Технология развития ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya_orientirovke_v_prostranstve_detey.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Детский сад №28 Умка"
Технология развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Составила :Инструктор по физической культуре Киселева Олеся Александровна
Пространственная ориентировка - это способность определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, это анализ пространственных отношений внешней среды, который служит основой планирования и регулирования пространственного поведения. Проблема восприятия пространства – одна из сложных научных проблем.
Цели:
Создание условий для развития у детей пространственных представлений и формирование навыков ориентировке в пространстве.
Задачи :
- разработать методическое обеспечение
- обогатить предметно - пространственную среду
- наладить взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников
- повысить собственную компетентность по данному направлению, компепетентность педагогов и родителей воспитанников
Этапы :
Технология развития ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста
1. Ориентировка "На себе" части собственного тела
2. Ориентировка в основных пространственных направлений
3. Ориентировка от себя эх
4. Ориентировка в пространстве при передвижении
5. Ориентировка от другого объекта
6.Ориентировка на плоскости
Перспективный план на учебный год
«Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Средняя | старшая | подготовительная | ||
сентябрь | 1 неделя | Ориентировка впространстве спот зала ориентировка Большой- маленький. | Ориентировка в минпи-пространстве,Понимание направлений: на,под,между,За,перед | ориентировка на плоскости, используя направления,слышать указания. |
2 неделя | ориентировка в спорт зале.Низ-верх,рядом.Выполнение действий.Взаимосоотвествие Форма – предмет.Работа с трафаретом. | Поиск предмет-форма.Ориентировка в спутанном пространстве | Ориентировка в предметном мире. Выделение формы. Понятие « Между» | |
3 неделя | Микропространство.Понимание» Я» относительно других предметов. | Поисковая функция глаз. Понимание наравлений. Действие с предметами. | Понимание « Целое и часть». Учить находить предмет» от своего я» | |
4 неделя | Ориентировку на цвет и форму. Выделение цвета в пространстве | Ориентировка на цвет ,форму, величину. | Ориентировка на цвет, форму,величину. | |
октябрь | 1 неделя | Ориентировка Рядом,между..Чередование предметов | .Налево-направо. Взаимная работа правой и левой рук.Умение определять направление. | Понимание « Я» в пространстве. |
2 неделя | Ориентировка на форму.Учить слыщать и выполнять действия. Знакомить с функциями правой и левой руки. | Понятие Форма-предмет. Определение направления. | Ориентировка на цвет. Элементы схем. Поиск объектов. | |
3 неделя | Сравнение предметов о величине | Пространственные отношения между предметами. | Выделять элементы схемы..Взаимооотношение:предмет= форма. развивать глазомер. | |
4 неделя | Ориентировка с помощью зрения и осязания. Сравнение предметов по длине | Обследование территории детского сада. | передвижение по карте детского сада.. Ориентировка с помощью стрелок | |
ноябрь | 1 неделя | Зритенльно- тактильнове восприятие. | Ориентировка на слух. Ориентировка « От себя» Направление Левой и правой руки. | Ориентировка в микропространстве. цвет и форма. понимание указаний. |
2 неделя | Ориентировка по направлениям.Середина. | Местонахождение предмета относительно другого. Середина. Передвижение с заданным направлением. | Использование пространственных терминов. Изменение местонахождения предмета. | |
3 неделя | Середина. Моделирование. Учить приемам поиска.. Нахождение верх и низ. | Ориентировка на форму предмета. ориентировка « на себе» | Понятие» Между-середина».Обозначение местонахождения предмета в пространстве. | |
4 неделя | Ориентировка на цвет и форму. Учить группировать предметы ,сравнивать предметы по длине.Ориентировка при помощи слуха. | Отсчет предметов.Цвет и оттенок. | Закрепление цветов , формы | |
декабрь | 1 неделя | Далеко-близко.. различение музыкальных игрушек на слух. Ориентировка на поверхности листа. | Далеко- близко ориентировка на плоскости. объемные предметы. направления руки, стрелки. | Знакомство с миром зеркал. Понятие Вперед-назад. Ориентировка по схеме. |
2 неделя | Соотнесение игрушек с предметами. Ориентировка « На себе». Рука и пальчики. | Обратные направления. Ориентировка на цвет. ориентировка с иточкой отсчета « от себя». | Зеркальный мир. Ориентировка Глубокий – мелкий Понимание « Наоборот» | |
3 неделя | Показ направления» от себя»Употребление в речи терминов Далеко-близко. Слуховая ориентировка. | Ориентировка в микропространстве и на плоскости. Различение левой и правой руки. Ориентировка « от предмета». тактильное восприятие.. | Зеркальное пространство. Понимание « Наоборот» (цвет, форма, величина). Моделирование пространственных отношений. | |
4 неделя | Тело.Соотнесение с частями модели. Целостное восприятие | Ориентировка на форму предмета. преобразование предмета в форму..Работа правой и левой руки | руки..Ориентировка « от другого». Работа со схемами. Ориентировка на клеточной плоскости. | |
январь | 2 неделя | Далеко-близко,высоко-низко. Ориентировка на взаимосоответствие. | Форма предмета. Расположение предметов на листе. Моделирование пространственных отношений.Автоматизировать направления. | Клеточная плоскость.Работа со стрелками. Относительность пространственных отношений. Продолжать понимать зеркальное направление. |
3 неделя | Ориентировка на слух. Ориентировка на одежде. Алгоритм кодирования. По цвету и форме. | Код..Взаимосоответствие между предметами.Далеко-близко- рядомВыделение клетки, заполнение пустоты. | Составлять элементарные схемы.. ориентировка на клеточной плоскости. | |
4 неделя | Далеко и близко.Ориентировка спомощью осязания. Скорость переработки информации. Пирамида. | Зрительно-тактильные ориентировки. ориентировка на слух. ориентировка рукой и флажком. | Ориентировка по схемам и дорожкам. | |
февраль | 1 неделя | .Скорость переработки информации.Величина. Сравнение по высоте. Пирамида. Дорожки. | Поисковая деятельность. | Сравнение предметов по величине . |
2 неделя | Восприятие формы.Сравнение предметов.Учить соостносить игрушки с условными обозначениями. | Ориентировка на разных плоскостях. Ориентировка на цвет и форму. Разные линии и действия с ними. | Ориепнтировка в пространстве и на плоскости.. Противоположные направления. паралельные линии. | |
3 неделя | Восприятие цвета. Показ направлений « от себя» | Ориентировка с помощью осязания.навыки микроориентировки. Направления правой и левой руки | Понятие « Напротив,между». Паралельные линии. Понимание : больше-меньше. Ориентировка в пространственных отношениях | |
4 нгеделя | Схема предмета. Ориентировка при помощи осязания. Взаимосоответствие Предмет- цвет. | Величина. Микроориентировка.Ориентировка на клетке. Чередование цвета | Ориентировка на цвет и величину.. Сравнение с помощью анализаторов. Тактильная ориентировка. | |
март | 1 неделя | Ориентировка « на себе». Понимание направлений, действие. Ориентировка на слух. | активное использование пространственных терминов. Моделирование пространственных отношений. Работа по схемам. | активное использование пространственных терминов..Ориентировка на карте - схемепо стрел |
2 неделя | Между,Середина. Слева-справа.
Реальные предметы и схемы. | Ориентировка « от себя»». относительностьпространственных отношенийСтороны объемных фигур и предметов.. | Ориентировка « от другого». Относительность направлений и расположений. | |
3 неделя | Ориентировка на форме. Взаимосоответсвие Предмет-форма. Ориентировка на слух. Работа с трафаретом. Понятие штриховка. | Ориентировка « себя». определение собственного местонахождения. В пространстве..Левое и правое. Ориентировка с помощью осязания.от другого». напротив. | Счет прямой и обратнный. Чувство клетки, чередование клеток. Ориентировка глазами другого. | |
4 неделя | Чередование, сравнение предметов .Ориентировка на цвет и форму. | Чувтво величины. Микроориентировки | Понятие « смежность». Сравнение,знаки.символы. | |
апрель | 1 неделя | Ориентировка на поверхности .Верх-низ,напрво-налево. Слуховое и тактильное восприятие. | Навыки микроориентировки.. Дифференциация основных направлений | Уменьшить- увеличсить. Понимание схем и ориентировка с помощью схем и клубков. Местонахождение другого человека. |
2 неделя | Понимать и выполнять словесные указания по размещению предметов и игрушек.Развивать моторику. | Далеко-близко,высоко- низко..расположение предметов по схемам. | .Понимание «Вне,Внутри, на» Деление. Ассоциативное мышление. | |
3 неделя | Расположение игрушек. понимание направлений. Зрительно- тактильные ориентировки. | Сравнение 2 множеств.Ориентировка на клеточной плоскости. Ассоциативное мышление. | Пространственные термины. Больше-меньше. Графические способы зрительно-вербальных представлений. | |
4 неделя | Чувство ритьма,выполнеие узора по образцу. Ориентировка по осязанию. Соотнесение игрушек и условных символов. | Одинаковые и разные. Величина. Навыки микроориентировки. Расположение игрушек в пространве, Зрительно-вербальный анализ. | Ориентировка на различных плоскостя. Закрепление: :горизонтальные, вертикальные. сравнение предметов по величине. Действия по схеме. | |
май | 1 неделя | Ориентировка на цвет и формы.Внимание и память. | Взаимоотношение предметов впространстве. | Ориентировка с помощью схем. Ориентировка на клеточной плоскости. Зрительно-вербальный анализ пространственных отношени й. |
2 неделя | Сравнение предметов. Видоизменение. | Сохранные анализаторы.Понимание инструкций. | Ориентировка в пространстве , микропространстве. Определение местонахождения предмета относительно другого. | |
3 неделя | « Ушки, глазки,носик» - итоговое занятие | |||
Ожидаемый результат | Ребенок имеет представления о протсранственном расположении частей тела,знаком с пространственными терминами, понимает далеко-близко, высоко-низко,Располагает игрушки с точкой отсчета « от себя»,умеет обозначать свои действия в речи,ориентируется в помещениях детского сада,имеет навыки микроориентировки,может соотносить игрушки и натуральные предметы с условными обозначениями. | активно использует в речи пространственные термины,находит игрушки и предметы в названных направлениях,умеет ориентироваться на звуковые, световые,цветовые ориентиры,умеет ориентироваться в детском саду, объяснить дорогу в кабинет,зал,,владеет приемами микроориентировки,соотносит реальные предметы с условными обозначениями,понимает простейшие схемы пространства,моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала. | Свободно ориентируется на собственом теле, понимает зеркальное пространственное отношение,,четко дифференцирует основные направления пространства,умеет определять расположение предметов « от себя» и от» другого предмета», использует в речи обозначения направления движений,умеет составлять схемы передвижения по пространству детского сада, умеет использовать сохранные анализаторы при определении пространственных отношений между предметами,понимает относительность пространственных отношений, умеет моделировать сложные ространственные отношения. |
К концу года ребенок должен :
Ориентироваться в частях собственного тела, в том числе правых и левых, а также в основных пространственных направлений. Уметь определить свое местоположение, а также положение другого объекта или предмета в пространстве, умение ориентироваться в процессе передвижения в пространстве и по карте-схеме
Использование предлогов и наречий.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с проблемами зрения
Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме челов...
Ориентировка в пространстве детей дошкольного возраста.
В консультации представлен материал для работы с дошкольниками по развитию ориентировки в пространстве....
Перспективный план работы по развитию ориентировки в пространстве (средний дошкольный возраст) на 2017-2018 учебный год
Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях....
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста
Развитие ориентировки в пространстве...
Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования
Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...
Выступление на МО дошкольных работников Курманаевского района: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"
Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию техноло...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...