ЗПР по плаванию
рабочая программа по физкультуре

Тертышная Валерия Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.

Целевой раздел:

2 стр.

1.1

Пояснительная записка.

2 стр.

1.2

Цель и задачи Программы.

4 стр.

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы.

5 стр.

1.4

 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (климатические, демографические, национально - культурные и другие).

6 стр.

1.5

Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей и различий (индивидуальных траекторий) детей 3ПР

8 стр.

II.

Содержательный раздел:

 

9 стр.

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с 3ПР

9 стр.

2.1.1

Содержание образовательной деятельности с детьми 3ПР

13 стр.

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

16 стр.

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы.

18 стр.

2.4

Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми.

19 стр.

2.5

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

20 стр.

2.6

Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников

21 стр.

2.7

Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками

22 стр.

III.

Организационный раздел:

23 стр.

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы.

23 стр.

3.2

Режим дня.

25 стр.

3.3

Особенности традиционных событий праздников и мероприятий

26 стр.

3.4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

27 стр.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3pr.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел:

2 стр.

1.1

Пояснительная записка.

2 стр.

1.2

Цель и задачи Программы.

4 стр.

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы.

5 стр.

1.4

 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (климатические, демографические, национально - культурные и другие).

6 стр.

1.5

Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей и различий (индивидуальных траекторий) детей 3ПР

8 стр.

II.

Содержательный раздел:

9 стр.

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с 3ПР

9 стр.

2.1.1

Содержание образовательной деятельности с детьми 3ПР

13 стр.

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

16 стр.

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы.

18 стр.

2.4

Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми.

19 стр.

2.5

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

20 стр.

2.6

Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников

21 стр.

2.7

Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками

22 стр.

III.

Организационный раздел:

23 стр.

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы.

23 стр.

3.2

Режим дня.

25 стр.

3.3

Особенности традиционных событий праздников и мероприятий

26 стр.

3.4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

27 стр.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Модифицированная рабочая программа по физической культуре (плавание) детей 5-7 лет разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного № 1 города Лермонтова для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития (далее ЗПР).

Рабочая программа по плаванию обеспечивает укрепление, сохранение здоровья  и физическое   развитие детей с ОВЗ (ЗПР) в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

При составлении Программы по плаванию использовались парциальных программы:

  • А.А. Чеменева, Т.В. Стокмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
  • Т.И. Осокиной «Как научить детей плавать». В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по созданию условий для формирования начальных навыков плавания, которая включает основные формы:

  • занятие по плаванию;
  • развлечения, праздники на воде.

Программа ориентирована на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремление к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли   удовольствие, радость, побуждали к самостоятельности, а также направлена на формирование ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, формирование элементарных  правил безопасного поведения на воде.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273 - ФЗ, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598;2013, №19, ст. 2326);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее ФГОС);
  • Приказ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • «Концепция дошкольного воспитания» 1989 г.;
  • Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  1. Цели и задачи рабочей программы

Цель: создание условий для охраны жизни, укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Задачи:

  1. Создавать условия для оздоровления детского организма, совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
  2. Формировать элементарные навыки плавания;
  3. Способствовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.) и нравственно - волевые качества (смелость, настойчивость, уверенность в себе);
  4. Обеспечивать умение владеть своим телом в непривычной среде;
  5. Формировать привычку культурно- гигиенических навыков,
  6. Способствовать воспитанию чувства заботы о своем здоровье.

  1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;

принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;

принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;

принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;

принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

  1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Первый год обучения

С самого начала детей знакомят с основными правилами: входить в воду по разрешению педагога, не стоять в воде без движения, не мешать друг другу купаться, не толкать друг друга, не бегать, не кричать, по команде

преподавателя быстро выходить из воды. После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям и продвижениям.

Основные задачи начального обучения плаванию на данном этапе включают в себя игры с игрушками, все виды ходьбы: по одному, группой, вдоль бортика, на носках, по кругу и т.д., бега: в произвольном и заданном направлении, с высоким подниманием коленей, убегать и догонять и т.д., прыжков: на двух ногах на месте, продвигаясь вперед.

Дети должны освоить погружение под воду. При обучении детей группы 7 вида старшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется одновременному воздействию на моторную и психическую сферу детей. На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, также, дети должны самостоятельно научиться выполнять вдох – выдох в воду.

Второй год обучения

 Для совершенствования навыков плавания упражнения усложняются, повышаются требования к самостоятельности детей, их социализации.

С учетом основных задач обучения плаванию включаются на данном этапе игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков (упражнения усложняются по мере их усвоения детьми). Занятие начинается с построения группы и переклички детей и с ОРУ на суше или в воде (упражнения должны быть энергичными). Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличивается по мере овладения навыками. Дозировка упражнений для мальчиков и девочек одинакова.

На втором году обучения идёт обучение лежанию на воде, всплытию, скольжению. В обучении плаванию детей

7 вида 6-7 лет используются разнообразные бессюжетные игры, подвижные игры с текстом (речетативом), подготовительные и подводящие упражнения. С большинством упражнений дети знакомятся вначале на суше, а потом разучивают их в воде. Также идёт обучение таким упражнениям как «Стрела», «Медуза», «Поплавок»,«Звезда».

При обучении детей седьмого вида старшего дошкольного возраста плаванию используется поэтапное обучение каждому движению в воде.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ

Первый год обучения

Второй год обучения

- не боятся воды;

-выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4

-передвигаться в воде по дну бассейна различными

секунд;

способами;

-уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо;

-опускать лицо в воду;

- уметь выполнять движения ногами как при плавании

-делать выдох в воду;

способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой);

-погружаться в воду у опоры и без опоры с головой.

- доставать с дна 4-5 игрушек поочередно, проходить в

крупный обруч, стоящий на дне.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание образовательной области «Физическая культура» -плавание (обязательная часть)
  • Программа обучения плаванию Т.И. Осокиной

Эта программа предлагает начинать формировать умение плавать со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка.

Цель программы – совершенствование функций формирующего организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно – пространственной координации

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков.

Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно – с помощью взрослого и самостоятельно – передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды, получают представления и ее выталкивающей силе, а так же самостоятельно, произвольно выполняют упражнения вдох-выдох в воду несколько раз подряд.

Третий этап предусматривает умение проплыть 10 – 15 м на мелкой воде, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

Четвертый этап продолжает усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Каждый из этих этапов начального обучения плаванию как бы привязан к определенному возрасту детей:

  • первый – ранний и младший дошкольный возраст;
  • второй – младший и средний дошкольный возраст;
  • третий – старший дошкольный возраст;
  • четвертый – старший дошкольный и младший школьный возраст.

Данная возрастная периодизация позволяет педагогу четко представлять все основные направления работы с детьми разных возрастных групп.

Согласно методике Т.И. Осокиной, распределение упражнений и игр по занятиям для всех возрастных групп опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а так же увеличения физической нагрузки. Предусмотрено усвоение каждого раздела программы обучения на протяжении нескольких занятий, что дает возможность детям закрепить приобретенные навыки и умения. Содержание каждого раздела составляют подготовительные упражнения и игры, сгруппированные следующим образом:

  • Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну;
  • Упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде;
  • Упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
  • Всплывание и лежание на воде;
  • Скольжение по поверхности.

Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений, которые помогают:

  • Овладеть движениями рук и ног;
  • Освоить технику дыхания;
  • Отработать общую координацию движений при определенном способе плавания, в частности кролем на груди и спине.

Этапы обучения описаны очень подробно. Автор уделяет большое внимание обучению технике плаванию способами брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта, ускоренного обучения плаванию.

  • Программа для обучения плаванию детей в ДОУ А.А. Чеменевой и Т.В. Столмакова

Программа предусматривает формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических познавательных процессов. В то же время программа нацелена на развитие физических и морально-волевых качеств дошкольников. Кроме того, она ориентирована на гармоничное развитие всех мышц тела ребенка, укрепление его опорно-двигательного аппарата, повышение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Программа представлена разделами «Плавание» и «Здоровье». Каждый раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет освоение детьми данной предметной области.

Содержание раздела «Плавание» построено на трех составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способом плавания. Данный раздел содержит соответствующие задачи, а также рекомендованный перечень упражнений и игр для освоения определенного уровня программы.

Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.

Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства, однако не имеет жесткой привязки к возрасту. Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процессе обучения.

  • Примерное        тематическое планирование занятий по плаванию для детей с (ЗПР)

Гигиеническое воспитание: добиваться, чтобы дети самостоятельно, в определённой последовательности раздевались и одевались, аккуратно складывали и вешали одежду; продолжать учить мыться под душем, пользоваться полотенцем, с помощью воспитателя насухо вытираться. Дети должны знать, что надо высушить волосы, растереться, обращаясь за помощью к взрослому.

Развитие двигательных умений и навыков: учить выполнять упражнения у бортика, в игре, стоя свободно. Приучать самостоятельно передвигаться в воде друг за другом, по одному, парами, разными способами. Учить выполнять прыжки, держась и не держась за поручень, с хлопками по воде, передвигаясь вперёд; подпрыгивать в высоту; учить бегать в воде с игрушкой и без неё вдоль бортика, от бортика к бортику, врассыпную, не толкая друг друга; бегать, высоко поднимая ноги, с гребками рук.

Работа над дыханием: продолжать учить дуть на игрушки, делая энергичный выдох в воду, опуская лицо в воду и погружаясь до подбородка.

Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы мышц рук, ног, туловища.

Правила поведения: соблюдать очерёдность при входе в бассейн и выходе из него; выполнять упражнения по указанию инструктора; не кричать, не бросать игрушки, перед выходом из бассейна все игрушки ставить на своё место.

  1. Содержание образовательной области «Физическая культура» -плавание        (вариативная часть Программы)

Месяц

Первый год обучения

(5-6 лет)

Второй год обучения

(6-7 лет)

сентябрь октябрь

  1. «Знакомство с бассейном, основные правила поведения в нём»
  2. «Свойствами воды»
  3. «Знакомство с начальными навыками плавания»
  1. «Польза плавания»
  2. «Правила поведения в бассейне»
  3. «Спуск и передвижения в воде самостоятельно»

ноябрь

  1. «Самостоятельный спуск в воду»
  2. Загадки о морских животных.
  1. «Личико купается»
  2. «Брызги или фонтанчики»
  3. «Разноцветные мячи»

декабрь

  1. «Личико купается»
  2. «Вот такие Разные движения в воде»
  1. «Водолазы»
  2. «Обитатели морей»

январь

1. «Передвижения в воде»

  1. «Варим компот»
  2. «Лодки гребут»

февраль

  1. «Горизонтальное положение».
  2. «Рыбы и рыбёшки»
  1. «Выполни по сигналу»
  2. «Сильные ручки»

март

  1. «Брызги и фонтанчики ногами»
  2. Игры с колючими мячами
  1. «Волна морская»
  2. «Веселая карусель»

Апрель

май

  1. «Бульки-бульбульки»
  2. «Звездочка»
  1. «Звездное сияние»
  2. «На гребне волны»

Этап обучения

Задачи

Название программы, методического пособия.

Дидактическое обеспечение

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Адаптировать детей к водному пространству:

-познакомить с доступными их пониманию свойствами воды (мокрая, прохладная, ласковая и пр.);

-учить не бояться входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаться в водном пространстве;

-учить задерживать дыхание на вдохе, выполнять лежание на поверхности воды с помощью взрослого и подручных средств.

  1. Приобщать детей к плаванию:

-учить скользить с надувным кругом;

-формировать попеременное движение ног (способом кроль). 3.Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость, настойчивость).

  1. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
  2. Укреплять мышцы тела, нижних конечностей. 3.Формировать «дыхательное удовольствие».

4.Формировать гигиенические навыки:

-самостоятельно        раздеваться        и        одеваться        в        определённой последовательности;

-мыться под душем;

-насухо вытираться при помощи взрослого; 5.Учить правилам поведения в воде:

-спускаться в воду друг за другом с поддержкой взрослого и самостоятельно;

-не толкаться и не торопить впереди идущего;

-слушать и выполнять все указания инструктора.

  • Образовательная область        «Физическая культура».                        Растим детей                        активными, ловкими, жизнерадостными.

-Т.М.Осокина "Как научить детей плавать" Москва; Просвещение 1985г.

  • А.А        Чеменёва

«Система         обучения

плаванию        детей дошкольного возраста»

  • Программа «Здоровье» В.Г.Алямовская
  • «Как воспитать здорового ребенка» В.Г.Алямовская

-Уголок                физической культуры:        стандартное        и нестандартное физкультурное оборудование;

  • иллюстрации о спорте;
  • сюжетные картинки с изображением        людей, занимающихся плаванием;
  • подборка художественных произведений, побуждающих        детей        к занятиям                спортом, физической культурой;
  • фонотека;
  • тематические альбомы;
  • дидактические игры по формированию культуры здоровья;
  • наборы картин по здоровому образу жизни.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Учить детей погружаться в воду с головой, с задержкой дыхания;
  2. Учить самостоятельному горизонтальному лежанию на груди и на спине;
  3. Учить плавать при помощи попеременных движений прямыми ногами способом кроль с вспомогательными средствами.

3.Воспитывать организованность и чувство коллективизма в группе.

  • Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения;
  • развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.;
  • способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах;

-способствовать повышению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

-укреплять мышечный корсет ребёнка;

-активизировать работу вестибулярного аппарата.

-формировать гигиенические навыки (раздеваться и одеваться в определённой последовательности; аккуратно складывать и вешать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать части тела).

  • Образовательная область «Физическая культура».                        Растим детей                        активными, ловкими, жизнерадостными.
  • Т.М.Осокина "Как научить детей плавать" Москва; Просвещение 1985г.
  • А.А       Чеменёва

«Система        обучения

плаванию        детей дошкольного возраста»

  • Программа

«Здоровье» В.Г.Алямовская

  • «Как воспитать здорового ребенка» В.Г.Алямовская Москва

,1993

-Уголок                физической культуры:        стандартное        и нестандартное физкультурное оборудование;

  • иллюстрации о спорте;

-сюжетные картинки с изображением        людей, занимающихся плаванием;

-подборка художественных произведений, побуждающих        детей        к занятиям                спортом, физической культурой;

-фонотека;

  • тематические альбомы;

-схемы        выполнения различных                видов упражнений по плаванию;

-картинки, иллюстрации, фото,дающие представления        об особенностях внешнего вида;иллюстрации, помогающие установить связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;

-игры по теме «Познай себя»;

-дидактические игры по формированию культуры здоровья;

-наборы картин по здоровому образу жизни.

2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Совместная деятельность с педагогом

Интеграция с другими образовательными областями

Рассказы, беседы, чтение и обсуждение познавательных книг о физкультуре и спорте. Рассматривание иллюстраций.

Игровые беседы с элементами движений. Физические упражнения.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.        

Игры-имитации,   хороводные игры.

Специальные                                                       оздоровительные (коррекционно- оздоровительные) игры. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Познавательное развитие - расширение кругозора в части представлений о физкультуре и спорте, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека.

Социально – коммуникативное развитие - решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми на темы о физической культуре и спорте; подвижные игры с речевым сопровождением. Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности; поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок. Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, контрольно- диагностические). Физкультурные досуги и праздники.

Дни и недели здоровья. Создание коллажей, тематических альбомов.

Изготовление элементарных физкультурных пособий: погружающихся игрушек, мишеней.

Специальные оздоровительные игры. Цикл игр - занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников». Тематические досуги: «В гостях у Айболита»;

«Приключения Неболейки»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при использовании спортивного инвентаря.

Накопление опыта двигательной активности; расстановка и уборка физкультурного инвентаря и оборудования. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. Развитие свободного общения по поводу здоровья и ЗОЖ человека. Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда.

Художественно – эстетическое развитие - оформление физкультурного зала; изготовление детьми элементарных физкультурных пособий: флажков, мишеней для метания и др. Развитие музыкально - ритмических движений на основе групп основных движений. Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области данной образовательной области. Речевое развитие- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия. Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания данной области.

2.3 Способы и направления поддержка детской инициативы детей.

Применять различные формы поощрения дошкольников. Создавать условия для развития детской инициативы. Подвижные игры, игры с элементами спорта. Игры-имитации. Физические упражнения. Отражение впечатлений о физкультуре и спорте в продуктивных видах деятельности. Двигательная активность во всех видах самостоятельной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Ситуативные разговоры; решение проблемных ситуаций. Свободное общение о ЗОЖ.

2.4 Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми.

Задержка психического развития оказывает сильное влияние на взаимоотношения детей со взрослыми. Дети, имеющие данное нарушение, часто прекращают свою деятельность из-за неудач, даже самых незначительных. Они не проявляют активность в игре, аккуратны в проявлении своей заинтересованности. Такие дети могут отказаться от деятельности, если испытывают в ней какие-либо трудности, даже совсем незначительные. Дети с задержкой психического развития не стремятся к взаимодействию ни со своими ровесниками, ни со взрослыми. У многих наблюдается беспокойство по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети с ЗПР, в отличии от нормативных детей, не проявляют стремления к полноценной, развёрнутой оценке своих действий от взрослого и сверстников, их вполне порадует оценка в виде недифференцированных определений, а также непосредственное эмоциональное одобрение. Можно выделить то, что дети с данным нарушением редко сами стремятся к положительной оценке взрослого, но при этом они крайне чувствительны к проявлению доброты, внимания, ласков дети данной группы эмоционально неустойчивы, достаточно агрессивны по отношению к другим. Также отмечает, что им сложно приспособиться к другим детям во время образовательной деятельности и игр. У детей с ЗПР часто меняется настроение, наблюдается неуверенность, суетливость, чувство страха ого отношения к ним.

2.5 Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

Несформированность эмоциональной сферы детей с ЗПР влияет на социальное поведение, адаптацию к окружающей среде, межличностное 24 общение этих детей, что приводит к нарушению эффективной социализации ребёнка, а также к сложностям формирования его личности. При взаимодействии друг с другом дети с ЗПР не имеют возможности посмотреть на себя со стороны своего собеседника. У них также отсутствует понимание себя в системе отношений. Это приводит к развитию отрицательных качеств, которые, в свою очередь, затрудняют социализацию ребёнка. Если рассматривать развитие эмоций детей дошкольного возраста с ЗПР, то можно отметить, что у них отсутствует способность к «тёплым» отношениям с ровесниками и даже близкими и родными людьми.

Навыки социального взаимодействия специфичны у детей с ЗПР в связи с их своеобразным восприятием мира, пониманием обращенной речи, самими высказываниями детей и другими особенностями психического развития. Данная категория детей также характеризуется заторможенным темпом развития отношений в социуме. Многие представления о социальных отношениях не сформированы, следовательно, это приводит к нарушению коммуникативной сферы.

2.6 Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:

  • Физкультурные досуги и праздники «Веселые старты»
  • Семейные проекты «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Семейные проекты «Наш выходной», «Как я провел лето», «Во саду ли, в огороде» и др.
  • Маршруты выходного дня.

Дистанционное обучение

Месяц

Первый год обучения(5-6 лет)

Второй год обучения(6-7 лет)

сентябрь октябрь

  1. «Знакомство с бассейном, основные

правила поведения в нём»

  1. «Свойствами воды»
  2. «Знакомство с начальными навыками

плавания»

  1. «Польза плавания»
  2. «Правила поведения в бассейне»
  3. «Спуск и передвижения в воде самостоятельно»

ноябрь

  1. «Самостоятельный спуск в воду»
  2. Загадки о морских животных.
  1. «Личико купается»
  2. «Брызги или фонтанчики»
  3. «Разноцветные мячи»

декабрь

  1. «Личико купается»
  2. «Вот такие Разные движения в воде»
  1. «Водолазы»
  2. «Обитатели морей»

январь

1. «Передвижения в воде»

  1. «Варим компот»
  2. «Лодки гребут»

февраль

  1. «Горизонтальное положение».
  2. «Рыбы и рыбёшки»

1.«Выполни по сигналу»

2. «Сильные ручки»

март

  1. «Брызги и фонтанчики ногами»
  2. Игры с колючими мячами
  1. «Волна морская»
  2. «Веселая карусель»

Апрель

май

  1. «Бульки-бульбульки»
  2. «Звездочка»
  1. Звездное сияние»
  2. «На гребне волны»

        2.7 Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками

В реализации АООП ДО для детей с ЗПР с использованием сетевой формы участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации АООП ДО для детей с ЗПР осуществляется на основании договора между организациями.

Цель: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого непрерывного образования, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания.
  2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
  3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В целях эффективной реализации АООП ДО для детей с ЗПР созданы условия для:

  • профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
  • консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
  • организационно-методического сопровождения процесса реализации адаптированной образовательной программы для детей среднего, старшего и подготовительного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Перечень программ, технологий, методических пособий АООП ДО для детей с ЗПР:

  • Методические рекомендации «Подготовка        к        школе        детей        с        задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004);
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ»; Специальный        федеральный государственный        образовательный        стандарт начального образования детей с ЗПР: проект – М.: Просвещение, 2013г.;
  • Программно-методическое   пособие «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ» под редакцией Т.Г. Неретиной;
  • Екжакова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»;
  • Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях» - М.: Айрис-пресс;
  • Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ;
  • Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
  • Чеменева А.А., Стокмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста – СПб,:«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336с.
  • Герхард Левин Плавание с малышами – Минск,: «Полымя», 1981. – 144с.
  • Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду, / опыт работы Канидовой В.- М.,: «Московский Институт Повышения Квалификации Работников Образования Учебно-Методическая Лаборатория по Дошкольному Образованию», 2012. – 47с.
  • Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду – М.: «Творческий Центр ЮФеоа», 2009. - 63с.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.

  1. Режим дня

Дне недели/

Время

Среда

Четверг

10.20

10.20

  1. Особенности традиционных событий праздников и мероприятий

Название мероприятия

Время

«Осень золотая – праздник урожая!»

Октябрь

Открытое занятие: «Мама, папа, я !»

Ноябрь

Спортивный праздник «Старты на воде»

Декабрь-Январь

Досуг, построенный на играх с водой.

Февраль

Спортивный праздник «День Нептуна»

Март

Досуг : «Водные виды спорта»

Апрель

Развлечение «Здравствуй лето»

Июнь

  1. Особенности организация предметно - пространственной среды

Наименование

Количество

1.

           Плот

1

2.

Плавательные доски

10

3.

Игрушки и предметы тонущие

20

4.

Игрушки плавающие

10

5.

Надувные круги

10

6.

Резиновые мячи с пупырышками

10

7.

Гимнастическая палка

1

8.

Баскетбольное кольцо

1

9.

 Буквы

40

10.

Мячи надувные

4

11.

Обручи пластмассовые

2

12.

Свисток судейский

1

13.

Часы

1

14.

Термометр комнатный

3

15.

Термометр для воды

1

16.

Стойка для детской одежды

2

17.

Скамейка для детской одежды

6

18.

Скамейки детские

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".

Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Консультация для родителей инструктора по плаванию. Занятия плаванием детей дошкольного возраста.

Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхат...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...