ЗПР по плаванию
рабочая программа по физкультуре
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Целевой раздел: | 2 стр. |
1.1 | Пояснительная записка. | 2 стр. |
1.2 | Цель и задачи Программы. | 4 стр. |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы. | 5 стр. |
1.4 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (климатические, демографические, национально - культурные и другие). | 6 стр. |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей и различий (индивидуальных траекторий) детей 3ПР | 8 стр. |
II. | Содержательный раздел:
| 9 стр. |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с 3ПР | 9 стр. |
2.1.1 | Содержание образовательной деятельности с детьми 3ПР | 13 стр. |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 16 стр. |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы. | 18 стр. |
2.4 | Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми. | 19 стр. |
2.5 | Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому | 20 стр. |
2.6 | Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников | 21 стр. |
2.7 | Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками | 22 стр. |
III. | Организационный раздел: | 23 стр. |
3.1 | Описание материально-технического обеспечения Программы. | 23 стр. |
3.2 | Режим дня. | 25 стр. |
3.3 | Особенности традиционных событий праздников и мероприятий | 26 стр. |
3.4 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 27 стр. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3pr.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Целевой раздел: | 2 стр. |
1.1 | Пояснительная записка. | 2 стр. |
1.2 | Цель и задачи Программы. | 4 стр. |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы. | 5 стр. |
1.4 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (климатические, демографические, национально - культурные и другие). | 6 стр. |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей и различий (индивидуальных траекторий) детей 3ПР | 8 стр. |
II. | Содержательный раздел: | 9 стр. |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с 3ПР | 9 стр. |
2.1.1 | Содержание образовательной деятельности с детьми 3ПР | 13 стр. |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 16 стр. |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы. | 18 стр. |
2.4 | Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми. | 19 стр. |
2.5 | Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому | 20 стр. |
2.6 | Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников | 21 стр. |
2.7 | Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками | 22 стр. |
III. | Организационный раздел: | 23 стр. |
3.1 | Описание материально-технического обеспечения Программы. | 23 стр. |
3.2 | Режим дня. | 25 стр. |
3.3 | Особенности традиционных событий праздников и мероприятий | 26 стр. |
3.4 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 27 стр. |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Модифицированная рабочая программа по физической культуре (плавание) детей 5-7 лет разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного № 1 города Лермонтова для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Рабочая программа по плаванию обеспечивает укрепление, сохранение здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ (ЗПР) в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
При составлении Программы по плаванию использовались парциальных программы:
- А.А. Чеменева, Т.В. Стокмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
- Т.И. Осокиной «Как научить детей плавать». В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
В ДОУ проводится целенаправленная работа по созданию условий для формирования начальных навыков плавания, которая включает основные формы:
- занятие по плаванию;
- развлечения, праздники на воде.
Программа ориентирована на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремление к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, радость, побуждали к самостоятельности, а также направлена на формирование ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, формирование элементарных правил безопасного поведения на воде.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273 - ФЗ, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598;2013, №19, ст. 2326);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее ФГОС);
- Приказ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- «Концепция дошкольного воспитания» 1989 г.;
- Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Цели и задачи рабочей программы
Цель: создание условий для охраны жизни, укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи:
- Создавать условия для оздоровления детского организма, совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
- Формировать элементарные навыки плавания;
- Способствовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.) и нравственно - волевые качества (смелость, настойчивость, уверенность в себе);
- Обеспечивать умение владеть своим телом в непривычной среде;
- Формировать привычку культурно- гигиенических навыков,
- Способствовать воспитанию чувства заботы о своем здоровье.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Первый год обучения
С самого начала детей знакомят с основными правилами: входить в воду по разрешению педагога, не стоять в воде без движения, не мешать друг другу купаться, не толкать друг друга, не бегать, не кричать, по команде
преподавателя быстро выходить из воды. После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям и продвижениям.
Основные задачи начального обучения плаванию на данном этапе включают в себя игры с игрушками, все виды ходьбы: по одному, группой, вдоль бортика, на носках, по кругу и т.д., бега: в произвольном и заданном направлении, с высоким подниманием коленей, убегать и догонять и т.д., прыжков: на двух ногах на месте, продвигаясь вперед.
Дети должны освоить погружение под воду. При обучении детей группы 7 вида старшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется одновременному воздействию на моторную и психическую сферу детей. На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, также, дети должны самостоятельно научиться выполнять вдох – выдох в воду.
Второй год обучения
Для совершенствования навыков плавания упражнения усложняются, повышаются требования к самостоятельности детей, их социализации.
С учетом основных задач обучения плаванию включаются на данном этапе игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков (упражнения усложняются по мере их усвоения детьми). Занятие начинается с построения группы и переклички детей и с ОРУ на суше или в воде (упражнения должны быть энергичными). Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличивается по мере овладения навыками. Дозировка упражнений для мальчиков и девочек одинакова.
На втором году обучения идёт обучение лежанию на воде, всплытию, скольжению. В обучении плаванию детей
7 вида 6-7 лет используются разнообразные бессюжетные игры, подвижные игры с текстом (речетативом), подготовительные и подводящие упражнения. С большинством упражнений дети знакомятся вначале на суше, а потом разучивают их в воде. Также идёт обучение таким упражнениям как «Стрела», «Медуза», «Поплавок»,«Звезда».
При обучении детей седьмого вида старшего дошкольного возраста плаванию используется поэтапное обучение каждому движению в воде.
- Планируемые результаты освоения Программы
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ | |
Первый год обучения | Второй год обучения |
- не боятся воды; | -выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 |
-передвигаться в воде по дну бассейна различными | секунд; |
способами; | -уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо; |
-опускать лицо в воду; | - уметь выполнять движения ногами как при плавании |
-делать выдох в воду; | способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой); |
-погружаться в воду у опоры и без опоры с головой. | - доставать с дна 4-5 игрушек поочередно, проходить в |
крупный обруч, стоящий на дне. |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной области «Физическая культура» -плавание (обязательная часть)
- Программа обучения плаванию Т.И. Осокиной
Эта программа предлагает начинать формировать умение плавать со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка.
Цель программы – совершенствование функций формирующего организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно – пространственной координации
Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков.
Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно – с помощью взрослого и самостоятельно – передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды, получают представления и ее выталкивающей силе, а так же самостоятельно, произвольно выполняют упражнения вдох-выдох в воду несколько раз подряд.
Третий этап предусматривает умение проплыть 10 – 15 м на мелкой воде, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
Четвертый этап продолжает усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.
Каждый из этих этапов начального обучения плаванию как бы привязан к определенному возрасту детей:
- первый – ранний и младший дошкольный возраст;
- второй – младший и средний дошкольный возраст;
- третий – старший дошкольный возраст;
- четвертый – старший дошкольный и младший школьный возраст.
Данная возрастная периодизация позволяет педагогу четко представлять все основные направления работы с детьми разных возрастных групп.
Согласно методике Т.И. Осокиной, распределение упражнений и игр по занятиям для всех возрастных групп опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а так же увеличения физической нагрузки. Предусмотрено усвоение каждого раздела программы обучения на протяжении нескольких занятий, что дает возможность детям закрепить приобретенные навыки и умения. Содержание каждого раздела составляют подготовительные упражнения и игры, сгруппированные следующим образом:
- Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну;
- Упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде;
- Упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
- Всплывание и лежание на воде;
- Скольжение по поверхности.
Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений, которые помогают:
- Овладеть движениями рук и ног;
- Освоить технику дыхания;
- Отработать общую координацию движений при определенном способе плавания, в частности кролем на груди и спине.
Этапы обучения описаны очень подробно. Автор уделяет большое внимание обучению технике плаванию способами брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта, ускоренного обучения плаванию.
- Программа для обучения плаванию детей в ДОУ А.А. Чеменевой и Т.В. Столмакова
Программа предусматривает формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических познавательных процессов. В то же время программа нацелена на развитие физических и морально-волевых качеств дошкольников. Кроме того, она ориентирована на гармоничное развитие всех мышц тела ребенка, укрепление его опорно-двигательного аппарата, повышение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Программа представлена разделами «Плавание» и «Здоровье». Каждый раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет освоение детьми данной предметной области.
Содержание раздела «Плавание» построено на трех составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способом плавания. Данный раздел содержит соответствующие задачи, а также рекомендованный перечень упражнений и игр для освоения определенного уровня программы.
Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.
Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства, однако не имеет жесткой привязки к возрасту. Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процессе обучения.
- Примерное тематическое планирование занятий по плаванию для детей с (ЗПР)
Гигиеническое воспитание: добиваться, чтобы дети самостоятельно, в определённой последовательности раздевались и одевались, аккуратно складывали и вешали одежду; продолжать учить мыться под душем, пользоваться полотенцем, с помощью воспитателя насухо вытираться. Дети должны знать, что надо высушить волосы, растереться, обращаясь за помощью к взрослому.
Развитие двигательных умений и навыков: учить выполнять упражнения у бортика, в игре, стоя свободно. Приучать самостоятельно передвигаться в воде друг за другом, по одному, парами, разными способами. Учить выполнять прыжки, держась и не держась за поручень, с хлопками по воде, передвигаясь вперёд; подпрыгивать в высоту; учить бегать в воде с игрушкой и без неё вдоль бортика, от бортика к бортику, врассыпную, не толкая друг друга; бегать, высоко поднимая ноги, с гребками рук.
Работа над дыханием: продолжать учить дуть на игрушки, делая энергичный выдох в воду, опуская лицо в воду и погружаясь до подбородка.
Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы мышц рук, ног, туловища.
Правила поведения: соблюдать очерёдность при входе в бассейн и выходе из него; выполнять упражнения по указанию инструктора; не кричать, не бросать игрушки, перед выходом из бассейна все игрушки ставить на своё место.
- Содержание образовательной области «Физическая культура» -плавание (вариативная часть Программы)
Месяц | Первый год обучения (5-6 лет) | Второй год обучения (6-7 лет) |
сентябрь октябрь |
|
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь | 1. «Передвижения в воде» |
|
февраль |
|
|
март |
|
|
Апрель май |
|
|
Этап обучения | Задачи | Название программы, методического пособия. | Дидактическое обеспечение |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ |
-познакомить с доступными их пониманию свойствами воды (мокрая, прохладная, ласковая и пр.); -учить не бояться входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаться в водном пространстве; -учить задерживать дыхание на вдохе, выполнять лежание на поверхности воды с помощью взрослого и подручных средств.
-учить скользить с надувным кругом; -формировать попеременное движение ног (способом кроль). 3.Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость, настойчивость).
4.Формировать гигиенические навыки: -самостоятельно раздеваться и одеваться в определённой последовательности; -мыться под душем; -насухо вытираться при помощи взрослого; 5.Учить правилам поведения в воде: -спускаться в воду друг за другом с поддержкой взрослого и самостоятельно; -не толкаться и не торопить впереди идущего; -слушать и выполнять все указания инструктора. |
-Т.М.Осокина "Как научить детей плавать" Москва; Просвещение 1985г.
«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста»
| -Уголок физической культуры: стандартное и нестандартное физкультурное оборудование;
|
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ |
3.Воспитывать организованность и чувство коллективизма в группе.
-способствовать повышению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем; -укреплять мышечный корсет ребёнка; -активизировать работу вестибулярного аппарата. -формировать гигиенические навыки (раздеваться и одеваться в определённой последовательности; аккуратно складывать и вешать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать части тела). |
«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста»
«Здоровье» В.Г.Алямовская
,1993 | -Уголок физической культуры: стандартное и нестандартное физкультурное оборудование;
-сюжетные картинки с изображением людей, занимающихся плаванием; -подборка художественных произведений, побуждающих детей к занятиям спортом, физической культурой; -фонотека;
-схемы выполнения различных видов упражнений по плаванию; -картинки, иллюстрации, фото,дающие представления об особенностях внешнего вида;иллюстрации, помогающие установить связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; -игры по теме «Познай себя»; -дидактические игры по формированию культуры здоровья; -наборы картин по здоровому образу жизни. |
2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Совместная деятельность с педагогом | Интеграция с другими образовательными областями |
Рассказы, беседы, чтение и обсуждение познавательных книг о физкультуре и спорте. Рассматривание иллюстраций. Игровые беседы с элементами движений. Физические упражнения. Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. Специальные оздоровительные (коррекционно- оздоровительные) игры. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку. | Познавательное развитие - расширение кругозора в части представлений о физкультуре и спорте, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека. Социально – коммуникативное развитие - решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми на темы о физической культуре и спорте; подвижные игры с речевым сопровождением. Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности; поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр. |
Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок. Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, контрольно- диагностические). Физкультурные досуги и праздники. Дни и недели здоровья. Создание коллажей, тематических альбомов. Изготовление элементарных физкультурных пособий: погружающихся игрушек, мишеней. Специальные оздоровительные игры. Цикл игр - занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников». Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Приключения Неболейки»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». | Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при использовании спортивного инвентаря. Накопление опыта двигательной активности; расстановка и уборка физкультурного инвентаря и оборудования. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. Развитие свободного общения по поводу здоровья и ЗОЖ человека. Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда. Художественно – эстетическое развитие - оформление физкультурного зала; изготовление детьми элементарных физкультурных пособий: флажков, мишеней для метания и др. Развитие музыкально - ритмических движений на основе групп основных движений. Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области данной образовательной области. Речевое развитие- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия. Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания данной области. |
2.3 Способы и направления поддержка детской инициативы детей.
Применять различные формы поощрения дошкольников. Создавать условия для развития детской инициативы. Подвижные игры, игры с элементами спорта. Игры-имитации. Физические упражнения. Отражение впечатлений о физкультуре и спорте в продуктивных видах деятельности. Двигательная активность во всех видах самостоятельной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Ситуативные разговоры; решение проблемных ситуаций. Свободное общение о ЗОЖ.
2.4 Характер взаимодействия со взрослыми, с другими детьми.
Задержка психического развития оказывает сильное влияние на взаимоотношения детей со взрослыми. Дети, имеющие данное нарушение, часто прекращают свою деятельность из-за неудач, даже самых незначительных. Они не проявляют активность в игре, аккуратны в проявлении своей заинтересованности. Такие дети могут отказаться от деятельности, если испытывают в ней какие-либо трудности, даже совсем незначительные. Дети с задержкой психического развития не стремятся к взаимодействию ни со своими ровесниками, ни со взрослыми. У многих наблюдается беспокойство по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети с ЗПР, в отличии от нормативных детей, не проявляют стремления к полноценной, развёрнутой оценке своих действий от взрослого и сверстников, их вполне порадует оценка в виде недифференцированных определений, а также непосредственное эмоциональное одобрение. Можно выделить то, что дети с данным нарушением редко сами стремятся к положительной оценке взрослого, но при этом они крайне чувствительны к проявлению доброты, внимания, ласков дети данной группы эмоционально неустойчивы, достаточно агрессивны по отношению к другим. Также отмечает, что им сложно приспособиться к другим детям во время образовательной деятельности и игр. У детей с ЗПР часто меняется настроение, наблюдается неуверенность, суетливость, чувство страха ого отношения к ним.
2.5 Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
Несформированность эмоциональной сферы детей с ЗПР влияет на социальное поведение, адаптацию к окружающей среде, межличностное 24 общение этих детей, что приводит к нарушению эффективной социализации ребёнка, а также к сложностям формирования его личности. При взаимодействии друг с другом дети с ЗПР не имеют возможности посмотреть на себя со стороны своего собеседника. У них также отсутствует понимание себя в системе отношений. Это приводит к развитию отрицательных качеств, которые, в свою очередь, затрудняют социализацию ребёнка. Если рассматривать развитие эмоций детей дошкольного возраста с ЗПР, то можно отметить, что у них отсутствует способность к «тёплым» отношениям с ровесниками и даже близкими и родными людьми.
Навыки социального взаимодействия специфичны у детей с ЗПР в связи с их своеобразным восприятием мира, пониманием обращенной речи, самими высказываниями детей и другими особенностями психического развития. Данная категория детей также характеризуется заторможенным темпом развития отношений в социуме. Многие представления о социальных отношениях не сформированы, следовательно, это приводит к нарушению коммуникативной сферы.
2.6 Особенности взаимодействия инструктора с семьями воспитанников
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
- Физкультурные досуги и праздники «Веселые старты»
- Семейные проекты «Папа, мама, я – спортивная семья»
- Семейные проекты «Наш выходной», «Как я провел лето», «Во саду ли, в огороде» и др.
- Маршруты выходного дня.
Дистанционное обучение
Месяц | Первый год обучения(5-6 лет) | Второй год обучения(6-7 лет) |
сентябрь октябрь |
правила поведения в нём»
плавания» |
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
|
|
январь | 1. «Передвижения в воде» |
|
февраль |
| 1.«Выполни по сигналу» 2. «Сильные ручки» |
март |
|
|
Апрель май |
|
|
2.7 Организация совместной деятельности инструктора с воспитанниками
В реализации АООП ДО для детей с ЗПР с использованием сетевой формы участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации АООП ДО для детей с ЗПР осуществляется на основании договора между организациями.
Цель: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого непрерывного образования, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
- Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания.
- Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
- Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В целях эффективной реализации АООП ДО для детей с ЗПР созданы условия для:
- профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
- консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
- организационно-методического сопровождения процесса реализации адаптированной образовательной программы для детей среднего, старшего и подготовительного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Перечень программ, технологий, методических пособий АООП ДО для детей с ЗПР:
- Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004);
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: «МОЗАИКА - СИНТЕЗ»; Специальный федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с ЗПР: проект – М.: Просвещение, 2013г.;
- Программно-методическое пособие «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ» под редакцией Т.Г. Неретиной;
- Екжакова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» - М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»;
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях» - М.: Айрис-пресс;
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ;
- Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
- Чеменева А.А., Стокмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста – СПб,:«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336с.
- Герхард Левин Плавание с малышами – Минск,: «Полымя», 1981. – 144с.
- Развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду, / опыт работы Канидовой В.- М.,: «Московский Институт Повышения Квалификации Работников Образования Учебно-Методическая Лаборатория по Дошкольному Образованию», 2012. – 47с.
- Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду – М.: «Творческий Центр ЮФеоа», 2009. - 63с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
- Режим дня
Дне недели/ Время | Среда | Четверг |
10.20 | 10.20 |
- Особенности традиционных событий праздников и мероприятий
Название мероприятия | Время |
«Осень золотая – праздник урожая!» | Октябрь |
Открытое занятие: «Мама, папа, я !» | Ноябрь |
Спортивный праздник «Старты на воде» | Декабрь-Январь |
Досуг, построенный на играх с водой. | Февраль |
Спортивный праздник «День Нептуна» | Март |
Досуг : «Водные виды спорта» | Апрель |
Развлечение «Здравствуй лето» | Июнь |
- Особенности организация предметно - пространственной среды
№ | Наименование | Количество |
1. | Плот | 1 |
2. | Плавательные доски | 10 |
3. | Игрушки и предметы тонущие | 20 |
4. | Игрушки плавающие | 10 |
5. | Надувные круги | 10 |
6. | Резиновые мячи с пупырышками | 10 |
7. | Гимнастическая палка | 1 |
8. | Баскетбольное кольцо | 1 |
9. | Буквы | 40 |
10. | Мячи надувные | 4 |
11. | Обручи пластмассовые | 2 |
12. | Свисток судейский | 1 |
13. | Часы | 1 |
14. | Термометр комнатный | 3 |
15. | Термометр для воды | 1 |
16. | Стойка для детской одежды | 2 |
17. | Скамейка для детской одежды | 6 |
18. | Скамейки детские | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Обучение плаванию способом дельфин с элементами плавания на спине и груди в подготовительной группе
Традиционный конспект по плаванию 2 года обучения...
Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".
Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....
Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию
В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....
Консультация для родителей инструктора по плаванию. Занятия плаванием детей дошкольного возраста.
Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхат...
Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»
По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...