие как вы. -Эти игры называются «Русские народные игры». Вы уже знаете русские народные песни и танцы. С детства вам много рассказывают и читают сказки. -А как вы думаете, почему эти игры называются русскими народными? - Как и в случае со сказками и песнями, автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал игру, какие правила, вот и считаем, что они созданы народом. -Но вы знакомы с некоторыми из них уже давно. Какими? Как вы думаете? - Реьята, это «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Совушка», «Лягушки и цапля» и др. -А я вот недавно ехала в троллейбусе и услышала разговор двух бабушек. Они рассказывали, что в детстве играли в игры, такие как «Земля, вода, воздух, огонь», «Баба Яга», «Падающая палка». Мне так хотелось узнать у них правила игры, но подошла моя остановка, и мне пришлось выходить. -А вы бы хотели поиграть в эти игры? И мне очень хочется узнать правила. -Как же нам узнать правила? Ведь в эти игры играли давным давно и можем ли мы попасть в прошлое? | - Да, верно. Умница. Какой инересный вариант. - Да, правильно. Здорово. - Молодцы, ребята! -Как здорово вы придумали, мы построим машину времени! |
II этап: способствуем планированию детьми их деятельности | |
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
-Ребята, что нам нужно для того, чтобы построить машину времени? -Конечно же, инструменты, материал и богатырская сила. -Но перед тем как начать строить, предлагаю вам размяться, чтобы у вас была богатырская сила, как в русских народных сказках. Вы готовы, становись! Разминка «Богатыри» Дружно встали Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И на право, и еще Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу! -С чего же мы начнем? -Что же мы будем использовать? -Да, мы можем использовать мягкие модули, для сиденья, обручи – это будут окна-иллюминаторы, наклонная доска для поднятия на борт нашего корабля, а маты используем для того, что бы уместились все дети. - Что вы возьмете для начала постройки? А что потом? Самостоятельная деятельность детей. - Как здорово мы справились! А как вы считаете, что нам помогло построить кроме богатырской силы? - Не зря говорят в народе «Если дружба велика, будет Родина крепка!» вы согласны со мной? -Ребята, как вы думаете, как наша машина переместиться в другое время? Кто-то должен управлять ? -Конечно же, мы должны выбрать командира нашей машины времени. -А командира выбрать я хочу вам предложить, как выбирали в старину для русских народных игр. Для водящего использовали жеребьевки, «коваться», сговор и угады. Я приготовила соломинки, вы будете вытягивать по одной, у кого окажется самая маленькая, тот и будет командир, вы согласны? -Тогда приступим к угадам (выбор командира) -Нашим командиром будет Вадим. -Командир командуй к отправке машины времени! | - Молодцы , вы быстро догадались! Здорово! Настоящие богатыри! -Конечно, с выбора предметов, из которых можно построить нашу машину времени. - Отлично! Ребята! - Ребята вы настоящая команда! -Конечно же, дружба! Отлично! - Хорошо - Супер! Как вы быстро догадались. - Здорово! -Мы полетели! |
III этап: способствуем реализации детского замысла | |
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
-Ребята, пока мы летим, я предлагаю поиграть в игру 3-13-30. - на число 3- вы поднимаете правую руку и левую ногу, на число 13- вы вращаете стопами по часовой стрелке, на число 30- вы хлопаете и топаете ногами одновременно. -Дети, а скажите мне, пожалуйста, как мы узнаем о событиях, которые происходили давным-давно. -Конечно же, из книг, телевизора, интернета, из рассказов наших мам и пап, бабушек и дедушек. -А еще археологи ведут раскопки, разгадывают рисунки, карты, находят посуду, украшения, кости и рассказывают нам о событиях тех времен. Мы сегодня тоже с вами будем археологами и постараемся отыскать правила игр. -Наш командир говорит, что мы приземляемся. -Вот и прилетели в прошлое, нам нужно сосредоточится и начать нашу экспедицию, найти какие-нибудь подсказки. -Обратите внимание на этот кувшин, в нем, наверное, что-то есть. Может, мы его потрем? -Что это, ребята? Да это же карта! Может быть, она нам поможет в нашем путешествии? -На карте есть знаки и следы, по которым мы с вами отправимся искать подсказки. -Начинаем наше путешествие, для того, чтобы найти первую подсказку нужно пройти полосу препятствий и потереть кувшин. -Мы преодолели препятствия, надо потереть кувшин. -Что-то там есть, посмотрите это картинка с Бабой-Ягой, а с обратной стороны схема правил игры. Кто может по схеме нам рассказать, как играть в эту игру. -Поиграем в игру «Баба-Яга». -А сейчас нам нужно выбрать Бабу-Ягу, каким способом мы ее выберем, предлагайте. -Баба-Яга у нас будет Денис. ( Выбирается «Баба-Яга». Она находиться в центре круга. Остальные дети ходят по кругу и поют: Баба Яга, костяная нога С печки упала, ногу потеряла Пошла в огород, испугала народ Побежала в баньку Испугала зайку. Затем дети разбегаются, а Баба Яга их догоняет.) -Здорово! Вам понравилась эта игра? - А теперь нам нужно продолжить нашу экспедицию, что у нас на карте дальше, ребята? -Следы ведут нас к полочке с лентами, посмотрите там, что- то стоит. -Это контейнеры с землей, водой, картинка с огнем и воздушный шарик. Это название игры. -Ребята, а почему нам оставили шарик, что это может означать? -А поможет нам наш кувшин (в кувшине находиться картинки про воздух). - Обратите внимание в шарике, что- то есть? А как мы можем достать? -Посмотрите, ребята здесь записка, в ней что-то написано. -Написаны правила игры, только очень необычно, эроглифами . Будем разгадывать . -Вот мы и разгадали и нам нужен водящий. А как сейчас мы выберем его. Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи-тебе водить! Дети садятся в круг, а водящий в центре круга. Водящий говорит слово «земля», все дети ставят руки на пояс, на слово «вода»-вытянуть руки вперед, на слово «воздух»-поднять руки вверх, а на слово «огонь»-произвести вращение руками. Сначала движения делаются медленно, потом все быстрее. -Отправляемся по следам в сторону, где лежат гимнастические палки. -Вот мы и добрались до следующей подсказки, потрем кувшин, а в кувшине картинка с телефоном. -Что же это может быть? -Наверное, могут позвонить или прислать сообщение. На телефон приходит голосовое сообщение о правилах игры и что это игра кубанская народная «Падающая палка». -Как здорово поиграть в такую игру. -Нам и для этой игры нужно выбрать водящего. -Выбираем «сговором», водящий у нас будет Даша. (Игроки рассчитываются по порядку номеров и , запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий в центре держит вертикально гимнастическую палку. Выкрикнув чей-нибудь номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку дл ее падения.) -Ну, вот ребята мы и закончили нашу экспедицию, нам нужно отправляться в наше будущее. Занимайте свои места, командир производи отсчет. | - Сейчас посмотрим. - Точно. Хорошо. - Молодцы, как много вы знаете. - Все верно. Отличная мысль. - Умничка, Полина! -Здорово, выбираем жеребьевкой. - Отлично! Какие вы молодцы. -Конечно же, в шарике воздух. Игра наша называется «Земля, вода, огонь и воздух». - Да, лопнуть шарик. - Хорошо. Считалкой. -Как здорово мы поиграли, но нам нужно двигаться дальше. - Да, может быть. Интересное предоложение. - Молодцы, вы все такие ловкие. - Полетели! |
IV этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности | |
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
-Мы приземлились. Ребята, что сегодня с нами произошло? -А у нас все получилось? -Что получилось, по-вашему, лучше всего? -А что не получилось и почему? -Что нужно нам сделать, что бы в следующий раз получилось лучше? -Ребята, а считаю, что вы сегодня постарались на отлично! -Вам понравилось наше необычное путешествие? | - Хорошо. Молодцы. Верно. - Да, я тоже так думаю. - Ух ты! Как интересно! - Да, может и такое быть. - Какая хорошая идея! - Это здорово! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1....
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...