Технология развития ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре

Киселева Олеся Александровна
Пространственная ориентировка - это способность определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, это анализ пространственных отношений внешней среды, который служит основой планирования и регулирования пространственного поведения. Проблема восприятия пространства – одна из сложных научных проблем. Цели:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya_orientirovke_v_prostranstve_detey.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Детский сад №28 Умка"

Технология развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Составила :Инструктор по физической культуре Киселева Олеся Александровна

Пространственная ориентировка -  это способность определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, это анализ пространственных  отношений внешней  среды, который  служит основой планирования и регулирования пространственного  поведения. Проблема  восприятия  пространства – одна  из  сложных научных проблем.

Цели:
Создание условий для развития у детей пространственных представлений и формирование навыков ориентировке в пространстве.
Задачи :
- разработать методическое обеспечение
- обогатить предметно - пространственную среду
- наладить взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников
- повысить собственную компетентность по данному направлению, компепетентность педагогов и родителей воспитанников

Этапы :

Технология развития ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста
1. Ориентировка "На себе" части собственного тела
2. Ориентировка в основных пространственных     направлений
3. Ориентировка от себя эх
4. Ориентировка в пространстве при передвижении
5. Ориентировка от другого объекта
6.Ориентировка на плоскости

                                                      Перспективный план  на  учебный  год

                                       «Ориентировка  в  пространстве  и на плоскости»

Средняя

старшая

подготовительная

сентябрь

1 неделя

Ориентировка  впространстве  спот зала

ориентировка Большой- маленький.

Ориентировка  в  минпи-пространстве,Понимание  направлений: на,под,между,За,перед

ориентировка на плоскости,

используя направления,слышать указания.

2 неделя

ориентировка  в  спорт зале.Низ-верх,рядом.Выполнение действий.Взаимосоотвествие Форма – предмет.Работа с

трафаретом.

Поиск предмет-форма.Ориентировка  в  спутанном  пространстве

Ориентировка  в  предметном мире.

Выделение формы.

Понятие « Между»

3 неделя

Микропространство.Понимание» Я» относительно  других предметов.

Поисковая  функция глаз.

Понимание наравлений. Действие  с  предметами.

Понимание « Целое и часть».

Учить находить предмет» от своего я»

4 неделя

Ориентировку на цвет и  форму.

Выделение цвета  в  пространстве

Ориентировка  на  цвет  ,форму, величину.

Ориентировка на цвет, форму,величину.

октябрь

1 неделя

Ориентировка Рядом,между..Чередование предметов

.Налево-направо.

Взаимная работа правой и левой  рук.Умение определять направление.

Понимание « Я» в пространстве.

2 неделя

Ориентировка на форму.Учить  слыщать и выполнять  действия.

Знакомить с функциями правой и левой руки.

Понятие Форма-предмет.

Определение  направления.

Ориентировка на цвет.

Элементы схем.

Поиск объектов.

3 неделя

Сравнение предметов

о величине

Пространственные  отношения  между предметами.

Выделять элементы схемы..Взаимооотношение:предмет=

форма.

развивать глазомер.

4 неделя

Ориентировка  с помощью зрения и осязания.

Сравнение предметов по длине

Обследование   территории  детского  сада.

передвижение по карте детского  сада..

Ориентировка  с помощью стрелок

ноябрь

1 неделя

Зритенльно- тактильнове восприятие.

Ориентировка  на слух.

Ориентировка « От  себя»

Направление Левой и правой  руки.

Ориентировка   в микропространстве.

цвет и форма.

понимание указаний.

2 неделя

Ориентировка по направлениям.Середина.

Местонахождение  предмета относительно  другого.

Середина.

Передвижение  с  заданным  направлением.

Использование пространственных терминов.

Изменение местонахождения предмета.

3 неделя

Середина.

Моделирование.

Учить  приемам поиска..

Нахождение верх и низ.

Ориентировка  на форму предмета.

ориентировка « на себе»

Понятие» Между-середина».Обозначение местонахождения предмета  в  пространстве.

 4 неделя

Ориентировка на цвет и форму.

Учить группировать предметы ,сравнивать предметы по длине.Ориентировка при помощи

слуха.

Отсчет предметов.Цвет и оттенок.

Закрепление  цветов , формы

декабрь

1 неделя

Далеко-близко..

различение  музыкальных игрушек на слух.

Ориентировка на поверхности  листа.

Далеко- близко

ориентировка на плоскости.

объемные предметы.

направления руки, стрелки.

Знакомство  с  миром зеркал.

Понятие Вперед-назад.

Ориентировка по схеме.

2 неделя

Соотнесение  игрушек  с  предметами.

Ориентировка « На себе».

Рука и пальчики.

Обратные направления.

Ориентировка на цвет.

ориентировка  с  иточкой  отсчета  « от себя».

Зеркальный мир.

Ориентировка Глубокий – мелкий

Понимание « Наоборот»

3 неделя

Показ направления» от себя»Употребление  в  речи  терминов Далеко-близко.

Слуховая ориентировка.

Ориентировка  в  микропространстве  и на плоскости.

Различение  левой и правой  руки.

Ориентировка « от предмета».

 тактильное восприятие..

Зеркальное пространство.

Понимание « Наоборот»

(цвет, форма, величина).

Моделирование пространственных

отношений.

4 неделя

Тело.Соотнесение  с  частями  модели.

Целостное  восприятие

Ориентировка на форму предмета.

преобразование предмета  в  форму..Работа правой и левой руки

  руки..Ориентировка « от другого».

Работа  со схемами.

Ориентировка на клеточной плоскости.

январь

2 неделя

Далеко-близко,высоко-низко.

Ориентировка на взаимосоответствие.

Форма предмета.

Расположение предметов на листе.

Моделирование пространственных  отношений.Автоматизировать  направления.

Клеточная плоскость.Работа со стрелками.

Относительность пространственных

отношений.

Продолжать понимать

 зеркальное направление.

3 неделя

Ориентировка на слух.

Ориентировка на одежде.

Алгоритм кодирования. По цвету и форме.

Код..Взаимосоответствие  между предметами.Далеко-близко- рядомВыделение клетки, заполнение  пустоты.

Составлять элементарные схемы..

ориентировка на клеточной плоскости.

4 неделя

Далеко и близко.Ориентировка  спомощью осязания.

Скорость  переработки информации.

Пирамида.

Зрительно-тактильные ориентировки.

ориентировка на слух.

ориентировка  рукой и флажком.

Ориентировка по схемам и дорожкам.

февраль

1 неделя

.Скорость  переработки информации.Величина.

Сравнение по высоте.

Пирамида.

Дорожки.

Поисковая деятельность.

Сравнение предметов по величине

.

2 неделя

Восприятие  формы.Сравнение  предметов.Учить  соостносить  игрушки  с  условными  обозначениями.

Ориентировка на разных плоскостях.

Ориентировка на цвет и форму.

Разные линии и действия  с  ними.

Ориепнтировка  в пространстве

и на плоскости..

Противоположные направления.

паралельные линии.

3 неделя

Восприятие  цвета.

Показ направлений « от себя»

Ориентировка  с помощью осязания.навыки микроориентировки.

Направления правой и левой руки

Понятие « Напротив,между».

Паралельные линии.

Понимание : больше-меньше.

Ориентировка  в пространственных

отношениях

4 нгеделя

Схема предмета.

Ориентировка при помощи осязания.

Взаимосоответствие Предмет- цвет.

Величина.

Микроориентировка.Ориентировка на клетке.

Чередование цвета

Ориентировка   на цвет  и величину..

Сравнение  с помощью анализаторов.

Тактильная ориентировка.

март

1 неделя

Ориентировка « на себе». Понимание направлений, действие.

Ориентировка на слух.

активное использование пространственных  терминов.

Моделирование пространственных  отношений.

Работа по схемам.

активное  использование  пространственных  терминов..Ориентировка на карте - схемепо

стрел

2 неделя

Между,Середина.

Слева-справа.

 

Реальные предметы и схемы.

Ориентировка « от  себя»».

относительностьпространственных отношенийСтороны объемных фигур и предметов..

Ориентировка « от другого».

Относительность  направлений и

 расположений.

3 неделя

Ориентировка на форме.

Взаимосоответсвие Предмет-форма.

Ориентировка на слух.

Работа с трафаретом.

Понятие штриховка.

Ориентировка «

себя».

определение  собственного  местонахождения. В пространстве..Левое и правое.

Ориентировка с помощью осязания.от другого».

напротив.

Счет  прямой и обратнный.

Чувство клетки, чередование клеток.

Ориентировка глазами другого.

4 неделя

Чередование, сравнение предметов .Ориентировка на цвет и форму.

Чувтво величины.

Микроориентировки

Понятие « смежность».

Сравнение,знаки.символы.

апрель

1 неделя

Ориентировка на поверхности .Верх-низ,напрво-налево.

Слуховое и тактильное восприятие.

Навыки микроориентировки..

Дифференциация основных направлений

Уменьшить- увеличсить.

Понимание схем и ориентировка

с помощью схем и клубков.

Местонахождение  другого  человека.

2 неделя

Понимать и выполнять словесные указания по размещению предметов и игрушек.Развивать моторику.

Далеко-близко,высоко- низко..расположение предметов по схемам.

.Понимание

«Вне,Внутри, на»

Деление.

Ассоциативное  мышление.

3 неделя

Расположение игрушек.

понимание направлений.

Зрительно- тактильные ориентировки.

Сравнение 2 множеств.Ориентировка на клеточной плоскости.

Ассоциативное мышление.

Пространственные  термины.

Больше-меньше.

Графические  способы

зрительно-вербальных  представлений.

4 неделя

Чувство ритьма,выполнеие узора по образцу.

Ориентировка по осязанию.

Соотнесение  игрушек и условных символов.

Одинаковые и разные.

Величина.

Навыки микроориентировки.

Расположение игрушек в пространве, Зрительно-вербальный анализ.

Ориентировка  на различных  плоскостя.

Закрепление: :горизонтальные,

вертикальные.

сравнение предметов по величине.

Действия по схеме.

май

 1 неделя

Ориентировка на цвет и формы.Внимание и память.

Взаимоотношение предметов   впространстве.

Ориентировка  с помощью схем.

Ориентировка  на клеточной плоскости.

Зрительно-вербальный анализ

пространственных отношени й.

2 неделя

Сравнение  предметов.

Видоизменение.

Сохранные  анализаторы.Понимание инструкций.

Ориентировка  в  пространстве ,

микропространстве.

Определение  местонахождения предмета

 относительно  другого.

3 неделя

« Ушки, глазки,носик» - итоговое  занятие

Ожидаемый результат

Ребенок имеет представления о протсранственном  расположении частей  тела,знаком  с  пространственными  терминами, понимает  далеко-близко, высоко-низко,Располагает  игрушки с  точкой  отсчета « от себя»,умеет  обозначать  свои  действия  в  речи,ориентируется  в  помещениях детского  сада,имеет  навыки  микроориентировки,может соотносить  игрушки и натуральные предметы с условными обозначениями.

активно использует  в речи пространственные  термины,находит  игрушки и предметы  в  названных направлениях,умеет  ориентироваться  на звуковые, световые,цветовые  ориентиры,умеет  ориентироваться в детском  саду, объяснить  дорогу в кабинет,зал,,владеет приемами микроориентировки,соотносит  реальные предметы  с  условными  обозначениями,понимает  простейшие  схемы пространства,моделирует

простейшие пространственные  отношения из  строительного  материала.

Свободно  ориентируется  на

собственом  теле, понимает  зеркальное

пространственное  отношение,,четко

 дифференцирует основные  направления пространства,умеет  определять  

расположение  предметов  

« от  себя» и от» другого предмета»,

использует  в  речи обозначения

направления движений,умеет  

составлять  схемы передвижения

по пространству детского сада,

умеет  использовать  сохранные  

анализаторы при определении

 пространственных  отношений  между  предметами,понимает  относительность

пространственных  отношений,

умеет  моделировать  сложные

ространственные  отношения.

К концу года ребенок должен :

Ориентироваться в частях собственного тела, в том числе правых и левых, а также в основных пространственных направлений. Уметь определить свое местоположение, а также положение другого объекта или предмета в пространстве, умение ориентироваться в процессе передвижения в пространстве и по карте-схеме

Использование предлогов и наречий.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с проблемами зрения

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме челов...

Ориентировка в пространстве детей дошкольного возраста.

В консультации представлен материал для работы с дошкольниками по развитию ориентировки в пространстве....

Перспективный план работы по развитию ориентировки в пространстве (средний дошкольный возраст) на 2017-2018 учебный год

Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях....

Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования

  Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...

Выступление на МО дошкольных работников Курманаевского района: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

 Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию техноло...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...